Рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем обязательного минимума содержания общего образования, показывает последовательность изучения разделов физики, адаптировано к учебнику «Физика 7 кл» авторов В.В.Белага, И.А.Ломаченкова, Ю.А.Панебратцева и определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Данная программа использовалась для составления календарно-тематического планирования курса физики в 7 классе.
Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Курс «Физика» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. С него начинается изучение физики в средней школе. Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Поэтому одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся представлений о методах научного познания природы и физической картины мира в целом. Современная физика — быстроразвивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика — точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.
Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требует специальных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении соответствующей темы.
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Измерения и точность измерений. Погрешности измерений. Мир четырех измерений. Пространство и время.
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Определение объема твердого тела.
3. Работа со штангенциркулем.
4. Сравнение точности измерения различными видами линеек.
5. Определение диаметра нити.
6. Измерение длины стола.
Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и капиллярность. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
7. Измерение размеров малых тел.
8. Изучение процесса испарения воды.
Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
9. Изучение физических величин, характеризующих механическое движение. Измерение скорости движения человека.
10. Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах.
11. Измерение малых масс методом взвешивания.
12. Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.
13. Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Сила. Сила тяжести. Правило сложения сил. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.
14. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
15. Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины.
16. Исследование силы трения скольжения.
17. Изучение сил упругости. Нахождение равнодействующей нескольких сил, направленных вдоль одной прямой.
Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины.
18. Определение давления эталона килограмма.
19. Определение зависимости между глубиной погружения тяжелых свинцовых кирпичей в песок и давлением.
20. Исследование процесса вытекания воды из отверстия в сосуде.
Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торричелли. Приборы для измерения давления.
21. Изготовление «баночного барометра».
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание.
22. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
23. Изучение условий плавания тела в жидкости.
24. Определение плотности деревянной линейки гидростатическим способом.
Работа. Мощность. Энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.
25. Изучение механической работы и мощности.
26. Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.
Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Момент силы. Условия равновесия рычага. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
27. Проверка условия равновесия рычага.
28. Определение КПД наклонной плоскости.
29. Определение КПД подвижного блока.
30. Определение положения центра тяжести плоской фигуры.
№ урока | Дата План | Дата Факт | Тема урока | Учебный материал | Форма работы | Метод обучения | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Тип урока | Вид контроля | Домашнее задание |
Физика и физические методы изучения природы (7) |
1 | 1/09 | | Что изучает физика. | Учебник: § 1. Задачник: с. 4—8. Электронное приложение. | Лекция | Информационно-развивающий | Демонстрация примеров меха-нических, элек-трических, теп-ловых, магнит-ных и световых явлений | Знать/понимать смысл понятия «физическое явление» | ОНМ | УО | Учебник: § 1 Тетрадь-тренажер: с. 4—13 Задачник: с. 4—8
|
2 | 2/09 | | Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. | Учебник: § 2, 3. Задачник: с. 4—8. Электронное приложение | Беседа | Информационно-развивающий | Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы | Знать/понимать смысл понятий: - «материя»; - «вещество»; и др. | ОНМ | Т | Учебник: § 2, 3 Тетрадь-тренажер: с. 4—13 Задачник: с. 4—8 |
3 | 8/09 | | Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения. | Учебник: § 4, 5. Задачник: с. 4—8. Электронное приложение | Лекция | Информационно-развивающий | Лабораторное оборудование: набор тел, измерительные линейки, штангенциркули, микрометры | Уметь определять це-ну деления измери-тельных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физичес-кой величиной | ПЗУ | СП | Учебник: § 4, 5 Тетрадь-тренажер: с. 4—13 Задачник: с. 4—8 |
4 | 9/09 | | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | Электронное приложение | Фронтальная лабораторная работа по инструкции | Проблемно-поисковый | Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы | Уметь использовать измерительные при-боры для измерения объемов тел | ПЗУ | СП | л/р № 1 |
5 | 15/09 | | Лабораторная работа № 2 «Определение объема твердого тела». | Электронное приложение | Фронтальная лабораторная работа по инструкции | Проблемно-поисковый | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторное обору-дование: набор тел, цилиндры изме-рительные | ПЗУ | СП | л/р № 2 |
6 | 16/09 | | Человек и окружающий его мир. | Учебник: § 6 Электронное приложение | Информацион-но-развивающий | Информационно-развивающий | | | К | СП | Учебник: § 6 Задачник: с. 4—8. |
7 | 22/09 | | Обобщающий урок по теме «Физика и мир, в котором мы живем». | Тест | Творчески-репродуктив-ный | | Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме. | | К | СП | |
Строение вещества (6 ч) |
8 | 23/09 | | Строение вещества. Молекулы и атомы. | Учебник: § 7, 8. Задачник: с. 8 – 11. Электронное приложение | Информацион-но-развивающий | Информационно-развивающий | Модели атомов и молекул, таблицы | Знать / понимать смысл понятий: – «вещество», – «атом», – «молекула» | К | СП | Учебник: § 7, 8. Тетрадь-тренажер: с. 14 –21. Задачник: с. 8 – 11.
