Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендована к утверждению протокол ШМО от.. № | Утверждена приказом директора МАОУ «Байкало-Кударинская СОШ» №____ от________ 2017 г. |
Методическая разработка на тему:
«Формирование двигательных навыков у детей
с помощью средств борьбы самбо»
Выполнил:
Васильев Евгений Александрович, тренер- преподаватель
«Борьба самбо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность самбо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю». (Д.Кано «Борьба самбо») Спортсмен, в совершенстве овладевший приемами самбо, способен одолеть более сильного физически человека. Опытного самбиста отличают ловкость, владение широким арсеналом бросков, надежные способы страховки, завидное умение использовать силу, инерпию соперника против него самого.
Физическое развитие детей зависит от целой совокупности факторов, как социальных, так и биологических (степени основного дефекта сопутствующих заболеваний), в том числе и генетических.
Цель: Овладение техникой и тактикой юных самбистов
Задачи:
Воспитать потребность в адекватных физических нагрузках (общая физическая подготовка, общая специальная подготовка)
Научить правильным техническим действиям на тренировки (специальные упражнения борца дзюдоиста)
Направить специальную тактическую подготовку на освоение и совершенствование тактики избранного вида спорта.
Дзюдоисты осваивают технику на определённом уровне характеризующий степень освоенности действия, а также отражают владение техническими действиями. Формирование двигательного умения и навыка, требует от дзюдоистов активного участия в учебно-тренировочном процессе. Техническая подготовка спортсмена дзюдоиста - это процесс обучения технике движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем. Общая техническая подготовка спортсмена направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта. Но нам нужно учитывать, что характерной особенностью ребёнка является утомляемость от монотонной работы. Поэтому, можно этот процесс упростить то есть спортивную тренировку сделать эмоционально насыщенной, захватывающей, несложной по содержанию и меньшей по объему двигательной деятельности с элементами игр.
Этапы работ:
Специальная техническая подготовка - это достижение технического мастерства в избранном виде спорта - самбо. Различают 3 этапа обучения техники:
Начальное разучивание.
Углубленное, детализированное разучивание.
Закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений.
На начальном этапе процесс обучения техники движений бывает наименее продолжительным. Дети 8-9 лет за 3-4 тренировочных занятия успешно овладевают основой техники какого-либо приема самбо, при условии, если разучиваемый прием посильный с точки зрения их физических возможностей.
Так, например, если взять приемы: бросок через голову и переднюю подсечку, то на разучивание первого приема требуется 6-8 занятий, тогда как на разучивание второго может хватить и 16-20 занятий. Но у детей на начальном этапе обучения, слабо развита способность анализировать ошибки в исполнении движений, т.е. на этом этапе, как правило, дети еще не прочувствовали само техническое упражнение, а только визуально уяснили, как нужно проводить этот прием.
Наиболее трудоемким является 2 этап обучения - углубленное, детализированное обучение. И чтобы достигнуть относительного совершенствования на начальном этапе обучения надо развивать способность анализировать ошибки в исполнении движений, для этого требуется сравнительно большое число повторений упражнения, исправление ошибок и неточностей должно быть строго последовательным.
На 3 этапе обучения - закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений - необходимо, чтобы приобретаемые двигательные навыки не превращались в динамические стереотипы, так как с возрастом, ростом спортивной квалификации будет изменяться техника движений - от тела, развития силы, быстроты, выносливости.
Главными задачами в процессе спортивного мастерства являются:
Умение навязать в борьбе свою тактику борьбы, умение провести свой «коронный» прием, сохранить свое преимущество или наоборот - отыграть проигранные баллы. Для этого в тренировочные занятия включаются упражнения элементов борьбы с условным противником, где совершенствуется структура и ритм выполнения технического приема.
Методический прием максимальной быстроты и точности выполнения тактических приемов в борьбе дзюдо. Задается высокий темп проведения броска за 15,20, ЗОсек.
Методический прием ограничения пространства для выполнения технического приема позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. Например, борьба и проведения технического приема в углу рабочей зоны.
Можно сделать вывод, что на начальном этапе обучения 1-го года, как правило, все дети осваивают технику выполнения приемов.
На 2-м, 3-м году обучения происходит расслоение группы на лучших, средних и худших спортсменов. Задача тренера, с точки зрения многих тренеров- преподавателей, не вытягивать всех до среднего уровня, а больше работать индивидуально с сильными спортсменами. В группе всегда должен быть 1-й лидер.
Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, изучение спортивных данных соперника, практическое освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов /вплоть до приобретения совершенных тактических умений и навыков/, воспитания тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.
Специальная тактическая подготовка направлена на освоение и совершенствование тактики избранного вида спорта. Этому может способствовать перенос тактических умений и навыков, приобретаемых в результате освоения тактики смежных видов спорта, в чем и состоит основной прикладной смысл общей тактической подготовки АНАЛИЗ ТАКТИКО - ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ САМБИСТОВ. При анализе ставятся задачи:
1.Определить количественные показатели технических и тактических действий дзюдоистов.
