СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика для техники Великой Отечественной войны

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен ученым - конструкторам, которые обеспечили победу в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Физика для техники Великой Отечественной войны»

Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Сельскохозяйственный техникум»








Урок по физике


«Физика для техники Великой Победы»















Выполнила: Кабанова Г.И., преподаватель физики



















2017г.



Цель: Познакомить учащихся с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки физики в достижении Великой Победы.


Задачи урока:

Образовательные:

1.Учащиеся должны иметь представление о взаимодействии физики и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.

2.Учащиеся получат возможность углубления информационной компетентности в знаниях по Великой Отечественной войне.

Воспитательные:

Формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых-физиках, исторических фактах, документах.

Развивающие:

1.Развитие творческих способностей учащихся при создании мультимедийных презентаций.

2.Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке сообщений.


Оборудование:

Компьютер, мультимедиапроектор, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне (фотоснимки «Катюш», самолетов, танков, кораблей времен Великой Отечественной войны из журналов и сети Интернет), портреты ученых и конструкторов.


Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрации с использованием мультимедийных технологий, краткие экскурсы, исторические факты, биографические описания, ознакомление школьников с оригинальными работами физиков.


1.Организационный момент

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. Эта война самая народная и поистине самая свяшенная из всех войн на Земле. Тема истории войны неисчерпаема, очень хочется, чтобы вы знали историю войны с разных сторон. Поэтому сегодня на уроке мы услышим и увидим, какой вклад в Победу принесли ученые – физики, узнаем их имена, увидим технику того времени и познакомимся с ее характеристиками. Мы будем перелистывать страницы истории, в этом нам помогут учащиеся, подготовившие сообщения.

Песня «Священная война» - музыка

Учащийся 1: В первые же дни войны прозвучала по радио песня «Священная война», где был суровый призыв к ее гражданам:

Вставай, страна огромная,


Вставай на смертный бой...

И народ в едином порыве встал; по велению сердца, на защиту Родины. Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики, в том числе Петр Леонидович Капица. В нем говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы с фашистскими поджигателями во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры...».

Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую к тому же требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было:

переместить все крупные научные центры в отдаленные и поэтому безопасные районы страны (физические и физико-технические — в Казань); сохранить научный потенциал страны — людей и важнейшее оборудование, создаваемое годами; развернуть на новых местах научную работу, но подчинить ее нуждам фронта.

Для того, чтобы хорошо себе представить трудность этой задачи, вспомните поговорку: «Переехать, все равно, что погореть».

Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. И результат не замедлил сказаться: уже через 2—3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта. Итак, часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках, опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» был в те годы не только приказом, но естественной потребностью почти каждого человека.

Учащийся 2: Вторая часть людей науки пошла в действующую армию или в Народное ополчение, чтобы сражаться с оружием в руках. Вот что рассказывали участники тех событий:

Вице-президент (в 70-е гг. XX в) Академии педагогических наук Виктор Геннадьевич Зубов: «Когда в 1941 году фашисты напали на нашу страну, я был аспирантом физфака МГУ. Почти все не призванные в армию уходили в Народное ополчение... Я пришел в ополчение рядовым... вскоре был уже инструктором политотдела дивизии. Мы строили оборонительные сооружения под Можайском, Вязьмой, деревней Семлево, что на старой Смоленской дороге...».

Не счесть учителей физики, которые, оставив свои классы, пошли воевать.

Бывший учитель, а впоследствии член-корреспондент Академии педагогических наук, известный специалист в области школьного физического эксперимента Б. С. Зворыкин в 1975 году вспоминал: «Когда началась Великая Отечественная война, я работал учителем физики в 175-й московской школе. Так как я был радиолюбителем, имевшим довольно большой практический опыт, меня послали на специальные курсы и через 3 месяца, весной 1942 года, я стал командиром радиовзвода... Мы обеспечивали бесперебойную радиосвязь штаба батальона с ротами, находящимися на переднем крае».

Работали на Победу не только взрослые, но и подростки. Вот, что вспоминал преподаватель МГУ, автор школьных учебников физики для IX-XI классов, по которым занималось не одно поколение советских и российских школьников Б. Б.Буховцев: «В июне 1941 года, сдав экзамены за восьмой класс, я перешел в девятый. А через несколько дней мирная жизнь всех советских людей была прервана. Нападение фашистской Германии на нашу Родину изменило и мою судьбу. О продолжении учебы нечего было и думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод. Почти полтора года работал токарем. В 1943 году, когда мне исполнилось 18 лет, был призван в ряды Советской Армии. Попал в гвардейские минометные части, на вооружении которых находились орудия, зашифрованные загадочными буквами PC (ракетные системы) и оказавшиеся грозными «катюшами»... Полк, с которым я выехал потом на фронт, сражался на Курской дуге...».