|
9 | 29/09 | | Лабораторная работа № 3 «Измерение размеров малых тел» | Тетрадь-практикум, л/р № 7. | Репродуктив-ный метод. Лабораторная работа | Проблемно-поисковый | Модель хаоти-ческого движе-ния молекул, мо-дель броуновс-кого движения | Уметь приводить примеры явлений, объясняемых теп-ловым движением | ПЗУ | СП | л/р № 7 |
10 | 30/09 | | Броуновское движение. Диффузия. | Учебник: § 9 Задачник: с. 8—11 Электронное приложение | Эвристичес-кая беседа, исследова-тельская работа | Информационно-развивающий | Демонстрация диффузии в га-зах и жидкостях | Уметь описывать и объяснять явление диффузии | ОНМ | РК | Учебник: § 9. Задачник: с. 8—11
|
11 | 6/10 | | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Учебник: § 10. Задачник: с. 8—11 Электронное приложение | Эвристичес-кая беседа, исследова-тельская работа | Информационно-развивающий | Демонстрация сцепления свинцовых цилиндров | Знать / понимать смысл понятия «вза-имодействие», уметь приводить примеры практичес-кого использования взаимодействий | ОНМ | Т | Учебник: § 10, 11 (конспект). Задачник: с. 8—11. |
12 | 7/10 | | Агрегатные состояния вещества. | Учебник: § 12 Задачник: с. 8—11 Электронное приложение | Проблемно-поисковый, эвристическая беседа | Информационно-развивающий | Демонстрация сжимаемости га-зов, сохранения объема жидкости при изменении формы сосуда | Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях | ОНМ | ВП | Учебник: § 12. |
13 | 13/10 | | Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества». | Тетрадь-экзаменатор, с. 10—15 | Творчески-репродуктив-ный | Индивидуально-дифференциро-ванная работа | Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме | Уметь объяснять физические явления на основе представ-лений о строении вещества | ПКЗУ | КР | Повторить |
Движение, взаимодействие, масса (10 ч) |
14 | 14/10 | | Механическое движение. | Учебник: § 13. Задачник: с. 11—14. Электронное приложение | Объяснение, демонстрации | Информационно-развивающий | Демонстрация примеров меха-нического дви-жения, относите-льности механи-ческого движе-ния | Знать / понимать смысл понятий: «путь», «траектория», «относительность дви-жения»; уметь оп-ределять вид траек-тории и пройденный путь в различных системах отсчета | ОНМ | ФО | Учебник: § 13. Задачник: с. 11—14.
