Министерство образования и науки Луганской Народной Республики ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования ЛНР»
Отдел методики преподавания учебных дисциплин |
Формирование духовной культуры учащихся при помощи классического музыкального,
изобразительного, театрального искусства
| Выпускная работа Грековой Наталии Сергеевны слушателя курсов повышения квалификации учителей музыки, хореографии, аккомпаниаторов учителя музыки ГУ «ЛШ І - І І І ступеней № 22» г. Луганска |
Луганск
2016
Содержание
| | Введение | |
І. | | Формирование духовности учеников в учебном процессе | 9 |
| 1. | Содержание понятия «духовность» | 9 |
| 2. | Учитель музыки – проводник на пути формирования духовности учеников | 11 |
ІІ. | | Влияние музыкального искусства на развитие эстетического вкуса учеников | 16 |
| 1. | Слушание музыки – основополагающий рычаг развития музыкального мировоззрения | 16 |
| 2. | Классическое музыкальное искусство – основа эстетического формирования личности | 23 |
І І І | | Межпредметные связи на уроках музыки | 28 |
| 1. | Интеграция музыкального искусства и ИЗО | 28 |
| 2. | Методы театральной педагогики | 32 |
| | Выводы | |
| | Литературные источники | |
Введение
Современное состояние педагогической науки требует усиления внимания к проблеме возрождения духовности подрастающего поколения, переосмысления ценностей бытия, актуализации духовно-нравственных качеств личности, обновление содержания образования, форм и методов преподавания. В ближайшей перспективе духовная сфера должна стать стратегическим направлением дальнейшей эволюции человеческой цивилизации, а духовное развитие личности – главная задача существования человечества и конечной целью функционирования системы образования и воспитания.
Актуальность темы: формирование и воспитание духовно богатой личности ученика общеобразовательной школы.
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностное развитие человека происходит в течение всей жизни.
Как писал Г. Сковорода, человек рождается дважды – физически и духовно. У духовной колыбели стоит духовный наставник – учитель, который становится ребенку вторым отцом, матерью, ибо прививает ей высокие моральные качества веры, надежды, любви, глубокого уважения к родной земле, своего рода, народа, государства.
Формируясь как личность, человек испытывает на себе множество культурных влияний. Это и опыт общечеловеческой культуры, и именно историческое время, в котором он живет, и национальная культурная атмосфера, как ее непосредственное культурное окружение и среда, в которой происходит пробуждение человека к культурной жизни.
Гегель указывал на «три кита» культурного развития: религия, искусство, философия – это важнейшие формы духовности, без овладения которыми невозможно стать образованным и воспитанным человеком.
Духовному миру формирующейся личности, придал большого значения В. А. Сухомлинский. Он рассматривал формирование духовного мира человека в тесной связи как с его умственным, так и моральным и эстетическим развитием. Выдающийся педагог писал: «Сфера духовной жизни человека – это развитие, формирование и удовлетворение нравственности, интеллектуальных и эстетических запросов и интересов в процессе активной деятельности. Источником духовного мира человека является материальный мир, объективная действительность и особенно такие важные сферы, как общественная жизнь человека, социальный и нравственный опыт ». [3,175]
Вообще, духовно богатым человеком считают человека, который живет в гармонии с собой и миром, у которого сформированы духовные ценности, то есть, те качества и черты, жизненные установки, существующие для каждого человека, которые составляют ее идеал. Однако, говоря сегодня о нашем обществе и ценностях, следует сказать, что оно переживает моральный кризис, вызванный прежде всего потерей христианских ценностей, ориентацию на индивидуализм, прагматизм и потребительство в личной и общественной жизни .
Духовный вакуум охватил систему образования и воспитания. В содержании образования наблюдается мировоззренческий хаос, ориентация на бездуховной интеллектуализм. Все это негативно сказывается на духовном и физическом здоровье личности, у ребенка теряется смысл жизни, уверенность в собственном будущем, будущем своей страны. Поэтому проблема духовного воспитания подрастающего поколения сегодня относится к ряду глобальных и актуальных.
Познание человеком самого себя, тайн своей жизни – один из его духовных поисков, уходящий в глубину веков. Нужно помочь ребенку, познавая мир, познать себя как человека и способствовать тому, чтобы он был субъектом жизнетворчества. Научить искусству жизни, быть конкурентоспособным в современном мире, овладеть культурой жизни. Одним из самых сильных факторов этой задачи несомненно является искусство, потому что отношение к нему людей тесно связано с духовным и социальным развитием.
Многое, конечно, зависит от семьи. Родители могут сильнейшим образом повлиять на художественное развитие детей, или наоборот, затормозить его. Интерес родителей к искусству – вообще заметный фактор духовного становления человека. К большому сожалению, большинство родителей не в силах оказывать подобное воздействие на детей, потому что, вообще, огромная часть населения далека от искусства и стоит на катастрофически низком уровне художественного развития: примерно девять десятых жителей сел и четыре пятых горожан не ходят на спектакли, в художественные музеи и на выставки, три четверти как сельских жителей, так и горожан не посещают музыкальные концерты, треть населения практически не читает художественную литературу. Вывод неутешительный: большая часть людей находится в состоянии крайней эстетической неразвитости.
Невозможно сделать основную ставку и на учреждения культуры, потому что они в принципе не могут систематически привлекать в свои залы всех детей уже хотя бы потому, что во многих населенных пунктах нет театров, музеев, технически полноценно оборудованных концертных залов. Казалось, ограниченные возможности учреждений культуры могло бы заполнить телевидение. Но, во-первых, что произошло за последние годы с искусством на телевидении, иначе как крахом, назвать нельзя. Продолжают пользоваться ощутимой популярностью музыкальные передачи, да и то в основном за счет концертов эстрадной музыки, рок-музыки и т. п. А интерес к передачам о других видах искусства упал. Это резкое снижение роли телевидения в привлечении населения к искусству связано, наверное, с растущей политизацией общества и, соответственно, средств массовой коммуникации, в силу чего увеличилось число информационно пропагандистских передач. В ущерб художественному вещанию идет и рост чисто развлекательных программ. Поэтому технические каналы распространения искусства при всей их важной просветительской роли не в состоянии заменить контакты человека с «живым» искусством – в театре, на выставке, в концертном зале. Люди, ограничиваются просмотром телепередач об искусстве и почти не бывают в учреждениях культуры, заметно отстают в своем духовном развитии. Только общеобразовательная школа способна охватить всех детей, поэтому она была и остается главным фактором общего художественного образования и воспитания.
