СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательская работа по формированию фонетически правильного письма у младших школьников.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Гастелло
Исследовательская работа.
Формирование навыка фонетически правильного письма у младших школьников.
Автор работы
Трусковская Елена Олеговна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.Гастелло
С.Гастелло
2015
Содержание
Введение………………………………………………………………….2
Обучение грамоте как подготовительный этап
формирования навыка фонетически правильного письма…………7
2. Обучение фонетически правильному письму во 2-3 классах….15
3.Ошибки допускаемые обучающимися в проверочных диктантах.….25
Заключение……………………………………………….………………29
Используемая литература………………….……………………………..31
Приложение……………………………………………………………….32
Одной из важнейших задач обучения обучающихся младших классов русскому языку в школе является формирование у них навыков грамотного письма. Грамотное письмо – это основа письменной речи, без которой невозможен процесс успешного школьного обучения.
Многие обучающиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют ошибки в их письменных работах.
Проблема исследования. Одной из наиболее распространённых групп ошибок в письме детей являются звуковые, или фонетические ошибки: замены на письме одних букв другими, а также пропуски, перестановки, добавление букв и слогов.
Причины искажения состава слов при письме у школьников разнообразны: недоразвитие фонематического слуха, слабость зрительной ориентировки.
«Овладение грамотным письмом, наряду с другими навыками, предполагает умение производить разложение речи на звуки, её составляющие, и улавливать, узнавать в слитном звучании слов их звуковой состав. Обучающиеся должен уметь производить выделение любого звука из слова и слога, он не должен смешивать твёрдые с мягкими, звонкие с глухими, слитные согласные с простыми и т.д.. Дети с неправильным произношением чаще других затрудняются выделить звук из слова и отличить его от соседних звуков, что создаёт трудности в овладении грамотой, а затем и правильным письмом ».
Объект исследования: процесс формирования навыка фонетически правильного письма у младших школьников. При обучении школьников фонетически правильному письму важно ввести в процесс письма детей регулирующее начало, которое давало бы возможность контролировать себя при осуществлении соотнесения букв со звуками записываемых слов. «Активная работа речедвигательного анализатора обеспечивает в этот период лучший анализ звукового состава слов, способствует выделению отдельных компонентов слова, обозначению их последовательности и более точному соотнесению звуков с определёнными буквам».
Предмет исследования: система упражнений, которые помогали бы добиться большей умственной активности обучаемых детей.
Тема исследования: формирование навыка фонетически правильного письма у детей.
Цель исследования: на основе анализа имеющейся научно-методической литературы и эксперимента разработать систему методических приемов, направленных на формирование навыка фонетически правильного письма у детей.
Гипотеза исследования: систематически проводимые упражнения с использованием приёмов звукового, речедвигательного анализа, с элементами соответствующих рассуждений в сочетании с занятиями по развитию устной речи и исправлению её недостатков, помогают обучающимся начальных классов овладеть фонетической стороной речи для того, чтобы успешно усваивать навыки чтения и письма.
Задачи исследования:
1.Изучение особенностей фонетического письма детей. 2.Создание условий для формирования фонетически правильного письма через систему упражнений, интеграцию с уроками чтения, развития речи с учётом особенностей русской графики и орфографии, специфики речевого развития детей.
3.Использование дидактических игр при формировании навыка фонетически правильного письма.
4.Определение уровня овладения навыком фонетически грамотного письма у обучающихся.
Работа по формированию навыка фонетически правильного письма строилась с учётом дидактических принципов: развивающего и воспитывающего обучения, систематичности и системности, научности, доступности, наглядности, сознательности, прочности усвоения знаний, индивидуализации, дифференцированного подхода, основываясь на коррекции недостатков детей с максимальным использованием их возможностей.
Процесс письма представляет собой сложную деятельность, которая включает в себя ряд психофизиологических компонентов:
- акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока;
- артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков;
- зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; - удерживание в памяти этих графических символов и их правильную пространственную организацию;
- устойчивое внимание.
Только взаимодействие всех компонентов создаёт возможность прочного овладения письмом в процессе обучения.
В овладении письмом полностью прослеживается теория поэтапного формирования умственных действий длительного времени:
Ребёнок услышал или увидел, следовательно, опознал слово, состоящее из звуков.
Проговорил его вслух.
Далее проговорил его шепотом и начал писать, останавливаясь после каждой написанной буквы.
Ребёнок перестаёт шевелить губами и записывает слово, не проговаривая его.
Внешняя речь переходит во внутреннюю.
Анализ ошибок в письменных работах помогают понять причины затруднений в овладении фонетически правильным письмом и целенаправленно осуществлять коррекцию имеющихся у школьников недостатков с опорой на их возможности.
Среди обучающихся выделяются ученики, которые в силу нарушения фонематического слуха на начальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Эти дети обычно воспроизводят из диктуемых слов только наиболее отчётливо слышимые звуки. Часто у них наблюдается слитное написание двух и более слов, слияние частей слов с пропусками и перестановками.
Для учеников с недостаточно сформировавшимся фонетическим восприятием характерны замены гласных и различных групп согласных сходными, близко звучащими фонемами; пропуски букв, чаще всего гласных в многочисленных словах и согласных при их стечении, находящихся в слабой позиции и поэтому менее отчётливо воспринимаемых на слух; добавление лишних букв, главным образом гласных при стечении согласных; слитное написание нескольких слов вследствие недостаточного расчленения воспринимаемого потока речи на составные части (слова).
Ученики с дефектами речи испытывают значительные затруднения в звуковом анализе слов, в чтении и понимании смысла прочитанного, пишут так, как говорят. Для них характерны ошибки на замену букв. Они слабо дифференцируют гласные, близкие и сложные по артикуляции согласные, затрудняются в различении твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных. Но в то же время они могут правильно установить количество звуков в данном слове, перечислить их последовательность, определить местонахождение указанного звука. Резкой разницы между письмом по слуху и списыванием у них не наблюдается. Под диктовку, опираясь на сохранный фонематический слух, они пишут лучше, чем при самостоятельном письме, когда в качестве опоры выступает собственное произношение.
У другой группы детей трудности в обучении письму связаны с нарушением моторики. У них страдает и техника письма, и грамотность. Эти школьники имеют своеобразный почерк – сильный нажим, неровные буквы. Некоторые из них с трудом удерживают пальцами ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к работе, поэтому выполнить задание такого же объёма, какой даётся всем остальным ученикам, они не в состоянии. При письме моторные затруднения проявляются в сложном комплексе ошибок. Наряду с пропусками букв, дети пропускают слоги, слова, элементы букв, не дописывают слова, предложения, что объясняется отставанием самого моторного акта, вследствие его несовершенства. Вместе с тем в их работах можно наблюдать стереотипные добавления одной и той же буквы, элементы буквы, слога, слова, что объясняется патологической инертностью, проявляющейся в форме двигательной стереотипии.
Группа обучающихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки затрудняется в запоминании образа буквы, в несоблюдении строчки. В случаях грубого нарушения у них наблюдается зеркальное письмо. Характерными ошибками этих школьников являются замены букв похожими по начертанию, т.е. оптически слабо различимыми. Ученики этой группы не испытывают серьёзных затруднений в звуко-буквенном анализе. Списывание для них более трудно, чем письмо под диктовку, так как требует достаточно сформированного зрительного восприятия, способствующего овладению образом буквы как печатной, так и письменной, дифференциации сходных по начертанию графем.
