СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкультура 15 БД

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физкультура 15 БД»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Западный филиал







РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «Физические способности человека и их развитие. ТЕМА 1.1 Физическая культура и общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни (ЗОЖ)»







Выполнил:

Студент 1 курса

Филатова Полина Денисовна

15БД

Проверил:

Удалова Оксана Дмитриевна

Преподаватель физической культуры





Калининград

Западный филиал РАНХиГС

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………3

ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ …………………………………………….3

1.1. Значение и место здорового образа жизни ……………………….3-4

1.2. Содержательные характеристики составляющих здорового об-раза жизни ……………………………….…………………………………………4-6

1.3. Здоровый образ жизни студента …………………………………6-7

1.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности ………………………………………………7-8



ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ………………….8

2.1. Факторы, влияющие на сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни студентов …………………………………………………8-11

2.2. Мероприятия, способствующие формированию здорового образа жизни студенческой молодежи ……………………………………………….12-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………….20-23













2

Введение

Давно известно, что здоровый образ жизни человека включает в себя плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание и т.д. Но кроме всего этого, одной из главных составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Правильное питание, можно расценивать как фундамент здоровья. Если при строительстве дома заложить неправильный фундамент, то впоследствии дом разрушится, так и в организме человека. Употребляя не рационально пищу, в организме закладывается не устойчивый фундамент для здоровья, склонный к болезням, инфекциям и т.д., а это уже в свою очередь дает трещины и пошатнувшееся здоровье, не позволяющее вести здоровый образ жизни.



Чтобы этого избежать человек должен рационально употреблять пищу, в которой должны быть сбалансированы белки, жиры и углеводы, а также пища должна содержать определенный ряд витаминов нужных для обеспечения здорового образа жизни человека.



Немаловажно соблюдать режим питания. Придерживаясь режима с детства, и соблюдая его в дальнейшем, у человека понижается риск заболевания определенными болезнями, как, например, ожирением, присущими людям, не соблюдающим режима питания.



ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ



    1. Значение и место здорового образа жизни

Понятие здоровый образ жизни включает в себя целый комплекс составляющих компонентов. Это не просто какая-то диета или занятия спортом.

ЗОЖ — стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.

Преимущества здорового образа жизни

укрепление иммунитета и снижение заболеваемости вирусными и инфекционными недугами;

достижение активного долголетия и сохранение даже в старости дееспособности и подвижности; снижение риска развития хронических заболеваний, увеличение длительности периода ремиссий; избавление от плохого настроения, депрессий и стрессов;

активное участие в социальной и семейной деятельности; возможность заниматься любимым делом даже в старости; ежедневно вставать и ощущать себя полным сил и

3

энергии; подавать правильный пример родственникам и детям; иметь красивое тело и чистую кожу без прыщей и морщин; увеличение возраста появления первых возрастных изменений в организме; чувство, что всё возможно и достижимо.



Составляющие ЗОЖ

Специалисты выделяют следующие основные составляющие здорового образа жизни:

Сбалансированное питание:



  • Рацион питания должен быть разнообразным, включать в себя молочные и мясные продукты, свежие овощи, фрукты, ягоды и зелень, бобовые и зерновые, морепродукты и рыбу.

  • Достаточное потребление жидкости. Для среднего взрослого человека нормой считается 2 л чистой воды в день в обычное время и 3 л – в жаркое.

  • Калорийность суточного рациона не должна превышать норм. В среднем этот показатель для взрослого человека – 2200-2600 ккал.

  • Режим питания также имеет огромное значение. Забудьте об объеданиях на ночь или постоянных перекусах в виде гамбургеров и бутербродов. Начните придерживаться режима дня, в котором примерно в одно и то же время у вас завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин.

  • Всю пищу кушайте медленно и тщательно её пережевывайте.

  • Готовьте только на 1-2 раза, потребляйте всегда свежие продукты.