Вышеперечисленные факторы доказывают, что выбор темы моей выпускной работы является актуальным, является важным в рассмотрении именно сегодня. Современная программа «Музыка» в общеобразовательной школе предлагает большой выбор музыкальных произведений, которые, нередко, выступают в диалоге с произведениями других видов искусства и способствуют духовному развитию подрастающего поколения. Нужно возобновлять существующую художественно-образовательную систему в республике, изменив и обогатив ее. Настоящее искусство и сегодня, несмотря на все катаклизмы нашей жизни, способно сыграть важную роль в становлении личности. Нужна повседневная и системно организованная работа, координирующая усилия всех, имеющих отношение к художественному воспитанию детей и юношества.
Целью выпускной работы является исследование взглядов педагогики на проблему духовности в человеческом обществе и пути формирования духовности детей в общеобразовательных школах, возможности развития мировоззренческих взглядов и нравственной культуры подрастающего поколения.
С поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучить социальные, философские, педагогические размышления и трактовки научных деятелей древности и современности;
- изучить ряд вопросов решения и предложений борьбы с бездуховностью в молодежной среде;
- рассмотреть воспитательное воздействие искусства, в частности, классической музыки на формирование эстетических взглядов и вкусов школьников, представляющие собой морально здоровое будущее нашего общества.
При написании выпускной работы я обращалась ко многим литературным источникам, которые помогли в раскрытии поставленных цели и задач. Интересными считаю высказывания античных мудрецов, которые в унисон звучат с суждениями педагогов и психологов.
Учение «О душе» Аристотеля указывает на наличие важного фактора человеческого бытия, отличающий человека от животного и растительного мира, – на душу. Только душа, которую обязательно надо питать прекраным, способна человеческое существо вознести к пониманию божественного.
Автор книги «Музыкальное развитие ребенка» Ветлугина Н. А. рассматривает вопрос раннего начала развития музыкальных способностей, формирующих высокую нравственность ребенка и важность интегрированного, квалификационного подхода учителя.
Интересное мнение отражает Гегель в своих суждениях об эстетике. Указывая на то, что ход исторического процесса, в котором всякое достояние ведет к потере, имеет место, где в тесном единстве сталкиваются история и природа, общий процесс накопления абстрактных форм цивилизации и конкретная самодеятельность личности, напряжение человеческой воли и свободная игра сил. То есть, акцентирует внимание на том, что человек остается человеком свободным, высоконравственной личностью, которая будет стремиться к росту духовных сил, независимо от времени и пространства.
В статье Косичева А. Д. и Платонова С. В. «Духовность и проблема воспитания» авторы поднимают вопрос периодизации общественно-истори-ческого процесса, в котором процесс смены общественно-экономических формаций дополняются периодизацией изменения духовно-мировоззрен-ческих формаций. Общественно-экономическое развитие подготавливает необходимые материальные факторы развития духовности, культуры и науки.
В книге Петрушина В. И. «Музыкальная психология» раскрыты специфика музыкальной деятельности и особенности личности ребенка, его творчества. Книга включает объяснение закономерности, функционирования музыкально-психологических процессов и описание приемов эмоционально-волевой регуляции при настраивании к музыкально-художественному творчеству.
Роменец В. А. в своей книге «Психология творчества» освещает важность свободной и целенаправленной творческой деятельности для формирования мировоззрения молодого поколения.
Трехтомник В. А. Сухомлинского включает важнейшие его произведения по проблеме воспитания. Эта научная работа предлагает учителям, воспитателям, родителям, которые хотят получить научно обоснованные и проверенные годами практикой советы по вопросам воспитания всесторонне развитой личности.
Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы указывает на то, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которой он воспитывается. Отношение человека к окружающему миру определяет потребности личности и ее способность увлекаться как необычностью и красотой самого предмета или явления, так и средствами их преобразования, результатами творчества в целом. А аналитическое отношение к действительности позволяет личности оценивать свою деятельность как творческую, с точки зрения ее результатов в более широком социо-культурном контексте, познавать наслаждение от участия в активно творческой жизни общества, выступая своеобразным ориентиром мировоззрения и творческой деятельности.
І Формирование духовности учащихся в учебном процессе
-
Содержание понятия «духовность»
Проблема формирования духовности учащихся является актуальной, и относится к проблемам социального характера, поскольку связана с таким понятием, как формирование личности. В наше время очень часто можно услышать призывы о повышении национального сознания человека, и воспитание настоящего гражданина. А толчком и основой для этого является, в первую очередь, воспитание духовной личности. Школе нужно с детства заботиться о духовном мире ребенка. Именно тогда страна будет видеть молодежь как будущее нашей нации, движущую силу, которая способна решить проблему государства не в свою пользу, молодежь со своими высшими нравственными, эстетическими канонами и идеалами. Ведь от его отношения к достижениям культуры зависит сейчас духовное обновление общества, содержание ее ценных ориентаций и будущее.
Проблема духовности интересовала человечество во все времена. Это проблема исследовалась многими науками. К определению этого понятия у ученых не имеет единого мнения. Каждый ученый понимает понятие "духовность" по-разному.
Понятие "духовность" всегда имело в философии важное значение, и
играет решающую роль в ключевых проблемах: человек, его место и назначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь. И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие "духовность" является производным от слова "дух" (лат. "spirit" и греч. "pneuma"), что означает подвижный воздух, носитель жизни.
Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не отграничивалось от телесной сути. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность – это специфическая человеческая свойство, а телесное – это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как равно необходимые.
Новый подход производится в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет его из животного мира, и уподобляет Богу.
Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX – начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова.
По мнению ученых понятие "духовность" – это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная способность и высшая ценность. [5, 98]
Духовность – творческая направленность, воодушевление, энергия человека. Личность имеет право на самостоятельность, на индивидуальность. Однако для пробуждения и дальнейшего духовного развития индивида нужно создать соответствующие условия. И вопрос этот – очень важен, поскольку духовность определяет направленность всех умственных, эмоционально-чувственных, волевых качеств человека, его способность к самосознанию себя как личности.
Украинские исследователи современности, как и их предшественники, настаивают, что духовность – это способ развития личности. [4, 7] По мнению Бориса Крымского духовность – это встреча с самим собой, своей душой, внутренним Я. Это – выход к высшим ценным инстанциям формирования, конструирования личностью самой себя. Это ведущий фактор умственной гармонизации внешнего мира и внутреннего, их согласования с нравственными законами.
Таким образом, духовность – это внутренний мир человека. Ему нельзя научить с помощью установок. Можно лишь указать, но нельзя заставить по нему идти, поэтому мы определяем за человеком безусловное право на духовное само становление, воспринимаем его как настоящего субъекта собственной жизнедеятельности, который несет ответственность за ее осуществление. Целью духовного самосовершенствования является достижение гармонии между собственной жизнью и окружающим миром.
