СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовных ценностей учащихся на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья нацелена помочь учителю литературы (5-7 класс)  организовать работу по формированию духовных ценностей обучающихся на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовных ценностей учащихся на уроках литературы»

Харахорин В.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ «ШКОЛА № 66 Г.О. ДОНЕЦК»


Формирование духовных ценностей учащихся на уроках литературы

Чтение – вот лучшее учение.

А.С.Пушкин



     

Мотивационно-деятельностный аспект проблемы о формировании духовных ценностей учащихся при изучении литературы в школе касается решения жизненно важных задач, которые стоят перед современным обществом, а именно: формирование личности, готовой принять вызовы цивилизации, коренное преобразование сознания социума для предотвращения глобальних катастроф, всеобъемлющее развитие интеллектуальности, возрождение духовности. Сегодня актуально для укрепления взаимопонимания и мирного сосуществования в социуме, чтоб каждый гражданин, решая собственные и общественные проблемы, стремился к развитию своего внутреннего мира, к духовному самосознанию и совершенствованию. Рассмотрим объяснение понятия о формировании духовности личности и насколько это важно для учащихся общеобразовательных учреждений.

В философской науке под определением духовности понимаем развитие самосознания человека и его желание достичь идеального внутреннего Я. Такие древнегреческие ученые, как Сократ, Платон, Аристотель и другие рассматривали вопросы духовности как личностные проблемы человека, диктуемыми совестью и ее ценностями. Согласно философии Платона человеческая духовность отделяется от телесной сущности. "Духовность" походит от слова "дух" (лат. “spirit”, грец. “pneuma”), что означает движение воздуха, веяние, дыхание. Дух является нематериальным началом. Духовность подразумевает наличие психологических процессов, которые появляются при взрослении личности и образуют определенную систему понимания своего места в социуме, выработки активной жизненной позиции. Личность, которая развивается духовно, обладает следующими качествами: стремление к творчеству, активная коммуникация, морально-нравственная поведенческая функция, реализация своего Я через добрые дела, любовь к себе и окружающим.

Толковый словарь Н.Ушакова дает объяснение духовности как отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Философский словарь В.Соловьева подает понятие духовности как идеальное начало, из которого исходит творческая сила, способная усовершенствовать и поднять человека в мир чистый и ценный. Именно в этом мире существует любовь, добро, справедливость, сочувствие, творчество, свобода. Духовный человек живет творчески, окрыленный деятельностью, реализовует себя по универсальным законам природы и космоса, гармонизируя жизнь вокруг, стремясь не допустить глобальной катастрофы.

Такие философы, как В.Соловьев и Н.Бердяев (к.XIX- н.XX.) считали, что духовность - это проявление духа в человеке. В. Соловьев разделяет дух и духовность. Основные признаки духа: свобода, смысл, творческая деятельность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному миру. Духовность отражает многообразие чувств, мыслей и желаний человека. Н.Бердяев считает, что духовный опыт человека является духовной жизнью, действительность находится в зависимости от направления и напряжения самой духовной жизни. Дух есть истина души, ее вечная ценность. В этом смысле дух имеет аксиологический характер, он связан с оценкой. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. Дух дает смысл действительности, а не есть другая действительность. Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство. В социологии и культурологии духовность характеризуется самоотверженностью, свободой и эмоциями. Таким образом, рассматриваем духовность как свойство природы самого человека, атрибут его сознания, высший уровень качественного развития личности, активное стремление к идеалу, к самопознанию и познанию окружающего мира, гармонии, к постоянному самосовершенствованию.

