СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности у обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Речевое развитие как предпосылка к формированию читательской грамотности"

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности у обучающихся»

МКОУ СОШ с.Подволошино









Доклад

«Формирование читательской грамотности у обучающихся»








Автор доклада:

Кузакова Д.Ю.

учитель начальных классов










с. Подволошино, 2018 г.

Формирование читательской компетентности способствующей речевому развитию на уроках литературного чтения у младших школьников посредством проекта

Данная тема была исследована мной во время обучения и на наглядном примере, я бы хотела ее вам представить.

Начнем с актуальности этой темы: актуальность проблемы нам видится в следующем в современном мире человеку необходимо учиться на протяжении всей своей жизни, чтобы достичь хорошего уровня развития во всех сферах жизнедеятельности. Нужно обладать коммуникативными умениями и быть социально развитой личностью для адаптации и взаимодействия в обществе. Именно поэтому важно привить любовь к чтению и грамотной речи, потому что до десяти лет у детей идет процесс становления читательской деятельности. В этом и заключается актуальность проблемы формирования у учащихся ключевых читательской грамотности, которая составляет основу умения учиться.

Под ключевыми компетентностями читательской грамотности в ФГОС НОО понимается способность к самостоятельной учебной деятельности, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного выбора и чтения книг;работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)[2, с. 140-144]

Отечественная история методики формирования читателя насчитывает примерно 150 лет. Она накопила как теоретические, так и практические знания о чтении как явлении, которое определяет национальное самосознание, уровень образованности человека, его карьерные успехи, профессионализм. Чтение входит в двенадцать показателей, характеризующих здоровье нации и оказывающих влияние на продолжительность жизни человека [4, с. 46-47]

Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющие ребенку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. [3, с. 288]

Основы читательской компетентности:

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о жанрах литературных произведений, российских и зарубежных авторов, полноценное восприятие произведения, восстановление последовательности эпизодов текста, деление на части.

Коммуникативная компетенция направлена на овладение различными способами чтения, тренировка правильности, беглости, осознанности, выразительности.

Познавательная компетенция определяется самостоятельной работой с книгой. Например: ставить цель чтения, пересказ текста, выделение опорных слов и смысла, написание сочинений, анализ произведения.

Продуктивным средством формирования читательской компетенции является организация проектной деятельности на уроках литературного чтения.

Проект даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности и коммуникативные умения. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решение, изучает, документирует свою деятельность. Требование выполнения образовательных стандартов – такое же обязательное для проектного обучения. Проект – это просто другая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а учащимся предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на жизненные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы. В поиске информации и оформления результатов своей работы, учащиеся в большей степени используют информационные технологии. [1, с. 5-8]

Но несмотря на положительное влияние проектной деятельности на познавательный процесс учащихся существуют также и противоречия, затрудняющие переход детей на следующую ступень образования. В числе таких проблем отмечают следующие:

- низкий уровень техники чтения, затрудняющий работу с большими текстами;

- трудности в выделении главной информации;

- низкий уровень самостоятельности учащихся;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко проявляющееся в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность описанных в нем действий, а также выполнить работу в соответствии с заданием;

- разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и уверенно применять эти умения на практике;

Раскроем возможности проекта на уроках литературного чтения как средства формирования читательской компетентности способствующей речевому развитию у младших школьников.

Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи.

Дадим определение слову проект- это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию. Процесс создания проекта называется проектированием.

Проектирование предполагает проектную деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Существуют различные классификации и типологии учебных проектов, такие как творческие, исследовательские, информационно - познавательные, практико-ориентированные, игровые и т. д.

Для выявления сформированной читательской компетентности способствующей речевому развитию у младших школьников можно использовать следующие методики:

  • Первая методика Глаголевой Н.Н. представляет собой анкету «Проверка читательского кругозора». Приложение 1

Цель: определение читательского кругозора у учащихся 3 класса

  • Вторая методика Каргиной О.И. также представляет собой анкету «Уровни восприятия художественных произведений».

Цель: определить уровни восприятия художественных произведений у учащихся 3 класса. Приложение 2

  • Третья методика Пучкова Л.А. и Долгова О.В. представляет собой тестовые задания «Диагностика читательской компетентности»

Цель: определить уровень читательской компетентности у учащихся 3 класса.

Для того, чтобы учащиеся могли проявить свои способности, необходимо создать творческую образовательную среду, в которой дети будут иметь возможность проявить себя, развивать свои природные способности в новых для себя условиях.

Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Проектная деятельность, это тот вид деятельности, через который ребёнок сможет себя реализовать в полной мере. Использование метода проектов способствует формированию ключевых компетентностей, включая и читательскую.

Я разработала технологическую карту проекта на тему «Сочиняем волшебную сказку», 3 класс. Продуктом проекта является сборник волшебных сказок.

Технологическая карта состоит из шести этапов:

  1. Подготовка: на этом этапе идет организация детей, актуализация необходимых знаний для выполнения проекта, определение темы и цели; также этот этап включает в себя небольшое исследование.

  2. Планирование: учащиеся предоставляют результаты исследования и на основе этого исследования начинается работа над проектом. Происходит деление на группы и распределение ролей в группе, составление плана работы.

  3. Выполнение проекта: идет активная работа в группах по составленному плану.

  4. Формулирование результатов: оформление готового проекта.

  5. Защита проекта: каждая группа презентует свою сказку и оформляют сказки в один сборник.

  6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности: заполнение бланка «Письменная самооценка проектной деятельности», коллективное обсуждение и выставление оценок.

Проведя теоретический анализ особенностей проектной деятельности, можно сделать вывод, что полноценная проектная деятельность может помочь в формировании читательской деятельности способствующей речевому развитию на уроках литературного чтения у младших школьников посредством проекта.









































Список литературы

1. Коганова Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников – Текст: непосредственный //Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012г.).-С.5-8

2. Кулибина Н.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.

3. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. Педагогическое общество России. М., 1999. 288 с.

4. Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России. М., 2000. С-46,47




























Приложение 1

«Мой читательский кругозор»

1. Что мы узнаем о книге по её обложки?

__________________________________________________________________________

2. Что мы узнаем о книге по её титульному листу?

__________________________________________________________________________

3. Запиши имена писателей- авторов сказок.

______________________________________________________________________________________

4. Запиши имена писателей-поэтов.

__________________________________________________________________________

5. Запиши авторов рассказов __________________________________________________________________________

6. О чем ты читал в последнее время? (Тема чтения) __________________________________________________________________________

7. Какие жанры устного народного творчества ты знаешь? __________________________________________________________________________

8. Какие жанры литературного творчества ты знаешь? __________________________________________________________________________

9. О чем ты любишь читать? __________________________________________________________________________

10. Какие книги ты посоветуешь к прочтению дошкольнику, школьнику начальных классов

Дошкольник_______________________________________________________________Школьник нач.кл.__________________________________________________________

Приложение 2.

Вопросы по содержанию текста

  • Понравилось ли тебе произведение?

  • От чьего имени ведется рассказ?

  • Какие эмоции испытывали при чтении?

  • Чему учит произведение?

  • О каком событии рассказывает автор? И т.д.

  • Как бы ты поступил на месте персонажа?

  • Бывал ли ты в таких ситуациях?

  • Какая главная мысль произведения?

  • Соотнесите произведение и пословицу?

Менее 5 баллов

5-8 баллов

8-10 баллов

Низкий ур.

Средний ур.

Высокий ур.

3


4

3