Итак, духовность не сводится к интеллектуальности, идеальности, обращение ума к этике, чистой морали или аскетизму. Духовность не есть чистая религиозность, или эмоциональный подъем духа, или умственное доверие и урегулированность поведения на этих принципах. Духовной является любая деятельность, которая ведет человека вперед в направлении какой-то формы развития: эмоционального, интуитивного, социального, и указывает на жизненность его внутренней силы. Духовной является деятельность человека, благодаря которой состояние человечества его собственными усилиями возвышается на более высокую ступень проявлений.
Термин «духовный» в широком смысле связан с внутренним состоянием человека. В этом контексте «духовное» отражает не только те переживания, которые традиционно считаются религиозными, а то, что касается восприятия познания, всю человеческую активность и все функции, в которых общий итог – владение ценностями, более высокими, чем общепринятые – такие как этические, эстетические, героические, гуманистические и альтруистические. Становление духовности – это высшая цель каждой личности, ведь в прочной почве духовности растет и личность человека.
2. Учитель музыки - проводник на пути формирования духовности
учеников
Музыка так глубоко вошла в жизнь современного человека, что обычно мы уже не замечаем ее художественного веса, не воспринимаем ее как искусство. Как не обращали бы внимания на шедевры живописи, если бы ими, словно обоями, были оклеены стены комнат.
Музыка сейчас звучит повсюду: дома, на улице, в магазинах. И в это безграничное море звуков погружаются дети. Они, как губки, набираются слуховых впечатлений, которые действительно не всегда способствуют развитию хорошего эстетического вкуса. Ведь ценность любого явления измеряется не количеством, а качеством ...
Сориентировать детей в неуправляемом потоке музыки, помочь им выработать «иммунитет» к низкопробным музыкальным произведениям должны школьные педагоги по музыке – творческие, направленные на самосовершенствование, влюбленные в музыку и свое дело. Учитель музыки знакомит детей с музыкальным искусством.
Музыка является одним из видов искусств, который и составляет основное содержание предмета. А вместе с литературой и изобразительным искусством составляют эстетический цикл. Итак, музыка, литература и изобразительное искусство находятся в тесной связи. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, которые воплощены в музыке. А в свою очередь, музыка способна вызвать настроение, переживания, которые созвучны многим произведениям живописи и литературы.
Сухомлинский утверждал: "Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать удовольствие от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ". [3,177]
Музыка, как школьный предмет, тесно связана с историей, потому что произведения которые создают композиторы всегда соответствуют историческим событиям, различным социальным проблемам. Свои первые шаги к музыке ребенок делает еще до школы. Дети слышат ее от своих родителей, в детских садах, смотрят детские передачи, мультфильмы, где музыка становится для них одним из средств эмоционального воздействия, ведь вызывает у них чувство радости.
Начиная с 1 класса дети еще больше проявляют интерес к музыке,
особенно к подвижной, веселой, жизнерадостной по характеру, ведь в мимике, жестах, движениях под музыку они открыто выражают свои переживания и чувство удовольствия.
Целью уроков музыки в общеобразовательной школе является – воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры.
Понятие "Музыкальная культура" достаточно объемное. Оно включает:
а) нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и запросы;
б) знания, навыки и умения, без которых невозможно усвоить музыкальное искусство (восприятие, исполнение);
в) музыкальные, творческие способности, которые определяют успех музыкальной деятельности.
Ныне действующая программа по музыке имеет тематическое построение: все темы – это как ступени, которые ведут учеников к овладению музыкальной культурой. В темах четверти последовательно раскрывается особенности музыкального языка, богатство и своеобразие ее содержания, связь с другими видами искусства – живопись, литература, театральное искусство, особенности эмоционального воздействия музыки.
Важной задачей музыкального воспитания в школе является формирование, как уже упоминалось, музыкальной культуры учащихся в процессе общения с музыкой, в результате чего формируются их интересы, взгляды, вкусы и т.п. Время технического процесса расширила возможности прослушивания музыки. Если несколько десятилетий назад представление о музыке связывалась только с концертным залом, то в наше время – время новых технологий, это совсем иначе. Ученики расширяют свой музыкальный кругозор с помощью телевизоров, магнитофонов, проигрывателей, компьютеров, аудио и видеозаписей, дисков и так далее. В таких условиях музыкальное воспитание приобретает еще большую значимость.
Здесь большая заслуга принадлежит учителю. Развивая способность понимать язык музыки, почувствовать ее выразительность, учитель дает ученикам необходимые знания, навыки, умения, воспитывает интерес к музыке, формирует эстетические вкусы.
Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и на других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы ученики приобретали навыки и умения во время пения, ритмики, игры на ДМИ, а также в процессе изучения музыкальной грамоты, которая поможет им лучше понять и четко исполнять произведения. Таким образом в исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности расширяются возможности активного восприятия музыки, а это в свою очередь, зависит от правильного решения общеобразовательных задач.
Деятельность учителя музыки – это синкретический творческий процесс, который соответствует этико-эстетическим потребностям детей и гарантирует интенсивность эмоционально-чувственных усилий, возбуждает проявления творчества, обеспечивает поливариантность выбора средств ведения продуктивной деятельности.
В деятельности современного учителя музыки интегрирован ряд направлений. Эта профессия предполагает, что ее представитель:
- универсальный музыкант-исполнитель – инструменталист, вокалист, ди-рижер;
- педагог по обучению основам пения, игры на детских музыкальных инструментах, методист;
- технолог учебно-воспитательного процесса - системный менеджер образования: проектировщик, реалезатор учебно-воспитательных процессов, исследователь, экспериментатор, специалист по мониторингу музыкальных способностей, модератор творческой группы (детей, коллег, родителей), разработчик наглядности и тому подобное;
- специалист сферы досуга – сценарист, режиссер, декоратор, культуролог.
Бесспорно, профессия «учитель музыки» уникальная и чрезвычайно сложная. Учитель музыки должен быть самоотверженным человеком, неравнодушным к детским сердцам.
Как мы уже убедились, школьный учитель музыкального искусства – это универсальный специалист. Он является педагогом, психологом, музыковедом и искусствоведом, лектором, музыкантом, актером, исследователем. Сочетание же учителем музыкального искусства профессиональной ком-
петентности с высокими личностными качествами дает синкретический эффект.
Название профессии «учитель музыки», «учитель музыкального искусства» красноречиво свидетельствует о глубокой взаимной детерминации сфер «музыкальное искусство» и «педагогическое образование». Под его руководством ученики познают Мир, Человека, Жизнь, а значит – себя и свою душу, свое предназначение в мире. Ведь, как утверждал Бертольд Брехт, «все виды искусства служат главному – искусству жить на земле». [30, 7] Именно поэтому творческий учитель урока музыки умеет организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы на каждом его уроке был задействован жизненный опыт школьников. Так дети смогут понять, как реализуется человеческий дух в звуке, жесте, рисунке, свете, цвете и т.д.
