СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности младших школьников»

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

СЛАЙД 1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер – классе «Формирование читательской грамотности младших школьников».

СЛАЙД 2.

Я хочу начать свой мастер – класс с цитаты «Читать - это ещё ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное дело».

К.Д.Ушинский

Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой.

СЛАЙД 3.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач.

Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. Существует много видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

СЛАЙД 4.

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

СЛАЙД 5.

  В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.


Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

СЛАЙД 6.

Задания для 1 класса (на уровне слова)

1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

СЛАЙД 7.

2.Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка

СЛАЙД 8.

3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?

канат лентяй дача рисунок

сани ракета фантазия

концерт феникс тарелка

фикус аллея карандаш

СЛАЙД 9.

4. В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл

СЛАЙД 10.

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

  1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

СЛАЙД 11.

2.Читай предложения наоборот справа налево:

вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот

СЛАЙД 12.

Задания для 3-4 класса (на уровне текста)

Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений.

чаМет

ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.

СЛАЙД 13.

2.Вставь подходящие по смыслу слова.

Скворец.

В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял

СЛАЙД 14.

3. Прочитать текст и ответить на вопросы

Чайки.

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

СЛАЙД 15.

  • Вопросы для контроля:

  • Что умеют животные?

  • Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»

  • Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?

СЛАЙД 16.

Применяя в работе данные приёмы и упражнения,  можно отметить следующие преимущества:

  • учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • развивает активное слушание;

  • повышается самооценка.


Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.

СЛАЙД 17.

Благодарю Вас за участие.






Планируемые результаты:


Предметные:


1.Уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей читательской деятельности.


2.Умение составлять несложные высказы­вания о произведении (героях, событиях),

Метапредметные:

Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров.

4.Терпимое отношение к мнению других читателей.

Познавательные УУД

1.  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.

2.Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.

4.Умение работать в паре и в группах, принимать участие в коллективном

обсуждении проблем.

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию).

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Формы работы:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • самостоятельная.

Технологии:

  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка);

  • информационно – коммуникационные (проектор);

  • игровые.

Методы и приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, работа с  учебником, толковым словарём);

  • наглядные;

  • практические;

  • частично-поисковые;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!