СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Прогимназия «Снегири»








«Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы»



Подготовила:

учитель начальных классов

Гусева Н.А.









Оглавление

Введение 3

Глава I «Теоретические основы проблемы развития читательской грамотности» 5

1.1 Понятие «читательская грамотность» и факторы ее развития 5

1.2 Системный подход, как методологическая основа развития читательской грамотности 10

Глава II Приёмы по формированию читательской грамотности. 12

Заключение 20

Список использованных источников и литературы 21




«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать».

Д.Дидро

Введение

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская грамотность. Содержание образования в течение жизни будет меняться, поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется.

Актуальность. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. Многие современные методисты утверждают, что в начале XXI века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей.

Возникает противоречие между требованием современного общества к читательской грамотности и традиционными методиками, которые используются в начальной школе.

Цель: повышение уровня читательской грамотности обучающихся начальной школы через внедрение современных приёмов формирования оптимального чтения.

Задачи:

- изучить современную педагогическую литературу о читательской грамотности;

- создать банк современных методических приёмов по формированию читательской грамотности и внедрить в педагогическую деятельность;

- представить педагогическому сообществу методическую разработку по формированию читательской грамотности.

Объект исследования: читательская грамотность младших школьников.

Предмет исследования: развитие читательской грамотности младших школьников.

Гипотеза: систематическое применение современных приёмов по формированию читательской грамотности младших школьников способствует повышению уровня читательской грамотности.

Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина.


Глава I «Теоретические основы проблемы развития читательской грамотности» 1.1 Понятие «читательская грамотность» и факторы ее развития

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта.

Изучением читательской грамотности детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, В.А. Левина, Н.Г. Морозовой, Ю.В. Шарова. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Коман, З.Н. Новлянская, Ю.У. Фохт-Бабушкин. Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская). Л.П.Братухина утверждает, что читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.

Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес. Но интерес со стороны учащихся изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации. Это явление имеет свое объяснение, и на первом месте, несомненно, развитие новых технологий и овладение ими. Ребенок, в отличие от взрослого, владеет этими новыми способами добывания знаний в недостаточной степени, в то время как книга, к сожалению, отходит на второй план. Как следствие, образуется некий «провал» и снижение интереса из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательская грамотность во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Требования к читательской грамотности в современном обществе постоянно возрастают.

Под читательской грамотностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению [2]1. Работа по формированию читательской грамотности осуществляется через уроки литературного чтения, русского языка, литературные праздники.

Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, занятия в клубе семейного чтения, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины. Замечено также, что на проводимых мероприятиях, где звучала музыка, дети проявляют высокую активность.

Работа по формированию читательской грамотности осуществляется и через уроки литературного чтения, и через внеклассную деятельность, здесь важны отношения педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Большую роль в приобщении детей к книге играют библиотечные уроки, и уже, как правило, нетрадиционные, а с использованием мультимедийного оборудования. Причем, постоянно особое внимание уделяет бережному отношению к книге. Ведь невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Дети с большим интересом выбирали ту книгу, которая им понравилась. При этом они даже не задумываются, что мы тщательно отбираем для них книги, они видят на полках выставленные красочно оформленные, эстетически выразительные, доступные для детского понимания и восприятия книги. Вот здесь библиотекарь терпеливо объясняет всем детям, как читать книгу, как ее следует беречь и «лечить».

Необходимо поощрять детей к творчеству, избегать даже случайных насмешек в отношении ребят, любящих книги. Брошенная в шутку фраза: «Ну, опять уткнулась в книгу!» может быстро погасить интерес к знаниям. Не следует также превращать обсуждение книг в экзамен и наказывать детей за то, что они отвечают не так, как хотелось бы взрослым. Нельзя заставлять ребенка читать книгу без предварительного разговора о ней. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное, сохранится у человека на всю жизнь.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

Использование компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ проводятся интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомство детей с писателями и их произведениями и т.д.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому максимально использую воспитательный потенциал семьи, устанавливаю контакты с родителями, оказываю им необходимую помощь.

Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.

Каждый раз, оценивая свою работу по формированию читательской грамотности», нужно радоваться результатами своего труда. Ведь читатели научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, у многих повысилась техника чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.

Так, Е.Л. Гращекова полагает, что меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. [7]2. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга, такие как мультсериалы, кинотеатры, кафе, игровые зоны ТРЦ.

В художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п. [5]. Таким образом, интерес к чтению и читательский интерес, будучи разновидностью интереса вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности.

1.2 Системный подход, как методологическая основа развития читательской грамотности

Деятельностный подход к организации процесса обучения является отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- помочь учащимся в достижении таких образовательных результатов, которые в будущем помогут хорошо адаптироваться в обществе, ориентироваться в новой обстановке - самостоятельно принимать решения в различных сферах деятельности.

- развитие функционально грамотной личности, способной действовать в жизненных ситуациях;

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности образования; 

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении литературному чтению, способствующего включению учащихся в самостоятельную учебную деятельность, ориентирующего не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, на развитие творческой деятельности, позволяет обеспечить формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике, и, таким образом, решает ведущие задачи современного образования.

Системность формирует положительную устойчивую мотивацию, в результате возрастает эффективность деятельности.


Глава II Приёмы по формированию читательской грамотности.

Приём «Шерлок».

Цель: формирование читательского умения.

Описание: перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Приём «Хорошо в лесу весной!»

