Анализ результатов, направленных на формирование читательских интересов
у обучающихся 5 класса ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
С целью осуществления анализа эффективности деятельности, направленной на формирование читательских интересов у обучающихся 5 класса ГБОУ «Закаменская СКОШИ», мною было осуществлено изучение степени сформированности читательских интересов в начале (октябрь 2018 года) и в середине (февраль 2019 года) учебного года.
Для этого мною использовались различные практические методы: наблюдение, беседа с воспитателем, количественный и качественный анализ, обобщение собственного педагогического опыта. Для оценки читательских интересов были разработаны критерии определения уровней этой сформированности, которые состоят в следующем:
Низкий уровень читательского интереса:
нет интереса к чтению книг;
не может самостоятельно выбрать книги;
при выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объем;
не всегда дочитывает книгу;
работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки;
нуждается в постоянном контроле.
2) Средний уровень читательского интереса:
самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем, выбирая книгу, ориентируется на автора, название, иллюстрации;
понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге;
отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
берет самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи.
2) Высокий уровень читательского интереса:
самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации;
читает с желанием;
делится с впечатлениями о прочитанном;
может самостоятельно выделить главную мысль;
рассматривает, читает журналы, газеты;
знает названия детских журналов;
самостоятельно посещает библиотеку.
Анализ
Каждый положительный ответ оценивается от 1 до 3 баллов. Если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень читательского интереса высокий. Если 2 балла — уровень читательского интереса средний. Если 0—1 балл, уровень читательского интереса низкий.
– интерес к чтению (нет интереса, не всегда дочитывает книгу, читает с желанием);
2 - выбор книги (не может самостоятельно выбрать книги, т.е. главное внимание обращает на иллюстрации, объем; самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем, выбирая книгу, ориентируется на автора, название, иллюстрации; самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации);
3 – работа с произведением (работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки; понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; делится с впечатлениями о прочитанном, может самостоятельно выделить главную мысль);
4 – уровень сформированности читательских интересов (нуждается в постоянном контроле; берет самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи; знает названия детских журналов, самостоятельно посещает библиотеку).
Бланк обследования
2018 – 2019 учебный год 5 класс (октябрь 2018 года)
№ | Фамилия, имя обучающегося | 1 | 2 | 3 | 4 | всего | Уровень читательского интереса |
1 | Б. Гомбо | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | средний |
2 | Г. Ринчима | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | средний |
3 | К. Вероника | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | низкий |
4 | К. Александр | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
5 | П. Станислав | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | средний |
6 | П. Артем | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
7 | Ш. Алексей | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | низкий |
| Итого по классу | 13 | 11 | 12 | 12 | 48/7/4 | средний |
2018 – 2019 учебный год 5 класс (февраль 2019 года)
№ | Фамилия, имя обучающегося | 1 | 2 | 3 | 4 | всего | Уровень читательского интереса |
1 | Б. Гомбо | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 | высокий |
2 | Г. Ринчима | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий |
3 | К. Вероника | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | низкий |
4 | К. Александр | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
5 | П. Станислав | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | высокий |
6 | П. Артем | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | высокий |
7 | Ш. Алексей | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | средний |
| Итого по классу | 15 | 14 | 16 | 17 | 62/7/4 | средний |
Динамика интереса к чтению
у обучающихся ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
по итогам проведения коррекционной работы
Интерес к чтению | октябрь | февраль |
Нет интереса | 29% | 29% |
Не всегда дочитывает книгу | 42% | 29% |
Читает с желанием | 29% | 42% |
![]()
Рисунок 1
В результате сравнения первоначального состояния читательских интересов в начале аттестационного периода и повторного их состояния в конце данного периода можно сказать следующее. Формирование читательских интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей. Степень читательского интереса зависит от уровня овладения чтением вообще (дети, которые плохо читают, имеют сниженный интерес, и наоборот). Для всех детей с интеллектуальными нарушениями являются интересными яркие остросюжетные произведения с увлекательным сюжетом. Наибольший интерес дети проявляют к детской литературе, классические писатели почти недоступны и не производят впечатления на детей с нарушением интеллекта. Главным мотивом чтения является количество труда и внимания, требующегося при этом. Причинами низкого уровня читательской активности могут быть особенности семейного воспитания, тяжесть врожденного интеллектуального дефекта, гендерные особенности. Самостоятельное развитие интереса к чтению художественной литературы у таких детей практически невозможно, поэтому важную роль в этом процессе занимает организация работы школьной библиотеки и системы работы учителя по формированию интереса к чтению у детей.
Динамику в овладении навыком выбора книги у обучающихся моего класса демонстрирует рисунок 2.
Динамика в овладении навыком выбора книги
у обучающихся ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
по итогам проведения коррекционной работы
Выбор книги | октябрь | февраль |
Не может выбрать | 43% | 43% |
Выполняет выбор с помощью | 57% | 43% |
Самостоятельно выбирает | 0% | 14% |
![]()
Рисунок 2
Мы видим, что в настоящее время способны самостоятельно выбрать книгу, ориентируясь на автора, название, иллюстрации и объем, 75% обучающихся (против 0% в начале аттестационного периода). Многие из этих детей выбирают книги, рекомендованные учителем, изучают списки книг по внеклассному чтению. Некоторые дети выбирают литературу, схожую с той, которая изучалась на уроках. Некоторые обучающиеся стали ориентироваться на новинки школьной библиотеки, выставляемые на витринах. Многие обучающиеся посещают библиотеку для чтения исключительно периодической печати (журналы).
