Формирование функциональной (математической) грамотности
младших школьников
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
формулировать и записывать результаты решения.
Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии такие как: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»,; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
Особое значение придается формированию логической грамотности. Главной задачей уроков математики является развитие словесно логического мышления. Формируя функциональную (математическую) грамотность, необходимо наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он смог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
На уроках я учу детей ставить цели и планировать деятельность по их достижению, добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать её. Не забываю о том, что дети должны уметь высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение, а также уметь грамотно пользоваться математическими терминами. Прививаю навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Следовательно, функциональная математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
• формулировать эти проблемы на языке математики;
• решать проблемы, используя математические факты и методы;
• анализировать использованные методы решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
• формулировать и записывать результаты решения.
Я регулярно включаю в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..
Хочу представить ряд работ, используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников.
1. Работа над задачей.
Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?
в) с помощью чертежа.
2. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
3. Самостоятельное составление задач учениками.
4. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
5. Закончить решение задачи.
6. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
7. Составление и решение обратных задач.
Развитие логического мышления младших школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики и внеклассных занятиях. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:
1. Логические задачи.
В клетке находились 3 попугая. Трое ребят купили по одному из этих попугаев, и один попугай остался в клетке. Как это могло случиться?
Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.
Задание 1.
Запишите в таблице верные ответы на вопросы.
Вопросы | Ответы |
По какому адресу состоится цирковое представление? | |
Сколько стоит билет на представление? | |
Какие животные будут участвовать в представлении? | |
Указать время начала представления. | |
Какой главный приз разыгрывается на представлении? | |
До какого возраста можно посмотреть представление бесплатно? | |
Что будет продаваться до представления? | |
Как можно навести все справки о представлении? | |
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
Как игровой момент на уроке;
Как проблемный элемент в начале урока;
Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
Как задание для смены деятельности на уроке;
Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;
Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.
В результате такой работы, учащиеся не только знакомятся с заданиями нестандартного характера, но и повышают математическую функциональную грамотность: расширяют свои знания, развивают образное мышление, находят взаимосвязь между различными явлениями, учатся объяснять причины наблюдаемых природных явлений, познают проявления физических закономерностей во многих областях и сферах человеческой деятельности: производственной, научно-исследовательской, социально-бытовой. Также учатся применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни.
3