Мельникова Е.Н.
2018 год

«Здоровые дети – здоровая нация».
Конкурсно - оздоровительные мероприятия «Спарт»
Место проведения: спортивный зал или спортивная площадка школы № 5 г.Унеча Брянской области
Участники: учащиеся 7-8 классов (5 мальчиков + 5 девочек).
Цель: Воспитание всесторонне развитой личности молодого гражданина и создание благоприятных условий для укрепления здоровья.
Задачи:
Способствовать увлечению детей в творческий процесс, развитие их способностей.
Формирование у школьников навыков общения и взаимопонимания.
Активное приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Самой актуальной проблемой сейчас является здоровье подрастающего поколения.
Наш девиз: «Здоровье без лекарств».
Кризис в стране, безработица, наркомания, вредные привычки. Основной принцип в преодолении этих недугов – внутренние силы самого человека и природы, путь к гармонии через двигательную активность и здоровый образ жизни.
Единения спорта с искусством содержит проект «Спарт» (название это образовано от трех английских слов: Spirituality – духовность, Sport – спорт, Art – искусство). Он разработан одним из авторов Олимпийского учебника профессором В.И. Столяровым. Реализуется этот проект у нас в России с 1991 года. Здесь учитывается не только личное достижение или достижение одной команды, здесь все участники объединены в одну команду. Важно не только быть здоровым, чтобы победить, необходимо еще оказаться и умным, умелым, интересным и духовно развитым человеком.
Человек должен жить по-новому – защищать свое здоровье своим менталитетом, сознанием и знаниями. Данное мероприятие проводится в виде эстафеты, где кроме двигательных качеств учащихся получают и теоретические сведения о том, что пока сам человек не захочет быть здоровым и красивым, никто его таким кроме самого себя не сделает.
А подростковый возраст – благодатная почва для «хороших всходов».
Оборудование и инвентарь:
Яркие разноцветные фишки.
Детские трех колесные велосипеды.
Секундомеры, рюкзаки (школьные ранцы).
Воздушные шары, накладные усы.
Две стойки и планка для прыжков в высоту.
Мячи теннисные (150гр.).
Листки – заготовки с набором слов.
Гимнастические палки (деревянные).
Мел, грамоты, призы.
Плакаты (от каждого класса готовит группа поддержки, а также учитель ИЗО с учащимися).
Стулья со спинками.
Набивные мячи.
Перед проведением состязаний за одну – две недели раздать каждой команде программу (ответственными назначить физоргов, классных руководителей). Вывесить на стенд «Вестник школьника» положение о проведении соревнований (дата, время, место, участники), утвержденное директором школы.
Объяснение эстафет должно быть понятным и кратким. Прежде чем приступить к объяснению, необходимо построить команды в исходное положение, сообщить название эстафеты и ее содержание.
Перечислить основные правила. Второстепенные замечания и уточнения можно давать по ходу игры. Сообщить условные сигналы начала и окончания эстафеты. В заключении следует ответить на возникшие вопросы. Если некоторые условия непонятны участникам (жюри), желательно всю эстафету или часть заданий показать. Это может сделать руководитель или же один из участников. В эстафете, где решающую роль играет слаженность действий участников, тактика их взаимодействий, следует дать ребятам 1-2 минуты на обдумывание. Это воспитывает сознательное отношение к заданию, позволяет проявить сообразительность и находчивость. Иногда целесообразно менять команды местами в целях максимальной объективности. И, конечно, напомнить учащимся, что жюри будет встречать команды по одежке (спортивная форма, аккуратность, подтянутость и т.п.).
Итоги подводятся после каждого конкурса. При этом указывать причины побед и поражений. Разъясняется эффективность разумных, быстрых и точных действий.
Это повышает образовательную и воспитательную роль эстафет в занятиях физическими упражнениями.
Команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами и призами (можно провести награждение отдельных участников: самый гибкий, самый ловкий и т.п.)
Ожидаемые результаты от проведенного мероприятия, это:
1). Духовный и физический рост каждого ребенка.
2). Укрепление здоровья детей и привлечение их к ежедневным занятиям физкультурой
для формирования правильной осанки, правильного телосложения.
3). Развитие коллективизма и укрепление дружбы между детьми.
4). Развитие умственных способностей.
С целью профилактики травматизма нужно соблюдать ряд правил:
Заранее разметить площадку и расстановку инвентаря
Высоту препятствий, нагрузку регулировать с учетом возрастных особенностей и пола участников, а также с учетом их физической подготовленности
На пути движения не должно быть предметов, о которые участник может споткнуться
Расстановку команд, интервал между ними и пути движения спланировать так, чтобы не было столкновений.