2.«О технике, которая во многом определила Победу»

Учащийся 3: Война была не только битвой армий, но и сражением техники, битвой умов.

К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники. Вот несколько цифр:промышленная база Германии превышала советскую в 1,5-2 раза, а в 1942 году в связи с захватом богатейших районов нашей страны — в 3—4 раза.

Командование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии!

Нам нужно было иметь лучшие, чем у врага, самолеты, а для этого требовалось увеличить высоту их полета, скорости подъема и движения, улучшить маневренность машин, их огневую мощь. Технических задач было много. Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными, в частности:

С. А. Христиановичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука.(фрагмент фильма)

http://www.youtube.com/watch?v=3rik-klD4dE

Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора С. А. Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы: «Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним... Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думали и такую мысль главной считали многие создатели отечественной военной техники.

Учащийся 4: В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить в серийное производство 25 новых и модернизированных типов военных самолетов. В их числе: истребитель Ла-5 конструкции С. А.Лавочкина, обладавший мощным двигателем, большой скоростью подъема, маневренностью, огневой мощью, значительной высотой полета (более 11 км), простотой в управлении; стремительность и «живучесть» машине придавал новый мощный, надежный двигатель с воздушным охлаждением (первые полки истребителей Ла-5 участвовали в сражениях уже через год после начала войны.).

На усовершенствованных самолетах ЛА-7 сражался прославленный летчик Кожед(фрагмент фильма).

http://www.youtube.com/watch?v=O1xceO3eLys

Самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны — Як-3, сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро А. С.Яковлева; его взлетная масса равнялась 2650 кг, высота полета до 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего 4,1 мин; он обладал высокими аэродинамическими качествами;

пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А. Н.Туполева. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч; специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета.

Штурмовик Ил-10 конструкции С. В.Ильюшина, созданный в 1944 году, обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной смертью».

Опыт боевых действий показал, что сконструированные в годы войны многие наши самолеты, обладали преимуществом перед вражескими машинами аналогичного назначения. Творческий союз учёных и авиаконструкторов дал хорошие результаты: скорость наших истребителей возросла на 25%, дальность полета — на 300%, скорость подъема в воздух — более чем на 200%, а калибр используемого стрелково-пушечного оружия возрос более чем в 2 раза. В конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в полете уничтожали почти любой самолет врага!

Учащийся 5: http://www.youtube.com/watch?v=jSC2MHvbsVM

В 1943 году под руководством инженера Ж. Я.Котина, в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк И С - 2 массой 45 тонн. Технические характеристики танка в лучшую сторону отличались от параметров предшествуюших моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость — до 52 км/ч (на 30% больше, чем у отечественных машин этого класса; раньше так быстро могли передвигаться лишь легкие и средние танки). Для машины был сконструирован ряд новых компактных узлов: планетарный механизм поворота башни, более совершенная силовая передача. Танк ИС-2 был оснащен мощным вооружением: пушкой 122-миллиметрового калибра и четырьмя пулеметами.

Создание ИС-2 считалось выдающимся научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории военной техники тех лет.

Учащийся 6:

Перед войной по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий она захватила и специалистов, работавших на оборону. В марте 1938 гда попал за решетку один из ведущих специалистов в области реактивной техники Валентин Петрович Глушко, а в конце июня — Сергей Павлович Королев.



В 1937 году арестовали Андрея Николаевича Туполева — знаменитого авиаконструктора, на счету которого к тому времени был ряд выдающихся технических достижений: создание самолетов, совершивших известные всему миру перелеты, первого в мире четырехмоторного моноплана ТБ-3, основных военных самолетов наших Военно-Воздушных Сил предвоенных лет. В заключении Туполев провел 1367 дней (почти 4 года), часть из которых работал в «шараге» — тюрьме для талантов, которая называлась «Особое техническое бюро». В этих условиях А. Н.Туполев с коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик ТУ-2!

http://www.youtube.com/watch?v=Tuf1hoyerN8

Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую установку — реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь; ее называли любовно «катюша». Установке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной стали; она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность.

В создании этого реактивного оружия участвовали ряд ученых и конструкторов: Г. Э. Лангемак, И. Т.Клейменов и многие другие. (фрагмент фильма)

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 года батареей капитана И. А.Флерова вблизи белорусской железнодорожной станции Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом, все вокруг окутывали огромные клубы красно-черного дыма. Горели не только танки и машины противника, горела и земля; врага охватили ужас и паника. Наши очевидцы рассказывали, что сердце переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!


Но души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937 года «отцы» знаменитой «катюши» — Георгий Эрихович Лангемак и Иван Терентьевич Клейменов были арестованы и через два месяца приговорены к расстрелу. Вскоре отрасль « потеряла» еще одного своего ведущего специалиста — В. П.Глушко (он был посажен в тюрьму). Работы по ракетной технике затормозились. В результате реактивная артиллерия смогла выступать в военных операциях как мощное и широкомасштабное средство подавления врага лишь с лета 1944 года.