|
15 | 20/10 | | Скорость равномерного прямолинейного движения. | Учебник: § 14 Задачник: 11—14 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационно-развивающий | Демонстрация равномерного прямолинейного движения | Знать/понимать смысл понятий: - «путь», - «скорость»; уметь описывать рав-номерное прямо-линейное движение | ОНМ | ФО | Учебник: § 14 Задачник: с. 11—14
|
16 | 21/10 | | Средняя скорость. Ускорение. | Учебник: § 15 Задачник: с. 11—14 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационно-развивающий | Демонстрация средней скорости и ускорения. | Знать/понимать смысл понятий: - «ускорение», - «средняя скорость» | ОНМ | ФО | Учебник: § 15 Тетрадь-тренажер: с. 22—37 Задачник: с. 11—14 |
17 | 3/11 | | Решение задач по теме «Скорость». | Учебник: с. 48—49 Задачник: с. 11—14 | Творчески-репродуктив-ный | Игра, анализ изученного материала, вариативные упражнения, решение задач | Дидактические материалы: сбор-ники познаватель-ных и развиваю-щих заданий по теме, сборники тестовых заданий | Уметь решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения | ОНМ | РК | Задачник: с. 11—14 |
18 | 10/11 | | Инерция. | Учебник: § 16 Тетрадь- Задачник: с. 14—16 Электронное приложение | Проблемно-поисковый | Информационно-развивающий | Демонстрация яв-ления инерции (лабораторное оборудование: на-бор по механике) | Уметь описывать и объяснять явление инерции | ОНМ | ФО | Учебник: § 16 Тетрадь-тренажер: с. 22—37 Задачник: с. 14—16
|
19 | 11/11 | | Взаимодействие тел и масса. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах». | Учебник: § 17 Тетрадь-практикум: л/р № 10 Электронное приложение | Эвристическая беседа, исследовательская работа | Проблемно-поисковый | Демонстрация взаимодействия тел | Знать / понимать смысл величины «масса». Уметь измерять массу тела, выражать резуль-таты измерений в СИ | ПЗУ | СП | Учебник: § 17 Тетрадь-практикум: л/р № 10.
|
20 | 17/11 | | Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. | Учебник: § 18 Задачник: с. 14—16 Электронное приложение | Объяснение, беседа, самостоятель-ная работа с учебником и справочниками | Информационно-развивающий | Наглядные пособия, учебная литература | Знать / понимать смысл величин «масса» и «плот-ность». Уметь решать зада-чи на расчет массы и объема тела по его плотности | К | ВП | Учебник: § 18 Тетрадь-тренажер: с. 22—37 Задачник: с. 14—16
|
21 | 18/11 | | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра» | Тетрадь-практикум: л/р № 13 Электронное приложение | Лабораторная работа по инструкции | Проблемно-поисковый | Лабораторное оборудование: набор тел, ци-линдры измери-тельные, учебные весы с гирями | Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объема твердых тел | ПЗУ | СП | Тетрадь-практикум: л/р № 13 |
22 | 24/11 | | Решение задач на расчет массы, объема и плотности тела | Тетрадь-экзаменатор: с. 16—21. Учебник: с. 48—49 Задачник: с. 14—16 Электронное приложение | Репродуктив-ный | Игра, анализ изученного материала, решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь решать задачи на расчет массы, объема и плотности тела | ЗИ | СР, РК | Учебник: с. 48—49 Тетрадь-тренажер: с. 22—37 Задачник: с. 14—16
|
23 | 25/11 | | Контрольная работа № 2 по теме «Движение, взаимодействие, масса». | Контрольно-измерительные материалы по теме «Движение, взаимодействие, масса» | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по кар-точкам | Индивидуально-дифференциро-ванная работа | Контрольно-измерительные материалы по теме «Движение, взаимодействие, масса» | Уметь применять полученные знания при решении задач | ПКЗУ | КР | Повторить Гл. III |
Силы вокруг нас (10 ч) |
24 | 1/12 | | Сила. | Учебник: § 19 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Проблемно-поисковый | Информационно-развивающий | Наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике | Знать/понимать смысл физической величины «сила»; | ОНМ | УО | Учебник: § 19 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 |
25 | 2/12 | | Сила тяжести. | Учебник: § 20 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационно-развивающий | Демонстрация свободного паде-ния тел, нагляд-ные пособия, справочная литература | Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести» | ОНМ | Т | Учебник: § 20 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 |
26 | 8/12 | | Равнодействующая сила. Правило сложения сил. | Учебник: § 21 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационно-развивающий | Демонстрация сложения сил; наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике | Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой | ОНМ | ПДЗ | Учебник: § 21 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 |
27 | 9/12 | | Сила упругости. | Учебник: § 22 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационно-развивающий | Демонстрация зависимости силы упругости от деформации пружины | Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять ее | ОНМ | УО | Учебник: § 22 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 |