Мы подошли к вопросу, как школьное образование связано с духовностью личности. Такие современные ученые-педагоги, как Г.Беленький, И.Збарский, В. Коровина, Н.Мещерякова, Е.Шорохов и другие своими исследованиями в проблеме духовно-нравственного воспитания личности показывают, что успешное развитие гуманитарных процессов в обществе зависит от многих факторов, среди которых центральное место отводится духовному развитию молодежи, гармонизации социальной жизни личности. При этом в образовательном процессе воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме бытия. Опираясь на Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Концепцию литературного образования, Методические рекомендации для учителя «Родная (русская) литература», учебные программы по предмету, учебники и учебные пособия, определяем цели, задачи и принципы, основы содержания учебного материала, которые ориентируют на духовную составляющую изучения литературы: «литературное образование – это освоение литературы как искусства слова; сущность содержания литературного образования – чтение и изучение художественных произведений с учетом литературоведческого, духовно-нравственного, философского и историко-культурного компонентов. Принципы литературного образования: формирование представлений о мире как целостной взаимосвязанной системе, меняющейся во времени; осмысление историко-культурных сведений; единство формы и содержания, историзм; личностно-ориентированное развитие духовно-нравственной сферы человека; положительных нравственных, эмоциональных, эстетических установок; развитие образного, ассоциативного, логического мышления, воображения как основы творческой деятельности; формирование универсальных и специфических предметных методов и приёмов учения (получения знаний), навыков коллективной и индивидуальной учебной и практической деятельности, а также непосредственного освоения содержания учебной дисциплины «литература»; овладение богатейшими выразительными средствами русского языка».

Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях определенного социума, но и о нравственных, моральных и эстетических качествах людей, данной исторической эпохи, и присущих литературным героям, Вместе с тем различные направления урочной и внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие личности обогащается важнейшими, необходимыми для жизни источниками. Это позволяет формировать у учащихся многообразие чувств и суждений, расширять круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, учить внимательному отношению к другим людям, милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремлению к познанию истины. Через школьное литературное образование учащиеся познают себя, учатся понимать окружающий мир, определять себя в этом мире, управлять своими эмоциями и чувствами.

Школьные программы литературного образования структурированы по принципам патриотического воспитания, духовно-нравственного, эстетического и др. Рассматривая единство этих принципов, необходимо изучать высококачественные литературные произведения, предлагаемые учебными программами, которые постоянно обновляются с учетом изменений социальной жизни. При этом положительные результаты при усвоении фактического материала литературной программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, которые способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции учащегося, например, в части:

патриотического воспитания:

-осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

-ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

-уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе;

духовно-нравственного воспитания:

-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

-готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

-активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

-восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия художественной литературы на формирование духовности личности;

-осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

-понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества в духовном обогащении

-стремление к самовыражению и духовной самореализации в разных видах искусства.

Именно через такие принципиальные подходы к изучению литературы формируются основные структурные компоненты духовности личности: личностные потребности, познавательные потребности, социальные потребности, индивидуальное самовыражение, потребность самоактуализации, потребность деятельности не только для себя, но и для других.

Рассматривая понятие духовного потенциала личности, учитываем способность личности интегрировать действия, направленные на внесение гармоничного порядка в окружающую среду. Представляем духовность как индивидуальное выражение в системе мотивов личности двух фундаментальних потребностей: идеальной – познавательной, социальной – жизненной (действовать для себя и других).

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям, задачам, по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа человека и целого народа. Мы уже касались вопроса, что известные философы рассматривают духовность как встречу с самим собой, своей душой, внутренним Я. Это и есть выход к высшим ценным инстанциям формирования и конструирования личностью самой себя, это главный фактор умственной гармонизации мира, внешнего и внутреннего, связь с нравственными законами. Русская литература как основной базовый предмет является наиболее доступным видом искусства для школьников, поэтому учителя литературы через прочтение и художественный анализ произведения имеют большую возможность влиять на формирование духовности каждого ребенка, его эмоциональной сферы и системы ценностей. Конечно, учащийся далеко не всегда осознаёт значение того или иного произведения в своём духовном развитии, но искусство в целом и литература как один из его видов открывает перед читателем уникальные возможности для воспитания культуры чувств и переживаний, что является залогом духовности и этических норм поведения в социуме. Предлагаем критерии духовности школьников, которые реализуются через функцию поведения в социуме и формирования своего Я в окружающей среде.

Критерии духовности учащихся

Критерии

Показатели

Морально-этический

Нравственные нормы, моральные идеалы. Этика поведения. Взаимоотношения в семье, в социуме. Любовь и уважение к родным, друзьям, людям старшего поколения. Помощь, забота, сопереживание.

Социальный

Отношение к Родине (большой и малой), умение выполнять общественную работу, общественные поручения. осознание себя как человека, ответственного за дела и поступки, свои и своих товарищей. Восприятие себя как гражданина своего города (поселка, села), государства.

