Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования и развития детей
города Димитровграда Ульяновской области»
Педагог дополнительного образования Емелина Ольга Владимировна
Формирование экологической культуры .
Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление.
К.Д. Ушинский
«Экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ребята, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и в стране в целом.
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.
В процессе экологического образования, воспитания и просвещения формируется экологическая культура.
Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.
Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды
Опасность бездумного природопользования ставит перед обществом и педагогами проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства
Этапы формированию экологической культуры учащихся.
1 этап- формирование мотивации - необходимости и желания, стремления к познанию объектов живой природы.
2 этап – формулируются экологические проблемы, показываются противоречия между человеком, обществом и природой.
3 этап – осознание обучающимися исторических причин возникновения современных экологических проблем и пути их решения.
4 этап – раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества на базе идей охраны природы.
5 этап – практический – является важнейшим этапом формирования ответственного отношения к природе. На этом этапе обучающиеся вносят реальный вклад в дело сохранения среды обитания
Формирование экологической культуры учащихся в системе уроков и внеурочной деятельности, работы с родителями достигается путем решения следующих задач:
▪ формирование и углубление эколого-ценностных знаний;
▪ формирование эколого-ценностных отношений;
▪ формирование эколого-ценностной деятельности;
▪ формирование эколого-ценностных ориентаций.
Реализация этих задач экологического образования на занятиях происходит путем использования методов проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского. Если на занятии дети познают природу, осознают свое место в живом многообразии, то внеурочное мероприятия призваны формировать отношения ко всему живому, навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Эмоционально насыщенным является весенний праздник «День птиц». Ребята за ранее готовят рисунки, мастерят скворечники, с удовольствием участвуют в викторинах и конкурсах. Позитивное отношение к природе помогает формировать биологические праздники, массовые мероприятия:
Проведение акций экологической тематики;
Проведение экологических викторин в рамках Недели естественных наук;
Проведение праздников экологической тематики (День Земли).
Участие в массовых природоохранных акциях.
Работа на УОУ. За время работы на учебно-опытном участке учащимся прививается любовь к земле, к растениям, они приобретают навыки работы с лопатой, граблями, мотыгой, учатся сеять семена, поливать, рыхлить, пересаживать комнатные растения, высаживать рассаду, пикировать.
Во время бесед, учащиеся приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде. Работа в системе помогает формированию у ребят бережного отношения к природе, ответственность за ее сохранение.
Важную роль в формировании экологической культуры играет семья. Родители способствуют формированию экологически оправданного поведения в быту и помогают решать следующие задачи:
▪обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
▪обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
▪формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
▪осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей.
Это звено необходимо усилить, проводя экологическую работу с родителями.
Во многих семьях есть животные, установлены аквариумы, выращиваются разнообразные цветы, почти каждая семья имеет садовый или дачный участок, огород – всё это позволяет закрепить конкретные экологические знания, умения, навыки. Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, учитель или родители сами должны обладать такими качествами. При уходе за животными и растениями педагоги и родители должны помнить, что их отношение к представителям живой природы являются образцом, которому подражают дети.
Все эти компоненты взаимосвязаны и работают только при взаимодействии между собой.
Основное условие функционирования системы работы по формированию экологической культуры – активное сотрудничество всех участников педагогического процесса.
Воспитание экологической культуры обучающихся – дело не одного года. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.