СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности»



Формирование читательской компетентности. 

Несмотря на то, что мы живем в эпоху развивающихся информационных технологий, книга и сейчас остается источником знаний, духовным наставником, собеседником, как для взрослого читателя, так и для ребенка. Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспорима. Однако, под влиянием современной культуры изменяется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге.

Надо отметить, что современные дети стали меньше читать, не вдумываются в смысл произведения. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. По сведениям библиотек, в четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы «для души». Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени стали занимать игры на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих явлений выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.

С введением ГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем.

Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Анализ исследований по проблеме формирования читательской компетенции учащихся, позволил сформулировать определение данному феномену и выделить инновационные виды деятельности, способствующие формированию читательской компетентности.

Компетентность - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Феномен читательской компетентности исследован не в полной мере, нет единого мнения в выделении его показателей, не разработана методика диагностики. Существуют следующие признаки высокого уровня читательской компетентности учащихся:

1)    выполнение норматива техники чтения;

2)     умение выразить свое мнение о прочитанном, сформулировать главную мысль, пересказать содержание произведения;

3)     использование цитат из произведений, главных мыслей в повседневном общении, в творческой и игровой деятельности;

4)     умение ориентироваться в произведениях, находить книги по интересам, советовать художественные произведения другим (начитанность);

5)     выраженность и дифференцированность интереса к чтению, мотивация чтения.

Большая часть этих характеристик формируется в ходе обучения в начальной школе.

В ходе эксперимента во 2 классе получены весьма интересные статистические данные. Моно сказать, что большинство детей понимают прочитанный ими текст, но это не говорит о высоком уровне развития читательской компетентности. Понимать смысл прочитанного – это поверхностный уровень знания текста, ведь ответить на вопросы после него можно и подсмотрев в содержание. Наибольшую сложность вызывали задания с выделением главной мысли произведения. Чтобы ее сформулировать правильно, детям необходимо вдумчиво прочитать текст, а если не получилось с первого раза, то перечитать текст заново. С такой же сложностью дети соотносили части текста с пунктами плана. Это говорит о том, что школьники не всегда внимательны при чтении, не запоминают небольшие детали, которые важны для анализа текста. Именно по этим причинам большинство детей не могут подробно пересказать текст.

Чтобы совершенствовать и развивать читательскую компетентность у младшего школьника, педагогу необходимо вызвать интерес к чтению. Учителю, во-первых, необходимо предложить ребенку высокохудожественные произведения, которые способны затронуть душу и ум, вызвать эмоции к прочитанному материалу; во – вторых, обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом важно знать, как зарождается и укрепляется читательская компетентность, как ребенок становится читателем, какие этапы обучения ему необходимо пройти.

Выделяется 3 этапа формирования техники чтения.

1 этап – Аналитический. Этот этап проходит в период обучения грамоте, когда у учащихся формируются первоначальные навыки чтения. Дети учатся анализировать позицию буквы, вычленять единицы чтения, последовательно их озвучивать. Дети учатся различать гласные от согласных, читать открытые и закрытые слоги. Задача учителя на этом этапе – найти такие приёмы, которые позволят увеличить поле чтения.

2 этап – Синтетический. На этом этапе ребенок уже читает целыми словами, но сложные слова с сочетанием согласных по слогам. Появляется понимание смысла прочитанного, однако полного понимания больших текстов нет, так как ребенок знает не все значения слов, делает ошибки в ударениях. На этом этапе учитель должен не только применять упражнения для развития техники чтения, но и работать над пониманием прочитанного материала.

3 этап – Автоматизация. Умственные усилия ребенка на этом этапе направлены на понимание содержания текста. Скорость чтения на этом этапе такая, что понимание прочитанного происходит одновременно с процессом чтения.

Для каждого возраста характерны свои интересы в изучении литературных произведений. В каждом возрастном периоде у ребенка появляются свои интересы, одна и та же книга, прочитанная в разном возрасте, может дать разные эмоции и впечатления. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей, чтобы стимулировать их к чтению литературных произведений.

В произведениях важен сюжет, главная мысль, которая учит нас, как правильно себя вести в разных ситуациях, как общаться с людьми, как радоваться жизни. Именно это ребенку необходимо понять, когда он берет в руки книгу. Вовлекая ребенка в разные виды деятельности, мы преследуем несколько целей. Во-первых, прививаем любовь к чтению, даем возможность каждому ученику получить знания, отточить умения, навыки; во-вторых, приобрести опыт в сферах, связанных с чтением, с художественной литературой; в-третьих, учим работать в сотрудничестве. И, наконец, формируем самооценку, умение рефлексировать по поводу продвижения в освоении темы (трудно или легко); эмоционального настроя (с удовольствием или без воодушевления); самостоятельно или с помощью учителя, друга; по поводу оформления работы (аккуратно или не очень). Необходимо строить учебный процесс так, чтобы ученик получал знания в процессе участия в разных видах деятельности. Упражнений на развитие одновременно всех компонентов читательской компетентности, на мой взгляд, нет, но можно использовать упражнения, которые помогут ученикам устранить пробелы в тех видах деятельности, в которых они отстают. Для этого необходим комплекс заданий, направленных на развитие интереса к чтению, работу над выразительностью чтения, обучение анализу текста, составлению плана произведения, воспитание читательского вкуса, организацию исследовательской, интерпретационной, игровой, творческой деятельности.

Педагог может проводить нетрадиционные уроки литературного чтения: приглашать на них писателей, проводить уроки на свежем воздухе в игровой форме, приобщать к культуре чтения, использовать аудиозаписи произведений, выполненные актерами, посещать музеи и библиотеки, смотреть театральные постановки. 

 

Список литературы

1. Ефимов, В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника/ В.Ф. Ефимов// Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 11–18.

2. Ковалёва Г. Е.- Как дети читают и понимают текст М.,//Народное образование:- 2006.- № 5( 71-76.)

3. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя/ М.И. Оморокова.– М.: АРКТИ, 1999. – 160с.