28 | 15/12 | | Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. | Учебник: § 23 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационно-развивающий | Демонстрационные и лабораторные динамометры | Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров | ОНМ | ПДЗ | Учебник: § 23 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 |
29 | 16/12 | | Лабораторная работа № 6 «Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины» | Тетрадь-практикум: л/р № 15 Электронное приложение | Практикум | Проблемно-поисковый | Лабораторное оборудование: набор пружин с различной жесткостью, набор грузов | Уметь градуировать шкалу измерительного прибора | К | СП | Тетрадь-практикум: л/р № 15 |
30 | 22/12 | | Вес тела. Невесомость. | Учебник: § 25, 26* Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационно-развивающий | Демонстрация невесомости и перегрузки, учебная литература | Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела – вели-чиина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры | ОНМ | УО | Учебник: § 25, 26* Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 |
31 | 23/12 | | Сила трения. | Учебник: § 25: 26*. Задачник: с. 17—20. Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационно-развивающий | Демонстрация силы трения скольжения, силы трения покоя | Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения | ОНМ | СР | Учебник: § 25, 26 (конспект). Тетрадь-тренажер: с. 38-45. Задачник: с. 17—20. |
32 | 12/01 | | Обобщающий урок по теме «Силы вокруг нас». | Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Репродуктив-ный | Анализ изученного материала, упражнения, решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | СР | Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20
|
33 | 13/01 | | Контрольная работа № 3 по теме «Силы вокруг нас». | Контрольно-измерительные материалы по теме «Силы вокруг нас» | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Индивидуально-дифференциро-ванная работа | Контрольно-измерительные материалы по теме «Силы вокруг нас» | Уметь применять полученные знания при решении задач | ПКЗУ | КР | Повторить Гл. IV |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 ч) |
34 | 19/01 | | Давление твердых тел. | Учебник, § 27 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частич. поисковый | Демонстрация зависимости давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры | Знать/понимать смысл величины «давление»; | ОНМ | ФО | Учебник, § 27 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 |
35 | 20/01 | | Способы увеличения и уменьшения давления. | Учебник, § 28 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частич. -поисковый | Знать/понимать, для чего и какими спосо-бами уменьшают или увеличивают давление | ОНМ | ВП | Учебник, § 28 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 |
36 | 26/01 | | Лабораторная работа № 7 «Определение давления эталона килограмма» | Тетрадь-практикум, л/р № 18 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Проблемно-поисковый | Лабораторная работа по инструкции | Уметь оценивать дав-ление, оказываемое эталоном килограмма | ОНМ | УО | Тетрадь-практикум, л/р № 18 |
37 | 27/01 | | Природа давления газов и жидкостей. | Учебник, § 29 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частич. поисковый | Модель движения молекул наза | Знать / понимать чем вызвано давление, как изменится давление газа при его нагрева-нии и сжатии, как изме-ниться давление жид-кости с увеличением глубины | ОНМ | СП | Учебник, § 29 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 |
38 | 2/02 | | Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. | Учебник, § 30 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частич. поисковый | Демонстрация явлений, объяс-няемых сущес-твованием давле-ния в жидкостях и газах, закона Паскаля | Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами | ЗИ | РК | Учебник, § 30 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 |
39 | 3/02 | | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Учебник, § 31 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частич. поисковый | Сборники позна-вательных и раз-вивающих зада-ний по теме «Давление жидкостей и газов» | Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда | К | РК | Учебник, § 31 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 |
40 | 9/02 | | Сообщающиеся сосуды. | Учебник, § 32 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частич. Поисков | Демонстрация сообщающихся сосудов, модели фонтана; наглядные пособия | Уметь объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение | ЗИ | Т, СР | Учебник, § 32 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 |
41 | 10/02 | | Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины. | Учебник, § 33. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частич. поисковый | Демонстрация гидравлического пресса; наглядные пособия | Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются | ОНМ | УО | Учебник, § 33 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 |