1. Обучение грамоте как подготовительный этап
формирования навыка фонетически правильного письма.
Обучение грамоте происходит на основе овладения звуковым составом речи. В добукварный период важнейшую роль играет развитие фонематического слуха, произношения, зрительной ориентировки, координации движений.
Развитию фонематического слуха способствовали упражнения в различении и воспроизведении звуков окружающей действительности: звучание летящего самолёта, шуршание листьев, голоса животных, звуки транспорта на основе восприятия (послушайте и воспроизведите), используя имеющиеся у детей представления (вспомните и воспроизведите). Такие упражнения проводились во время экскурсий, прогулок, на уроках, в процессе игр.
Игра «Колокольчик». Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то из детей звенит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто.
Игра «Далеко - близко». Кто-то из детей то близко, почти вплотную к водящему, который стоит с закрытыми глазами, то отходит от него и называет его имя. Водящий должен угадать, кто это.
Воспроизведение сначала простых, а потом сложных ритмов.
Игра «Три медведя». Выставляются игрушки (иллюстрации), рассказывается сказка, реплики произносятся то низким, то средним, то высоким голосом. Ребёнок должен угадать, кто говорит.
Развитие фонематического слуха проводилось на каждом уроке обучения грамоте. Это артикуляционная и дыхательная гимнастика, которая включала упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма – языка и губ. Упражнения проводились в форме игр.
«Вкусное варенье» - движение широким языком по верхней губе вверх и вниз, губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Почистим зубы» - движение языком вправо и влево по внутренней стороне верхних резцов, губы в улыбке, зубы видны.
«Лошадки» - щёлканье кончиком языка за верхними зубами.
«Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - высовывание языка между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным убыстрением движения языка вправо и влево, как маятник.
«Фокус» - приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа.
Упражнения для укрепления, растягивания, расслабления мышц лица и выработки направленной воздушной струи.
Улыбнуться, широко открыть рот. Удерживать его в таком положении 10 секунд.
Рот открыть. Болтать языком вперёд – назад по верхней губе: бл-бл-бл.
Губы вытянуть вперёд. Удерживать их в таком положении 10 секунд.
Глаза закрыть. Рот приоткрыть. Расслабить мышцы губ, языка.
Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять «лакательные» движения языком.
Приоткрыть рот. Высунуть язык. Сделать его тонким.
Надуть щёки. Удерживать воздух за щеками 10 секунд. Медленно выдохнуть воздух.
Уточнению произношения способствовало разучивание четверостиший, скороговорок, чистоговорок, загадок, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.
Правильно и чётко повторите чистоговорки.
Са-са-са – летит оса.
Су-су-су – мы видели осу.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Су-су-су – прогоним мы осу.
Са-са-са – улетела оса.
Научитесь правильно произносить скороговорку.
У осоньки - осы есть полоски и усы.
Запомните и расскажите стихотворение.
Полосатые осы
Летают возле носа.
Сесть на нос норовят.
Укусить меня хотят.
Упражнения на выработку речевого дыхания.
Игра «Медвежата». Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить на выдохе протяжно, баском, чётко произнося звук м: мам, мёду б нам, мам, молока бы нам. «Ручка в зубах». Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
Необходимо развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку. Этому способствовали упражнения, основанные на наблюдениях детьми окружающей действительности и выполнении различной деятельности. Так, например, во время осенней прогулки в природу дети собирали опавшие листья и в классе разбирали их, распределяли по форме, величине, окраске. Другой пример: проводилась беседа о детских играх. Из палочек складывалась лесенка. Учащиеся отвечали: из скольких палочек сложена лесенка, как положены палочки; складывали такую лесенку по образцу.
Формирование зрительного восприятия и пространственной ориентировки способствовало развитию аналитико-синтетической деятельности, переводе звуков в графические образы, подготовило учащихся к правильному восприятию букв.
В качестве первоначальных упражнений, способствующих развитию координации движений кисти и пальцев рук, использовались: лепка из пластилина, плетение, вырезание по контуру, шитьё по проколу, игры с мозаикой, мелкими предметами; проводились специальные упражнения.
1.Противопоставление пальцев.
2.Сгибание и разгибание кисти в кулак поочерёдно и одновременно.
3.Движение вверх и вниз в быстром и медленном темпе.
4.Отведение и приведение пальцев.
5.Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
6.Свободное постукивание пальцами по парте одновременно и поочерёдно.
7.Свободное похлопывание кистью по парте.
8.Отведение и приведение кисти.
9.Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
10. «Щелчки»
11. «Крючки»
12. Упражнения для держания карандаша.
Для тренировки пальцев использовались упражнения такого вида:
1. Выполнение фигурок из пальцев с речевым сопровождением.
Очки.
Бабушка очки надела и на внуков посмотрела.
(Большой палец правой руки и большой палец левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки подносятся к глазам.) Лодка.
Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.)
2. Выполнение фигурок из пальцев без речевого сопровождения. «Пальчики здороваются» (кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца).
«Человечек» (указательный и средний пальцы «бегают» по столу).
«Корни деревьев» (кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз).
3.Выкладывание фигурок из палочек с речевым сопровождением и опорой на образец.
Квадрат.
Четыре палочки сложил и вот квадратик получил.
Лопатка.
Лопаткой я песок копаю, песком машину нагружаю.
В это же время первоклассники учились работать мелом на доске, карандашом на альбомных листах. Данные упражнения выполнялись без линейки.
1. Обводка по шаблону и трафарету.
2. Обводка по контуру.
3. Соединение по точкам.
4. Раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела.
Первые упражнения в тетради – орнаментальное рисование.
Рисование бордюров из отрезков прямых и ломаных линий.
Вычерчивание кривых линий.
Зарисовка предметов, напоминающих буквы.
Рисование бордюров из прямых, кривых, ломаных линий.
Рисование геометрических фигур.
Рисование знакомых предметов.
Рисование бордюров из волнистых линий.
Следующие упражнения направлены на обучение письму элементов букв: прямая палочка, прямая палочка с закруглением внизу, прямая палочка с закруглением вверху, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, петелька, полуовалы, овал, элемент заглавных букв, элемент буквы е.
По окончании добукварных занятий большинство учащихся научились делить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги, выделять в словах некоторые звуки, владеть графическими навыками.
Букварный период 1 класса длится достаточно долго-1-3 четверти. Выделяют 4 этапа букварного обучения грамоте. Обучение графическим навыкам происходит в единстве с изучением звуков и букв.
На 1 этапе дети овладели рукописным начертанием строчных и прописных букв – их соединением в обратных и прямых слогах, в словах; списыванием (с рукописного шрифта) букв, слогов, слов после их звуко-буквенного анализа и составлением из букв разрезной азбуки; письмом под диктовку усвоенных букв.
