26.11.21 Штукерт Н.А
ссылка на презентацию к выступлению: Формирование функциональной грамотности (multiurok.ru)
Формирование креативного мышления в дисциплинах естественнонаучного цикла. Глобальные компетенции.
Имеем возможность, не хотим. Купили модный рюкзак, но не идем в поход.
Не имеем возможности делать, делаем. Идем в поход с пакетом.
Типы мышления.
Образное мышление. Образ
Креативное мышление Креативность - нестандартный подход в стандартной ситуации.
Предметное мышление предмет (объект)
Символьное мышление
Знаковое мышление
Исследование
Что (объект) | Что | зачем | Понимаю зачем | как | как |
Зачем (цель) | Как | что | знаю как | зачем | что |
Как( метод) | Зачем | как | выделяю что | что | зачем |
Взрослого | ребенка | ученика | Учителя | Мастер предмета | Мастер образа |
Объектное мышление | Конструктивное мышление | Алгоритмическое мышление |
Где креативность?
Функциональная грамотность.
ФУНКЦИЯ, -и; ж. [от лат. functio] 1. Значение, назначение чего-л. Ф. кредита. Звательный падеж в функции именительного. Выполнять чью-л. функцию. Нести, взять на себя функцию администратора, распорядителя. // Направление деятельности в соответствии с назначением какой-л. организации, учреждения; задача, обязанность должностного лица и т.п. Ф. кооперации. Возложить на комитет функции контроля. 2. Биол. Работа, производимая органом или организмом, как проявление его жизнедеятельности. Ф. надпочечников. Восстановление нарушенных функций организма. Пищеварительная, выделительная ф. Физиологические функции. Отправлять свои функции (о действии отдельных органов). 3. Матем. Зависимость одних переменных величин от других; переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины (аргумента). Тригонометрические функции. 4. Книжн. Явление, зависящее от другого и служащее формой его проявления, осуществления. Литература признаётся одной из функций общественного бытия. альный (см.). | Большой толковый словарь ГРАМОТА, -ы; ж. [от греч. grámmata - чтение и письмо] 1. только ед. Умение читать и писать. Выучиться грамоте. 2. Официальный документ, устанавливающий или удостоверяющий что-л. Ратификационная г. Верительные грамоты (о назначении кого-л. дипломатическим представителем). Охранная г. Патентная г. Почётная, похвальная г. 3. Устар. Письмо, послание, записка. Послать, читать грамоту. ◊ Китайская грамота (см. Китайский). Тарабарская грамота (см. Тарабарский). Филькина грамота (см. Филькин). Технологии чтения и технологии письма отличаются. Технологии одновременно читать и писать отдельные технологии . Человек умеет читать но не умеет писать. Умеет писать не умеет читать если ни то не другое неграмотный. Как правило человек читающий является грамотным грамотно мыслить. не читающий |
| Гра́мотность — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать... Умения мыслить на родном языке. Мыслить правильно верно по правилам кто устанавливает правила? человек Неродные - формальные грамотно мыслить устанавливать нужные последовательности. взаимосвязи умения отделить истину от лжи. К умению работать с информацией. Сбор обработка хранение и передача информации с использованием в том числе и технических средств. Природа наделяет или не наделяет |
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений https://ino.mgpu.ru/notes/chto-takoe-funktsionaln
Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».
Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].
Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [2]
Кстати, исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment) – в 2019 г. выявила, что за период с 2009 по 2018 гг. по читательской грамотности (важной части функциональной грамотности) сократилось различие в результатах юношей и девушек почти во всех странах. В шести из 64-х стран, в число которых вошла и Россия, в 2018 году результаты и юношей, и девушек повысились по сравнению с 2009 годом. При этом сократилось различие в результатах юношей и девушек на 20 баллов. Эта позитивная тенденция проявилась в улучшении уровня читательской грамотности юношей на 25 баллов. [3]
Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.
Для этого Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», однако по словам Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России, к.пед.н., необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:
работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
активно разрабатывать «PISA-подобные» задания и разворачивать программы повышения квалификации учителей.
включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность
5. Креативное мышление
6. Глобальные компетенции
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Креативное мышление.
Слово "креатив" (от лат. creatio - созидание, сотворение) - это калька(буквальный перевод) английского слова "creative", означающего "творчество, творческий". В русском языке оно имеет то же значение.
Что такое "креатив", "креативный"?
Ка́лька (от фр. calque «копия»), или кальки́рование, в лингвистике — заимствование иноязычных слов, выражений, фраз буквальным переводом соответствующей языковой единицы, а также результат этих заимствований: слова, выражения и фразы.
образ калька бумага прозрачность видный с двух сторон.
Для чего такую бумагу в свое время использовали вспомним.
Переводили. Шаблон . Копировали и получали основу для дальнейшего преобразования.
Вроде копия но с видоизменениями.
Есть базовые знания умения навыки компетенции но не как у всех у кого у всех.
КРЕАТИ́В
1. творческая составляющая какой-либо деятельности, работа художников, текстовиков, концептуалистов (в рекламе и т. п.) ◆ В известном споре о том, что же такое рекламный креатив ― искусство или технология, побеждает точка зрения, что при всем уважении к интуиции творца, последнее слово остается за маркетологом или владельцем бизнеса, который лучше знает своего клиента. Владимир Ляпоров, «Новые имена», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Креативное мышление в рамках функциональной...
znanio.ru›kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolniko
творческое мышление -креативное мышление в рамках естественно- научной грамотности.
Движение (изменение)
Взаимодействие
изменения в процессе взаимодействия
природа со своим законами. Связями
человек сознание1
общество множество сознаний наделенными природой способностями типом мышления и взаимодействия с окружающим миром. самим собой с другими и техникой.
Техника с которой мы взаимодействием
креативность врожденная или приобретенная???
Можно ли научить мыслить творчески?
Стандарт алгоритм
на этапе разработки алгоритма может происходит изменения
на этапе исполнения могут происходит изменения
делай как я стандарт должен быть база если не владеем к творчеству перейти сложно
возможности изменений
в последовательности предложенных этапов алгоритмов
в добавлении новых задач
обоснование собственного выбора
Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Начинать с понимания что такое информация
как с ней работать
информационная грамотность. Получение информации сведений из окружающего мира сведения превращать в знания
Коммуникационная (взаимодействие с природой. С собой обществом и техникой (объектами. предметами)
информационно-коммуникационная
пять органов чувств через которые взаимодействует с объектами природы
увидели, услышали, потрогали, понюхали, попробовали на вкус.
Именно в такой последовательности. Не все можно пробовать на вкус. Попробовав однажды можем больше ничего не удивить не услышать. Без еды тоже нельзя. День ничего не пробуем на вкус.
Если какой то орган не функционирует природа компенсирует.
Видеть тоже можем не все
стиль мышления формируем или он нам дан природой? Можно развивать.
технологии сбора
обработки
хранения
передачи информации
Компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающих реализацию своей компетентности.
Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.
Познавательные (логические) универсальные учебные действия : - анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно –следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство (процессы сравнения геометрических фигур, действия с геометрическими...
одинаковые баночки закрытые
пустая
с надписью Что внутри?