Заранее за 1-2 дня собрать судейскую бригаду и распределить между ними обязанности. Подготовить и проверить спортивное оборудование, инвентарь, подписать грамоты, приобрести призы.
Программа состязаний «Спарт».
Конкурс. Разминка – комплекс оздоровительной гимнастики.
Самая гибкая команла.
«Лягушка – путешественница».
Надувание воздушных шаров.
Бег с ранцем (рюкзак) за спиной.
Стихотворение «За здоровый образ жизни».
«Усатый нянь»
Эстафета на трехколесных велосипедах.
Домашнее задание (танец с любым спортивным инвентарем).
Подведение итогов. Награждение.
« Физические упражнения, рациональное питание
и гигиенические правила по-настоящему помогут лишь
в том случае, если человек осознает смысл
предпринимаемых им оздоровительных мер.
Без глубоких размышлений о здоровье не может быть
и серьезного положительного воздействия на
организм».
(Чайковский М.Н., Шенклин С.Б.
«Искусство быть здоровым»)

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы проводим соревнование – конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья». Во все времена человек стремился к здоровому образу жизни, желал познать пределы своих возможностей, не боясь бросить вызов судьбе. И часто выходил победителем. А спорт это и есть ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, РИСК, ПОИСК, ПОБЕДА.
Построение. Представление жюри судейской бригады и команд. Поздравление всех с праздником.
Ведущий: Самый главный секрет здоровья – это мысли.
«Если я и проиграю, я начну лучше тренироваться». Возьмем эти слова себе на вооружение.
Руководитель: Все обстоятельства постепенно складываются в пользу человека, который постоянно и очень сильно чего-нибудь хочет. (В. Кочетков. ФИС № 6, 2002)
Ведущий: Физические упражнения как системы движений выражают мысли и эмоции человека, а выполнение их означает переход организма на тот или иной уровень его функциональной активности. И чтобы наши мышцы стали эластичными, а тело гибким, мы и выполним на 1 конкурсе – разминку.
Все команды, согласно жеребьевки, выполняют под музыку комплекс оздоровительной гимнастики.
Руководитель. Разминка прошла и теперь пора проверить и определить во 2-ом конкурсе «Самую гибкую команду».
Установить стойки и планку для прыжков в высоту. Каждый участник проходит под планкой, установленной на высоте 1 м, наклоняясь и прогибаясь назад, голову в сторону отводить нельзя. Кто заденет планку – выходит, а во второй попытке планка опускается еще на 5 см. Чей участник команды одолеет самый низкий уровень планки, та команда и побеждает.
Ведущий: «Сильнее дружбы силы нет,
Чудесней дружбы чуда нет!»
Руководитель: За дружбу и поддержку!
3. Эстафета «Лягушка-путешественница».
Команды образуют 2 пары (мальчики) и каждая пара
переносит на гимнастической палке в висе одну
девочку, согнув ноги, земли касаться нельзя, на
противоположную линию площадки.
4. Для участия в этом конкурсе выходит 1 участник от команды.
Ведущий: «Здоровый образ жизни формируется не только благодаря упражнениям, бегу, питанию. Он немыслим и без постановки правильного дыхания. Дышат все. Все дышат по-разному. Но дыхание носом физиологичнее: в носовых ходах и лобных пазухах воздух согревается, очищается от микробов и пыли».
(Круглый М.М., Лежнева С.Б. «Искусство быть здоровым» ФИС М. 1984г)
Руководитель: Так как польза от дыхательной гимнастики – огромная, мы сейчас и посоревнуемся в конкурсе «Надувание воздушных шаров». За 10 секунд надо надуть шар как можно больше и по сигналу отпустить его. Побеждает команда, чей шарик приземлится на землю последним.
Многие школьники, особенно в последнее время, жалуются на боли в позвоночнике, утомляемость, боли в мышцах, суставах.
Поэтому во избежание искривления позвоночника, смещения позвонков, межпозвонковых дисков, защемления нервных волокон сосудов, необходимо строго соблюдать установленный регламент.
