Формирование читательской грамотности на внеурочной деятельности в начальной школе
Читательская грамотность –это способность анализировать тексты и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимание текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни.
Цель - воспитать вдумчивого читателя.
Начальная школа – важный период в жизни каждого школьника. Именно здесь ребёнок овладевает навыками чтения. Ученики учатся понимать смысл прочитанного, закладываются основы умений работы с текстом.
Уровни читательской грамотности: низкий, достаточный(пороговый), средний, высокий.
Для формирования читательской грамотности учащихся необходимо предлагать им специальные учебные задания:
1)умение найти и извлечь информацию из текста;
2)умение связывать и толковать прочитанное;
3)умение осмыслить и оценить прочитанное.
Важная составляющая читательской грамотности – умение анализировать тексты, понимать их смысл.
В своей работе я использую активные методы обучения: метод импровизации, метод активного диалога , проблемный метод; активные приёмы: эмоциональность подачи, сравнение и аналогия, эффект парадоксальности, познавательные игры, технологии: «Коммуникативно-диалоговые технологии» и «Нежная педагогика».
Коммуникативно –диалоговые технологии
1.Способность слышать и понимать – первый вектор современной педагогической инноватики.
Способность к пониманию и диалогу – это то, что в нём есть, формируется и развивается стихийным образом, начиная с первого дня жизни.
Понимание и диалог –это естественный способ развития.
К сожалению современная школа делает акцент на учебном знании, которое нужно просто запомнить и воспроизвести, собственная диалоговая активность
угасает. В ней формируется установка на готовое знание, а не самостоятельную активность.
Самое ценное для нормального развивающего обучения – это дети, которые не понимают. И которые готовы говорить о своём непонимании. И тогда начинается движение от непонимания к пониманию. Диалог – это движение к пониманию. Главный образовательный вопрос не в том, чтобы ребёнок усвоил ту или иную учебную информацию, а в том, чтобы он развивал в себе способность движения от непонимания к пониманию.
Задача учителя
Создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог.
2.Способность чувствовать и сочувствовать – второй вектор современной педагогической инноватики.
Не менее важная способность чувствовать и сочувствовать окружающему миру, людям.
По-настоящему образованный человек – это всегда человек, способный переживать и чувствовать, а не просто нашпигованный внешними формами интеллекта.
Развитость чувств – важнейший показатель образованности.
Нежная педагогика
Речь –это фактор нежности, развивающий вербальную способность к осмысленному принятию ценностей нежности.
Научите ребёнка бережно прикасаться к слову!
Литература .Литература художественная, призвана в системе нежного восприятия, содействовать психологическому отражению в сознании ребёнка обобщённого образа человека и образа нежности как отношения человека к человеку.
Произведения детской литературы должны быть прочитаны, осмыслены, обсуждены. И не столько с позиций их художественного мастерства, сколько с точки зрения отражения образа жизни, образа человека, образа человеческой души.
Художественная литература оказывает нам великую помощь в развитии тонкого предчувствия душевных последствий.
Хорошо, если рядом будет мудрый друг – учитель!