На 2 этапе дети овладели начертанием изучаемых строчных и прописных букв, соединением их в слоги и слова; списыванием букв, слогов, слов (с рукописного шрифта) после звуко-буквенного анализа; списыванием слогов и слов после составления их из букв разрезной азбуки; написанием заглавной буквы в именах людей; письмом под диктовку букв, слогов, отдельных слов после предварительного звуко-буквенного анализа.
На 3 этапе обучающиеся овладели рукописным начертанием строчных и прописных букв, соединением их в слоги и слова; списыванием с классной доски и с букваря букв, слогов, слов, коротких предложений; списыванием букв, слогов, слов после составления их из букв разрезной азбуки; письмом под диктовку изученных слогов, слов после анализа их звукового состава.
На 4 этапе обучающиеся овладели рукописным начертанием усвоенных строчных и прописных букв, соединением их в слоги и слова; списыванием с классной доски и букваря слогов, слов, предложений; письмом под диктовку букв, слогов, слов, предложений с предварительным их анализом; самостоятельным составлением слогов из букв разрезной азбуки и их записью; добавлением пропущенной буквы или пропущенного слога в словах при списывании с предварительным анализом.
При обучении грамоте для обеспечения многократного выполнения одного и того же действия использовались следующие виды заданий при звуковом анализе слова в зависимости от уровня овладения действием.
Подбор слов к заданной модели.
Составление модели слова по предметной картинке или звучащему слову.
Выбор модели, соответствующей данному слову нескольких и наоборот.
Подбор слов с выполнением условий. Например: слова с определённым количеством звуков, слогов; слова, начинающиеся на определённый звук; слова, имеющие определённый звук в любой части слова.
Составление звуковой модели или фонемной записи слова с использованием звука или фонемы.
При звуковом анализе слова использовались такие приёмы работы.
Протяжное проговаривание.
«Послушай и скажи как я». Учащиеся слушают, что произносит учитель. Затем, подражая учителю, произносят вместе с ним, выделяя тот или иной звук.
«Скажи и послушай». Учащиеся произносят звук до тех пор, пока его не выделят или не определят его характеристику. Рот - произносит, уши – контролируют, то и другое вместе помогает дать характеристику звуку.
«Крикни и пронаблюдай». Для выделения гласных и согласных звуков. Если звук гласный, то при произнесении его громче и громче, рот открывается шире и шире (ртораскрыватели), если звук согласный – то рот старается закрыться (ртосмыкатели).
«Подбородок и рука – друзья». При делении слов на слоги ладонь руки держится чуть ниже подбородка. Сколько раз при произношении слова подбородок коснулся ладони, столько и слогов в слове.
«Позови или спроси слово». Если «позвать слово» или «спросить слово», длиннее всего окажется ударный слог.
«Положи руку на горло и проверь». Положив руку на горло, проверь, дрожат ли голосовые связки (если дрожат – согласный звук звонкий, если нет – глухой).
Обучение грамоте – подготовительный этап для формирования навыка фонетически правильного письма. Правильно построенная система работы на данном этапе обеспечивает успешное овладение фонетически грамотным письмом во 2 классе.
2. Обучение фонетически правильному письму во 2-3 классах.
Непосредственное обучение фонетически правильному письму приходится на 2 класс. Во 2 классе были изучены основные темы обучения фонетически правильному письму.
1. Звуки и буквы (строчные и прописные). Повторялись изученные в 1 классе звуки и буквы. Учащиеся выделяли данный звук из слова и соотносили его с соответствующей буквой. Развивались графические навыки.
2. Буквы, сходные по начертанию. Уточнялось написание букв на основе дифференциации образов; начертание букв, отличающихся добавочным элементом (и-ш, л-м, п-т, ц-щ, и-щ, г-п-т, х-ж, р-в, о-а, и-ц, ш-щ, ь-ы, и-й, е-ё), пространственным расположением элементов (б-д, в-д, э-с, з-е, у-ч), а также трудных по начертанию (з,к, у, ю, я, Д, К, Н, Ф).
3. Пары слов, отличающихся одним звуком, последовательностью звуков в слове, количеством звуков. Уточнялся звуковой состав слова. Формировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на основе выделения сходства и различия в составе слов, определялась последовательность звуков в слове.
4. Слова со стечением согласных. Развивалось фонематическое восприятие. Учащиеся учились различать на слух звуки. Уточнялся звуковой состав слова. Использовались упражнения в преобразовании слов, изменении грамматической формы слов (мосты – мост).
5. Звуки гласные и согласные. Слова с э. Использовались упражнения на развитие фонематического слуха. Выделялись гласные и согласные. Учащиеся учились изображать звуки условно – графически, упражнялись в выделении гласных, практически овладевали написанием слов с э.
6. Ударение в двусложных словах. Развивалось слуховое восприятие. Выделялись на слух ударные и безударные слоги. Учащиеся упражнялись в постановке ударения с помощью учителя.
7. Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных. Дети упражнялись в написании слов с йотированными гласными в начале слова и после гласных, в делении слов на слоги.
8. Слова со звуками и-й. Развивалось фонематическое восприятие. Дети учились узнавать на слух и выделять звук и, слова с й, различать и-й, делить слова с и,й на слоги.
9. Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Развивалось фонематическое восприятие. Учащиеся упражнялись в узнавании на слух звонких и глухих согласных. Уточнялось их произношение.
10. Артикуляционно сходные звуки р-л. Уточнялось произношение. Дети практически овладевали написанием слов, в состав
которых входят звуки, сходные по артикуляции, а также упражнялись в анализе слов по их звуко – буквенному составу.
11. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я. Развивалось фонематическое восприятие. Дети на слух определяли разницу в звучании твёрдых и мягких согласных, обозначали на письме мягкость согласных буквами я, е, ё, ю, и. Уточнялось произношение твёрдых и мягких согласных.
12. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова. Развивалось фонематическое восприятие. Дети учились различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие согласные. Отрабатывалось умение обозначать мягкость согласных на конце слов мягким знаком. Устанавливалось расхождение между звуковым и буквенным составом слов с твёрдыми и мягкими согласными.
13. Согласные свистящие и шипящие (с-ш, щ, з-ж) Уточнялось произношение звуков. Учащиеся упражнялись в различении на слух слов со свистящими, шипящими звуками, практиковались в написании слов с данными звуками.
При изучении написания слов со стечением согласных учитывалось, что написание предполагаемых слов соответствует произношению, поэтому для правильного написания слов основную роль играет слуховое восприятие. Учебная задача включала: развитие фонематического восприятия, умения различать на слух звуки уточнять звуко – буквенный состав слова; формирование умения правильно записывать слова со стечением согласных.
Образование слов со стечением согласных.
1.Образование слов путём наращивания (рот – крот) и перемещения звуков в словах (кот – кто).
2.Графическое обозначение звукового состава слов.
3.Письмо слов со стечением согласных «по следам анализа».
Стечение двух согласных в начале слова.
1.Звуковой анализ и графическое обозначение количества звуков в словах со стечением двух согласных в начале слова.
2.Составление слов из букв разрезной азбуки, их запись в тетради.
3.Списывание текста с доски. Выделение слов со стечением согласных в начале слова.
Слова со стечением согласных в конце и середине слова.
1.Списывание слов с данного образца.
2.Придумывание аналогичных образцу примеров.