Социально-культурная картина современного мира демонстрирует изменения в системе ценностных ориентаций – духовные знания человека теряют свой вес. Распространенными стали такие негативные явления, как «музыкальная наркомания», «шизогония», когда чрезмерный уровень шумов и децибел разрушает человеческую психику, вызывает страхи и фобии. Все это ухудшает состояние психического здоровья школьников и вызывает их духовную деградацию.
По мнению многих исследователей, дети теряют способность образно мыслить, не развивают свои творческие способности и из-за чрезмерного увлечения компьютерами. Путь к духовной активности детей и гармонизации их душевных сил может предложить музыка, а школьный учитель музыки может стать тем лицом, которое приведет их к музыкальной культуре как к вере. Именно учитель музыки формирует вкусы, идеалы, взгляды, убеждения учеников, а потому и сам должен быть, прежде всего, человеком высокой духовной культуры.
Итак, сейчас, в эпоху доминирования материального над духовным, профессия «учитель предмета «Музыка»» приобретает особое «миссионерское» значение. Представители именно этой профессии призваны бережно лелеять музыкальные способности детей, чтобы не растерять заложенное природой. Поддерживая у детей интерес к прекрасному и вечному, воспитывая в них чувство собственной причастности к формированию культуры, педагоги не только воспитывают музыкально знающих и творческих личностей, но и моделируют основу морально-этических взглядов целых поколений.
І І Влияние музыкального искусства на развитие эстетического
вкуса школьников
1. Слушание музыки - основополагающий рычаг развития музыкаль-
ного мировоззрения
Музыкальное воспитание детей предусматривает развитие их творческих способностей, способности к эстетическому восприятию, исполнения и создания музыки. Педагог должен развить чувствительность детей к искусству, приобщить их к музыке как животворящего источника человеческих чувств и переживаний. Чтобы открыть перед детьми двери в этот мир, нужно прежде всего сформировать у них музыкальное восприятие – основу всех других видов музыкальной деятельности.
Осмысленное слушания учениками музыки – исключительно важно для развития в них глубоких эстетических чувств, расширения музыкальных представлений. Оно является надежной основой формирования настоящей любви, живого интереса к прекрасному.
Развитие музыкального восприятия является одной из самых ответственных задач на уроке музыки в общеобразовательной школе, центральной проблемой музыкально-эстетического воспитания школьников.
Музыка является одним из мощнейших средств воспитания, что дает эстетическую окраску всей духовной жизни человека. Умение слушать и слышать музыку не является врожденным качеством. Познавательно-творческие возможности учащихся развиваются в активной музыкальной деятельности. В процесс восприятия музыки включается опыт непосредственных переживаний и размышлений учеников, который формируется под влиянием музыкального искусства, а также художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Это дает возможность рассматривать восприятие как основу усвоения школьниками воплощенного в музыке опыта эстетического отношения к действительности. Поэтому главной задачей музыкального воспитания учащихся является формирование у них активного восприятия музыкальных произведений. Как предмет исследования, музыкальное восприятие является сложной и многогранной проблемой. Попадая в круг интересов различных наук, проблема музыкального восприятия изучается соответственно в различных аспектах.
В философско-эстетическом аспекте она рассматривается через призму основных гносеологических проблем, когда исследуются общие закономерности отображения действительности в музыке, раскрывается объективное содержание субъективных слушательских образов, их место и роль в психической деятельности людей. Рост интереса к вопросам музыкального восприятия объясняется не только объективными факторами, но и вниманием современной науки к проблемам личности.
Какие глубинные закономерности постижения человеком художественного мира музыки? Какова роль музыкального искусства в духовном становлении личности? Эти вопросы возникают как перед учеными, так и учителями-практиками, поскольку без их решения любая философско-социаль-ная или педагогическая концепция личности будет не полной.
В теории музыкального восприятия, главным образом, исследуется влияние различных факторов на музыкальное развитие личности, а также характер их целенаправленного использования в процессе музыкального воспитания.
Формирование музыкального восприятия школьников является ведущей проблемой современной музыкальной педагогики. Учитель должен развить чувствительность детей к музыке, ввести их в мир красоты и добра, открыть в музыке жизнетворящий источник человеческих чувств и переживаний. Большое значение в этом процессе приобретает умелая и целенаправленная музыкально-педагогическая работа учителя.
Как известно, восприятие является чувственным отображением предметов и явлений объективной действительности в совокупности присущих им свойств и особенностей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Музыкальное восприятие, в связи со спецификой объекта восприятия музыки, – понятие значительно шире, чем непосредственное чувственное отражение действительности, потому что происходит одновременно в форме чувств, восприятий, представлений, абстрактного мышления. Это сложный многоуровневый процесс, обусловленный не только музыкальным произведением, но и духовным миром человека, который воспринимает это произведение, его опытом, уровнем развития, психологическими особенностями и тому подобное.
Проблема формирования музыкального восприятия имеет глубокую историю. Накопление огромного объема теоретического материала привело к возникновению в XX в. науки о музыкальном восприятия, которая на современном этапе выступает как наука о закономерностях процесса формирования и функционирования субъективного музыкального образа. В становлении этой науки большую роль сыграли труды Б.Асафьева, Н.Гродзенской, О.Костюка, Е. Назайкинского, Б.Теплова, В.Шацкой, а также многих других отечественных и зарубежных ученых.
Философские аспекты музыкального восприятия также имеют глубокую историю. Ярким примером философского осмысления сути музыкального искусства служат взгляды древнегреческого ученого Аристотеля. Внимание философа привлекли вопросы о сущности и значении искусства, в том числе музыки, механизм ее воздействия на человека, особенности художественного познания действительности, суть очистки (катарсиса) средствами музыки и тому подобное. Много мыслей Аристотеля об искусстве до сих пор не потеряли своей актуальности и имеют методологическое значение, в частности мнение о необходимости достижения эстетического наслаждения от восприятия. Методологического значение приобретает признание философами неисчерпаемости художественного произведения, многозначности его содержания, специфики информации художественного текста.
Главный путь формирования музыкального восприятия заключается в обогащении школьников художественным и эмоциональным опытом, знаниями, умениями и навыками, значимыми для эстетического постижения содержания музыкальных произведений. Включение в этот процесс духовного потенциала личности, ее творческих сил осуществляется через развитие активной деятельности в процессе восприятия, переживания и осмысления музыки.
В педагогическом аспекте эти положения подчеркивают необходимость учета специфики музыки и особенностей ее восприятия учащимися, создание таких условий, которые бы обеспечивали глубокое постижение музыкальных произведений.
Музыкальная деятельность, осуществляемая на основе восприятия, осознания музыкального образа, влияет на развитие эмоционально-чувст-венной сферы личности. Интегрированная деятельность учителя музыки направлена на специальное музыкальное развитие школьников, их музыкальные способности, формирование творческой личности ученика с глубоким внутренним миром, осознанным музыкальным интересом.