Познавательный

Осознанное стремление к знаниям, творческая направленность познавательного интереса, развитие исследовательских навыков, аналитического и поискового интереса, систематическое повышение уровня интеллектуального развития.

Понимание смысла бытия

Жизненная позиция личности учащегося, понимание своей цели, своего предназначения в жизни. Стремление к самовыражению через интеллектуальные и спортивные игры и соревнования, тематические кружки, секции, клубы по интересам, тренинги…


Каждый из критериев духовности имеет соответственные показатели: высокий, достаточный, средний, низкий. Эти показатели часто выходят за пределы оценочной деятельности учащихся на уроках литературы. Изучение предмета как такового – это лишь одна из составляющих формирования и развития духовности личности, но при этом очень значимая.

Программа изучения литературы в общеобразовательной школе в каждом отдельном классе ориентирует на обязательное чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья и др. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта в вопросах воспитания патриотизма, формирования национально-культурной идентичности, способности к диалогу культур, освоения духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей, формирования гуманистического мировоззрения. На уроках литературы учитель имеет возможность, оказывая влияние на эмоциональную сферу учеников, корректировать систему ценностей, расширять их кругозор, формировать духовность. Художественные произведения влияют на читателя через действия героев-персонажей и систему образов. Учащиеся знакомятся с историей своего народа, с добром и злом, с красивым и уродливым, с моральным и аморальным. В целом система нравственно-эстетических и социальных представлений задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Например, знакомясь в 5-м классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята познают удивительный мир волшебства, образности и точности. При характеристике героев учатся давать оценку положительным и отрицательным поступкам персонажей, знакомятся с особенностями быта простых людей, с моралью и нравственностью, с отношением к природе, к труду, к семье, к родителям, к родному краю. На примере изучения одной сказки можно составить картинку о духовном обогащении личности. Например, волшебная сказка «Царевна- лягушка», которую ученики помнят с дошкольного возраста, предстанет в более полном понимании, когда дети ее прочитают самостоятельно и проанализируют вместе с учителем. Здесь актуально вспомнить слова писателя В. Набокова о том, что хороший читатель – это перечитыватель, т.е. учащиеся самостоятельно при чтении исследуют такие моменты, как построение сказки, особенности языка изложения, принципы группировки персонажей, поведение сказочных героев, отношение друг к другу, к труду, к природе, народные традиции, раскрыты в укладе жизни, в семейном воспитании, в отношении к чудесам и т.д. Почему именно сказка привлекала и привлекает детей и взрослых, почему интересно иносказание и волшебство, – на эти вопросы дети ответят легко, опираясь на знания о построении сказки, о мелодичности языка, красочности и образности речи, специфики речевых оборотов и, самое главное, герои-персонажи, пройдя сложные испытания, показав ум, ловкость, сообразительность, хитрость, мудрость, всегда побеждают зло и остаются такими же добрыми и открытыми для людей, а это очень ценно для каждого человека. Актуально здесь можно вспомнить слова А.Пушкина о том, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок, – и дать возможность детям объяснить это высказывание поэта. При этом на фоне развлекательного вымысла и волшебства дети наблюдают серьезную историю о людях, которые соблюдают нормы жизни общества, живут по законам добра, справедливости, уважения к труду, почитания старших, стремления к красоте, умения договариваться, заботиться о близких, проходить серьезные жизненные испытания, достигать поставленной цели и побеждать зло. Духовные качества главной героини Василисы Премудрой дети назовут сами: доброта, внимательность, сопереживание, забота, чувство долга, ответственность, трудолюбие и др. Она постоянно успокаивает Ивана-царевича в сложных ситуациях, советует, как лучше поступить, что сделать, чтоб их семья выглядела достойно перед батюшкой-царем, При этом Василиса как жена достойно проходит испытания, показывая свои лучшие качества в рукоделии, в приготовлении вкусных блюд, в умении вести себя в семье. Дети легко ответят на вопросы, кто из героев больше понравился и почему. Работая с текстом сказки, важно зачитывать отрывки, характеризуя образы или события. Возвращаясь к содержанию, ученики улучшают технику чтения, обогащают словарный запас, ориентируются на духовные ценности, которые издавна формировались поколениями людей и передавались из уст в уста.

Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”, где главный герой Иван, крестьянский сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя, за своих родителей и братьев, за родную землю, учит детей чувству долга, ответственности, внимательности, осторожности, храбрости, мужеству. Ребята, ссылаясь на поступки героев, могут составить короткий рассказ об Иване, его братьях, о чуде-юде, определяя положительные и отрицательные человеческие качества персонажей, сопоставляя действия героев сказки, например, с поступками своих одноклассников в условиях школьной жизни, где всегда можно показать и достоинство, и честь, и смелость, и ответственность. Таким образом, народные чаяния о красоте, труде, мудрости, морали, смелости, героизме воплотились в сказках, сказаниях, былинах и стали бесценным и неиссякаемым кладом духовности.

В 6 классе важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего таланта умеет передать людям действия этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть Человеком, с осознанием своей самоценности и с чувством самоуважения. Особое воспитательное значение имеют древнерусские летописные произведения. «Повесть временных лет» ценна для нас тем, что открывает завесу времени и дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека. Например, в «Сказании о белгородском киселе» из «Повести временных лет» показано мужество и стойкость белгородцев при защите города от печенегов в 977 году. Долго держали жители оборону от вражеского войска: иссякли силы, закончилась провизия. Над жителями города нависла угроза голода. Народное вече решало, что предпринять в ситуации, когда могут погибнуть все. Прислушались к советам мудрого старца, что сделать и как обмануть врагов. В небольшом произведении летописцем показана с одной стороны трагическая судьба народа в период вражеского нашествия, а с другой стороны автор ведет читателя к пониманию, что побеждает народ, сильный духом, мудростью и единством. Учащиеся через интерактивные формы учебной работы усваивают, что только внимательность, уважение к людям, мудрость, ответственность, сообразительность, хитрость, отвага и единство помогли жителям уберечься от завоевателей. Детям важно знать, что в отличие от жанра сказки, древние сказания и повести основываются на реальных событиях, хотя элементы фантастики могут присутствовать для усиления героики сказания в целом, раскрытия сообразительности, мудрости, активной деятельности и героизма народа в частности. Дети могут подготовить выступление на тему «Мое понимание патриотизма в «Сказании о белгородском киселе».

Перед учащимися 7-го класса стоит задача увидеть историческое время и пространство в художественных произведениях, прошлое нашей Родины, художественные способы и средства, которые находит автор, чтобы высветить многообразие душевных состояний героев, вызвать к ним эмоциональное отношение читателя, раскрыть свое видение поставленных проблем и характеров персонажей. Примером мудрости, патриотизма, уважения к людям, к труду, любви к отчему дому, к родному краю, заботы о близких людях могут служить небольшие произведения из древнерусской литературы: «Поучения Владимира Мономаха», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Часть этих произведений учащимся предлагается для самостоятельного прочтения с последующим обсуждением на уроке. «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...», – из «Поучения Владимира Мономаха». Зачитывая заранее подготовленные цитаты из этих произведений, учащиеся сами выводят формулу духовности, которая основывается на свободе духа от приземленности, алчности, стяжательства, грубости, цинизма, лени, при этом формируется на рассудительности, добре, заботе, внимательности, щедрости, сопереживании, милосердии, т.е. духовность проявляется в стремлении личности созидать прекрасное, творить добро для других, проявлять наилучшие свои качества альтруизма: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его…». «Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего... Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей…». Несмотря на то, что история Руси – это постоянная борьба, многолетние войны, самоутверждение народа на своей земле в освобождении от завоевателей, – как древнерусская, так и русская литература разных исторических периодов наполнена идеями добра, справедливого образа жизни, поклонения силам природы, прославления героизма и защитников родного края. Например, о героических подвигах запорожских казаков в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» Н.Белинский писал: “Что такое Тарас Бульба? Это представитель жизни целого народа, целого политического общества». Мастерство автора заключается в умении раскрыть эпоху освободительной войны народа через яркие, остросюжетные сцены и сильные, волевые характеры героев. «Запорожцы шли на казнь не боязливо, не угрюмо, но с какой-то тихой горделивостью». Сцена казни Тараса: мужество, презрение к смерти, любовь к Родине, глубокая вера в то, что борьба за ее независимость продолжается, что победа придёт обязательно, – это урок мужества для семиклассников, воспитание ответственности за свою семью, народ, родной край. При характеристике персонажей важно обратить внимание на такие черты и особенности героев, как почитание родителей, отношение к товарищам-побратимам, физическая и духовная сила, ловкость, смекалка, верность долгу, любовь к семье и своей земле, смелость, самоотверженность и др. Зачитывая цитаты. ученики заново осмысливают текст, углубляются в особенности повествования, соглашаясь с автором или высказывая своё мнение, которое может отличаться от позиции, предлагаемой в произведении.

