Астраханское суворовское военное училище МВД России
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Подготовила
учитель цикла гуманитарных дисциплин
Черемина И.В.
Астрахань - 2023
В современную эпоху глобализации и информатизации условия жизни людей меняются колоссальными темпами: появляются инновационные приборы, технологии, методики. Каждый день происходят преобразования в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах мирового сообщества. Настоящий мир можно охарактеризовать как нестабильный, неопределённый, сложный и неординарный. Происходящие изменения в нём можно разделить на четыре группы: экологические, экономические, финансовые, социальные. Всё это приводит к тому, что в настоящее время крайне сложно предсказать востребованные в будущем профессии, необходимые для них профессиональные навыки и умения. В связи с этим, в школе возникла необходимость формирования у обучающихся функциональной грамотности с целью укрепления их позиций в будущем мире нестабильности.
Определение ученого-лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию..
Функциональное чтение - чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: поиск информации, понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении. Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. То есть учащийся должен:
1. Быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, иметь уверенную адаптацию.
2. Уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Уметь строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владеть навыками рефлексии, уметь посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость, но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Поэтому я согласна со словами В.А. Сухомлинского, который сказал: «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».
На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и приёмы, которые способствуют развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
На уроках русского языка и литературы формирование функциональной грамотности является важной и неотъемлемой частью. Развитие функциональных навыков на уроках русского языка предполагает развитие следующих компетенций: – коммуникативная, включающая владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; выражаться устно и письменно; – языковая, предполагающая знание языковой системы, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности; – лингвистическая, которая направлена на формирование мировоззрения языка, изучение его истории, а также овладение работами лингвистов и культурологов. Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, позволяющие воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность.
К одним из наиболее успешных методов, способствующих развитию функциональной грамотности на уроках русского языка в 5–11 классах можно отнести игровые технологии. Их использование способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию различных навыков и умений практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся к обучению. Игры «Третий лишний», «Подбери пару», «Лексикографический марафон», «Цепочка слов», «Филологический ринг», «Сила слова» направлены на повышение познавательной активности учащихся, способствуют ускорению достижения цели, позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность учащихся носит преобразующий характер: они наблюдают, сравнивают, группируют, обнаруживают закономерности, делают выводы. Приведу некоторые примеры применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы в 5–11 классе, нацеленных на формирования функциональной грамотности обучающихся.
Прием - КЛАСТЕР
«Кластер»-информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Этапы работы над кластером:
В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Прием - СИНКВЕЙН - применяется на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы
Синквейн:
1 строка - существительное - тема синквейна (объект)
2 строка - 2 прилагательных, описывающие признаки и свойства объекта
3 строка - 3 глагола - действия, совершаемые объектом
4 строка - предложение - отношение автора к объекту
5 строка - синоним к первой строчке - суть объекта
Прием «Верные и неверные утверждения»
Объявляется тема урока.
Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о теме урока?
Формулирование целей
Соотношение старой и новой информации
Прием «Диктант на засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.
Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на
изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком…
Прием «незаконченные предложения».
Прием похож на «Свободный микрофон», смысл на экране показаны незаконченные предложения в форме клише, ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы:
Вариант 1. Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я…
Я встретился(сь) с трудностью при…
У меня хорошо получилось…
Мне это необходимо для…
Вариант 2.
- я узнал…
- я научился…
- я повторил…
- я закрепил…
- я поставил бы своему товарищу…
Прием «Интеллект-карта» - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Приемы работы с интеллект-картами:
1. «Пробелы»
В 10–11 классе — Лингвистическая игра «Сила слова». Задание: Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам: И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. Записать за ушами. Когда свинья в жёлтых шлёпанцах. Представленные игровые технологии способствуют развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенциям в рамках формирования функциональной грамотности у обучающихся 5–11 классов на уроках русского языка.
Таким образом, формирование функциональной грамотности у обучающихся является важной составной частью их обучения в школе. На уроках русского языка важно применять новые и современные технологии, способствующие развитию ключевых компетенций в рамках формирования функциональной грамотности. Это позволит повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению русского языка, будет способствовать развитию мыслительных операций, посодействует формированию самостоятельности учеников.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций XXI века, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.
«Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо». Колин Тернер