СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников  необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Формирование функциональной (математической) грамотности

младших школьников


Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

 распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

 формировать эти проблемы на языке математики;

 решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

 формулировать и записывать результаты решения.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии такие как: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;  технология формирования правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»,;  уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Особое значение придается формированию логической грамотности. Главной задачей уроков математики является развитие словесно логического мышления.   Формируя функциональную (математическую) грамотность, необходимо наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он смог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

На уроках я учу детей ставить цели и планировать деятельность по их достижению, добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать её. Не забываю о том, что дети должны уметь высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение, а также уметь грамотно пользоваться математическими терминами. Прививаю навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Следовательно, функциональная математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

• формулировать эти проблемы на языке математики;

• решать проблемы, используя математические факты и методы;

• анализировать использованные методы решения;

• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

• формулировать и записывать результаты решения.

Я регулярно включаю в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..

Хочу представить ряд работ, используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников.

1.  Работа над задачей.

Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.

Кто пришёл раньше всех?  Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)

б) с помощью рисунка.

На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

в) с помощью чертежа.

2. Решение задач с недостающими или лишними данными.

Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?

3. Самостоятельное составление задач учениками.

4. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

5. Закончить решение задачи.

6. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

7. Составление и решение обратных задач.

Развитие логического мышления младших школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики и внеклассных занятиях. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.   Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

1. Логические задачи.

В клетке находились 3 попугая. Трое ребят купили по одному из этих попугаев, и один попугай остался в клетке. Как это могло    случиться?


Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.

Задание 1.

Запишите в таблице верные ответы на вопросы.

Вопросы

Ответы

По какому адресу состоится цирковое представление?


Сколько стоит билет на представление?


Какие животные будут участвовать в представлении?


Указать время начала представления.


Какой главный приз разыгрывается на представлении?


До какого возраста можно посмотреть представление бесплатно?


Что будет продаваться до представления?


Как можно навести все справки о представлении?



Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

  1. Как игровой момент на уроке;

  2. Как проблемный элемент в начале урока;

  3. Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

  4. Как задание для смены деятельности на уроке;

  5. Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

  6. Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.

В результате такой работы, учащиеся не только знакомятся с заданиями нестандартного характера, но и повышают математическую функциональную грамотность: расширяют свои знания, развивают образное мышление, находят взаимосвязь между различными явлениями, учатся объяснять причины наблюдаемых природных явлений, познают проявления физических закономерностей во многих областях и сферах человеческой деятельности: производственной, научно-исследовательской, социально-бытовой. Также учатся применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни.





3