Динамика в ориентировании на внешнюю и содержательную стороны книг видна на рисунке 3.
Динамика в ориентировании на внешнюю и содержательную стороны книг
у обучающихся ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
по итогам проведения коррекционной работы
| октябрь | февраль |
Рассматривает только рисунки | 29% | 14% |
Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге | 71% | 43% |
Может самостоятельно выделить главную мысль | 0% | 43% |
![]()
Рисунок 3
Мы видим, что в настоящее время при выборе книг обучающиеся (43%) практически не ориентируются на внешние стороны книги (объем, картинки, шрифт), а руководствуются внутренними мотивами выбора (содержание, автор, название, оглавление). Это говорит о повышении уровня осознанности критериев выбора книг. При этом, можно отметить, что многим детям не требуется обращать внимание на содержательные стороны выбора книги, они ориентируются на эти признаки самостоятельно, или берут пример с одноклассников, которые обращают внимание на содержание, автора, название, оглавление в выбираемых книга. Некоторым детям, по-прежнему, требуется помощь воспитателя, библиотекаря или учителя при выборе или ориентации в книга.
Динамика в степени контроля и самостоятельности читательских интересов видна на рисунке 4.
Динамика в степени контроля и самостоятельности читательских интересов у обучающихся ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
по итогам проведения коррекционной работы
| октябрь | февраль |
Нуждается в постоянном контроле | 24% | 14% |
Самостоятельно берет книги, рассматривает иллюстрации | 71% | 57% |
Читает выборочно (по интересу), посещает библиотеку | 0% | 43% |
![]()
Рисунок 4
Из рисунка 4 следует, что у половины обучающихся степень контроля и самостоятельности читательских интересов развита на высоком уровне, они способны к собственному контролю за состоянием данного умения и навыка. У половины обучающихся эта степень несколько ниже: им необходимо прибегать к помощи педагога, сверстников, совершать неоднократные попытки выбора для достижения успеха. Надо отметить, что многие дети не отбрасывают попыток повторного выбора, даже если предыдущие были неуспешны. Это говорит о повышении устойчивости их мотивов, развитии их настойчивости и волевых усилий, которые повышают уровень их читательской активности.
Динамика уровней сформированности читательских интересов
у обучающихся ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
по итогам проведения коррекционной работы
| октябрь | февраль |
Низкий | 29% | 14% |
Средний | 71% | 29% |
Высокий | 0% | 57% |
![]()
Рисунок 5
Мы видим, что меньше половинаы обучающихся (29%) имеет сейчас средний уровень сформированности читательских интересов, то есть эти дети стали самостоятельно находить книги, рекомендованные учителем; выбирая книгу, ориентируется на автора, название, иллюстрации; понимают и объясняют содержание иллюстрации в книге; отвечают на вопросы по содержанию прочитанного; берут самостоятельно журналы, газеты; рассматривают иллюстрации; читают выборочно (по интересу) рассказы, стихи.
Высокий уровень сформированности читательских интересов обнаружен у 4 обучающихся (57%), то есть данные ребята самостоятельно выбирают книги, обращают внимание на автора, название книги, иллюстрации; читают с желанием; делятся с впечатлениями о прочитанном; могут самостоятельно выделить главную мысль; рассматривают, читают журналы, газеты; знают названия детских журналов; самостоятельно посещают библиотеку.
Низкий уровень сформированности читательских интересов обнаружен также у 1 обучающегося (14%), который страдает тяжелым нарушением речи, обладает сложной структурой дефекта, а, потому, дает низкую динамику в развитии.
Таким образом, результаты обследования свидетельствуют о повышении уровня читательского интереса у 86% обучающихся к концу аттестационного периода.
В целом можно сказать, что за аттестационный период произошли ощутимые сдвиги в развитии читательских интересов у обучающихся моего класса. Проводя качественный анализ, можно отметить, что благодаря совместной работе с библиотекарем, воспитателем, наши дети не просто ходят в библиотеку брать книги, они проявляют интерес к чтению, испытывают потребность общаться с книгой. Во время бесед о прочитанных книгах обучающиеся проявляют активность, любознательность, делятся впечатлениями о прочитанной книге. Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
- обучающиеся моего класса обнаружили положительную динамику в овладении навыком выбора книги: в настоящее время способны самостоятельно выбрать книгу, ориентируясь на автора, название, иллюстрации и объем;
- обучающиеся моего класса обнаружили положительную динамику в ориентировании на внешнюю и содержательную стороны книг: практически не ориентируются на внешние стороны книги (объем, картинки, шрифт), а руководствуются внутренними мотивами выбора (содержание, автор, название, оглавление), что говорит о повышении уровня осознанности критериев выбора книг;
- обучающиеся моего класса обнаружили положительную динамику в степени контроля и самостоятельности читательских интересов (они способны к собственному контролю за состоянием данного умения и навыка); хотя у 57% обучающихся эта степень несколько ниже (им необходимо прибегать к помощи педагога, сверстников, совершать неоднократные попытки выбора для достижения успеха);
- в целом, проанализировав все уровни сформированности читательских интересов в начале и конце аттестационного периода, результаты обследования свидетельствуют о повышении уровня читательского интереса у 86% обучающихся к концу аттестационного периода, то есть за аттестационный период произошли ощутимые сдвиги в развитии читательских интересов у обучающихся моего класса.
Полученные данные свидетельствуют о результативности и эффективности работы, проводимой мною по формированию читательских интересов у обучающихся 5 класса ГБОУ «Закаменская СКОШИ».