Слушание музыки – непременная часть каждого урока музыки в общеобразовательной школе. Оно предполагает не только восприятие произведений детьми, но и ознакомление с биографиями композиторов, особенностями музыкальных жанров, терминологии, необходимой для анализа музыки.
Дети в школе накапливают музыкальный опыт, изучают ряд вокальных и инструментальных произведений. Они должны научиться запоминать произведения и узнавать их.
Во время урока иногда звучит музыка, которая должна иллюстрировать какое-либо положение. В таком случае не стоит ставить себе задачу, чтобы дети ее обязательно запомнили, усвоили. Итак, весь материал, который учащиеся слушают, можно разделить на две группы: материал основной – это музыкальные произведения, усвоение которых входит в программу, и иллюстративный материал, который является, дополнительным материалом, который способствует закреплению и усвоению музыкально-теоретических понятий.
Для того чтобы дети усвоили основные произведения, надо их чаще повторять как на данном уроке, так и на последующих. Знакомая музыка слушается легче и каждый раз с большим желанием, детали ее лучше запоминаются. Сначала, когда дети только знакомятся с произведением и не успели его полюбить, для того чтобы повторение не было назойливым, желательно каждый раз показывать произведения под каким-нибудь новым углом зрения, обращать внимание на различные его стороны. Например, первый раз обратить внимание на общий характер произведения, второй – на сопровождение, затем рассмотреть изменение частей. Впоследствии, дети почувствуют радость восприятия узнаваемого произведения, а ощущение новых красок при прослушивании способствовать пониманию музыкального языка и развития музыкального мировоззрения.
Как уже было отмечено, умение слушать и слышать музыку – не врожденное, его надо формировать и развивать. Именно поэтому важным этапом в формировании музыкального восприятия является подготовка детей к слушанию, то есть вступительное слово. Именно на этом этапе, в своем вступительном слове педагог подает слушателям необходимую информацию о произведении, активизирует их эмоциональное и образное мышление, а это способствует более глубокому восприятию музыкального произведения и правильной художественно-эстетической установке переживания его содержания.
Положения теории установки имеют важное значение для управления процессом музыкального восприятия. Они являются основой предсказания поведения учащихся, программирование их деятельности в целостном процессе музыкального восприятия. От художественно-познавательной установки, созданной учителем у детей, зависит содержание мыслей и чувств, образов и ассоциаций, возникающих в их сознании.
Особенностью педагогической ситуации является то, что она или специально создается учителем в соответствии с содержанием конкретной деятельности, или им учитывается ситуация, которая возникла. Ситуация восприятия музыки определяется многими факторами, которые могут усиливать или ослаблять ее влияние. Конкретный акт восприятия зависит прежде всего от эмоционального состояния учащихся, их интересов и стремлений во время восприятия музыки. Следовательно, необходима ситуация создается прежде всего самим музыкальным произведением, а также частичной установкой направленность действий именно в этой ситуации. При этом художественное произведение эффективнее влияет на ситуацию при условии, что он тесно связан с личным опытом слушателя.
«Понять музыкальное (и вообще любое художественное) произведение – значит понять его жизненный замысел, понять, как переплавил композитор этот замысел в своем творческом сознании, чем воплотил именно в эту, а не в какую-то другую художественную форму ...» [12, 11] Музыкальное произведение не существует вне времени и пространства, поэтому важно вступительное слово учителя, в котором стоит рассказать о тех жизненных обстоятельствах, при которых его задумал и написал композитор. Ведь знание «биографий художественных произведений», по Дмитрию Кабалевскому – это основа художественного образования слушателей. Чем больше дети узнают о времени, когда жил композитор, условия тогдашнего быта и т.д., то ближе и понятнее для них становится музыка, они слушают с большим увлечением.
«Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясьсь к человеческому сердцу». [12, 12]. Возникновению внимания, желанию слушать музыку способствует не только то, что говорит педагог, но и как он говорит. Если вступительное слово захватывающее, эмоциональное, а не вялое, сухое и формальное, музыка будет иметь горячий отклик в детских душах.
Иногда перед слушанием музыки лишний любой рассказ. Одна-две лаконичные образные фразы о произведении могут поразить детей и вызвать у них благородные мысли и чувства более глубокие, чем любая предварительно заготовленная, длинная речь.
Конечно, подготовка детей к слушанию музыки не ограничивается вступительным словом педагога. Но именно вступительное слово может эффективно положительно настроить детей на слушание. Поэтому педагогу надо быть настоящим мастером слова, чтобы не навредить музыкального восприятия своих воспитанников в самом его начале.
Василий Сухомлинский писал: «Слово никогда не может точно объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств ... Слово должно настроить чувствительные струны сердца, чтобы понять язык чувств. Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, нечто такое, что приближало бы слово к музыке ». [12, 12]. Об этом следует помнить педагогам, а потому и чувствовать ответственность за любой свой комментарий к музыке – именно он может отметиться в памяти, сказаться на впечатлении воспитанников о музыкальном произведении на всю жизнь.
-
Классическое музыкальное искусство - основа эстетического фор-
мирования личности
Внутри каждого человека звучит музыка. Древние философы считали, что музыка родилась вместе с сотворением мира. Все во вселенной соткано из звуков. Если прислушаться, то это – звуки музыки.
Наука с доисторических времен накопила огромный опыт влияния музыки на человека. Еще в ветхозаветные времена люди поняли, что музыка влияет не только на психику, но и на все системы организма. Но, что еще более необычно, музыка влияет на духовную сущность личности. Недаром в православных храмах используется хоровое пение, в католических - органная музыка, в мечетях Коран читается нараспев.
Любую музыку человек «слушает сердцем». Сидя в концертном зале, человек слушает симфонии, и эта «внешняя» музыка находит отклик в его сердце, тогда у зрителя появляется состояние удовлетворения, даже счастье.
Почему настоящие ценители предпочитают классику – Моцарта, Бетховена, Вивальди? Классическая музыка ненавязчива. Она не подчиняет себе слух и волю человека. Она – как шелест листьев, она – рядом. Если хочешь ее услышать, то услышишь, если нет – она тебе не мешает. Она хороша для прослушивания «фоном». Она неагрессивна, несумбурна. Мелодия классических произведений естественна для организма, органична для слуха. Исследования японских авторов показали, что, если ребенок слушает Баха и Моцарта, то это положительно влияет на его психологическое состояние здоровья в старшем возрасте.
Ученые давно исследовали тему звуков музыки. Оказывается, звуки определенной тональности вызывают у человека адекватные состояния – меланхолический, возбужденный, спокойный, напряженный, радостный, печальный. Почему? Любой звук – это вибрация. Каждый орган, каждая клетка нашего организма также вибрирует, причем все имеет свою определенную частоту. Когда частота вибраций музыкального произведения и частота организма совпадают, то организм резонирует, то есть откликается на это музыкальное произведение. И такая музыка как бы подпитывает организм энергией. А спокойная классическая музыка погружает человека в гармонию, избавляя от агрессии и тревожности. Тогда тело испытывает состояние комфорта, а человек – наслаждение.
