Два года назад наша школа перешла на УМК “Spotlight” в начальных классах. Учебник понравился мне всем: красочным дизайном; выбором тем и их адекватностью возрасту; отсутствием опоры на родной язык – как следствие, происходит быстрый выход на говорение и накапливание обширного пассивного словаря. К учебнику прилагается такая же яркая рабочая тетрадь с разноуровневыми упражнениями, так что о домашних заданиях можно не беспокоиться. Традиционная английская сказка в качестве материала для интенсивного чтения и страноведческие странички обеспечивают знакомство со страной изучаемого языка. Немаловажная деталь – большое количество разнообразных песенок и рифмовок, основанных на активном словаре урока, которые можно использовать для проведения физкультминуток.
Все мы знаем, что одна из первоочередных задач педагога - сохранить здоровье учеников. Внедрять здоровьесберегающие технологии требует ФГОС. Особенно актуальна эта задача в начальной школе. Избежать гиподинамии, создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке помогают физкультминутки. Например:
Rat-a-tat-ta! (стучим в воображаемую дверь)
Who’s that? (руку к уху, как будто прислушиваемся)
Grandma’s (повязываем платочек на шее)
pussy-cat. (рисуем себе кошачьи усы)
What do you want? (вопросительно разводим руками)
A bowl of milk. (рисуем полуовал в воздухе)
Where’s your money? (потираем пальцы – жест, изображающий деньги)
In my pocket! (хлопаем себя о карману)
Where’s your pocket?
I forgot it! (хлопаем по голове)
Рифмовки, сопровождаемые движениями, запоминаются практически без усилий, т.е. пополняется словарный запас; обычно они очень эмоциональны, могут заменить фонетическую зарядку. Так как слову в стишке соответствует действие, происходит семантизация без использования перевода. Повышается мотивация, физкультминутки всегда вызывают живой интерес среди детей, они с удовольствием отвлекаются от «сидячей» работы.
В связи с ростом количества гиперактивных детей психологи рекомендуют проводить физкультминутки несколько раз за урок по 1-3 минуты. Повторюсь, в учебнике «Английский в фокусе» есть немало материала для данной работы, но еще один плюс этого УМК в том, что он оставляет поле для творчества и возможность привнести учителю что-то свое, добавить собственные идеи. В данной статье я представляю рифмовки, которые можно использовать дополнительно во 2 классе. Почему именно во втором? Конечно, в моем арсенале есть тексты и для других классов, но я выбрала именно первый год обучения – во-первых, дети еще совсем малы, неусидчивы и им требуется больше пауз; во-вторых, важно привить ученикам любовь к языку и урокам английского, заинтересовать их; в-третьих, учебник еще не так насыщен материалом, как в старших классах, поэтому на уроке остается больше свободного времени для дополнительной работы.
Я работаю с новыми рифмовками по следующей схеме (каждый этап повторяется несколько раз):
Учитель проговаривает текст медленно и четко, сопровождая его соответствующими движениями.
Ученики повторяют движения (не слова) за учителем.
Учитель проговаривает текст без движений – их показывают дети.
Проговариваем текст и показываем движения вместе с учителем.
Учитель показывает движения, дети проговаривают текст.
Дети показывают и проговаривают рифмовку полностью самостоятельно.
Этапы можно разнообразить – например, называть строчки из рифмовки вразнобой, дети вспоминают соответствующее движение, написать рифмовку на доске и прочитать, потом сыграть в игру «Disappearing rhyme» (стирать слова по одному из строчки, дети восстанавливают всю строку); разрезать текст рифмовки на полоски и попросить детей собрать их (в парах) и т.д.
В большинстве рифмовок используется активный словарь урока, а также дополнительные лексические единицы по той же теме. Для удобства я разделила тексты стишков по соответствующим им модулям учебника.
Starter Module Hello!
