СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности»

Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного Образования « Дом Детского Творчества»




Тема: Формирование функциональной грамотности



Методическая разработка


Кружка: « Мастерская игрушек»







Педагог дополнительного образования:

Степаненко Надежда Владимировна


















г. Находка 2022

Зачем развивать «функциональную грамотность» у обучающихся и почему без нее уже не обойтись?

Общество и государство просит ? Подготовить человека нового времени, готового жить в других реалиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вектор современного образования смещается от “пересказывания прошлого” к инновационному обучению, ориентированному на будующее .

Понятие функциональной грамотности

Понятие функциональной грамотности подразумевает формирование различных навыков : умений и знаний, которые помогают обучающимся в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.


Основная цель: не овладении конкретными знаниями , уметь решать проблему творчески и видеть её с разных сторон.

Задачи:

- научить обучающихся смотреть на мир под другим углом;

- дать понять , что обучающиеся способны сориентироваться в ситуации и найти выход из неё самостоятельно;

- приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действий


Условия формирования функциональной грамотности


  1. Профессиональная компетентность педагога

  2. Системно-деятельный подход

  3. Продуктивный характер учебной деятельости на занятии

  4. Метапредметная интеграция

  5. Образовательные технологии

  6. Исследовательские и проблемные стратегии

  7. Работа с технической документацией

  8. Учебно-практические задания


Профессиональная компетентность педагога- это совокупность личностных и профессиональных качеств, способность решать педагогические задачи в учебной, познавательной и воспитательной деятельности.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания;

Продуктивный характер учебной деятельности на занятии содержит ряд новых элементов (выдвижение гипотез,оценка выриантов,познавательная д-ть;

Образовательные технологии: совокупность методов и средств, используемых в последовательном формировании познавательного процесса;

Исследовательские и проблемные стратегии связана с планированием и проведением исследования;

Работа с технической документацией используя данные таблиц,с расчётом;

Учебно-практические задания рассчитать стоимость работы. 

Формы функциональной грамотности:

  Читательская грамотность

  Математическая грамотность

  Естественно-научная грамотность

  Компьютерная грамотность

  Юридическая грамотность

  Экономическая грамотность

  Экологическая грамотность

  Грамотность в вопросах здоровья

  Грамотность в вопросах семейной жизни


Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. ( Музеи,ТЦ, Почта,Транспорт и т.д)Например: умение общаться, выразить просьбу, задать вопрос, приобрести опыт коммуникации)


На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого обучающегося мыслить с помощью таких логических приёмов как : анализ, синтез, сравнение , обобщение, классификация.

Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие эти выводы.



Примеры компетентностных заданий, которые педагог применяет в своей работе с обучающимися кружка : « Мастерская игрушек».

Задание: выполнение творческого проекта.

В ходе выполнения проекта обучающийся разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу обучающегося. На всем протяжении выполнения проекта обучающийся проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект обучающийся должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё  это  формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Обучающийся приобретает умения: планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.



Программа кружка : « Мастерская игрушек» составлена на 2 года обучения.Обучающиеся , смогут освоить несколько элементов рукоделия, аппликация, шитьё, лепка.Расширят свой кругозор по работе с бумагой и картоном,тканью,нитками, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствуя свои навыки и умения.

Например в работе с бумагой обучающиеся научатся применять естественно-научные знания .

Задание : проверить опытным путём свойства бумаги

Тема « Свойства бумаги»

Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.

Задачи :

- научить обучающихся делать опыт с бумагой;

- уточнить представления о бумаге, процессе изготовления и её применение

- обобщить знание обучающихся о значении и использовании бумаги в жизни человека. Помочь с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.

-развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи;

-поощрять самостоятельные «открытия»

Что приобретёт обучающийся проведя опыт : интеграцию образовательных областей, межпредметную связь, коммуникация, социализация.


Например: умение выполнять не сложные математические рачёты.

Задание: выполните эскиз оформления мягкой игрушки «Тигрёнок»

1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив.

2. Выполнить расчет расходов на оформление тигрёнка , в расчетах учитывать крепёжные элементы.3.Вопрос можно ли проверить качества материала ?

С помощью научного эксперимента в лаборатории (да , нет). Стирать ,наматывать, складывать.

Обучающийся научится: формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие эти выводы.

Развивающие образовательные технологии, такие как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования правильной читательской деятельности;

- технология проектной деятельности , обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальны, коммуникативных и оценочных умений ( подготовка плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, мини-иследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов

-информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений как срвнение и обощение, анализ и синтез.

Как развивать навыки функциональной грамотности?



Мыслить критичн: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретные цифры и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у неё обоснование, кто её выдаёт и зачем, какой главный посыл.

Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить её с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собесебников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве,экологии,здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг.

Организовать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения ,анализировать данные, делать выводы.







 



















 





 



.