Способность музыки влиять на духовное состояние человека было отмечено еще в древние времена. Всем известный миф об Орфее, что силой своего искусства творил чудеса. Пифагорейцы определили качество звуков и тонов и этим установили математические принципы гармонии в музыке. Они же рекомендовали лечить раны души и тела с помощью соответствующей музыки. В древности музыку в качестве лечебного средства пользовались в Индии. В Китае кроме лечебного средства она использовалась для хранения общественного порядка и благополучия в стране. С другой стороны, для погружения общества в хаос, как они считали, также нужна была соответствующая музыка.
В настоящем влияние музыки на психику и социальное развитие личности изучен достаточно хорошо. Среди наиболее известных авторов, занимавшихся этой проблемой, можно назвать Г. С. Тарасова, Л. Л. Бочкарева, В. В. Медушевского, Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина, Б. И. Додонова и др.
В настоящее время популярным направлением в психотерапии стало использование музыки. Например, американские психотерапевты используют эмоционально-насыщенную музыку для того, чтобы вытеснить негативные переживания пациентов. Полицейские Флориды с помощью музыкотерапии борются с преступностью: после того, как в наиболее опасных районах начали транслировать музыку Баха, Бетховена и Моцарта, количество преступлений резко сократилось. А известный актер Жерар Депардь`е вылечил заикание, слушая ежедневно по 2 часа музыку Моцарта.
О благотворном физическом и духовно-нравственном влиянии классической музыки, ее способности делать человека благородной писали специалисты отрасли музыкальной педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики и методисты в области музыкального воспитания - Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина и Б. Л. Яворский.
Взгляд на классическую музыку с нравственных позиций был характерен и для многих педагогов прошлых веков. Я. А. Коменский рассматривал музыкальное воспитание как действенное средство формирования духовности растущей личности.
Сегодня, когда перестраивается традиционная система общего образования и каждая школа ищет свое "лицо", очень важно в погоне за модными направлениями в обучении (типа "школа экономики и менеджмента") не потерять главное – человека, личность, которая не только имеет знания в области экономики и техники, но и способна понимать и чувствовать прекрасное, а это значит понимать и сопереживать другим людям. Каждый школьный предмет имеет, как уже упоминалось, свою специфику. Главной задачей одних – вооружить учащихся научными знаниями, другие – помочь овладеть определенными способами деятельности.
А есть предмет, основная цель которого определяется в дидактике как "формирование опыта эмоционально-ценных отношений". Это предмет «Музыка». Предмет, способствует формированию духовной культуры подрастающего поколения.
На уроках музыки учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической, народной музыки, фольклора, массовыми песнями. Основой воспитания музыкальной культуры учащихся является усвоение классического наследия.
Особую значимость в последнее время имеют вопросы формирования у учащихся эстетического восприятия именно классического музыкального наследия прошлого и настоящего, шедевров мировой художественной культуры. Только такие произведения содержат в себе огромный потенциал, имеют глубокое художественное влияние на слушателя, побуждают к эстетически-оценочному анализу.
Приобретая опыт общения с искусством, ребенок всегда определенным образом относится к нему, проявляет чувство удовлетворения или возмущения, и это отношение всегда оценочное. Однако оценка, которая выражается суждениями "нравится" и "не нравится", является только первой ступенью в мир прекрасного. Настоящей, эстетической она станет только тогда, когда знания об искусстве будут глубокими, а впечатление от музыки – систематизированными, осмысленными. Оценка при этом будет свидетельствовать об определенном уровне освоения учащимися культурных ценностей и их умение активно проявлять свое отношение к действительности в различных формах оценочной деятельности – эмоциональной, теоретической, практической.
Оценочная деятельность в свою очередь зависит от эстетического сознания ребенка, становление которого связано с обучением и деятельностью в общеобразовательной школе. Яркое проявление эстетического сознания учащихся можно зафиксировать в эстетических суждениях. Эстетическое чувство как специфическое выражение человеческих чувств не отделяется от всего познавательного процесса, а тесно связано с умением эстетически чувствовать красоту природы, человеческих отношений и произведений искусства. Оно лежит в основе формирования социально активной личности, утверждается в окружающем мире. Особое значение оценочная деятельность приобретает в школе. Ученики постепенно включаются в систему общественных отношений, участвуют в решении общественных и культурных задач, выполняют поручения.
Эстетические оценки помогают педагогам воспитывать личность с развитым художественным вкусом, который производится на основе имеющейся у нее системы взглядов и убеждений. Так, например, в программе для обще образовательных учебных заведений "Музыка " (5-8 классы) акцентируется внимание на развитии у учащихся чувственно-эмоционального и эстетического восприятия мира, ассоциативно-образного мышления, выявлении специфики художественно-образного языка искусства, целостного видения и понимания музыкальных образов на основе чувственно-эмоционального восприятия художественных произведений (музыка, литература, изобразительное искусство, театральное искусство). Поэтому основой урока музыки является восприятие и интерпретация музыкальных произведений европейской, русской и украинской классики, а практическая деятельность учащихся (исполнение произведений) нацелена на логическое и творческое продолжение процесса восприятия-интерпретации.
"Объектом проверки и оценки знаний учащихся по музыкальному искусству должна стать способность интерпретировать художественно-образ-ное содержание музыкальных произведений, выражать собственное эмоционально-эстетическое отношение к ним, применять полученные знания и опыт в художественно-творческой деятельности. Результатом обучения, воспитания и развития должны стать художественно-мировоззренческие представления, ценностные эстетические ориентации, художественно-образное мышление, творческие способности учеников ". [8, 368] Высокие результаты в этом направлении должно обеспечить горячее желание познания окружающего мира.
Познание окружающего мира средствами классического музыкального искусства, формирования полноценного музыкального восприятия требует развития эмоциональной сферы детей, их художественно-творческой активности, способности к пониманию и переживания музыки, обогащение эстетического опыта. Эффективность этого процесса в значительной степени определяется качеством педагогического управления, которое должно направляться на создание оптимальных условий для музыкального развития личности, обеспечения глубокого постижения учащимися содержания музыкальных произведений.