Занятия спортом

Банальная фраза «движение – жизнь» как нельзя точно отражает тот факт, что без адекватной двигательной активности здоровье и полноценная жизнь не возможны.

Достаточно ежедневно всей семьёй встать раньше на 20 минут, чем вы привыкли, сделать утреннюю гимнастику. А потом в течение рабочего дня отвлекаться от работы и прохаживаться.

А после работы и полноценного ужина прекрасно совершить пешую прогулку на свежем воздухе. Посещайте тренажерные залы 1-2 раза в неделю. Если у вас имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом необходима консультация врача.



1.2. Содержательные характеристики составляющих здорового об-раза жизни

Полноценный отдых

Здоровый образ жизни и его составляющие включают в себя помимо сбалансированного питания и двигательной активности полноценный отдых.

4

Важно спать не менее 7-8 часов в сутки.

Наиболее приемлемым временем для сна специалисты считают промежуток между 10 часами вечера и 6 часами утра. Но здесь необходимо ориентироваться на свои особенности, стиль жизни и биоритмы.

Важно лишь помнить, что недостаток сна сказывается на всех сферах жизни человека, негативно отражается на работе организма, вызывает нарушения обмена веществ и гормональные сбои, а также приводит к другим проблемам.

Укрепление иммунитета

Иммунитет – защитные силы организма, которые помогают справиться с разными видами инфекции и вирусов, оградить человеческое тело от опасных заболеваний. Чтобы сделать его крепче, необходимо своевременно делать прививки, отказаться от вредных привычек, вовремя диагностировать и лечить болезни, не заниматься самолечением при помощи лекарственных препаратов. Понятие здорового образа жизни включает в себя такие укрепляющие иммунитет закаливающие процедуры, как:

  • Воздушные ванны. Ежедневно прогуливайтесь на свежем воздухе, перед сном и работой в помещении проветривайте его в любое время года.

  • Солнечные ванны. Ультрафиолет помогает увеличить в организме синтез витамина D, участвующего в обмене веществ, помогает стать красивее и моложе. Но здесь важно знать меру. В противном случае возможны перегрев и солнечные ожоги.

  • Обтирания. Это деликатный способ укрепления иммунитета. Проводить такие процедуры лучше начинать в летнее время года при помощи массажной рукавицы или же полотенца.

  • Контрастный душ. Это чередование холодной и горячей воды. На первых порах лучше начинать с маленькой разницы температур. Процедура полезна в любом возрасте, улучшает состояние сосудов, способствует укреплению иммунитета.

  • Обливание холодной водой. Этот способ требует подготовки. После процедуры важно обтереться насухо полотенцем.

  • Моржевание. Этот вид закаливания полезен только при правильно применении. А перед проведением таких процедур необходимо проконсультироваться со специалистом.

Эмоционально-психическое состояние

Стрессы и переутомления, плохое настроение и депрессии негативно сказываются на работоспособности и здоровье человека любого возраста. Негатив способен накапливаться годами, отравляя человека изнутри и мешая ему жить. При соблюдении здорового образа жизни необходимо пересмотреть и эту сторону ежедневной реальности. Необходимо позаботиться о себе. Исключите из жизни стрессы и

5

переживания, по возможности плохое настроение и депрессию, комплексы и недовольство жизнью. Если вы сами с этим не справляетесь, то обратитесь за помощью к специалисту.

Личная гигиена

Здоровый образ жизни семьи не может обойтись без соблюдения личной гигиены, которая включает в себя:

  • чистку зубов и слежение за их здоровьем;

  • поддержание в чистоте предметов личной гигиены, одежды, обуви;

  • регулярные водные процедуры, в том числе приём ванны или душа, умывание, полоскание зубов после приёма пищи;

  • своевременное мытьё посуды и прочие мероприятия, направленные на поддержание частоты дома.

Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте



1.3. Здоровый образ жизни студента

К здоровому образу жизни студента можно отнести гигиенические факторы, укрепление и оздоровление адаптивных возможностей организма, все восстановительные процессы, полноценное обслуживание личностью социально-профессиональных функций.

Показателями ЗОЖ являются как формы, так и методы физических и духовных потребностей студентов в учебном процессе, в трудовой деятельности, в быту, на отдыхе, которые формируют понятие здоровых норм общежития. В положительных условиях состояние здоровья студенческой молодежи характеризует их общекультурное развитие и является важнейшей ценностной ориентацией, которая имеет огромное социальное значение.

Понятие «здоровье» включает в себя гармоничное единство как биологических, психических, так и трудовых функций человека, которое обеспечивает полноценное участие во всевозможных видах трудовой и общественной жизни. Это взаимодействие огромного числа факторов — социальных и биологических, внутренних и внешних, духовных и материальных, которые косвенно и напрямую взаимодействуют друг с другом. К одному из факторов, определяющих крепкое здоровье, можно отнести физическую культуру в целом.

6

Но надо помнить, что не только одни занятия спортом и физической культурой гарантируют хорошее здоровье. А. И. Плотников доказал, что на формирование здорового образа жизни студентов из общего числа факторов на занятия физической культурой и спортом приходится всего 15—30 %, на отдых и сон — 2А— 30 %, на правильное питание — 10—16 %, на все остальные факторы — 2 А—51 %.



1.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее гармоничное развитие личности. Вторая группа (от 63 до 68 %) – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа получила наименование «противоречивых» за то, что в них представлены признаки большого и небольшого значения (от 35 до 59%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (17-28%) – знание о человеческом организме, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Основной источник информации для студентов – занятия по физическому воспитанию – теоретическому и практическому разделу. Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 70% женщин и 50% мужчин. Женщины предпочитают не слишком продолжительные во времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые реже. Следовательно, студентам не хватает поисково-познавательной активности.

Содержательные характеристики составляющих

Здорового образа жизни

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

· режим труда и отдыха;

· организацию сна;

· режим питания;

· организационно-двигательной активности;

· выполнение требований санитарии, гигиены, закаливание;

· профилактику вредных привычек;

7

· культуру межличностного общения;

· психорегуляцию организма;

· культуру социального поведения.



ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

2.1. Факторы, влияющие на сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни студентов

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится. Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания – 10-16%, на режим двигательной активности – 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4 000 студентов МГУ (Б. И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%; на III – 83,1%, на IV курсе – до 75,8%.

8

У студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, уровень здоровья несколько выше. Из этого можно сделать следующие выводы: практические занятия по физическому воспитанию в вузе позволяют сохранить и укрепить здоровье студентов, но это не является панацеей. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.



Формирование теории здорового образа жизни имеет многолетнюю историю. Она отражает систему знаний, накопленных и сконцентрированных за определенный этап в специализированных научных дисциплинах: медицины, физического воспитания и спорта, педагогики, социологии. И если первоначально обобщали эмпирический опыт, то позже это уже были результаты специальных исследований в создании научных методов познания теории здорового образа жизни.

Идеи ведения здорового образа жизни, сохранения своего здоровья ипродления активного долголетия и укрепления здоровья своими корнями уходят далеко вглубь веков. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель). Все высказанные ранее учения в дальнейшем рассматривались, накапливались и передавались из поколения в поколение. Внедрением в практику здорового образа жизни среди студенческой молодежи занимались следующие современные ученые: Н. М. Амосов, Г. П. Иванов, Ю. И. Курпан, Р. А. Янсон и др.

Под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, которая должна реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Выделяются три основных компонента здорового образа жизни:

1) объективные общественные условия;

2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;

3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность.

Ю. П. Лисицин и Г. И. Царегородцев (1986) дают следующее определение: «Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни».

В последние годы многие исследователи активизировали внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с ухудшением состояния здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо

9

представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни студентов отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности, для которой характерно единство; и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования.