3.Сопоставление слов со стечением согласных из букв разрезной азбуки. Запись этих слов.
4.Составление предложений, включающих слова со стечением согласных. Запись их в тетрадь после предварительного разбора и записи на доске.
Упражнения в написании слов со стечением согласных.
1.Запись под диктовку слов со стечением согласных «по следам анализа».
2.Списывание предложений, в состав которых входят слова со стечением согласных, с заданием вставить пропущенные буквы в этих словах.
Проверка усвоения написания слов со стечением согласных.
1.Запись под диктовку слов со стечением согласных.
2.Упражнения в дописывании предложений, записывании вместо картинок слов со стечением согласных.
Использование дидактических игр при формировании навыка фонетически правильного письма у младших школьников.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не
окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
При формировании навыка фонетически правильного письма у младших школьников одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
При обучении фонетически грамотному письму дидактические игры применялись при проверке домашнего задания, при работе с новым материалом, при закреплении изученного, при контроле знаний; в любой форме: парной, групповой, фронтальной.
Звуки и буквы.
Примеры игр на развитие слухового восприятия.
Узнай, кто какие звуки издаёт.
Оборудование. Набор предметных картинок с изображениями жука, змеи, пилы, насоса, комара, собаки, электровоза.
Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображённый на ней предмет, воспроизводят звук. Победителем считается тот ряд, чьи ответы были всегда правильными.
Чей голосок.
Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся
хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай! (Ребёнок называет имя водящего.)
По звуку угадай предмет.
Ход игры. Учитель за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Учащиеся отгадывают и называют предмет.
Примеры игр на отработку чёткости артикуляции.
Угадай звук.
Ход игры. Учитель произносит звук про себя, чётко артикулируя. Учащиеся по движению губ учителя угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
В скороговорках не ошибаются.
Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. В течение двух минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном её произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, чёткое, громкое произнесение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.
Примеры игр со схемами.
Волшебная страна.
- В нашей волшебной стране есть всё, что встречается на земле. Но всё это невидимо. Любой предмет становится видимым, если составить схему его названия. Предмет появится даже в том случае, если схема будет неверной. Но тогда и предмет будет сломанным.
Примеры игр на развитие фонематического слуха и усвоение звуко-буквенного состава слова.
У кого хороший слух?
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.
Какой звук чаще всего слышим?
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали.
Цепочка.
Ход игры. Один из учеников называет слово, рядом сидящий подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т.д. Задача ряда не разорвать цепочку. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех тянул цепочку.
Звуковая линейка.
Оборудование. У каждого ученика – это две полоски картона, склеенные с трёх сторон. С четвёртой, узкой стороны вставляется в линейку язычок, по размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в чёрный цвет. На
верхней полоске вырезаны квадратики.
Ход игры. Учитель называет слово или показывает картинку. Ученики, протяжно повторяя слово, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся тёмный квадратик. Произнеся таким образом всё слово, ученик подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.
Что изменилось?
Ход игры. Учитель составляет слово из разрезной азбуки. Дети прочитывают его. Затем они закрывают глаза, а учитель меняет, вставляет или убавляет одну – две буквы. Открыв глаза, учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось.
Рассыпанные буквы.
Ход игры. Учитель называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ученик получает одно очко. Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.
Сложи буквы.
Оборудование. У каждого ученика конверт с несколькими элементами букв, вырезанными из картона.
Ход игры. Учитель предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них надо сложить буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.
Гласные и согласные звуки.
Примеры игр на закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Красное – синее.
Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ученика.
Ход игры. Учитель произносят гласный звук. Учащиеся повторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука). При произнесении учителем согласного звука учащиеся поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.
Найди место.
Оборудование. Предметные картинки, синий и красный кружки у каждого ученика.
Ход урока. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.
Кто больше?
Ход игры. Класс делится на группы по рядам. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.
Звонкие и глухие согласные.
Примеры используемых игр.
Игра с мячом.
Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
Кто быстрее и точнее.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.
Ход игры. Класс делится на три группы. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает та группа, ученики которой более правильно выделяли первые звуки в словах и точно дали их характеристику.
Твёрдые и мягкие согласные.
Примеры используемых игр.
Загадки.
Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твёрдые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.
Слог.
Примеры используемых игр.
Чудесный мешочек.
Цель. Развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование. Мешочек с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса.
Отгадайте, кого я называю.
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена
состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
Полслова за вами.
Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Ход игры. Учитель, обращаясь к каждому ученику по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ученик должен закончить, назвав второй слог.
Таким образом, игры, используемые для формирования фонетически правильного письма, помогают детям интересно, доступно, качественно разобраться в звуковом строе языка, освоить работу звуков, их характеристику; делают процесс обучения более разнообразным по характеру используемых методов и приёмов.
Ошибки допускаемые обучающимися в проверочных диктантах
1 класс 2011-2012 учебный год
2 класс 2012-2013 уч.год
3 класс 2013-2014 уч.год
4 класс 1 полугодие 2014-2015 уч. год.
Вывод: из представленных диаграмм видно, что проводимая работа по формированию навыка фонетически правильного письма у детей с первых дней обучения в школе даёт свои положительные результаты. Уже к окончанию 2, 3 классов уменьшается количество детей допускающих фонетические ошибки.
Заключение
Исследование позволило выявить, что фонетически правильное письмо опирается на слуховые, зрительные, пространственные, речедвигательные, общедвигательные восприятия и представления при достаточно сохранном внимании. На основе развития всех психофизических функций ученики овладевают правильным звуковым анализом, умением переводить звуки речи в графические обозначения; различают гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании; списыванием по слогам с рукописного и печатного текста; письмом под диктовку слов (написание которых не расходится с произношением), простых по структуре предложений, текста (после предварительного анализа). Это осуществляется через фронтальную работу с учётом индивидуальных трудностей и возможностей. Такая фронтальная работа заключается в специальных упражнениях по развитию фонематического восприятия, уточнению артикуляции, зрительного восприятия, развитию тонко координированных движений пальцев рук, в использовании разнообразных дидактических игр, элементов занимательности, в тесной связи с уроками чтения и развития речи.
Обучающий эксперимент доказал, что целенаправленная, систематически проводимая работа по формированию навыка фонетически правильного письма у детей с первых дней обучения в школе даёт свои положительные результаты: учащиеся овладевают данным навыком на хорошем уровне, о чём свидетельствуют их письменные работы. Учащиеся достаточно грамотно пишут в тетрадях. Количество ошибок на пропуски букв, замены одних букв другими, вставку лишних букв, недописывание окончаний, перестановку букв, полное искажение слов незначительно.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась. В последующие годы обучения в школе сформированный навык будет закрепляться на более сложном речевом материале.
Литература
Игры в логопедической работе с детьми / Ред. – сост. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
Колесникова, Л.И. Сборник дидактических задач, изучаемых при изучении звукового анализа слов в начальный период обучения грамоте// Из опыта работы учителей начальных классов: вестник информационно – педагогического центра ИУУ: выпуск 13 / сост. А.А.Машковцева, Г.Л.Деева – Киров: ИУУ, 2004. – С.49-73.
Коррекция письма на уроках в 1-2 классах / авт. – сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 86с.