Информация
заполненная жидкостью надпись Осторожно яд
не трогать
мед
со доной стороны яд
с другой мед
какая привлекла внимание и почему
на последней информация противоречива
как проверить истина или ложь
задействовать максимально все органы чувст
увидить
услышать
потрогать
понюхать
попробовать на вкус
не все видим…. В определенном диапазоне
слышим тоже
не можно потрогать понюхать а тем более пробовать на вкус
возвращаемся к баночкам а точнее к надписям к ним
информация либо достоверна либо нет
кто мог сделать надпись и с какой целью
от простой до олимпиадной
Выбрали наиболее привлекательную формулировку и почему
формулировка | |
Найти путь, если известны скорость и время | Нет конкретной информации. Задача в общем виде |
Найти путь если скорость 5 км/ч., время движения 2 ч | Не привлекательна нет конкретного объекта |
Человек движется со скоростью 5 км/ч найти пройденный им путь за 2ч. | Привлекает внимание |
Человек движется со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние пройдет за 2 ч. | Путь заменили на расстояние |
Человек движется со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние пройдет за 2 ч. ответ записать в м | требование |
Тело движется со скоростью человека. Какое расстояние пройдет тело за 2 ч | Не хватает данных |
Тело переместилось их точки А в точку Б с постоянной скоростью 5 км/ч. За 2ч Найти длину отрезка АВ | Путь заменяем на перемещение длину отрезка |
Тело переместилось их точки А в точку Б с постоянной скоростью 5 км/ч. За 7200с. Найти длину отрезка АВ | Несоответствие наименований единиц |
Какой путь преодолеттело за 1ч. Двигаясь со скоростью 5000м/с | Несоответствие наименований единиц |
Тело за 1 ч проходит расстояние в 5 км. Какое расстояние преодолеет тело за 2ч | |
Тело двигалось равномерно и прямолинейно со скоростью 5 км/ч какое расстояние пройдет тело за 2ч | |
Графическая задача. Н айти путь за 2ч | |
С формулируйте и решите задачу | |
Скорость пешехода 5 км/ч. Какое расстояние в м пешеход преодолеет за 1ч | |
Скорость пешехода 5 км/ч. Какое расстояние в м пешеход преодолеет за 3600 с. | |
Сравнить скорости 5 км/ч и 1,38 м/с | Не привязана к конкретному объекту |
| првязана |
5 км/ч выразите в м/с | 1,38 м/с |
Какая скорость больше 5 км/ч или 1,4 м/с | Приблизительно одинаковы |
Скорость тепловоза 28 м/с, автомобиля 36км/ч. Кто быстрее преодолеет расстояние в 5 км | |
Мальчик по дороге из школы каждые 2 мин проходил между двумя соседними столбами можно ли считать движение равномерным? | Можно расстояние между столбами можно считать одинаково. И промежутки времени одинаковы |
Тело движется равномерно и прямолинейно по закону х=1,4t. Найти расстояние пройдённое телом за 1 час | |
Скорость зайца 15 м/с, скорость дельфина 18км/ч. а) Сравните их скорости. б) определить расстояние на которое убежит заяц за тоже самое время, за которое проплывает дельфин 500м | |
Записать уравнение движение человека двигающегося прямолинейно и равномерно | |
4. Задание 4 № 1543 На графике представлена зависимость пути от времени движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал обратно в школу. С какой скоростью мальчик ехал на самокате в школу после того, как забрал из дома дневник? Ответ округлите до десятых. | https://phys7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=1543 |
9. Задание 9 № 1596 Во время тренировки первые пятнадцать минут спортсмен бежал со скоростью 12 км/ч, а следующие полчаса — со скоростью 9 км/ч. 1) Какое расстояние пробежал спортсмен за первые пятнадцать минут тренировки? 2) Чему равна средняя скорость спортсмена за всю тренировку? О твет: 1) расстояние _________км-; 2) средняя скорость_____ км/ч | |
Человек преодолевает дистанцию 100м за 30 с. Бежал или шел человек? | Скорость сравнить бежал |
Миша бежит со скоростью 18 км/ч за Сашей. Который пытается убежать со скорость 12 м/с догонит ли Миша (убежит ли Саша) | |
Убедитесь что средняя скорость пешехода составляет 5 км/ч | |
Определить свою скорость при беге | Данные с урока ф-ра |
Определить скорость ветра если расстояние в 200м по ветру человек преодолевает в 2 раза быстрее чем против | |
Определить скорость ветра если человек затратил на 20 мин меньше в одну сторону, чем в другую | |
Путешествуя с факелом по стране дистанцию разбили на части. Определить среднюю скорость спортсменов несущих факел | Данные из источников |
Мальчик выучил текст из 100 слов за 20мин. При ходьбе скорость забывания текста составляет 10 слов/с. Какой длины текст останется в вашей голове пока вы идете до школы. | |
| |