Основные принципы здорового образа жизни:

  • культивация положительных эмоций, способствующих психическому

благополучию основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

  • оптимальная двигательная активность (ДА) – ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

  • рациональное питание – базисный фактор биопрогресса и здоровья;

  • ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам – основной принцип жизнедеятельности организма;

  • эффективная организация трудовой деятельности – основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

  • сексуальная культура – ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

  • здоровое старение – естественный процесс плодотворного долголетия;

  • отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т. п.) – решающий фактор сохранения здоровья.



В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно

10

меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека.

Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой – они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие обще- ственные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента в себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности – ее самосознания.

11

2.2. Мероприятия, способствующие формированию здорового образа жизни студенческой молодежи

Режим труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья. Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» т. е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов. Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяется откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в «долгий ящик».

Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Книгу или тетрадь необходимо располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояние полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер

12

отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда необходимо делать 5-10 минутные перерывы (на легкую гимнастику, проветривание комнаты и т. п.). Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений – на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Профилактика вредных привычек. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, – около половины достается тем, кто находится рядом с ним. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается

13

пристрастие к нему:

  • потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

  • нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т. п.) функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т. п.), обусловливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обусловливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

Как чрезвычайно опасного врага каждый здравомыслящий человек должен рассматривать наркотики. Пристрастие к ним, даже эпизодическое может привести к тяжелому заболеванию – наркомании. Коварное действие наркотиков состоит в том, что незаметно развивается неодолимая тяга к ним, это характеризуется рядом признаков. Во-первых, привычные дозы уже не дают желаемого эффекта. Во-вторых, возникает непреодолимое влечение к данному препарату и стремление получить его любой ценой. В-третьих, при лишении наркотика развивается тяжелое состояние (так называемая физическая ломка).

При длительном употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. Постепенно наступает психическое и физическое истощение. Закоренелым наркоманам присуще: повышенная раздражительность, неустойчивое настроение, нарушение координации движений, дрожание рук, потливость. Заметно снижаются у них умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность, слабеет воля, теряется чувство долга.

Режим питания. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное писание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для

14





необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия – мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже к смерти. Витамины группы В мы получаем, главным образом, с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т. к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким – ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь горячей пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков вглубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости. Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма – сохранения постоянной температуры тела. Основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии покоя, для мужчин с массой тела 70 кг составляет в среднем 1700 ккал, а у женщин – 1600 ккал. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела. Питание стоит на следующих принципах:

  • достижение энергетического баланса (потребляем столько, сколькорасходуем);

  • определение качественного состава пищи (правильное соотношение

15

между основными пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и витаминами);

  • ритмичность приема пищи.

Для правильного построения питания необходимо рассчитать не только калорийность пищи, но и определить качественный состав пищи. При окислении в организме 1 г белков и 1 г углеводов образуется 4,2 ккал, при окислении 1 г жира – 9,3 ккал. В случае необходимости углеводы и жиры частично могут заменять друг друга; что касается белковых веществ, то они не могут быть заменены никакими другими пищевыми веществами.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

  • прием пищи только при ощущениях голода;

  • отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела;

  • отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей не одинаковая. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иныхдел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать

16

надо не позднее, чем за 2-2,5 ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этим простейшим правилом гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким, неспокойным, вследствие чего со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Двигательная активность. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивают как главенствующий признак жизни. Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым.

Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов. Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:

  • учащихся ПТУ и средних учебных заведений – 10-14 часов;

  • студентов – 10-14 часов.

В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 ч в неделю, т. е. занимается только в рамках учебных занятий по физическому воспитанию. Оптимальным двигательным режимом для студентов является такой, при котором мужчины уделяют занятиям 8-12 часов в неделю, а женщины – 6-10 часов. При этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6-8 часов мужчинам и 5-7 часов женщинам. Остальное время дополняется физической активностью в

17

различных условиях бытовой деятельности.