Левина, Р.Е. Работа учителя по исправлению речи в младших классах вспомогательной школы [ Текст ] / Р.Е. Левина, Г.А. Каше // Учебно – воспитательная работа в специальной школе. – М.: Учпедгиз, 1952. - вып. 4. – С.14-15.
Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия. – М.ООО ТД «
Издательство Мир книги», 2008.-248 с.
Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [ Текст ] / Т.А. Фотекова. - М.: АРТКИ, 2000. – 56с.
Приложение
Тема. Звуки [р] и [р’]. Буквы Р,р
Предмет: русский язык
Класс: 1
Цели урока:
-учить выделять из слов согласные сонорные [р] и [р’];
-учить произносить звуки [р] и [р’] чисто и правильно;
-определять местонахождение данных звуков в словах;
-узнавать графический образ букв Р, р;
-развивать у детей орфографическую зоркость, находить «опасные» места в словах.
Формируемые УУД:
познавательные - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные – умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – определение последовательности цели с учётом конечного результата, оценивание качества и уровня результата;
личностные – установление связи между целями учебной деятельности и её мотивами.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1Организационный момент. | Улыбнитесь друг другу, садитесь |
| ||||
2.Актуализация опорных знаний Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа дейтсвий
| -приготовились к артикуляционной гимнастике. «лопаточка», «чашечка», «вкусное варенье», «парус», «маляр», «грибок» -Объясните смысл пословицы: «Дружба в делах помощница»
- Следующая пословица: «Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно».
-решите ребусы:
-Как называются эти грибы? Под зо бе вик ре Му мор хо -Отгадайте загадки. 1.Был белым конём, Стал чёрным дымком. 2.Красна оправа, да страшна отрава. -Вставьте пропущенное слово Лес тихонько увядает, Выцветает, облетает, Мокнет, сохнет….Но постой! В ельнике средь старых шишек Жёлтым соком брызжет… -кто вы? -мы *******, Дружные сестрички. -ребусы и загадки и стихи помогли нам собрать целую корзину… -Назовите их. -посмотрите, сколько разных корзиночек. Называются они все по-разному: корзина, лукошко, туесок, короб. Называем грибы и ставим их в прорези корзинок. |
-бывает очень трудно справиться одному с какой-либо работой. Друг придёт на помощь. Всем становится легко, радостно. -Когда хорошо выполняешь любое дело, то не стыдно перед окружающими.
Пенал
Подушка.
-подберёзовик -мухомор
-гриб - дождевик
-мухомор.
-рыжик
-лисички
-грибов. | ||||
Музыкальная физкультминутка. | ||||||
3.Знакомство с новым материалом. Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. | -Какие грибы вы ещё знаете?
-Какой гриб нельзя нести домой? -Что это за гриб?
-Но для некоторых животных мухомор является лекарством. Произнесём его название и протянем звук на конце слова. -Как вы думаете, какой это звук?
-хотите познакомиться с этим звуком? -повернитесь друг к другу, посмотрите, как у вас дрожит кончик языка у верхнего нёба. -узнаем звонкий или глухой этот согласный звук [р]?
-Составим звуковую схему к слову мухомор.
-Что мы ещё можем сказать о звуке [р]? -произнесём по слогам и послушаем название ещё одного гриба. Подберёзовик. В каком слоге мы слышим звук [р]?
-Покажите схему только этого слога. | Сыроежки, подосиновики, боровик, грузди, опята, маслята, моховики….
-мухомор. -Это ядовитый гриб, им можно отравиться.
-звук Р согласный. Он произносится с преградой. Воздух с трудом проходит через язык и зубы.
(Прикладывают руки к шее и долго произносят звук [р]) -Чувствуем вибрацию в горле, значит, звук [р] звонкий.
-он может быть твёрдым звуком.
-[р’о], в третьем слоге рё | ||||
4.Первичное закрепление изученного материала Цель: закрепление произношение звуков [р] и [р‘] в словах, умения распознавать их и соотносить звуки и буквы. | -что вы узнали о новом звуке?
-Разберём названия наших грибов по наличию нового звука. Слова, в которых слышится твёрдый звук [р] положим в лукошко. -Слова, в которых [р’]- в туесок -От слова гриб образуйте ряд родственных слов.
-какими буквами будем обозначать [р], [р’]? -почему две буквы р? На что они похожи?
-прочитайте громко, чётко и правильно четверостишье о букве Р
| -Он согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким.
Мухомор, рыжик, грузди, сыроежки. -подберёзовик.
-гриб – грибница, грибник, грибной, грибочек. -Буквами Р,р
Делают различные предложения.
-Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывёт, небес касаясь. -Ручка круглая у трости. Трость для деда сделал Костя. | ||||
Музыкальная физкультминутка | ||||||
| -Напечатайте букву Р, р и все слоги – слияния с этой буквой. Оцените свою работу. -Допишите слог или слоги к каждому слогу и получите новые слова. -Оцените свою работу. -Объясните схемы под рисунками учебника справа от иллюстрации. Укажите местонахождение нового звука в словах. -На иллюстрации найдите предметы, в названии которых слышится звук [р] или [р’]. -Проговариваем чистоговорки и добавляем слова для рифмовки. Ри-ри-ри – а на ветках Ра-ра-ра- у серой мышки есть Ры-ры-ры – мы не заметили Ре-ре-ре- мы играли во Ру-ру-ру- лисы спрятались Чтение текста «Кактус» с чётким и правильным произношением звуков [р] и [р‘] Беседа по вопросам. Игра «Не пропусти звук» -я называю слова, а вы, услышав звук [р] или [р‘] хлопайте в ладоши. Муравьи, колья, помощник, рулетка, баранка, бригада, браслет, бумага, подружка, ракета, перья. |
-Ра – рама, …., ру – рука, ….. и так далее.
-снегири. -нора. -жары (норы). -дворе. -в нору. | ||||
Рефлексия. Самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. | -С каким звуком познакомились на уроке? Послушайте загадки и скажите, какой звук [р] мы слышим в отгадках. Пойди-ка в сад и погляди: Я там в цвету благоухаю. Но «г» приставить впереди – И в небе я загромыхаю. -В саду есть петушок – Лиловый гребешок; А хвостик – боевой, Сабелькой кривой. -Назовите слова со звуком [р] ,[р‘] в начале слова, в середине, в конце. Оцените свою работу на уроке с помощью «светофорика». |
-Роза – гроза.
-ирис | ||||
Итог урока. | Дайте характеристику букве Р |
|
Тема. Как различить звуки и буквы?
Предмет: русский язык
Класс: 2
Цели: обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формируемые УУД:
познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменное речи; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи;
регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) -Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста. -Какой урок сейчас? -Проверяем готовность. -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. |
|
| -Отгадайте загадки, запишите отгадки. 1. Она не бурёнка, Но всё же пока Даёт ежедневно Кувшин молока. Ей дай только волю – Семь дней не пройдёт- Повсюду с деревьев Кору обдерёт. 2.В лесу обитает, Дичью питается Да в курятник забирается, Хитрым зверем называется. 3.Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка. 4.Её никто не пугает, а она всё дрожит. 5.Два огромных глаза, Кругом вертит голова, Ты её узнаешь сразу, Коль заухает… 6.В поле родился, На заводе варился, На столе растворился. -Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. -На какие две группы можно разделить слова?