В целом изучение литературы в 5–7 классах является проблемно-тематическим пропедевтическим курсом, который раскрывает перед учащимися панорамный взгляд на литературу как вид искусства, приводит их к убеждению, что литература в школе не просто чтение и обсуждение отдельных вопросов, а это такой вид искусства, который в силу своей многофункциональности требует серьезного прочтения, восприятия, осмысления, аналитической деятельности, посредством влияния на эмоциональную сферу и интеллектуальную деятельность учащихся формирует их духовность. Именно литература дает неопытному молодому человеку возможность окунуться в иную реальность, пережить множество других жизней, попробовать себя в разных обстоятельствах, испытать неиспытанные еще состояния любви и ненависти, милосердия и искушения, победы и поражения и тем самым получить опосредованный жизненный опыт. Учащиеся, опираясь на текст произведения, определяя жизненные позиции героев, формируют свои представления о нравственном и безнравственном, о возможных последствиях выбора того или иного способа жизни, тех или иных ценностных установок, поступков и их мотивов.

На уроках литературы ученики создают коллективный или индивидуальный коллаж к событиям или к характеристике героев, анализируют поступки персонажей, составляют собственные сказки, рассказы, стихотворения и др. Учебно-методическая работа с детьми призвана научить их приёмам организации и построения собственной траектории обучения, которая объединяет содержание обучения, цели и пути её достижения (например, игровые, исследовательские, конструкторские, творческие проекты, беседы, диспуты, дебаты, инсценировки и др.). Таким образом, посредством разных техник обучения, раскрывая мир художественной литературы, обогащаясь духовно, учащиеся усваивают нормы нравственности: добро, правдивость, честность, порядочность, справедливость, трудолюбие, бережное отношение к природе, морально-этические ценности в семье и обществе, определение жизненной цели, развитие творческих способностей, стремление к высокому уровню умственного развития, альтруизм, патриотизм, т.е. формируют и развивают свой духовный мир.


Литература:


  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 №287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями).


  1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 (ред. от 27.12.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (начало действия редакции - 01.09.2024).


  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями).


  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (с изменениями).


  1. Аристова М.А. Историко-культурный комментарий в программе и учебниках по русской родной литературе для основной школы // Диалог учителя и ученика в современном литературном образовании. XXIX Голубковские чтения. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2022. С.97-101..


  1. Беляева Н.В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019» (EEIA – 2019) / ред. С. В. Иванова. М. , 2019. С. 890–902.


  1. Ерина Е.Б.  Светский аспект понятия "духовность" · 2010 КиберЛенинка https://cyberleninka.ru › article › svetskiy-aspekt-ponya 

  1. К проблеме определения понятия «Духовность». Автор: Г.Т. Ботоканов. 2023 — Духовность [Текст] / Д.В. Пивоваров // Современный философский словарь / Под общей ред. д. ф. н. профессора В.Е. Кемерова. 2-е изд. Улуттук илимдер академиясы |https://ilim.naskr.kg › index.php › main › article › view


  1. Методические рекомендации для учителя «Родная (русская) литература» для 5-9 классов / М.А. Аристова, Н.В. Беляева, Ж.Н. Критарова, И.Н. Добротина. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 179 с. URL: https://static.edsoo.ru/projects/case/for_teachers/russian_literature/index.html#/interactive/

  1. Родная литература (русская). Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / М.А. Аристова, Н.В. Беляева, Ж.Н. Критарова; под ред. Ж.Н. Критаровой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 164 с.


  1. Современный философский словарь.1998. niv.ru http://philosophy.niv.ru › modern › articles › duhovnost


  1. Шадриков В. Д. Духовные способности. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Издво «Институт психологии РАН», 2020. – 182 с https://publications.hse.ru › pubs › share › direct