Ведущий: Специальными исследованиями вес учебников и письменных принадлежностей на один учебный день регламентирован:
- для учащихся начальных классов он не более 2-2,5 кг
- для учащихся средних классов не более 3,5 кг
- для старшеклассников до 4,5 кг
Руководитель: 5-я эстафета «Бег с рюкзаком (ранцем)»
ранец лежит на стуле, рядом 3 мяча набивных
и 3 мяча для метания
Первый участник по сигналу бежит по прямой к стулу и надевает ранец на спину, возвращается назад, передает ранец 2-ому, который бежит к стулу, кладет в ранец 1 мяч теннисный (150гр), возвращается с ранцем, надетым на спину, передает 3-ему ранец, тот с ранцем бежит к стулу, кладет 2-ой мяч, передает 4-ому, четвертый забирает 3-й мяч, передает ранец пятому участнику (вес ранца 500гр), который бежит и кладет в ранец 1 набивной мяч (1кг), возвращается и передает ранец шестому игроку, шестой кладет 2-й набивной мяч (1кг) передает ранец седьмому, седьмой забирает 3-й набивной мяч и передает ранец восьмому участнику (вес 3,5 кг) который бежит к стулу оставляет ранец на стуле, возвращается назад и передает эстафету по руке вверх, сообщая о том, что задание выполнено.
Кто первый поднимет руку, тот окажется победителем в этой эстафете.
Ведущий: Борьба с вредными привычками: курением, распитием спиртных напитков, наркоманией и т.п. – это тоже борьба за здоровый образ жизни.
Врачи ошибаются, когда пытаются испугать, говоря: курение – это вредно или даже смертельно опасно. Ведь человек по природе своей храбр. Поэтому лучше сказать: курение испортит цвет лица и сделает каждого менее привлекательным друг для друга.
Конкурс: «За здоровый образ жизни» - сейчас каждая команда получает листки с набором слов:
пить, курить, молодость,
игла, кайф, здоровье,
прекрасно, опасно, друзья
играть, любить, спорт
за 3 минуты команда должна сочинить свое стихотворение и прочитать его.
А пока команды заняты, мы посмотрим с Вами выступления юных гимнастов.
Ведущий: «Мир – это зеркало, в котором видит свой лик» (И.В. Гете)
«Хмурься перед ним, и оно покажет тебе угрюмое.
Улыбайся ему, смейся перед ним, и ты встретишь в нем веселого товарища».
Руководитель: Эстафета «Усатый нянь». По сигналу первый участник добегает до стула (расстояние до 20-30м), надевает себе «усы» и возвращается обратно, передает их второму игроку команды, а сам идет в конец колонны и т.д.
Последний оставляет «усы» на стуле, возвращается назад, передает эстафету по руке первому участнику. Тот поднимает вверх руку. Эстафета закончена.
Сейчас езда на велосипеде превратилась в жизненную потребность, в необходимое условие поддержания физического здоровья, бодрости духа, уравновешенности.
Велосипед помогает нам решить целый ряд проблем: оздоровительных, транспортных и даже экологических.
Наш дом – родная земля. Проблема экологии требует постоянного и пристального внимания каждого гражданина.
Руководитель: Зеленый свет – велосипеду!
Конкурс: «Езда на трехколесном велосипеде».
Конкурс проводится во встречной эстафете
Как только участники поменяются местами, эстафета закончилась, капитан поднимает руку вверх.
Ведущий: «Есть в музыке безумное начало,
Призыв к свободе от чужих оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков».
Руководитель: девятый конкурс - домашнее задание: музыкально-танцевальные состязания с любым спортивным инвентарем. Количество участников не ограничено
(можно включать и учащихся из числа болельщиков).
Жюри оценивает красоту, грацию.
Ведущий: Командам - построиться для подведения итогов. Награждение. Поздравление.
Руководитель: Самый лучший день – сегодня!
Самое лучшее место – там, где ты живешь!
Самый лучший отдых – труд души!
Самая большая утрата – потеря надежды!
Самое большое богатство – здоровье!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
До новых встреч (звучит музыка, все покидают место состязаний)
ЛИТЕРАТУРА
Дильман В.М. «Большие биологические часы» Изд. Здоровье М. 2015 г.
Физическая культура в школе. Изд. «Педагогика», 2013 № 4,
Вестник ЗОЖ № 11 (287) 2016 г.
Твой Олимпийский учебник. Москва «Ф/к и С», 2015 г.
Спортивные праздники и мероприятия в школе. Видякин М.В. Волгоград, изд. «Учитель» 2011г.
Методические рекомендации. Московско-Ярославское отделение МЖД, 2003г.
Физкультура и спорт. 2010 г. №6,
«Брянская учительская газета», № 9 (137), 2009 г.
Искусство быть здоровым. М. ФИС, 1984
Физическая культура в школе. Изд. «Педагогика» № 5,