Разова Татьяна Альбертовна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «ЗСОШ №6» Заинский Муниципальный Район
Республика Татарстан
«Формирование финансовой грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности".
Аннотация
С приходом рыночной экономики в нашу страну, объективной необходимостью стало повышение финансовой грамотности населения. В первую очередь это важно для самого человека, так как от этого зависит защита личных экономических интересов, защита от финансового мошенничества и будущее благополучие.
В сегодняшнем мире все мы - активные потребители. Подростки не исключение, а можно сказать наоборот. Многие обладают своими банковскими картами, они привлекают внимание торговых сетей, рекламы, банковских услуг. Финансовая неграмотность может иметь отрицательные последствия.
В современных социально-экономических условиях подрастающему поколению необходимы знания в сфере финансов. Рациональное финансовое поведение, формирование финансовой культуры, готовность принимать ответственные решения, связанные с личными финансами сегодня необходимы. Поэтому, необходимо еще в школе учить ребят ключевым финансовым понятиям, которые они будут применять на практике.
Что хотят знать о финансовой грамотности обучающиеся? С этой целью мною было проведено анкетирование в тех классах, в которых работаю. Были получены следующие результаты. Школьники хотели бы в первую очередь больше узнать о ведении семейного бюджета, защите прав потребителей финансовых услуг, банковских пластиковых картах.
Актуальность данного вопроса я также вижу в повышенном интересе обучающихся 8, 9 классов города Заинска при проведении городской осенней образовательной школы по финансовой грамотности. Школьники активно участвуют в мероприятиях де и уроках по финансовой грамотности.
Содержание
При рассмотрении данного вопроса я столкнулась со следующими проблемами. Так как вопрос финансовой грамотности включен в задание на ОГЭ по обществознанию, то его необходимо с выпускниками отрабатывать.
Изученная литература показала, что вопрос о финансовой грамотности рассматривался: О.И.Рязановой, И.В.Липсиц, О.Кузиной, и другими. Проанализировав работы, я пришла к выводу, что материал носит преимущественно теоретический, разрозненный характер. В практической деятельности можно применять пособия с разработанными банками различных заданий, которые направлены только на отработку 6 задания ОГЭ (в приложении прилагается пример задания), но они не дают полного представления обучающимся о финансовой грамотности и применения в практической жизненной ситуации.
Считаю, что здесь необходим комплексный подход в целях достижения эффективного образовательного результата. Практика показывает повышенный интерес школьников 8, 9 классов к вопросам финансовой грамотности.
В данном учебном году у меня есть возможность попробовать реализовать свой комплексный план работы, потому что в учебной нагрузке есть 8 и 9 классы. Я вижу проблемы 9 класса и пытаюсь их предотвратить в 8 классах, простроив свою работу соответствующим образом.
Каким образом это можно сделать наиболее эффективно?
Первоначально, считаю, при вовлечении обучающихся в учебную деятельность необходимо изучить их мотивацию. Для этого необходимо знать их уровень подготовленности, желания для того, чтобы продумать приемы и методы работы.
Изучив проблемы выпускников 9 классов: пробелы в знаниях в экономике за 8 класс по причине дистанционного обучения, отсутствия изучения в учебном материале экономической сферы в 9 классе, встала проблема формирования финансовой грамотности как для сдачи экзамена в формате ОГЭ, так и для рационального применения этих знаний на практике. Отрабатывать данный материал в 9 классах стало возможным только на элективных занятиях, но их посещают только выпускники, выбравшие экзамен по обществознанию. Таким образом, практически без основ финансовой грамотности остались те школьники, которые не сдают данный экзамен.
Считаю, что для формирования прочных знаний по финансовой грамотности необходимо начинать системную работу с 8 класса.
В курсе обществознания за 8 класс в разделе «Экономика» предлагается в основном теоретический материал, за исключением небольших практикумов. Все остальное для школьника остается за пределами практического применения .Думаю, что необходимо на уроках, элективных занятиях более активно добавлять практическую составляющую в изучении данного раздела.
Для того, чтобы работа педагога в рамках формирования финансовой грамотности была эффективной, мною используются разные методы работы с учетом потребностей, возможностей обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС. В основу учебного процесса положен принцип системно-деятельностного подхода, который реализуется мною в разных технологиях.
Так, чаще всего я использую: активное обучение, при котором главным становится активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на решение поставленной проблемы. В рамках реализации данного метода работы ставлю перед школьниками проблему практической направленности.
На мой взгляд, эффективными также являются следующие направления в работе по формированию финансовой грамотности обучающихся как одного из элементов функциональной грамотности.
Деловая игра. Преимущество заключается в том, что хотя моделируется реальная ситуация, но из-за сокращения временного промежутка, предоставляется возможность решить и увидеть конечный результат в течение короткого отрезка времени. В режиме игры предлагаются разные варианты решения поставленной задачи, моделируются практические ситуации, что помогает ребятам в реальной жизни принимать правильные решения с учетом полученных знаний. Особый интерес для школьников вызвали задания по следующим темам: «Проводим исследование в семье», «Суть пенсионной реформы», «Вклады. Как сохранить и приумножить», «Рациональное размещение моих финансов» и другие. Разобраться в этом помогает участие в уроках по финансовой грамотности.
Одним из самых известных методов является «мозговой» штурм. В рамках формирования финансовых компетенций, он идеально подходит для этого. Каждый из участников предлагает свою идею, которую записывает один из обучающихся. Затем начинаются дискуссии и обсуждения,выносится правильный ответ. Я предлагала школьникам следующие вопросы для «мозгового штурма»: какие полезные навыки ты мог бы приобрести, подрабатывая; какие таланты и способности ты можешь реализовать уже сегодня; приведи примеры людей, которые смогли превратить свой талант в деньги и другие.