Важный фактор оптимизации двигательной активности – самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т. п.). Необходимые условия самостоятельных занятий – свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.

Таким образом, чтобы выполнять указанный двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжительность.

Так, двухчасовую прогулку со скоростью 4,5 км/ч заменяет 15-минутный бег со скоростью 10 км/ч или 30 мин. игры в баскетбол. В качестве компонента двигательной активности не следует забывать танцы. Их высокий эмоциональный эффект сопряжен и с хорошим функциональным эффектом (пульсовой режим 120-140 удар/мин).

Закаливание. В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Еще одним действенным закаливающим средством является контрастный душ. Контрастный душ тренирует нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки; совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие на центральные нервные механизмы. Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Гигиенические основы здорового образа жизни включают в себя следующие различные профилактические мероприятия сохранения здоровья человека. Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна и другие моменты повседневного быта. Особенно важно соблюдать личную гигиену занимающимся физкультурой и спортом. Уход за кожей имеет большое значение для

18

сохранения здоровья: на руках – микробы и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания, посуду; уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье их, предохранение от чрезмерного загрязнения во время производственных работ, спортивных занятий и активного отдыха; правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет организм от всевозможных инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта; уход за ногами заключается в их ежедневном мытье с мылом перед сном, использовании чистых носков, проветривании обуви.

Культура сексуального поведения. Сексуальное поведение – один из аспектов социального поведения человека. Регламентируя наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура оставляет место для индивидуальных

или ситуативных вариаций, содержание которых может существенно варьироваться. Социокультурные сдвиги влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивность и социальные формы. Молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные связи стали допустимы для обоих полов при наличии и отсутствии любви. Необходимой предпосылкой гармонизации сексуального стиля является здоровый образ жизни, с его двигательной активностью, регулярными физическими нагрузками и т. д.

Сексуальная жизнь всегда была тесно связана с состоянием физического и психического здоровья, им во многом определяется продолжительность и интенсивность сексуального возбуждения и физиологических реакций. Сексуальные возможности у лиц с ослабленным здоровьем понижены. Физическая привлекательность лежит в основе полового внимания (красивая фигура, осанка, стройные ноги, легкость походки и др.), и поэтому необходимо уделять, особенно в молодые годы, внимание культуре физической и ее составной части – телесной, формировать и улучшать свое телосложение в необходимом направлении. Отмечается прямая связь между соответствием соматического облика и здоровья. Женщины, например, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, спортом, приобретают такие качества, как соревновательность, упорство, бескомпромиссность в борьбе и др., что делает богаче их поведенческий репертуар, психическое благополучие, они лучше чувствуют себя в сексуальной сфере. В период гиперсексуальности использование правильно дозированных физических упражнений позволяет направить сексуальную энергию на другой вид деятельности.

Активная сексуальная жизнь требует соблюдать здоровый образ жизни. Так, у лиц, злоупотребляющих алкоголем, сексуальная жизнь постепенно нарушается, ее расстройства встречаются в 41-43% случаев. Чрезмерное курение в 11% случаев ведет к развитию импотенции – никотин оказывает угнетающее воздействие на центры эрекции, вызывая ее ослабление, а у женщин – явление фригидности. Сексуальная удовлетворенность повышает самоуважение и самооценку. Высокая самооценка и уверенность в собственной привлекательности чрезвычайно важны для молодых людей. Сексуальная удовлетворенность у молодых людей положительно коррелирует

19

с удовлетворенностью другими (интеллектуальными, спортивными, эстетическими

др.) увлечениями, общительностью, жизнерадостностью, и этим способствует их общекультурному развитию.



ВЫВОД

Исследования показывают, что здоровый образ жизни способен привести к значительному увеличению продолжительности жизни. Исследование в Германии показало, что ЗОЖ ассоциирован с увеличением ожидаемой продолжительности жизни после 40 лет на 13-17 лет. Исследование в США говорит об увеличении ожидаемой продолжительности жизни после 50 лет на 12-14 лет.

