ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного и начального образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Физическое развитие воспитанников дошкольной образовательной организации с ограниченными возможностями здоровья
ВЫПОЛНИЛА:
Гринченко Ольга Константиновна,
воспитатель МБДОУ № 50 г. Мурманска
Мурманск
2017
Содержание
Введение 3
1.Создание условий для физического развития воспитанников в группе ДОО 5
2. Содержание занятий по физической культуре с детьми ОВЗ 7
Заключение 9
Литература 10
Приложение 11
Введение
Стандарт дошкольного образования — это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. В нем введено такое понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность педагогов, родителей, детей.
Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы существенно возрос. Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.
Разрабатывая систему физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, мы руководствовались данными исследованиями лаборатории Аршавского, изучили работы педиатра и педагога Ю.Ф. Змановского, взгляды Н.М.Амосова на проблемы воспитания здорового ребенка.
Взяв за основу программы В.Г. Алямовской для часто болеющих детей «Здоровье», Т.Л. Шахомировой «Расти, здоровым малыш», которая ориентирована на работу с детьми и родителями по оздоровлению детей.
Разработанная система физкультурной работы в коррекционных группах должна органически входить в жизнь детского сада, и решать задачи физического развития детей с ограниченными возможностями. Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности детей. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является педагогическая диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия. Все занятия ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Цель проекта: изучение и проектирование системы работы педагога по физическому развитию воспитанников с ОВЗ в ДОУ.
Задачи проекта: создание специальных условий для физического развития детей с ОВЗ; анализ методов и подходов, способствующих двигательной активности воспитанников; обобщение системы физкультурной работы в группах коррекционной направленности.
Средства реализации: проведение утренней стимулирующей гимнастики; организация коррекционных физкультурных занятий; введение сюжетных коррекционных занятий в подготовительной к школе группе; диагностика физического развития детей; физическое развитие воспитанников дошкольной образовательной организации с ограниченными возможностями здоровья.
Структура работы состоит из введения, двух пунктов, заключения, литературы и приложения.
1. Создание условий для физического развития воспитанников в группе ДОО
Лечебная физкультура в детском саду имеет первостепенное значение для детей с врожденными и хроническими заболеваниями, а также с легкими нарушениями развития, поскольку ежедневные спортивные занятия и упражнения благотворно влияют не только на физическое состояние организма и иммунную систему, но и укрепляют ребенка в духовном и психическом плане. Двигательные способности находятся в непосредственной связи с функциями головного мозга, с помощью движения ребенок воспринимает, распознает, изучает и осмысливает окружающий мир.
В МБДОУ № 50 г. Мурманска воспитываются и развиваются разные дети: дети с ДЦП, умственно отсталые, Дауны, аутисты, эписинтромом, с ЗПР. При планировании занятий физкультурой в детском саду отражены все направления по работе с такими детьми.
Например, занятия с музыкальным сопровождением позволят развивать в детях чувство ритма и такта. Упражнения, выполняемые под звуки любимых детских песен, доставят еще большее удовольствие детям, если они сами смогут подпевать, ассоциируя себя и определенные движения с различными героями и событиями из песен. Польза от занятий спортом очевидна, но ребенок в силу своего возраста еще не способен ее понять, поэтому, чтобы его привлечь и заинтересовать, стоит проявить фантазию и организовать занимательную физкультуру в детском саду. Для малышей будет увлекательно участвовать в мини-соревнованиях, которые могут проводиться в форме маленькой олимпиады. Причем вручение поощрительных призов или грамот за правильное и быстрое выполнение упражнений, непременно пробудит интерес маленьких проказников и будет воспитывать в них здоровое честолюбие и целеустремленность[3,С.12]. Но прежде всего, занятия физической культурой и спортом в детском саду должны доставлять удовольствие, а не быть направлены на достижение каких-то результатов. Движение – это естественная потребность ребенка и средство его полноценного и гармоничного развития, а кроме того один из методов познания окружающей действительности, способ самовыражения и проявления детской жизнерадостности. Современные условия жизни накладывают все больше ограничений на возможность развития двигательной активности детей, хотя потребность в ней неуклонно растет. Поэтому необходимо создать условия для активных занятий физической культурой не только дома, но в детском саду [5,С.52].
В идеальном варианте уголок физкультуры в детском саду должен состоять из шведской стенки или детского спортивного комплекса (ДСК) с различным навесным оборудованием, гимнастических матов, батута, корзин с мячами, горок и наклонных лестниц, а также иметь в наличии различные спортивные материалы, например, разноцветные платки, мячи, кегли, ленты, обручи. Оборудование должно быть не только полезным, но и красивым, радовать глаз, пробуждать фантазию, поэтому яркие игровые аксессуары для хранения инвентаря будут отличным дополнением. Огромную роль в общем развитии ребенка играет развитие его движений, особенно в первый год жизни, когда движения формируются: ребенок овладевает хватанием, сидением, стоянием, ползанием, ходьбой. Велико значение для правильного развития ребенка применяемых с грудного возраста специальных физических упражнений. Исследования ученых отмечают чрезвычайно благоприятное действие таких упражнений на общее развитие детей. Установлено, что они под влиянием физических упражнений развиваются значительно лучше: улучшаются вес, рост. Под влиянием массажа, гимнастики, игр у детей повышается общая сопротивляемость организма к заболеваниям, закаляется весь организм ребенка. Ряд наблюдений показывает, что дети, с которыми проводили физические упражнения, по сравнению с другими детьми меньше болеют, а также легче переносят заболевания и быстрее выздоравливают. Физические упражнения способствуют предупреждению заболеваний.