Кейс-технологии также позволяют сформировать знания обучающихся в области финансов. На основе разработанных вспомогательных материалов, приближенных к реальной ситуации, организую предварительное обсуждение кейса, затем делю класс на группы, обучающиеся разрабатывают варианты решений, задают друг другу вопросы, составляют письменные отчеты. Учитель координирует обсуждение кейса в группах, оценивает работу. Данный метод позволяет предоставить реальную возможность школьнику понять какую ошибку он сделал и предоставить ему возможность ее исправить. Большой интерес у обучающихся вызвали кейсы: «Страхование жизни», «Семейный бюджет», «Путешествие», «Расходы семьи» ...
Метод проектов также помогает сформировать навыки финансовой грамотности у школьников. Использование исследовательских методов для решения выдвинутой проблемы, сбор, систематизация, анализ полученных результатов помогают обучающемуся решить стоящую перед ним практическую задачу. Так, мною был предложен проект по теме: «Организация и деятельность моей фирмы». Обучающиеся должны были показать не только теоретические знания по маркетинговому исследованию, но и предложить бизнес, который был бы рентабельным в реальной практической жизни. Вызвал интерес проект по теме: «Личный финансовый план».
Мини-исследование помогает через создание проблемной ситуации, поиск и обоснование решения проблемы, а также получения практических результатов сформировать навыки рациональных финансовых расчетов. Мною были предложены обучающимся в рамках мини - исследования следующие темы: «Жизнь в кредит: за и против», «Карманные деньги», «Смс-мошенничество», «Финансовые пирамиды».
Метод «Кластер» также помогает лучше усвоить те или иные сложные вопросы, касающиеся каких - либо смысловых единиц или более полно раскрывающие тему, логические связи. Я предлагала обучающимся кластеры по темам: «Семейный бюджет», «Налоги».
На элективных занятиях обучающимся 9 классов предлагаются образцы заданий по финансовой грамотности в рамках решения 6 вопроса, предложенного в ОГЭ.
В вышеперечисленных видах деятельности, обучающиеся проявляют большой интерес и активность, потому что данные задания предполагают связь с их семейным социальным опытом.
Формы работы также можно использовать различные. Наиболее часто я использую: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую в зависимости от целей урока или занятия.
Заключение
В результате вышеперечисленных форм и методов работы у школьников формируется понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения; они учатся оценивать финансовые ресурсы своей семьи, составлять личный финансовый план, знакомятся с особенностями финансовых рынков и институтов. Используют приобретенные знания для прогнозирования влияния событий, происходящих в экономике региона, России, международной экономике на благосостояние своей семьи и, соответственно, правильного принятия финансовых решений.
В рамках промежуточных срезов, я увидела достаточно высокий уровень финансовых знаний обучающихся 8 классов в предыдущий период. Это свидетельствует об эффективности комплексного подхода к данной проблеме с данного возраста. Считаю, что в 9 классе этому контингенту обучающихся будет достаточно легко выполнять задания, связанные с финансами, а также эффективно применять их на практике.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, работа складывается по следующей структуре :
-постановка практической задачи (моделируется проблемная задача, в ходе решения которой необходимо выбрать приемлемый вариант);
-формулирование учебной задачи (обучающийся думает, каким способом можно решить предложенную задачу. Учитель предлагает освоить новые знания для успешного решения данного задания, т.е. освоить способ решения практической задачи);
-планирование (на данном этапе определяется вид деятельности, благодаря которому школьник самостоятельно пытается составить план; в случае затруднений учитель корректирует деятельность обучающегося);
-освоение теоретического материала (процесс активной работы по усвоению теоретического материала; особое внимание уделяется тем вопросам, которые вызвали затруднения на предыдущих этапах);
-решение практической задачи (учитель направляет деятельность обучающегося на интернет-ресурсы, цифровые приложения в целях успешного решения данного задания; заслушиваются результаты выполнения поставленной задачи, педагог проводит рефлексию);
-выполнение тренировочного задания.
К допустимым рискам я бы отнесла разный уровень возможностей и способностей обучающихся, находящихся в одном классе. С целью решения данной проблемы я подбираю разноуровневые задания.
В качестве ожидаемых результатов необходимо добиться повышения финансовой грамотности обучающихся, получения ими практических навыков, а также знаний для успешной сдачи ОГЭ по обществознанию.
Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, используя новые технологии в целях повышения качества образовательного результата и формирования функциональной грамотности.
В перспективе планирую разработать видеоматериалы с примерами литературных героев, касающиеся финансовой грамотности в целях повышения познавательного интереса обучающихся к данному вопросу.
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации школьникам необходимы знания в сфере финансовой грамотности. Имея практические знания в этой области, обучающийся имеет больше шансов выбрать наиболее рациональный вариант, связанный с решением финансовых вопросов в реальной жизненной ситуации.
Литература
Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 8-9 классов общих образовательных организаций (М., Вита - Пресс), 2014.
Липсиц И.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 8-9 классов общих образовательных организаций (М., Вита - Пресс), 2014.
Кузина О., Ибрагимова Д. «Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России», М., 2017.
Рыжановская Л. «Системный подход к повышению уровня финансовой грамотности с использованием информационных технологий» (Ж. «Экономика знаний», № 12), 2009.
Абрамов С.А. «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателей» (Волгоград ГБОУ СПО) «ВТЭК», 2015.
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. «Финансовая грамотность, 8-9 кл.: методические рекомендации для учителя (М: Вита - Пресс), 2014.
Н. Смирнова «Финансовая грамотность для детей подростков», М. 2017.
Ковалева Г.С. «Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности: международный контекст» Отечественная и зарубежная педагогика, М. 2017.