Приложение 9
Оглавление
1.Вступление
Язык- орудие мышления. (А.Н.Толстой)._________________1 стр.
2 Основная часть
1.1Развитие коммуникативных навыков у учащихся – одна из важнейших задач при формировании функциональной грамотности.__________1 стр.
2.2 Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила (Френсис Бекон) __________3 стр.
(Эффективные методы и приемы на уроках русского языка и литературы)
3.Заключение ______________5 стр.
IVИспользованная литература______________7стр.
ФОРМИОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
А.Х.Молдахметова
Школа-лицей №7, г. Щучинск, [email protected]
Учитель русского языка и литературы, педагог-исследователь, ІІI уровень
1.Язык- орудие мышления А.Н.Толстой
Подрастающее поколение- это будущее Казахстана. Чтобы будущее нашей страны было достойным, каждый педагог должен чвствовать ответственность за них. Мы, учителя, играем огромную роль «в становлении их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными и ответственными личностями с развитым критическим мышлением, свободно изъясняющимися на трех языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях»
В послании Президента Республики Казахстан, Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050» подчеркнуто:
«Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами» Особую роль занимает Русский язык в системе школьного образования.
1.1.Развитие коммуникативных навыков у учащихся – одна из важнейших задач при формировании функциональной грамотности.
Функциональная грамотность- это способ социальной ориентации личности. Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Сейчас перед школой стоит задача не только обеспечивать учеников знаниями, но и умение воспользоваться уже имеющимися знаниями для приобретения новых. Развитие устной и письменной речи школьников всегда рассматривалось как одно из главных направлений при формировании функциональной грамотности. Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе выразительными изобразительными средствами русского языка, на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие её выразительности-такова основная задача учителя-словесника. Необходимость в создании инновационных методов развития коммуникативных навыков на уроках русского языка определяется следующими причинами: снижение уровня читательской культуры, низкий уровень сформированности у учеников индивидуально-личностных оснований. Разумное сочетание современных подходов к преподаванию предмета, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование функциональной грамотности у учащихся и в конечном счёте повысит качество знаний по предмету. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: развития критического мышления; технология проблемного и проектного обучения; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе.
В настоящее время мы, учителя, применяем множество методов обучения, которые направлены на формирование личности, уверенной в себе и умеющей критически мыслить. Я придерживаюсь мнения о том, что способности учеников можно развивать, создав для этого специальные условия. Я заметила то, что если ученик знает то, что он должен создавать, придумывать и находить решения проблем, то развиваются коммуникативные навыки и сформируется самомотивированная личность, а значит личность, добывающая знания самостоятельно. Умение позитивно общаться позволяет личности комфортно жить в обществе, добиваться успехов, а это свидетельствует о том, что коммуникативность одна из важнейших качеств человека.
Сформировать коммуникативные навыки можно, если
-учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдении; отделять в высказывании главное от второстепенного;
-аргументировать свои высказывания и понимать арагументы собеседника;
- анализировать и прогнозировать;
-оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения.
Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала Развитие Критического Мышления.
«Критическое мышление» - новый взгляд на урок, который дает освоение нового способа познания. Школьник должен создавать, придумывать, находить решение проблем.
Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех коммуникативных навыков у учащихся. Доминирование данной технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание и огромное преимущество при формировании функциональной грамотности.
2.2. Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила. Френсис Бекон
Цель моей педагогической деятельности выявить методы и приемы, способствующие формированию функциональной грамотности и создания благоприятных условий для их развития на уроках.
Ожидаемые результаты работы:
- могут выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме;
- умеют решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
На примере нескольких уроков хочу показать эффективность развития навыков критического мышления, применяемых на уроках русского языка и литературы при формировании функциональной грамотности.
Так на уроке русского языка и литературы в 5 классе по теме «Интересное об одежде» на начальном этапе урока применила стратегию «Прогнозирование» на интерактивной доске даны пословицы прочитать и определить тему урока и исходя из этого закончить данную пословицу.
На уроке по теме «Искусство звука» при использовании данной стратегии звучит музыка и ученики должны определить музыкальный инструмент и постараться определить тему урока.
Дети начинают предлагать свои версии, которые могут сравнить позже с полученной информацией. Такой вид работы вызывает интерес к теме урока. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Эффективна работа по составлению кластера, При изучении темы Бахыт Каирбеков. Стихи из цикла «Лица друзей» 6 класс использовала прием заполнение «Корзины идей», когда дети записывают, проговаривают информацию, которая известна или же просто была предположением. Дети не боятся в чем-то ошибиться, потому что они знают о том, что в течение урока они смогут вернуться к нему и проверить, что было верно или неверно.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую прием Ромашка Блума. Составляют Тонкие вопросы, требующие однозначных ответов, толстые-неоднозначных, развернутых ответов. Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста. А это отвечает тем требованиям, которые способствуют формированию функциональной грамотности.