2. Содержание занятий по физической культуре с детьми ОВЗ
Занятия физкультурой в детском саду должно стимулировать развитие моторики у детей, мотивировать их, но, прежде всего, доставлять им радость. Чтобы достигнуть этого, воспитатели при организации уроков физкультуры в детском саду должны ориентироваться на актуальные потребности, способности и интересы детей; имеющиеся в распоряжении помещения и их оснащение [6,С.32].
При этом следует придерживаться следующих принципов:
программа физкультуры в детском саду должна включать в себя большое количество разнообразных подвижных игр и упражнений, однако необходимо предоставлять достаточное время для выполнения каждого отдельного задания;
постановка задачи должна соответствовать уровню развития детей, т.е. не содержать завышенных или заниженных требований;
дети должны иметь достаточно возможностей для развития и совершенствования навыков и способностей, а также для самостоятельных тренировок;
учитель физкультуры в детском саду должен найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Именно «неловкий» или «медлительный» ребенок требует поддержки и внимания, чтобы поверить в себя, поэтому очень важно, чтобы каждый принимал участие в упражнениях;
лучшего результата можно добиться путем многократных повторений, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому наиболее эффективно обучение на личном примере других детей;
желательно избегать «индивидуальных» соревнований, и организовывать соревнования между командами. Физические упражнения в детском саду должны быть разработаны с целью освоения различных форм и возможностей движения, развития и совершенствования требуемых для этого навыков. Уроки физкультуры в детском саду необходимо проводить в игровой форме. Они могут включать в себя упражнения, при которых дети учатся целенаправленно бросать и ловить, лазать и прыгать, быстро бегать, ритмично двигаться, выполнять задания парами, использовать простые спортивные приспособления, например, мячи, скакалки, маты, веревки [3,С.12].
Мониторинг условий реализации стандарта дошкольного образования показал, что в дошкольном учреждении имеется достаточная ресурсная база, которую необходимо сделать современной, учитывая, в том числе и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Утренняя стимулирующая гимнастика.
Разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции. Структура утренней стимулирующей гимнастики: упражнения на дыхание; пантомима; упражнения для кистей рук; различные виды ходьбы; оздоровительный бег; подвижные игры; релаксация.
Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
Коррекционные физкультурные занятия.
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме:
вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия;
позволяют повысить резинстентность организма ребенка к воздействию внешних факторов. Использование оздоровительного бега на занятии позволяет формировать волевые качества и развивать физическую выносливость. Основное содержание коррекционных физкультурных занятий отражено в Приложении.
Заключение
Основная цель физического воспитания детей – обеспечить правильное развитие растущего организма, укрепить здоровье, повысить выносливость и закалить ребенка, увеличить его сопротивляемость к заболеваниям.
Для нормального развития ребенка необходимы режим питания, правильный распорядок дня (режим), широкое пользование чистым свежим воздухом, гигиеническая теплая и легкая одежда, предупреждающая как охлаждение, так и перегревание тела – очень вредные для маленьких детей, наконец, правильный уход и чистота.
Физические упражнения полезны нормально развивающимся детям. Еще в большей степени они полезны детям больным, выздоравливающим и детям, отстающим в своем развитии.
Большое влияние оказывают физические упражнения на развитие костей и суставов. Благодаря мышечным упражнениям укрепляются, главным образом, длинные кости рук и ног, что имеет большое положительное значение при рахите. Ведь при рахите процессом болезни затрагиваются не только кости, а страдает и слабеет весь организм: мышцы становятся вялыми, суставы разболтанными, живот приобретает форму «лягушечьего» живота. У детей, больных рахитом, физические упражнения улучшают обмен веществ, укрепляют мускулатуру, способствуют лучшему питанию костной системы. Для детей, больных рахитом, особенно полезны специальные упражнения, укрепляющие мышцы живота, благодаря чему живот их приобретает свою нормальную форму.
Физические упражнения оказывают влияние и на развитие психической деятельности ребенка, улучшают его способности восприятия, внимания, памяти, речи. У детей с неуравновешенным настроением они способствуют улучшению настроения, дети реже плачут, улучшаются их сон и аппетит.
Литература
Справочная информация: «Федеральные государственные образовательные стандарты» (Материал подготовлен специалистами Консультант Плюс) // СПС Консультант Плюс.
Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях // Дошкольное образование. – 2014 – № 20. – С. 11-29.
Вавилова В.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Приор, 2016. – 207 с.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Приор, 2015. – 93 с.
Васильева М.А. Воспитание ребенка дошкольного возраста в детском саду. – М.: Норма, 2015. – 104 с.
Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 28-33.
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 138 с.
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Приор, 2015. – 269 с.
Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. – С. 10-18.
Приложение
Основное содержание коррекционных физкультурных занятий
Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.
Ходьба выполняется самостоятельно и за воспитателем; в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную.
Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за воспитателем; друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Коррекционные упражнения выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.
Основные виды движений:
Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, и т.д. с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лежа на животе, катание среднего мяча друг другу, лежа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу, и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.
Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, с места, прыжки в длину.
Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Детей учат удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу; бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мычи разные по размеру, ударять о пол и ловить его; бросать в цель мешочки с песком, сбивать кегли.
Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.
Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Сюжетные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики для детей 6-7 лет.
Сюжетное физкультурное занятие проводится в подготовительной логопедической группе вводиться в сетку занятий третьем занятием, за счет сокращения времени проведения физкультурных коррекционных занятий.
Сюжетное физкультурное занятие с элементами корригирующей гимнастики состоит из трех частей: вводная часть включает упражнения на построение, различные виды ходьбы и бега; основная часть занятия состоит из общеразвивающих упражнений с предметами и без них.
Основные виды движений включают в себя упражнения на равновесие, метание, лазание, прыжки.
Подвижная игра заменяется играми-эстафетами.
12