Цель: развитие умения читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции.

Описание:

ученикам предлагается прочитать предложение «Хорошо в лесу весной!» с разной интонацией:

спокойно;

с раздражением;

радостно;

со страхом;

громко;

тихо;

грустно.



Приём «Прочитай поговорку правильно».

Цель: формирование осознанности чтения.

Описание: прочитать правильно, сосредоточиться на смысле поговорки

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.

Приём «Лови ошибку».

Цель: формирование осознанности чтения.

Описание: одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Слезами морю не поможешь.

Здоровому – грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Два сапога – тара.

Не руби лук, на котором сидишь.

Ус хорошо, а два лучше.

Приём «Незнайкино письмо».

Цель: формирование осознанного чтения.

Описание:

Приведу примеры заданий от простого к более сложному.

1. Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово.

БАЖА -...

САЛИ -...

ЗАРО -...

2. Пропуск буквы в левой половине равенства.

Прочитай слово.

Я. + В. РЬ =

Л. Ф +Т =

3. Пропуск букв в обеих половинах равенства.

Прочитай слово.

Б. + Г. Ж =. АГА.

М. РА. =. И +. Ж

. Е. ЛА = М. Т +.

М. СК. =. А. +. А

. ОЛ.. К = П. Д + НИ.

. ЕЧА = СВ. +. ЧА

4. Вычитание из последнего слога.

Прочитай слово.

МО + РО + ЗА - А =....

БЕ + СЕ + ДРА - Р =....

КОМ + НА + ТВА - В =....

Приём «Реконструкция слова в составе предложения».

Цель: формирование умения осмыслить и оценить содержание предложений.

Описание: прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы... Маша.

Весна была АННЯЯР. Была ранняя...

Мороз сковал УЛИЖ. Лужи... мороз.

Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали... зёрна.

Приём «Реконструкция двух слов в составе предложения».

Цель: формирование умения правильно прочитывать слова.

Описание: прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

На опушке АСЕЛЦВЕРАСЛА ива. Ива расцвела на......

Фёдор ТАКАЕТ Аню на НАСКАХ. Аню на... катает...

Приём «Лови ошибку».

Цель: формирование умения правильно прочитывать слова.

Описание: в тексте в некоторых словах встречаются неправильные слова. Прочитай правильно.

Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО. Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.

Приём «Письмо с дырками».

Цель: формирование читательского умения находить и толковать информацию текста.

Описание: вставь недостающие слова

(И.З.Суриков «Детство»)

Вот моя ______,

Вот ____ дом ______.

Вот качусь я в ______

По горе ______.

Вот ______ санки, и я на ____ хлоп-

Кубарем ______ я под гору, в ______.

Приём «Синквейн»

Цель: развитие творческих способностей

Описание: Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим приёмом я начинаю уже в 1 классе. Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям

Конёк-горбунок (П.П.Ершов «Конёк-горбунок»)

Маленький, юркий.

Помогает, спасает, выручает

Всегда спасет Ивана

Палочка-выручалочка.

Зима (И.З.Суриков «Встреча зимы»)

Снежная, красивая

Нарядила, укрыла, заморозила

Самое прекрасное время года

Забавы.

Приём «Работа с вопросником».

Цель: формирование умения самостоятельно работать с текстом.

Описание: применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  1. Назовите главных героев произведения.

  2. Где происходят события?

  3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

  4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

  5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

  6. Что однажды произошло?

  7. Что случилось с собачкой через год?

  8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

  9. Чем заканчивается быль?

  10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

  11. Каково ваше впечатление от рассказа?

Приём «Тонкий и толстый вопрос».

Цель: закрепление навыка формулирования вопросов.

Описание: ребята сами задают вопросы

Кто … Что …

Как звали …

Правильно ли поступила…

Дайте объяснение, почему..

Оля съела... …

Предположите, что будет, если…

Приём: «Пол-арбуза».

Цель: увеличение темпа чтения.

Описание: предлагаю своим ученикам провести эксперимент со словами. Берём книжку и непрозрачную линейку. Прикрываем линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Перемещаем линейку выше и показываем только нижнюю часть слов. Читаем. Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовить карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрезать вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты.

Приём «Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Описание: озвучиваю задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Цель: развитие аналитического мышления.

Описание: применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Уголки».

Цель: формирование умения вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы.

Описание: можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ».

Цель: развитие творческих способностей.

Описание: хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Чтение с остановками».

Цель: формирование вдумчивого чтения.

Описание: берётся повествовательный текст. На начальной стадии урока по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она оказалась неудачной.

Заключение

Развитый читатель должен уметь извлекать информацию из текста, на ее основании строить простые суждения, а также строить собственные рассуждения на основании прочитанного, интерпретировать и оценивать информацию, данную в тексте. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому формирование читательской грамотности школьников – одна из приоритетных задач современного российского образования. Формирование читательской грамотности школьников на уроках помогает решить важную образовательную современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.

При использовании на уроках указанных приёмов, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Если учитель ставит перед собой цель – формирование читательской грамотности, то, безусловно, при системном подходе учитель добивается высоких результатов. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

Список использованных источников и литературы

1. Анисимова Л. М. Формирование читательской компетентности., 2013г

2. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно - ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).

3. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.

4 Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.

5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение. -2001. - С. 44-65.

6. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.

7. Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М., 2004, С. 27.


1 Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно - ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).

2 Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М., 2004, С. 27


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!