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем.
На уроке по теме «Стихи из цикла лица друзей» 6 класс на стадии осмысления была проведена работа по стратегии развитие критического мышления, работа по таблице «Заполнение двухчастного дневника» работа по этой стратегии учит воспринимать информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями. Стратегия «Плюс – Минус – Интересно» помогает учащимся посмотреть на данный материал по-разному, то есть не просто прочитать и пересказать, а выразить свое отношение к тому, что прочитал, насколько эта информация повлияла на него. Ученики учатся распознавать проблему и находить пути её решения, собирать и упорядочивать необходимую информацию. Я считаю, что эти навыки являются одним из компонентов критического мышления.
Для развития коммуникативных навыков в качестве активизации познавательной деятельности через самостоятельную работу на уроке по теме «Выше радуги» 7 класс задача урока- обучить и закрепить изученный материал, содействовать развитию кругозора учащихся, их умению выражать свои мысли и работать в группе, применила такие виды работ:
1.группа: подготовить презентацию об авторе повести.
2.группа: составить биописьмо.
3.группа: подготовить сообщение о современных достижениях в области кибернетики (о роботе). Что бы вы сами создали?
4.группа: найти в данном отрывке, где использованы элементы фантастики.
Работая с текстом, самостоятельно, составляют биописьмо
1) Имя героя
2) 2 прилагательных, характеризующих героя
3) 2-3 вещи, которые любит герой
4) 2-3 страха, которых боится герой
5) Социальное положение
6) Достижения героя
Опираясь на алгоритм, дети смогли создать психологический портрет героев, анализируя и оценивая то, как герой жил, что для него было важно в жизни, чего добивался, к чему он пришел. Опираясь на ключевые слова, учащиеся смогли определить основные темы произведения. Данный метод формирует навыки анализа, оценивания, умение делать выводы по определенным ситуациям. Даже, если ребенок не может выразить устно свое мнение, у него есть возможность, сделать это на письме и затем прочитать. Такой вид работы помогает резюмировать информацию, излагать идеи и представления в нескольких словах- это важное умение. Работа с текстом- основной способ развития навыков функционального чтения.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия и преобразования. (А.А. Леонтьев)
В современное время важно, чтобы дети умели рассуждать, выдвигая тезис, приводя аргументы. В этом помогает стратегия «ПОПС-формула». Так на уроке по теме С.А. Абрамов. «Выше радуги» учащиеся, используя ПОПС-формулу, составили аргументированное высказывание-рассуждение. На основе схемы, сформулировали тезис. Определили, что идею рассказа можно связать с жизнью.
П – позиция (Я считаю, что…);
О – обоснование (Потому что…);
П – пример (Я могу доказать это на примере…);
С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…).
Важно, чтобы дети умели анализировать свою деятельность, определить, что у них получилось, что вышло не так, как хотелось и в чем причина неудач. Например, стратегия «Незаконченные предложения» помогает учащимся сформулировать свои мысли, высказать мнение по уроку.
Стратегия «Скажи мне 3 вещи» Я изучил сегодня...Я справился хорошо или плохо...Сейчас я знаю то, что не знал 45 минут назад.... Эта стратегия помогает учащимся рефлексировать о проделанной работе на уроке и дает положительный результат так, как ученики отмечают не только положительные стороны своей работы на уроке, но и отрицательные.
Целью моей работы является формирование навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. И на сегодняшний день учащиеся умеют строить монолог, вступать и поддерживать диалог умеют работать с текстами, работают в группе, пишут мини- эссе, умеют находить пути решения проблемной ситуации, что играет важную роль в жизни, умеют оценивать какие-либо действия, поступки, а также могут рефлексировать.
3.Заключение
Внимание учащихся можно привлечь интересными видами работ, дать им возможность работать самостоятельно, самим решать проблемные ситуации, рассуждать и делать выводы. Словом, не давать им готовые знания, а идти с каким- либо вопросом.
В таких случаях учащиеся начинают чувствовать ответственность за результат. В своей работе я постаралась показать более эффективные, на мой взгляд, методы и средства обучения русскому языку. Какие бы методы и средства обучения не применяли на уроке, все должно служить тому, чтобы ребенок всесторонне развивался, имел свое мнение. Вся разнообразная работа на уроках русского языка и литературы дает возможность привить учащимся интерес к языку и литературе и постичь его тайны, что необходимо каждому в жизни. Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.
Я считаю, что развитие навыков функциональной грамотности способствует не просто приобретению знаний, а еще ученики учатся применять их в разных жизненных ситуациях. Полученные навыки помогают учащимся чувствовать себя уверенными, не бояться своих ошибок, а работать над ними и всегда самосовершенствоваться.