«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»
Д.С. Лихачёв
Просмотр содержимого документа
««фольклор как средство приобщения детей к русской народной культуре. развитие творческих способностей через фольклор».»
« ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР».
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» Д.С. Лихачёв.
Причины, осложняющие воспитательный процесс в современном обществе:
- Напряжённые социальные отношения;
- Пониженный уровень общей культуры;
- Потеря нравственных ориентиров у части общества в целом;
- Возрастание числа социально запущенных детей;
- Безответственная реклама.
- Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
- Цель исследования – обоснование значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на развитие творческих способностей дошкольника.
- Объект исследования – процесс формирования личности ребёнка через музыкальный фольклор.
- Предмет исследования – фольклор, как средство формирования личности ребёнка.
- задачи :
- - выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей дошкольников через организацию занятий по фольклору;
- - разработать систему творческих заданий и на основе собственного опыта выявить и обосновать методы использования фольклора на занятиях.
Условия развития творческого начала дошкольников средствами музыкального фольклора:
- - систематическое использование фольклора в образовательном процессе;
- - учёт возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- - создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой личности .
ПРОЕКТИРОВАНИЕ приоритетного направления по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Народные игры
Русская народная песня
Устное народное творчество
Русская народная культура
Быт старины и занятия людей
Декоративно-прикладное искусство
Обогащение предметно- развивающей среды
Традиционные и
обрядовые праздники
ПЛАН мероприятий по ознакомлению с фольклором в младшей группе
Дата
Название
сентябрь
октябрь
Место проведения
«В гости к Хозяюшке»
«Котик-коток»
ноябрь
«Русская изба»
Муз. зал
«Ладушки в гостях у бабушки»
декабрь
«Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою»
«Русская изба»
январь
февраль
«Русская изба»
«Веселые музыканты»
«Поиграем с куклой Машей»
Муз. зал
март
Муз. зал
«Волшебный бубен»
апрель
«В гости к солнышку»
Муз. зал
май
«Русская изба»
«Домотканые половики»
«Русская изба»
ПЛАН мероприятий по ознакомлению с фольклором в средней группе
Форма организации
Праздник
Дата
Занятие
Занятие
Название
сентябрь
Место проведения
«Осенины»
октябрь
Развлечение
Муз. зал
«Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою»
Занятие
ноябрь
«Веселые музыканты»
декабрь
«Русская изба»
Занятие
«Катерина – санница»
Развлечение
январь
«Русская изба»
февраль
Праздник
«Ладушки в гостях у бабушки»
Муз. зал
«Поиграем с куклой Машей»
«Русская изба»
март
Развлечение
Муз. зал
апрель
«Закличка птиц»
май
«Новоселье птиц»
Муз. зал
«Солнышко встало»
Муз. зал
«Русская изба»
ПЛАН мероприятий по ознакомлению с фольклором в старшей группе
Форма организации
Праздник
Дата
Занятие
Занятие
Название
сентябрь
Место проведения
«Осенины»
октябрь
Развлечение
Муз. зал
«Теремок»
Занятие
ноябрь
«Колыбельная»
декабрь
Муз. зал
Занятие
«Катерина – санница»
Развлечение
январь
«Русская изба»
февраль
Праздник
«Козлик и дудочка»
Муз. зал
«Поиграем с куклой Машей»
«Русская изба»
март
Развлечение
Муз. зал
апрель
«Закличка птиц»
май
«Весна красна, приди ясна»
Муз. зал
«Петушок и баба Яга»
Муз. зал
Муз. зал
ПЛАН мероприятий по ознакомлению с фольклором в подготовительной группе
Форма организации
Праздник
Дата
Занятие
Занятие
Название
сентябрь
Место проведения
«Осенины»
октябрь
Развлечение
Муз. зал
«Баю-баю- баю, бай поскорее засыпай»
Занятие
ноябрь
«Песня – душа народа»
декабрь
«Русская изба»
Занятие
«Катерина – санница»
Развлечение
январь
«Русская изба»
февраль
Праздник
«Лирическая песня»
Муз.зал
«Хоровая песня»
Муз. зал
март
Развлечение
Муз. зал
апрель
«Закличка птиц»
май
«Весна пришла – тепло принесла»
Муз. зал
«Плясовая песня»
Муз. зал
Муз. зал
- Развитие творчества на музыкальных занятиях.
Примерные творческие задания первого этапа:
- - закончить (сочинить) конец мелодии, исполненной взрослым;
- - инсценировать движениями данный текст и мелодию песни;
- - уметь выбрать из заданных элементов танца те, которые подходят к характеру данной пьесы;
- - имитировать игру на музыкальных инструментах и т.д.
Примерные творческие задания второго этапа:
- - сочинить песню на заданный текст;
- - придумать действия, движения определённых персонажей на основе рассказанной сказки;
- - придумать пляску, передавая характерные движения сказочных персонажей и т.д.
Примерные творческие задания третьего этапа:
- - уметь сочинить песню, выбрать текст на своё усмотрение из нескольких данных;
- - сочинить мелодию без всяких образцов;
- - выбрать тематику игры;
- - оставить план действий роли и т.д.