Физическая культура и спорт с давних пор высоко ценились в нашем обществе. В настоящее время, большая часть людей не занимаются спортом и ведут сидячий образ жизни. Как результат наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда смертность превышает рождаемость, формирование здорового образа жизни россиян становятся актуальной задачей.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



1. Акбашев, Т. Ф. Педагогика здоровья: начало пути / Т. Ф. Акбашев. – Павлодар, 1995.

2. Акбашев, Т. Ф. Третий путь / Т. Ф. Акбашев. – М., 1996. – 139 с.

3. Апанасенко, Г. А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное

существование? / Г. А. Апанасенко // Валеология, – 1996 – №2. – С. 9-14

4. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко – СПб. :

2000. – 248 с.

5. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии /

Р. М. Баевский – М. : Медицина, 1979. – 298 с.

6. Баевский, Р. М. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии

человека / Р. М. Баевский. – Магадан : СВНЦ ДВО РАН, 1996. – 55 с.

7. Барчуков, И. С. Физическая культура / И. С. Барчуков – М., 2003 – 255 с.

8. Березин, И. П. Школа здоровья / И. П. Березин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 365 с.

20

9. Брехман, И. И. Введение в валеологию – наука о здоровье / И. И. Брехман. –

Л., 1987. – 125 с.

10. Бутейко, К. П. Метод Бутейко / К. П. Бутейко. – М., 1990. – 227 с.

11. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. –

СПб., 1993. – 269 с.

12. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни /

П. А. Виноградов. – М., 1996.

13. Воробьев, В. И. Слагаемые здоровья / В. И. Воробьев. – Ростов н/Д. :

Феникс, 2001. – 414 с.

14. Волин, С. Три самых эффективных способа оздоровления позвоночника /

С. Волин. – М. : Фолио СП, 2008. – 150 с.

15. Дильман, В. М. Четыре модели медицины / В. М. Дильман – Л., 1987. – 287 с.

16. Здоровье, развитие, личность / под. ред. Ф. Г. Мурзакаева. – Уфа, 1987. –

280 с.

17. Иванюшкин, А. Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных

ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Валеология. – 1982. – №1. – С. 49-

58 ; №4. – С. 29-33.

18. Ильнич, М. Ф. Физическая культура студентов / М. Ф. Ильинич – М., 2002. –

340 с.

19. Казначеев, В. П. Донозологическая диагностика в практике массовых

обследований населения / В. П. Казначеев – Л. : Медицина, 1980. – 225 с.

20. Калью, П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровья» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. Обзорная информация/

21

П. И. Калью. – М., 1988.

21. Крылов, А. И. Психология / А. И. Крылов. – М., 2005. – 322 с.

22. Лещинский, Л. А. Берегите здоровье / Л. А. Лещинский. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 427 с.

22

23. Лисицин, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицин. – М., 1982. – 90 с.

24. Лисицин, Ю. П. Здоровый образ жизни ребенка / Ю. П. Лисин. – М., 1984. –

380 с.

25. Московиси, С. С. Социальное представление: исторический взгляд /

С. С. Московиси // Психологический журнал. – 1995. – №1-2. – С. 3-18, 3-14.

26. Родионова, О. Все о здоровье спины и позвоночника: домашняя энциклопедия / О. Родионова. – М. : «Вектор», 2006. – 208 с.

27. Рутман, Э. М. Надо ли убегать от стресса / Э. М. Рутман. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 128 с.

28. Семенов, В. С. Культура и развитие человека / В. С. Семенов // Вопросы философии. – 1982. – №4. – С. 15-29.

29. Шаталова, Г. С. Здоровье человека / Г. С. Шаталова. – М. : Знание, 1998. – 464 с.

























23