3.«Как отечественные физики спасали флот»

Учащийся 7:

Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Он нужен для охраны границ, торговли. Потому один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен именно на Военно-Морской флот нашей страны. Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую — «запереть» на морских базах, перекрыв выход с них с помощью мин разной конструкции (в том числе новейшей), а затем ликвидировать. Фашисты приступили к установке мин и минных заграждений всюду, где это было возможно, тем самым угроза уничтожения нашего флота стала реальностью. Возник вопрос: «Что делать, как быть?».

Удалось обнаружить, что новые мины — магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Конструкция мин была засекречена рядом технических мер, не «позволявших» ей попасть в руки противника и вскрыть устройство. Потом удалось выяснить, что магнитное поле проходящего корабля «улавливал» специальный прибор; он же управлял ее взрывателем. Стало ясно, что помочь флоту могут только высококвалифицированные научные специалисты.

Еще до войны в Ленинградском Физико-техническом институте под руководством профессора А. П.Александрова группа ученых в том числе Ю. С. Лазуркин начала исследования, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В процессе был создан обмоточный метод размагничивания кораблей. Заключался он в следующем. Из специального кабеля делал большую петлю, которую клали на палубу или подвешивали с наружной стороны бортов. По петле пропускали электрический ток, который создавал вокруг корабля искусственное магнитное поле. Замысел ученых заключался в том, чтобы это поле было противоположно по направлению собственному магнитному полю корабля. После сложения обоих полей результирующее магнитное поле корабля становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

Через 5 дней после начала военных действий (27 июня 1941 года) пришел приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В одну из бригад добровольцем пошел физик, профессор И. В.Курчатов. Уже к августу 1941 года специалисты защитили от магнитных мин врага основную часть боевых кораблей на всех флотах и флотилиях.

Научный подход и знания помогли хранить для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. В апреле 1942 года группе сотрудников Ленинградского Физтеха и военных моряков за эту работу была присуждена Государственная премия 1 степени. В Севастополе, для увековечения памяти о подвиге ученых по спасению в годы войны наших кораблей от мин, установлен памятник.

В центре памятника надпись: «Здесь в 1941 году в сражающемся Севастополе группой ученых под руководством А. П.Александрова и И. В.Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».

Наша промышленность выпустила за годы войны 137 тысяч самолетов, 104 тысяч танков, 488 тысяч орудий. В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков, чем гитлеровцы, в 7,4 раза больше самолетов! В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, но и ее полное перевооружение; таких фактов история до этого не знала!

Жаль, бесконечно жаль, что это произошло с большим опозданием.


За этот мир платили мы в боях

Ценой немалою, большой ценою...

Поэтому День Победы — «праздник со слезами на глазах».

4.«Вместо эпилога»

Учитель: Сейчас, по прошествии семи десятилетий с момента окончания войны, это событие и сама война лучше видется с далекого расстояния, о них много написано, многое осмыслено. Думается: справедливо считать, что салют Победы, состоявшийся 9 мая 1945 года, славил подвиг всех людей страны — тех, кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки и самолеты, кто делал оружие Победы, кто, не жалея сил, день и ночь трудился в тылу на благо фронта, кто создавал вооружение — ученых, конструкторов, исследователей, деятелей техники. Это благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, и совершенствовалась техника, уже имевшаяся. Страна салютовала всем своим гражданам: ведь это их неимоверными усилиями была завоевана великая Победа. Она салютовала нравственному подвигу народа, выстоявшему в жесточайшей длительной борьбе и вышедшему из нее победителем.


5.Итог урока:

1)Тест:

1.Кто из учёных работал над созданием самолета ЛА — 5, ЛА-7 ?

2.Кто создал реактивную установку «Катюша»?

3.Инженер — создатель тяжелого танка ИС — 2»?

4.Первый командир, батареи установок «Катюша»?

5.Кто их учёных проводил первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота?

  1. Курчатов Игорь Васильевич

  2. Буховцев Борис Борисович

  3. Флеров Иван Андреевич

  4. Александров Анатолий Петрович

  5. Капица Петр Леонидович

  6. Зубов Виктор Геннадьевич

  7. Королев Сергей павлович

  8. Лавочкин Семён Алексеевич

  9. Туполев Андрей Николаевич

  10. Ильюшин Сергей Владимирович

  11. Котин Жозеф Яковлевич

  12. Глушко Валентин Петрович


Звучит музыка «День Победы»

6.Домашнее задание.


Написать сообщение на тему «Вклад физики как науки в исход Великой Отечественной войны»(выбор учёного и область физ.науки).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!