Поэтому, в конце поисков обоснования мнения о влиянии классического музыкального искусства на формирование жизненного и музыкального мировоззрения школьников мы видим, что это действительно так. Классическая музыка отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие. Классическая музыка способствует духовному росту, самоутверждению личности, ее самосовершенствованию и стремлению к осознанию вечных ценностей. Исследования многих научных деятелей находят подтверждение в словах древних мудрецов: «Никогда не измерять взноса музыки в эмоциональное сочетание человеческого и божественного». [9, 3]
І І І Межпредметные святи на уроках музики
-
Интеграция музикального искусства и ИЗО
В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Говоря о формировании духовной культуры школьников, необходимо отметить выделяемую современными методистами духовно-нравственную природу самого урока и урока музыки в частности. Духовность на уроке проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Поэтому урок музыки – это явление любви, добра, миролюбия, долга, честности, справедливости, доверия. В обучении и воспитании школьников важно помнить, что в решении проблемы духовности действенным средством является обращение к произведениям музыкального и изобразительного искусства, их духовно-нравственному потенциалу и научному анализу их взаимодействия. «Три области человеческой культуры – наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности», - отмечал М.М. Бахтин. [10, 173] И не случайно в ХХІ веке в школьную педагогику проникают идеи интеграции. Практикуются уроки, которые проводят совместно учителя-предметники.
Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Связи происхождения устанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Эти связи используются при создании многих межпредметных курсов, например, «Культура в жизни человека», «Основа православной культурой», «Информационные технологии», «Политика права» и многих тем из этих и подобных курсов. На этих же связях строится интегрированный урок по введению экономических знаний в уроке о политике (тема «Нравственность и политика»), знаний химии в урок по биологии (тема «Влияние ядов на организм человека»), знаний по истории в урок литературе (по историко-литературным темам) и др.
Прекрасный тандем образуют музыка и изобразительное искусство. Цель таких уроков - 'погружение' в определенную культурную эпоху, 'диалог' с ней, постижение ее духовных ценностей.
Произведения изобразительного искусства – это светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.
Музыка – это язык чувств, зеркало души. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы детского восприятия. Музыка передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову, но созвучные краскам живописи.
Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Музыкальность живописи – это не только угадываемые, предполагаемые звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такая связь живописи и музыки конечно же метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.
Так, В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М. Сарьян писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». [14, 121]Особое явление у композиторов – цветной слух, при котором отдельные тона и тональности музыкального произведения ассоциируются с определенными цветами.
Цветным слухом обладали Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков. В поэме А.Н. Скрябина «Прометей» в нотах выписана специальная цветовая строка. По замыслу автора, исполнение поэмы должно было сопровождаться проецированием на экран цветовой гаммы.
Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.
Между тем о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чюрлениса – выдающегося литовского художника и композитора. Наиболее известные его картины «Сонаты» (состоящие из полотен Allegro, Andante, Scherzo, Finale) и «Прелюдии и фуги» несут на себе отпечаток музыкального восприятия автором окружающей действительности. Из музыкального наследия М. Чюрлениса, в котором живописное начало проявляется наиболее оригинально, выделяются его симфонические поэмы («В лесу», «Море») и фортепианные пьесы.
Школьная программа предмета «Музыка» предлагает ряд тем уроков, которые требуют обращения к содружеству этих прекрасных видов искусства – музыки и живописи. Поэтому идея интегрированных уроков напрашивается сама собой. Интеграция музыкального и изобразительного искусства способствует развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве, развитию у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное, обогащению духовного мира детей, воспитанию их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
На интегрированном уроке чётко просматривается взаимодействие между музыкой и изобразительным искусством. Современные педагогические технологии как интегрированный или же бинарный урок музыки предоставляет возможность ученикам проследить это взаимодействие искусств не только теоретически, но и в практической деятельности. Воспринимая материал урока, слушая или исполняя музыкальные произведения, ученики проецируют полученные знания на собственное творчество, которое чаще всего представлено в ходе такого урока не только демонстрацией общих образов, но и проработкой деталей. А это ни что иное как работа души, ведущая к формированию и росту духовной культуры учащихся.
-
Методы театральной педагогики
В настоящее время воспитание школьников средствами искусства театра — добровольное дело учителя. А между тем театральные методы применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Играть сценки, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно — во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.
Каждый вид искусства имеет свой выразительный язык. Нельзя представить себе произведения литературы без слов, произведения музыки без звука и ритма, произведения живописи без цвета, скульптуры — без объемов мрамора, гипса, глины, дерева и т. д. Так и театр не существует без действующего в нем актера.
Ткань театрального искусства и его воздействие на зрителя определяются жизнью актера в роли. Благодаря последовательности действий, особенностям художественного воплощения образа, создается впечатление о живущем на наших глазах человеческом характере, персонаже. В какой степени элементы театрального искусства должны присутствовать на уроке? Давно известно, что на уроках чтения читаются по ролям басни, отрывки из детской художественной прозы, заучиваются поэтические произведения. Эти виды работ постоянно встречаются на уроках в начальной школе. Однако, почему бы не поискать другие пути включения театрально-исполнительского искусства в структуру урока, раскрытию иных возможностей этого включения Сегодня стоит всмотреться и разобраться в сущности театральных методов, опираясь на особенности выразительного языка театра, его специфического материала.
Нужны ли на уроке навыки взаимного общения учащихся, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все — от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все это могут дать уроку театральные методы работы или, как их называют, методы театральной педагогики.
Методы театральной педагогики прошли проверку благодаря труду учителей-экспериментаторов лаборатории театрального искусства НИИ художественного воспитания.
Детям предлагается по очереди встать, назвать свое имя и фамилию и сесть. Встать нужно сразу, как только сел предыдущий, не позже и не раньше. Не разрешается подталкивать кого-либо, давать распоряжения голосом или жестом. Упражнение называется «эстафета». Чтобы не делать ошибок, каждый должен быть особо внимательным, чтобы не пропустить момент своего выступления, причем он сам должен его начать и, закончив, сесть, давая возможность следующему «выступающему». Далее, каждый должен сдерживать свое желание вмешаться в работу товарищей и терпеливо ждать, когда начнет свою работу тот, кто замешкался или не садится.
Казалось бы, все эти навыки — чисто дисциплинарные, но непредсказуемость того, что произойдет во время эстафеты, резко повысила уровень внимания детей друг к другу, степень их собственной собранности. Доступная каждому минимальная смелость — вовремя сказать свое имя и фамилию, сопровождаемая вниманием и молчанием всего класса,— стала основой для всех следующих творческих исполнительских попыток. На следующих уроках содержание выступлений постепенно усложняется (назвать произведение, определение, исполнить по-своему вокальное или ритмическое задание и т.д.). Со временем уже учитель может легко и быстро включить весь класс в творческую работу, в которой ему был важен индивидуальный результат усилий каждого ученика.
В другом упражнении к доске вызываются 5—7 учеников. Им предлагается найти взглядом того, кто смотрит на тебя и может стать твоим партнером в дальнейших действиях. Эта связь устанавливается с помощью выразительного взгляда. По команде учителя: «Всем одновременно поменяться местами, одни выходят к доске, другие садятся на их места. Затем новой группе у доски предлагается выполнить то же задание, но не брать в партнеры тех, кто уже был у доски. Не разрешается подавать друг другу какие-либо знаки, только взгляд глаза в глаза. Такое простое задание помогает выявить уровень дружественного общения в классе, способность каждого из детей к спокойному и широкому общению.