2. Обосновать систему прогнозирования результативности технических действий, применяемых дзюдоистами.
3.Опробовать метод управляющих решений в технической подготовке борца.
Совершенствование техники-тактики с учетом пропорций тела спортсменов. (Москва Ю.Д. Моргунов, В.И. Харламов, Х.М. Юсупов журнал «Борьба»). В соревновательных условиях успешному проведению атакующих действий препятствуют различного рода сбивающие факторы. К одному из таких факторов относятся и морфологические способности самбистов. С помощью исследований было установлено, что пропорции тела борцов влияют не только на выбор атакующих действий, но и на их двигательную структуру. На основании анализа большого числа соревновательных поединков и проведенных исследований было выявлено, что для дзюдоистов низкого роста наиболее целесообразно выполнять броски с захватом ног, подножкой (передней), зацепом (изнутри), подхватом (изнутри), через спину с захватом руки на плечо и с захватом руки под плечо.
Для борцов высокого роста броски, задняя подножка, подсечкой, зацепом снаружи, прогибом, броски через спину с колен и через бедро с захватом за пояс.
Борцы среднего роста наиболее успешно выполняют броски через голову, броски через спину с колен, через бедро с захватом за пояс.
Для учебно-тренировочных групп рекомендуется:
Выполнение бросков в ситуациях с использованием усилий противника, с преодолением усилий, с нейтрализацией усилий.
Взаиморасположение самбистов: асимметрические - равновероятные для атаки. Способы преследования противника при переходе в борьбу лежа.
Однонаправленные комбинации. Подсад газом - подсад бедром сзади, бросок захватом руки под плечо.
Равнонаправленные комбинации. Бросок через спину - бросок с обратным захватом пятки изнутри, подсечка в темп шагов - зацеп снаружи, подсад тазом - боковое бедро.
Тактика участия в соревнованиях. Цель, средства для достижения цели, реализация выработанного курса действий и его коррекция. Обучение тактике участия в соревнованиях путем организации учебных соревнований. Соревнования выявляют уровень физической, тактической подготовки. После участия в соревнованиях следует обсудить на тренировке результаты выступления спортсменов, указать на их ошибки в тактике и технике проведения приемов.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ НА ТРЕНИРОВКЕ (специальные упражнения борца-самбиста).
Техника в борьбе самбо наиболее сложна, так как содержит большее количество атакующих, защитных и контратакующих технических действий. Чтобы овладеть этим многообразием техники борьбы и успешно ее применять на соревнованиях, спортсмену необходимо иметь, прежде всего, хорошую общую, специальную, физическую подготовку.
Мастерство борца складывается из многих, подчас неподдающихся учету, компонентов.
Одно из них - высокая техническая подготовка, каждый борец имеет свою неповторимую индивидуальность, свой «коронный» прием.
«Коронный» прием - это в совершенстве отработанное и ставшее автоматическим техническое действие, для проведения которого используется сочетание физических и морально-волевых качеств борпа.
Наиболее распространенная методика обучения приемам предполагает на первом этапе (довольно длительном), обучение юных борцов («школьной» технике) и затем на базе «школы» ведутся поиски «коронных» приемов. Обучение техническим действиям в борьбе дзюдо с использованием наклонной платформы (Методика И.Д. Свищева и Е.М. Чумакова, заслуженных тренеров по борьбе дзюдо г. Москвы).
Становление техники в борьбе сложный процесс, направленный на достижение высокого результата, решение актуальных проблем технической подготовленности спортсмена на данном этапе развития спорта возможно лишь с применением разнообразных технических средств и методов. Предлагается устройство наклонной платформы и ее использование при обучении броскам в борьбе дзюдо.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАКЛОННОЙ ПЛАТФОРМЫ
• Борца, стоящего на наклонной платформе можно быстрее и легче вывести из равновесия, улучшается качество технических действий.
Оптимальные углы наклона платформы при обучении броскам находятся в пределах от 15-20 градусов.
Изменение наклона платформы влияет на фазовую структуру броска. Применение наклонных платформ в обучении броскам позволяет расширить методы обучения спортсменов.
Броски и упражнения рекомендованные выполнять на наклонной платформе:
Имитация приема (любого) с наклонной поверхности (выполнять 2 минуты).
Проведение приема на ровной поверхности ковра (3 минуты).
Проведение приема с наклонной платформы (5 минут).
Проведение приема на ровной поверхности ковра (3 минуты).
Проведение тренировочных схваток с исключением изучаемого приема (4 минуты).
j
Оценка ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА самбиста
I Указатели:
л
"л.
Техника борьбы дзюдо таит в себе много сложных элементов, без усвоения каждого из которых невозможно качественное освоение техники в целом. Наибольшее ударение при изучении техники падает на нарушение равновесия противника. Для того чтобы спортсмен добивался успеха, тренер должен направлять его работу таким образом, чтобы во время многократных повторений на тренировках достигалась специфическая быстрота как мыслительной, так и двигательной реакции.
Ожидаемые результаты:
Освоение техники и тактики борьбы самбо. Сроки реализации: от 3 до 6 лет.