42 | 16/02 | | Обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Репродуктив-ный | Анализ изучен-ного ма-териала, упражнения, решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | ПДЗ | Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 |
43 | 17/02 | | Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа | Индивидуально-дифференциро-ванная работа | Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | СП | Повторить Гл. V |
Атмосфера и атмосферное давление (4 ч) |
44 | 24/02 | | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Учебник, § 34 Задачник, с. Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Демонстрация обнаружения атмосферного давления, | Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления. | К | УО | Учебник, § 34 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 |
45 | 2/03 | | Методы измерения давления. Опыт Торричелли. | Учебник, § 35 Задачник, с. 26—31 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационноразвивающий, частич. Поисковый | Демонстрация измерения атмо-сферного давле-ния барометром-анероидом | Уметь использовать барометры для изме-рения атмосферного давления | ОНМ | ПДЗ | Учебник, § 35 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 |
46 | 3/03 | | Приборы для измерения давления. Решение задач. | Учебник, § 36 Задачник, с. 26—31 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информационноразвивающий, частич. поисковый | Демонстрация различных видов манометров | Знать/понимать устройство и прин-ципы действия мано-метров и барометров | ОНМ | УО | Учебник, § 36 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 |
47 | 9/03 | | Обобщающий урок по теме «Атмосфера и атмосферное давление». | Тетрадь-экзаменатор: с. 36—41 | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по кар-точкам | Игра, анализ изучен-ного матер., упражнения, решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | Т | Повторить Гл. VI |
Закон Архимеда. Плавание тел (6 ч) |
48 | 10/03 | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Учебник, § 37 Задачник, с. 31—35 Электронное приложение | Проблемно-поисковый | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Демонстрация наличия выталкивающей силы, направле-ние выталкиваю-щей силы. | Знать / понимать как называют силу, кото-рая выталкивает тела, которые погружены в жидкости и газы; чему равна архимедова сила | ОНМ | ФО | Учебник, § 37 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—3 |
49 | 16/03 | | Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы: действующей на пог-руженное в жидкость тело» | Тетрадь-практикум: л/р № 22 | Практикум | Проблемно-поисковый | Лабораторная работа по инструкции | Уметь измерять на опыте выталкиваю-щую силу | ПЗУ | СП | Тетрадь-практикум: л/р № 22 |
50 | 17/03 | | Закон Архимеда. | Учебник, § 38 68—77 Задачник, с. 31—35 Электронное приложение | Проблемно-поисковый | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Демонстрация закона Архимеда | Знать/понимать смысл закона Архимеда | ОНМ | ВП | Учебник, § 38 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 |
51 | 30/03 | | Условие плавания тел. Воздухоплавание | Учебник, § 39 Задачник, с. 31—35 Электронное приложение | Информа-ционно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частич. поисковый | Демонстрация плавания тел из металла. Демонстрация плавания тел из металла; модели судов, наглядные пособия, учебная литература | Понимать принципы плавания тел. Понимать принципы воздухоплавания и плавания судов | ЗИ | РК | Учебник, § 39 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 |
52 | 31/03 | | Обобщающий урок по теме «Закон Архимеда. Плавание тел». | Учебник, с. 102—103 Задачник, с. 31—35 Электронное приложение | Репродуктив-ный | Игра, анализ изучен-ного материала, упражнения, решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | | Учебник, с. 102—103 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 |
53 | 6/04 | | Контрольная работа № 5 по теме «Закон Архимеда. Плавание тел». | Тетрадь-экзаменатор, с. 42—49 | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Индивидуально-дифференциро-ванная работа | Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Уметь применять полученные знания при решении задач | К | Т, РК | Повторить Гл. VII |
Работа, мощность, энергия (7 ч) |
54 | 7/04 | | Механическая работа. | Учебник, § 40 78—87 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Информаци-онно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Демонстрация механической работы | Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механи-ческую работу для простейших случаев | ОСЗ | Т, ВП | Учебник, § 40 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 |
