Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного Образования « Дом Детского Творчества»
Тема: Формирование функциональной грамотности
Методическая разработка
Кружка: « Мастерская игрушек»
Педагог дополнительного образования:
Степаненко Надежда Владимировна
г. Находка 2022
Зачем развивать «функциональную грамотность» у обучающихся и почему без нее уже не обойтись?
Общество и государство просит ? Подготовить человека нового времени, готового жить в других реалиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вектор современного образования смещается от “пересказывания прошлого” к инновационному обучению, ориентированному на будующее .
Понятие функциональной грамотности
Понятие функциональной грамотности подразумевает формирование различных навыков : умений и знаний, которые помогают обучающимся в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Основная цель: не овладении конкретными знаниями , уметь решать проблему творчески и видеть её с разных сторон.
Задачи:
- научить обучающихся смотреть на мир под другим углом;
- дать понять , что обучающиеся способны сориентироваться в ситуации и найти выход из неё самостоятельно;
- приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действий
Условия формирования функциональной грамотности
Профессиональная компетентность педагога
Системно-деятельный подход
Продуктивный характер учебной деятельости на занятии
Метапредметная интеграция
Образовательные технологии
Исследовательские и проблемные стратегии
Работа с технической документацией
Учебно-практические задания
Профессиональная компетентность педагога- это совокупность личностных и профессиональных качеств, способность решать педагогические задачи в учебной, познавательной и воспитательной деятельности.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания;
Продуктивный характер учебной деятельности на занятии содержит ряд новых элементов (выдвижение гипотез,оценка выриантов,познавательная д-ть;
Образовательные технологии: совокупность методов и средств, используемых в последовательном формировании познавательного процесса;
Исследовательские и проблемные стратегии связана с планированием и проведением исследования;
Работа с технической документацией используя данные таблиц,с расчётом;
Учебно-практические задания рассчитать стоимость работы.
Формы функциональной грамотности:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественно-научная грамотность
Компьютерная грамотность
Юридическая грамотность
Экономическая грамотность
Экологическая грамотность
Грамотность в вопросах здоровья
Грамотность в вопросах семейной жизни
Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. ( Музеи,ТЦ, Почта,Транспорт и т.д)Например: умение общаться, выразить просьбу, задать вопрос, приобрести опыт коммуникации)
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого обучающегося мыслить с помощью таких логических приёмов как : анализ, синтез, сравнение , обобщение, классификация.
Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие эти выводы.
Примеры компетентностных заданий, которые педагог применяет в своей работе с обучающимися кружка : « Мастерская игрушек».
Задание: выполнение творческого проекта.
В ходе выполнения проекта обучающийся разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу обучающегося. На всем протяжении выполнения проекта обучающийся проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект обучающийся должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.
Обучающийся приобретает умения: планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.
Программа кружка : « Мастерская игрушек» составлена на 2 года обучения.Обучающиеся , смогут освоить несколько элементов рукоделия, аппликация, шитьё, лепка.Расширят свой кругозор по работе с бумагой и картоном,тканью,нитками, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствуя свои навыки и умения.
Например в работе с бумагой обучающиеся научатся применять естественно-научные знания .
Задание : проверить опытным путём свойства бумаги
Тема « Свойства бумаги»
Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.
Задачи :
- научить обучающихся делать опыт с бумагой;
- уточнить представления о бумаге, процессе изготовления и её применение
- обобщить знание обучающихся о значении и использовании бумаги в жизни человека. Помочь с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.
-развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи;
-поощрять самостоятельные «открытия»
Что приобретёт обучающийся проведя опыт : интеграцию образовательных областей, межпредметную связь, коммуникация, социализация.
Например: умение выполнять не сложные математические рачёты.
Задание: выполните эскиз оформления мягкой игрушки «Тигрёнок»
1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив.
2. Выполнить расчет расходов на оформление тигрёнка , в расчетах учитывать крепёжные элементы.3.Вопрос можно ли проверить качества материала ?
С помощью научного эксперимента в лаборатории (да , нет). Стирать ,наматывать, складывать.
Обучающийся научится: формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие эти выводы.
Развивающие образовательные технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования правильной читательской деятельности;
- технология проектной деятельности , обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальны, коммуникативных и оценочных умений ( подготовка плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, мини-иследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов
-информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений как срвнение и обощение, анализ и синтез.
Как развивать навыки функциональной грамотности?
Мыслить критичн: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретные цифры и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у неё обоснование, кто её выдаёт и зачем, какой главный посыл.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить её с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собесебников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве,экологии,здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг.
Организовать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения ,анализировать данные, делать выводы.
.