Приветствие
Moo, cow, moo, cow (изображаем рога)
How are you, cow? (указываем двумя руками на собеседника)
I’m (указываем на себя)
fine, (большой палец вверх)
thank you. (киваем)
Moo, moo, moo (опять рога)
Starter Module My family
Цвета (движения соответствуют глаголам)
Pick up, put down, stand up, turn round,
Clap left, clap right, clap up, clap down.
Look left, look right, look up, look down.
Turn round, sit down, touch something… brown!
Point to your teacher, point to the door,
Look at the window, look at the floor.
Stand on you left leg, stand on your right.
Now sit down, touch something… white.
Shake your hands and touch your toes,
Cross your fingers, hold your nose.
Bend your knees and shake your head,
Stamp your feet, touch something… red!
Unit 4 My birthday
Счет до десяти
One, one, one. Run, run, run.
Two, two, two. Go to the zoo.
Three, three, three. Climb the tree.
Four, four, four. Touch the floor.
Five, five, five. Swim and dive.
Six, six, six. Pick up sticks.
Seven, seven, eight. That was great!
Nine and ten. Count again!
Unit 7 My animals
Животные и простые действия
I can swim (плывем)
like a fish, (две ладошки соединяем, изображаем плывущую рыбку)
I can run (бежим)
like a horse, (двигаем руками вверх-вниз, как будто держим вожжи)
I can jump (прыгаем)
like a little kangaroo. (полукруг руками перед животом, изображаем сумку кенгуру)
I can sing (поем в микрофон)
like a bird, (полетели)
I can dance (танцуем)
like a chimp, (оттягиваем ушки)
I can sleep (две ладошки под ухо)
like a rabbit in the zoo. (руками показываем заячьи ушки)
I can do it, (указываем на себя)
He can do it, (указываем на мальчика)
She can do it, too, too, too. (указываем на девочку)
We can do it, (руками к центру, как будто охватываем всех)
they can do it. (руки от себя, показать на людей вдалеке)
And what about you? (обе руки направляем на партнера)
Unit 8 I can jump
Boys (указываем на мальчиков)
can (киваем головой)
climb (ползем по лестнице)
And girls can climb.
But boys can’t (мотаем головой)
fly (машем руками)
And girls can’t fly.
Unit 10 My toys
Игрушки и предлоги мета
In my room there are (разводим руками, показывая комнату)
Toys everywhere:
Ballerina, (грациозный взмах руками)
toy soldier, (стоим по стойке «смирно»)
ball, (отбиваем мяч)
teddy bear… (переваливаемся с ноги на ногу)
Under the chair, (заглядываем под стол)
Near the door, (указываем на дверь)
In the cupboard (открываем дверцу воображаемого шкафа)
And on the floor. (указываем на пол)
Unit 11 She’s got blue eyes
Части тела и лица
Hands up, clap, clap, clap.
Hands down, shake, shake, shake.
Hands forward, clap, clap, clap.
Hands down shake, shake, shake.
Hands on hips, jump, jump, jump.
Hop, hop, hop – stop!
My eyes can see,
My ears can hear,
My nose can smell,
My head can nod.
My arms can hold,
My mouth can talk,
My legs can walk
And walk and walk.
К этой же теме прекрасно подойдет всем известная “Head and shoulders, knees and toes…”
Unit 13 My holidays
Погода
How’s the weather? (указываем на окно)
It’s sunny, (рисуем лучики)
It’s hot. (тыльной стороной проводим по лбу)
Take off your jacket (снимаем куртку)
And put on your hat. (надеваем шляпу)
How’s the weather?
It’s raining today. (проводим руками сверху вниз, шевеля пальчиками – изображаем дождик)
Take an umbrella. (раскрываем зонтик)
Let’s go. (приглашающий жест рукой)
Hooray! (руки вверх)
Всем известно, что самый эффективный способ поднять себе настроение – это подвигаться. Создавайте позитивную атмосферу на уроке и берегите здоровье – своё и своих учеников!