-В каких словах мы запоминали безударную гласную? -как проверить безударные гласные в других словах? |
Коза
Лиса.
Капуста. Осина.
Сова
Сахар.
Слова с безударной гласной, которую можно проверить, и слова с безударной гласной, которую нужно запомнить.
Капуста, осина, сахар. |
| Словарная работа. -Отгадай слово.
-Назовите слово. -Назовите лексическое значение слова октябрь
-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О |
Октябрь
Осенний месяц, девятый месяц года. |
| -подберите однокоренные слова к слову ЗВУК
-Докажите, что эти слова однокоренные.
-Какие звуки издаёт дождь? -Какие звуки издаёт петух? -Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились ….. -Чем отличается звук от буквы?
-Что такое буква?
-сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о буквах и звуках. | -Звучащие, звучит, звучный, зазвучал. -Есть общая часть «звук», общее значение. -кап-кап -ку-ка-ре-ку
Буквы. -Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем и видим, читаем. -знак для обозначения звука. |
4.Работа по новой теме. | -откройте учебник на с. 77. Прочитайте тему раздела -Что мы узнаем при изучении этой темы? -Откройте учебник на с. 78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться?
-выполним упражнение № 115. Прочитайте. Какое настроение вызывают эти строки? -какие слова создают печальное настроение?
-Прочитайте, передайте интонацией настроение. -Из чего состоят слова письменной речи? -Из чего состоят слова устной речи? -спишите предложения. Упр 116 -Произнесите по порядку звуки в каждом слове
-Ответьте на вопросы к упражнению. Прочитайте, на что нужно обратить внимание. -Чем отличаются звуки от букв? | -Звуки и буквы.
-Различать буквы и звуки.
-Грустное, печальное -последние листья, с нагих ветвей, отряхнет.
-из букв. -из звуков
Шар – Ш А Р, ложка – Л О Ш К А, шарф – ШАРФ, лодка – ЛОТКА
-Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем. |
4 Физминутка | Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, И скорей за парту плюх. |
|
5 Закрепление изученного материала. | Упр 117 -Что показывают квадратные скобки? -Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная?
-Упр 118 -Чем интересна запись?
-Это записи звуков. Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках. -Произнесите звуки быстро. Какие слова получились? -Совпадают ли написание и произношение слова лампа?
-Совпадают ли написание и произношение слова роса?
По транскрипции записать слова, проверяя их по орфографическому словарю. -Почему написание этих слов надо проверять?
-Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, написание которой нужно запомнить. -взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. |
-звуковую запись слова. -часто слышим не так, как пишем.
-Она в квадратных скобках.
-Лампа, роса.
-Да, слово пишется и слышится одинаково.
-Нет. На месте звука А пишем букву О. Проверяем словом РОСЫ.
-Звуки и буквы не совпадают. Написание слов проверить нельзя. |
6. Рефлексия. | Запишите слова буквами. [паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы] Самопроверка по образцу. Самооценка с помощью «светофора» |
|
7. Итог урока | - Чем отличаются звуки и буквы? -Что раньше появилось: звуки и буквы? -Что такое транскрипция? |
-звуковая запись слов |
8.Домашнее задание | Выполнить упражнение 120, с. 80 |
|
Тема урока. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Класс 3
Цель: развивать умение подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном слове и в проверяемом.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ; сравнение;
коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция.
регулятивные – постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент | -Начинается урок. |
|
2.Проверка домашнего задания. | -прочитайте слова с орфограммами и объясните их написание. -Расскажите, как проверяли орфограмму? |
|
3.Актуализация опорных знаний | -Артикуляционные упражнения. -гимнастика для рук. 1.Индивидуальная работа -Спиши, разбери по составу: берёзка, узкий, братишка, пушистый, осенний 2.Фронтальная работа. 1)Словарная работа Исправьте ошибки в словах, запишите их и подчеркните непроверяемые гласные. -Если вы затрудняетесь написать слово, что поможет вам правильно написать слово? Либята, далога, канки, весила, снекавик, асина, билёза, дефачка, малкофь. 1 у доски. 2)На доске слова. Я показываю слово, вы поднимаете сигнальную карточку с буквой, которая пропущена в этом слове. Зу..ки, ги..кий, погру..ка, ска..ка, сколь…кий, у..кий, кату..ка, лё..кий, утю.., мя..кий, кры…ка, кни..ка, яго..ка, жи..кий, варе..ка, ча…ка. -проверьте индивидуальную работу. |
Орфографический словарь. |
4.Самоопределение к деятельности | -Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй! Грядка. Нет чего? – Нет грядок А тетрадка? – Нет тетрадок. Зубки! Изменили – зубы. Шубки! Проверяем – шубы. Ждём снежинок, и салазок, И побольше чудных сказок. -О чём стихотворение? -Сформулируйте тему урока |
|
5.Работа по теме урока. | -Упражнение 220 Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. -Из каких произведений эти строки?
-Какое из этих предложений является сложным? -Найдите слова со стечением согласных. Прочитайте их, соблюдая правила произношения. -Выполните письменно задание к упражнению. -назовите слова с изученными орфограммами.
|
-«Золушка», «Лебедь, рак и щука», «Совесть», «Чук и Гек»
-второе
Взаимопроверка
|
6.Физкультминутка. | Зюм-зюм-зюм на кустах растёт изюм Ко-ко-ко, очень ветки высоко. Ди-ди-ди, руки выше подними. Ни-ни-ни, ниже ветку наклони. Пальчиковая гимнастика. «Лодочка» Две ладошки я прижму и по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса я подниму, Синим морем поплыву. А по бурым по волнам Плывут рыбки тут и там. |
|
7.Закрепление изученного материала | Упражнение 221 -Прочитайте пословицы 3-4 раза, правильно произноси слова. -Объясните их смысл. -Выполните письменно задание к упражнению. Взаимопроверка. -Каким правилом пользовались при выполнении задания? -Оцените свою работу. |
Для проверки парного по глухости-звонкости согласного звука надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками[л], [м], [н], [р], [в]. |
8.Рефлексия. | От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?, и запишите их. Шагать, стучать, грузить, клевать, сторожить, зарядить, обедать, морозить. -назовите парные по глухости-звонкости согласные звуки. Объясните их написание. -Оцените свою работу на уроке. |
Шаг, стук, груз, клёв, сторож, зарядка, обед, мороз. |
9.Итог урока | -Какое задание на уроке было трудное? -Какое задание вам больше всего понравилось? |
|
10.Домашнее задание | -Найдите и запишите пословицу, в которой есть слова на изученную орфограмму. |
|
| -Спасибо за урок. |
|
Тема урока. Склонение имён существительных во множественном числе.
Класс - 4
Цель. Познакомить обучающихся с изменением имён существительных по падежам во множественном числе.