Театр — это искусство для чутких людей, как и искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении — те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия. Каждый урок как методическое целое должен стать фактом педагогической работы. По мнению учителей- экспериментаторов, театральные упражнения помогают учителю развивать у школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений, восприимчивость к произведениям литературы, кино, живописи.
В театральной игре «печатная машинка» в классе или группе все буквы алфавита распределяются между детьми. Задается слово или фраза, и все буквы — участники слова — встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву. В конце слова молча встает и хлопает в ладоши весь класс. «Печатная машинка» — игра, которая, как и эстафета, должна проходить в атмосфере тишины, терпеливого внимания ко всем и к исполняемому делу. Каждый участник распределяет свое внимание между своими (или своей единственной) буквами и их последовательностью, чтобы встать и хлопнуть в ладоши тогда, когда в заданном слове появится «его» буква. В процессе игры дети хорошо запоминают слово и составляющие его буквы.
На музыкальных уроках с помощью такой игры усваиваются музыкальные термины, названия произведений, имена композиторов и т.д. На уроках музыки также можно предложить детям сыграть живую картинку, используя иллюстрации к тексту музыкального произведения или песни. В подготовленном классе возможен вариант самостоятельного выполнения живой картины по тексту без иллюстрации художника. Ученики-зрители должны найти слова в тексте, которые точно соотносятся с живой картиной.
Применение театральной педагогики на уроках музыки способствует лучшему усвоению материала. Но основная задача представленных методов заключается в формировании духовных качеств и потребностей. Важным моментом эстетического воспитания является субъективно пережитая радость при восприятии красиво сделанной вещи, удачно сыгранной роли или виртуозно исполненной музыки. Театральное творчество игры и представления на уроках может с успехом существовать в микроэтюдах и микросценах, подобно эскизам и зарисовкам у художников.
Освоение детьми элементарных теоретических положений искусства и художественного творчества сводится к усвоению правил и приобретению навыков. В целях художественного воспитания их формирование должно полностью быть «природосообразным», то есть быть естественным для ребенка и необходимым для искусства.
Наконец, важнейшим научно-методическим принципом художественного воспитания является реализация задачи формирования общественно-полезного человека, устремленного на служение обществу. Добиться этой цели можно, только развивая личность, не искажая и не обедняя присущее ей индивидуальное богатство. И эта опора на личный опыт, на живое, субъективное мнение и видение мира является основой для самых современных и всех позитивных методик художественного воспитания.
Выводы
«Уши - это ворота мира. На наше эмоциональное состояние влияет то, что мы слышим. Интересно, что воспринимаем звуки мы не только ушами, но и всеми внутренними органами. Поэтому так важно, какой «пищей» питается наш слух »[9, 4] Словами античного мудреца хотелось бы подвести итоги своей выпускной работы. Я соглашаюсь с мудростью древних времен, действительно, каждому человеку надо тщательнее подходить к выбору духовной пищи. И, если взрослый человек, имея жизненный опыт, сознательно делает этот выбор, то ребенку надо помочь разглядеть истинные жизненные и культурные ценности и направить их выбор в сторону высокой нравственности. И здесь универсальным средством формирования и развития духовности подрастающего поколения выступает классическое музыкальное искусство, шедевры мирового изобразительного и театрального искусства – искусство, которое учит слушателя, какого бы возраста он ни был, чувствовать созерцательную, разрушительную и образующую силу музыки и искусства в целом. Вспомним старославянский миф, новгородскую легенду – былину о Садко. Садко – гусляр и певец. Его искусство имело чудотворную силу. Под его музыку все подводное царство вместе с морским царем заплясало да так, что буря поднималась на озере Ильмень, корабли тонуть начали ... Но его искусство могло быть и нежным, от его света, от тепла, которое он излучал, холодное сердце морской царевны Волховы стало живым, способным любить, страдать и радоваться ... Русская народная мудрость гласит: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эта нехитрая легенда демонстрирует волшебную силу музыкального искусства. «Оно способно поднять человека на героический подвиг, а может зародить в ней страх и ужас; оно может вызвать в человеке безудержную радость, а может ввергнуть в пучину тоски и печали; оно способно возвысить силу человека в десять в работе, а иногда лишает его всякой энергии; оно может наделить благородными мыслями, чувствами, поступками, а может сделать их глупыми, вульгарными, безнравственными; искусству дана сила украсить нашу жизнь, но оно же способно и изуродовать его ... Все зависит от того, которое оно это искусство, и как мы к нему относимся ». [4, 8]
Завершая свою работу, хотелось бы вспомнить высказывания мыслителя античных времен: «Музыка - это важнейшая форма воспитания человеческой души». [9, 4] Лучшие образцы искусства – образцы нашего выбора, нашей жизни. И ими становятся произведения классического искусства, в частности музыкального, всемирно признанные образцы изобразительного и театрального искусства.
Литературные источники
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Бахтизина Д. И., Канапацький А. Я. Истинность музыки: филосоонтологический аспект: Монография. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 101с. Вундт В. Введение в психологию/ В. Вундт. – М.: КОМКНИГА.–2007. – 168с. Ирхина И.В. Развитие идей педагогической антропологии в отечественной дидактике школы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (7), 2005. – 172 с. Кабалевский Д.Б., Идейные основы музыкальноговоспитания. Как воспитывать музыкальную культуру в детях. : сборник работ, М., «Издательский дом Шалвы Амонашвили», 2005. – 5 с. Кривцун О.А., Эстетика: «Аспект-пресс», Москва, 2001. – 94 с. Лещенко С. Слухання музики за Базовою програмою «Я у Світі « // Ред.. кол. Ж-лу Музичний керівник №1, 2011. – 13с. Науменко С. І. Психологія музикальності та її формування у молодших школярів: Навч. Посібник. – К: НПУ, 2000. – 181с. Осенева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Уч. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с. Пархоменко И.Т., Радугин А.А,, Культкрология в вопросах и ответах. – М.: Центр, 2001 – 3 с. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – Москва, Академический проспект, 2006. – 170с. Роменець В. А. Психологія творчості. – К.: «Либідь». – 2001. – 288с. Ростовський О. Я. Вступне слово педагога до дітей перед слуханням музики // Ред.. кол. ж-лу Музичний керівник №1, 2011. – 11с., 12с. Шуть М.М. Музичний керівник та учитель музичного мистецтва: нова формація // Ред. кол. ж-лу Музичний керівник №1, 2011. – 4с., 7с. Яновський В. М. Психологічний вплив мистецтва на людину// Практична психологія та соціальна робота №4, 2005. -121с. |
13