55 | 13/04 | | Мощность. | Учебник, § 41 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Проблемно-поисковый | Информаци-онно-развивающий, частич. поисковый | Дидактические материалы, наглядные пособия, справочная литература | Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев | ПКЗУ | КР | Учебник, § 41 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 |
56 | 14/04 | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Учебник, § 42, 43 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Информаци-онно-развивающий | Информационноразвивающий, частич. поисковый | Демонстрация изменения энергии тела при совершении работы | Знать/понимать фи-зический смысл кине-тической и потенци-альной энергии, знать формулы для их вычисления | ОНМ | | Учебник, § 42, 43 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 |
57 | 20/04 | | Закон сохранения механической энергии. | Учебник, § 44 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Проблемно-поисковый | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую, различные виды маятников | Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии | К | Т, РК | Учебник, § 44 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 |
58 | 21/04 | | Лабораторная работа № 9 «Изучение изменения потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости». | Тетрадь-практикум: л/р № 26 | Практикум | Проблемно-поисковый | Лабораторная работа по инструкции | Уметь определять из-менение потенциаль-ной и кинетической энергии шарика, дви-жущегося по наклон-ной плоскости | ОНМ | | Тетрадь-практикум: л/р № 26 |
59 | 27/04 | | Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя. Решение задач. | Учебник, § 45*, 46* Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Репродуктив-ный. | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Сборники поз-навательных и развивающих за-даний по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | К | Т, РК | Учебник, § 45*, 46* Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 |
60 | 28/04 | | Контрольная работа № 6 по теме «Работа. Мощность. энергия». | Тетрадь-экзаменатор, с. 50—57 | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по кар-точкам | Индивидуально-дифференциро-ванная работа | Сборники позна-вательных и раз-вивающих зада-ний по теме, спра-вочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | ОСЗ | Т, ВП | Повторить Гл. VIII |
Простые механизмы. «Золотое правило» механики (9 ч) |
61 | 4/05 | | Рычаг и наклонная плоскость. | Учебник, § 47 Задачник, с. 39—45 Электронное приложение | Информаци-онно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Демонстрация простых механи-змов; учебная литература. Демонстрация рычага | Знать виды простых механизмов и их применение | ПКЗУ | КР | Учебник, § 47 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 |
62 | 5/05 | | Лабораторная работа № 10 «Проверка условия равновесия рычага» | Тетрадь-практикум: л/р № 27 Электронное приложение | Практикум | Проблемно-поисковый | Лабораторная работа по инструкции | Уметь эксперимента-льно выяснять, при ка-ком соотношении сил и их плеч рычаг нахо-дится в равновесии | ОНМ | | Тетрадь-практикум: л/р № 27 |
63 | 11/05 | | Блок и система блоков. | Учебник, § 48 Задачник, с. 39—45 Электронное приложение | Информаци-онно-развивающий | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Подвижные и не-подвижные бло-ки, полиспасты | Уметь объяснять, где и для чего применяются блоки | К | Т, РК | Учебник, § 48 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 |
64 | 12/05 | | «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. | Учебник, § 49, 50. 88—95 Задачник, с. 39—45 Электронное приложение | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Лабораторное оборудование: наборы по механике | Знать/понимать смысл «золотого правила механики». Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов | ОСЗ | Т, ВП | Учебник, § 49, 50 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 |
65 | 18/05 | | Лабораторная работа № 11 «Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости». | Тетрадь-практикум, л/р № 28 | Практикум | Проблемно-поисковый | Лабораторное оборудование: наборы по механике | Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов | ОНМ | | Тетрадь-практикум, л/р № 28 |
66 | 19/05 | | Решение задач. | Учебник, с. 130—131 Задачник, с. 39—45 Электронное приложение | Репродуктив-ный | Игра, анализ изучен-ного материала, упражнения, решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | К | Т, РК | Учебник, с. 130—131 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 |
67 | 25/05 | | Контрольная работа № 7 по теме «Простые механизмы. «Золотое правило» механики». | Тетрадь-экзаменатор, с. 58—63 | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по кар-точкам | Индивидуально-дифференциро-ванная работа | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | ОСЗ | Т, ВП | Повторить |
68 | 26/05 | | Итоговый урок. | Тетрадь-экзаменатор, с. 64—75 | Репродуктив-ный | Игра, анализ изучен-ного материала, упражнения, решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | ПКЗУ | КР | – |
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.