Формируемые УУД: познавательные-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | ФормируемыеУУД | Методы и формы обучения |
1 Организационный момент. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
| Урок русского языка хочется начать словами из стихотворения узбекской поэтессы Этебор Ахуновой «На столе моём - книги, Много радостных книг! Их открыл нам учитель – Мудрый русский язык! Он к сокровищам знаний – Ключ волшебный в руке. Говорю с целым миром На твоём языке». -Какой русский язык? (Мудрый)
-К каким сокровищам от является ключом? (к сокровищам знаний )
-А мы можем с вами воспользоваться этим ключом? (-Да)
-Как это сделать? ( учить русский язык, изучать его, учиться правильно писать и правильно говорить.) -И поэтому на уроке русского языка мы будем какими? (внимательными, аккуратными, активными, трудолюбивыми.) | Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
-
- | Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. |
2.Проверка домашнего задания
| -прочитайте стихотворную строку, которую вы выбрали. -Как называется это стихотворение? Кто его автор? -Объясните написание падежных окончаний имён существительных, встретившихся в выписанных вами строках. | Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций; |
|
3.Актуализация опорных знаний. подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | -пропись букв Ж ж, жи, ужин -число, классная работа. -Артикуляционные упражнения со слайда 22 Цепочка. Ход игры. Один из учеников называет слово, рядом сидящий подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т.д.
-индивидуальная работа: сделать звукобуквенный разбор слова енот составить с этим словом предложение с однородными членами предложения. (Онищенко) Енот-2 слога Е (й)-согл., мяг., зв. (э) – гл., безуд. Н-(н) –согл., зв., тв. О-(о) – гл., ударн. Т-(т) –согл., гл., тв. 4 буквы, 5 звуков. -Ребята проверьте работу Насти. -Объясните пропущенные буквы и окончания имён существительных Ср…ди кустов з..лёных, У реч… сер…бристой Гуляет ол…нёнок – Телёночек п…тнистый. Он ходит по …пу..к.. В л..сной с…ей с…ронк.., И у него в…сну…ки- Совсем как у д…вчонк… (-у речки – Р.п.1 скл, опушке – Д.п, 1 скл., сторонке – П.п. 1 скл., девчонки – Р.п., 1 скл. )
-Напишите по памяти, подчеркните орфограммы в словах -Взаимопроверка Разобрать по составу слова: пятнистый, веснушки. (Мурадов, Токарева)
-На интерактивной доске соотнести звуковую схему слова со словами (памошн ,ик), (падушка), (падрушка) -Докажите, что вы верно соотнесли слова. ( помощь, корень – уш-, дружить) Игра «Угадай сколько звуков» Я называют слова, а вы быстро определяете сколько в нём звуков. (площадь – 6, проезд – 7, землёй – 6, большая – 7, литьё -5 |
|
|
4.Самоопределение к деятельности. Этап выявления места и причины затруднения. Этап построения проекта выхода из затруднения.
| Прочитайте слова. жонглёр хижины жеребёнок жирафы журавль булыжники инженер журналы лыжня лошади ложь жуки жизнь ножи -Что можете сказать обо всех словах? (-во всех словах есть звук ж и обозначен он буквой ж)
-Какое слово лишнее? (-лошади.)
-Что знаете о звуках ж и ш? ( -всегда твёрдые)
-Что общего у слов первого столбика? (- все имена существительные стоят в единственном числе.)
-Что общего у слов второго столбика? (- все имена существительные стоят во множественном числе.
-Определите склонение имён существительных в 1 столбике.
-Определите склонение имён существительных во 2 столбике.
-Можете это сделать? (нет) -Хотите научиться определять склонение имён существительных во множественном числе? (да) -Для чего вам это надо? (чтобы правильно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе.)
-Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять склонение имен существительных во множественном числе) | познавательные-классификация объектов по выделенным признакам; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные – постановка учебной задачи
Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
| Проблемно-поисковый метод |
5.Работа по теме урока
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Работа по учебнику. Страница 131, упр 248 Прочитайте его. -Назовите имена существительные, определите в каком числе они употреблены? Докажите. Проговорите орфографически слова, в которых есть стечение согласных. (-первые, расцвели, птицы, свиристели, снегири.)
-Напишите стихотворение по памяти. -Взаимопроверка, самооценка. Упр. 249. -Выполняем коллективно. -Можно ли определить склонение имён существительных во множественном числе? -Как это сделать? (-надо поставить имя существительное в начальную форму, определить склонение.)
-Попробуем определить склонения имён существительных. (Метели – метель (3 скл.), деревья – дерево (2 скл,) птицы – птица (1 скл), с хохолками – хохолок (2 скл), свиристели – свиристель (2 скл), огоньками – огонёк (2 скл), снегири – снегирь (2 скл). -поставить существительное в единственное число.)
-Сделайте вывод: как определить склонение имён существительных во множественном числе? -проверьте свои выводы, прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» | познавательные- - поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
|
|
6 Физкультминутка |
|
|
|
7.Закрепление изученного материала
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения.
| 1.-На интерактивной доске слова. Что можно о них сказать? (Это существительные во множественном числе) -Спишите их и определите склонение Корзины, морозы, дворы, деревья, подруги, инженеры, космонавты, тетради, окна, конверты, варежки, машины, товарищи. -Проверьте по образцу. Оцените свою работу. -Кто не допустил ни одной ошибки? -Кто допустил ошибки? В каком слове? -как определяли склонение? Ещё раз назовите алгоритм определения склонения у сущ во множественном числе. 2-На столах конверты, в них карточка со словами и заданием. -прочитайте слова и скажите по какому признаку они распределены по группам? 1.Вакзал, библиатекарь, путишествие, камбаин, калиндаль, транвай, иншинер, пасажир, карабль. 2.Кравать, плошать, скатирть, мыщь, рошь. 3.Сталица, рамажка, ракета, диревня. (по типу склонения) -Назовите признаки каждого склонения. (1-ж, м.р с –а,-я 2-м.р –ь, нулевое, с.р. –о,-е. 3-ж.р. –ь) -исправить ошибки, записать имена существительные во множественном числе, выделить окончания. -Если вы затрудняетесь написать правильно слово, куда можно обратиться? (в словарик) -проверьте по эталону.(на карточках даны правильные слова)
Сейчас устроим маленькое соревнование. У каждой пары есть скороговорка. «Щурки летают в гущах ветвей, щёлкает в роще певец соловей.» - Научитесь её проговаривать чётко, точно и правильно.
Спишите эту скороговорку, (Ковалевский у доски) Щурки летают в гущах ветвей, щёлкает в роще певец соловей.
-Определите склонение имён существительных. Как определяли склонение у сущ? ( поставить существительное в начальную форму, вспомнить признаки каждого типа склонения и определить склонение.)
| Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные –сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
-
| Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности |
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| -какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? (-научиться определять склонение имён существительных во множественном числе.)
-Выполнили задачу урока? (да) -Ещё раз напомните друг другу, как определить склонение имён существительных во множественном числе? (поставить существительное в начальную форму, вспомнить признаки каждого склонения и определить склонение данного существительное) -Я читаю существительные во множественном числе, а вы определяет склонение и записываете. Узоры, лошади, деревья, рощи, помидоры, мыши, сады, ежи, ночи, тучи, корни, сапоги. -Проверьте по образцу.( 2, 3, 2, 1, 2. 3, 2, 2, 3, 1, 2, 2.) -Оцените свою работу на уроке. |
Регулятивные –оценивание качества и уровня усвоения материала.
| Методы контроля (самоконтроля) |
10.Итог урока | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Вы научились распознавать имена существительные во множественном числе по склонениям? -Как определить склонение имён существительных во множественном числе. -Как вы считаете, вы на уроке были внимательными, трудолюбивыми |
|
|
11.Домашнее задание | -записать 15 словарных слов из словаря во множественном числе и определить их склонение, выучить правило на с.131 |
|
|
Тема «Склонение имён прилагательных»
Класс: 4
Предмет русский язык
Формируемые УУД:
Познавательные:
• самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
• синтез;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
• постановка учебной задачи;
• сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
• оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные:
• нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| |
1. Организационный этап.
Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке. | - Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Урок русского языка.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.
Каким вы хотите видеть урок?
- Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья. - Какой раздел русского языка мы начали изучать?
- Сегодня продолжим открывать особенности этой части речи |
• Говорим • Читаем • Пишем • Слушаем Познавательным, интересным, веселым, содержательным.
Имя прилагательное.
|
| |
2. Проверка домашнего задания
| -какое домашнее задание вы выполнили дома? -оформите их на доске. -Зачитайте свои сочинения. |
|
| |
Чистописание | 1. выполнение пальчиковой гимнастики.
2.-Какая буква прописана в ваших тетрадях? -Какой звук обозначает буква Щ? -Назовите слова, в которых звук Щ в начале слова, в середине, в конце слова. -прочитайте слоги с буквой Щ -пропишите букву и слоги. |
Щ |
| |
4. Актуализация знаний учащихся.
Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.
Задачи: -развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. - обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания, наблюдательности. | 3.Для индивидуальной работы у доски: -подобрать слова к схемам. -звукобуквенный разбор слова инеем. 4. Игра «Цепочка». Называем словарные слова по цепочке. 5. игра «Не ошибись!» Назвать количество звуков в словах. Печаль – (5) Щегол – (5) Чащоба – (6) Ящерица –( 8) Ущелье – (6) Ящик – (5) 6. –Ребята, проверьте индивидуальную работу у доски. (отметка) |
5 зв. 5зв. 6 зв. 8зв. 6зв. 5зв.
К схемам подобрала слова верно, задание выполнила |
| |
Этап формулировки темы и целей урока. Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя. Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений | -Ребята, прочитайте чётко и громко четверостишье. Щуку хищную с реки Притащили рыбаки Щука тощая страшнее Даже страшного Кощея. -Какой звук повторяется часто? -Запишите четверостишье по памяти. Самостоятельно найдите имена существительные, определите их падеж Волнистой линией подчеркните имена прилагательные. -От каких слов они зависят? -В каком падеже они стоят? -Как можно это определить? -Хотите научиться определять падеж имён прилагательных? -Сформулируйте задачи урока. |
Пишут по памяти. Обмениваются тетрадями.
-Щ
Взаимопроверка. Самооценка.
1 у доски
От существительных -мы не определяли их падеж. -не знаем. -хотим.
Повторить что такое имя прилагательное. Научиться определять падеж имени прилагательного Составить алгоритм определения падежа имени прилагательного |
| |
Построение проекта выхода из затруднения Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.
Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных.
Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы. | -что такое имя прилагательное? (имя прилагательное «прилагается» к имени существительному, следует за ним, полностью ему подчиняется) -Устно определите род и число имён существительных и имён прилагательных, которые с ними связаны. -сделайте вывод.
-какое предположение о падеже прилагательного можно сделать? |
Щуку хищную с реки Притащили рыбаки Щука тощая страшнее Даже страшного Кощея.
-прилагательные стоят в том же роде и числе, что и имя существительное. -Падеж имени прилагательного тоже можно определить по имени существительному. |
| |
6. Поисково-творческий этап
Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, составлять связанные тексты.
Задачи: развивать творческое воображение, культуру речи, память, внимание. | -Откройте учебник на с.10-11, рассмотрите таблицу на с.10, познакомьтесь с содержанием таблицы. По ней попробуйте определить падеж имён прилагательных в стихотворении. -Назовите падежи имён прилагательных. -Как вы определяли падеж?
-В каких падежах стоят имена существительные, с которыми связаны имена прилагательные? -подтвердились ли ваши предположения? -Сделайте вывод. -прочитайте сведения о я зыке на с.11
-правильный ли вывод мы с вами сделали? -Значит, чтобы определить падеж имени прилагательного, что надо сделать?
|
По окончаниям имён прилагательных.
-в тех же падежах.
Да
-прилагательные стоят в том же роде, числе и падеже, что и имена существительные, к которым они относятся. -да
1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным. 2 шаг - определить падеж у имени существительного. 3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного. |
| |
Физминутка. | ||||
7. Аналитический этап | -Игра «Кто лучше» В парах потренироваться в чётком и внятном произношении скороговорки в течении 1 минуты. -Каждая пара выходит к доске и проговаривает свою скороговорку. -Оцените себя и своих товарищей. Чьё произношение вам понравилось? -Спишите скороговорки и определите падеж имён прилагательных. -Проверка. Читают вслух, а остальные проверяют. -Как определяли падеж имени прилагательного?
Работа в группах. Дополнить фразеологизмы. Определить падеж имён прилагательных. Делить шкуру неубитого ……(медведя) Согнуть в ……(бараний) рог. Выйти ….(сухим) из воды. На ….(короткой) ноге. …….(горячая) голова. -Проверка. -Как определяли падеж имён прилагательных?
-Оцените свою работу в группе.
|
Каждая пара проговаривает одновременно скороговорку.
-определили к какому существительному оно относится, определили падеж имени существительного, по падежу имени существительного определили падеж имени прилагательного
Зачитывают по очереди фразеологизмы и объясняют падеж имён прилагательных. -Целью было вставить пропущенные слова и определить падеж. Цель достигнута. Падеж определили верно.
|
| |
Рефлексия | -Вспомните задачи урока. Выполнили мы их или нет? Научились определять падеж имён прилагательных?
-Прочитайте стихотворение про себя. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине И горят снежинки В золотом огне. -прочитайте выразительно с чётким произношением. -какую берёзу вы представляете? -Выпишите из стихотворения существительные и связанные с ними имена прилагательные, укажите их падеж. -Проверка по образцу. -читаем словосочетания и называем падеж. -Оцените свою работу на уроке. |
- Научиться определять падеж имени прилагательного Составить алгоритм определения падежа имени прилагательного
Белая берёза (И), на пушистых ветках (П), снежною каймой (Т), белой бахромой (Т), в сонной тишине(П), в золотом огне (П). -Целью было выписать имена существительные и связанные с ними имена прилагательные, определить падеж. Цель достигнута. Ошибок нет. |
| |
Итог урока | -Как определить падеж имени прилагательного? -Какое задание было трудным? -Какое было лёгким? | 1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным. 2 шаг - определить падеж у имени существительного. 3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного. |
| |
Домашнее задание | Дома выполнить упражнение 17, с. 11. -познакомьтесь с упражнением и скажите, как его выполнить. -что вам поможет справиться с заданием? |
Таблица с 10 |
| |
| -Спасибо за хороший урок. |
|
|
25