СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе»

Доклад подготовила учитель МАОУ НОШ №13 ЗАРЕВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА

Доклад подготовила учитель МАОУ НОШ №13

ЗАРЕВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА

Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности.

Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» .

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» .

Какими качествами должен обладать ученик начальной школы? 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация. 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи. 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе. 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?

  • 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
  • 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
  • 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
  • 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 
 Современный ученик адаптирован в мире современного прогресса, новых технологий , гаджетов ,компьютерных игр намного больше, чем в общении. Дети разучились правильно строить предложения, употреблять нужные слова в речи. Речь становится, скудной непонятной, с использованием каких-то своих речевых оборотов и сокращений. Письменная речь ребёнку дается с большим трудом, формирование грамотного письма-одна из сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка.

Современный ученик адаптирован в мире современного прогресса, новых технологий , гаджетов ,компьютерных игр намного больше, чем в общении. Дети разучились правильно строить предложения, употреблять нужные слова в речи. Речь становится, скудной непонятной, с использованием каких-то своих речевых оборотов и сокращений. Письменная речь ребёнку дается с большим трудом, формирование грамотного письма-одна из сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка.

 Учебный предмет «РУССКИЙ ЯЗЫК»- ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся приобретают навыки работы в паре, навыки работы с учебником, со словарём, умение рационально распределять время, навыки проверки работы одноклассников, навыки взаимопроверки, нахождение ошибки, навыки словесной оценки своей работы, умение высказывать своё мнение.

Учебный предмет «РУССКИЙ ЯЗЫК»- ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся приобретают навыки работы в паре, навыки работы с учебником, со словарём, умение рационально распределять время, навыки проверки работы одноклассников, навыки взаимопроверки, нахождение ошибки, навыки словесной оценки своей работы, умение высказывать своё мнение.

Для более продуктивного взаимодействия между учителем и учащимися, для большей заинтересованности предметом –для учащихся на уроках русского языка чаще нужно создавать Проблемные ситуации .  1.Составь из букв слова. Подсказка: первая буква слова выделена. Напиши слова х с ара-_______________ рбу а з- ___________ ах б ач-_______________ за б рёе- __________ 2.Спиши текст. Исправь слова с перепутанными буквами. Рнао утром ммаа разбудила Ваню. Мчиальк ватсл,позавтракал, заправил квоарть и пошёл в школу. Используя задания такого вида учащиеся учатся конструировать слова, употреблять их в речи с учётом их значения.
  • Для более продуктивного взаимодействия между учителем и учащимися, для большей заинтересованности предметом –для учащихся на уроках русского языка чаще нужно создавать Проблемные ситуации .

1.Составь из букв слова.

Подсказка: первая буква слова выделена.

Напиши слова

х с ара-_______________ рбу а з- ___________

ах б ач-_______________ за б рёе- __________

2.Спиши текст. Исправь слова с перепутанными буквами.

Рнао утром ммаа разбудила Ваню. Мчиальк ватсл,позавтракал, заправил квоарть и пошёл в школу.

Используя задания такого вида учащиеся учатся конструировать слова, употреблять их в речи с учётом их значения.

Для развития функциональной грамотности на уроках использую различные методы и приёмы способствующие развитию орфографической зоркости.  «Лови ошибку» Унас жывёт кошка мурка.У неё пушыстый хвост.  выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам! Упражнения помогают ребёнку освоить и закрепить навыки работы с предложением, как структурной единицей речи.

Для развития функциональной грамотности на уроках использую различные методы и приёмы способствующие развитию орфографической зоркости.

«Лови ошибку»

Унас жывёт кошка мурка.У неё пушыстый хвост.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!

Упражнения помогают ребёнку освоить и закрепить навыки работы с предложением, как структурной единицей речи.

Приём « Отсроченная отгадка» ________- это часть речи, обозначает предмет , отвечает на вопросы _____ и _____, в предложении является чаще всего подлежащим.  Узнай слова по описанию . Осенний цветок. Восьмой месяц года. Крупная болотная птица. Осколок льда в океане или море. Вооруженные силы государства. Буквы расположенные по порядку. Часть света, состоит из материка и островов.

Приём « Отсроченная отгадка»

________- это часть речи, обозначает предмет , отвечает на вопросы _____ и _____, в предложении является чаще всего подлежащим.

Узнай слова по описанию .

  • Осенний цветок.
  • Восьмой месяц года.
  • Крупная болотная птица.
  • Осколок льда в океане или море.
  • Вооруженные силы государства.
  • Буквы расположенные по порядку.
  • Часть света, состоит из материка и островов.
Приём «Яркое пятно »

Приём «Яркое пятно »

 Читаю- отвечаю. Дуб- дерево высокое и сильное. Он живёт гораздо дольше людей. Стук! Это жёлудь упал на землю. Скоро вырастет новый дуб.  Прочитай текст в слух, затем вопросы. Подчеркни правильный вопрос к тексту.  Спиши текст. Вопросы к тексту.  Где растёт дуб? Сколько живёт дуб? Что находится внутри жёлудя?

Читаю- отвечаю.

Дуб- дерево высокое и сильное. Он живёт гораздо дольше людей. Стук! Это жёлудь упал на землю. Скоро вырастет новый дуб.

Прочитай текст в слух, затем вопросы. Подчеркни правильный вопрос к тексту.

Спиши текст.

Вопросы к тексту.

Где растёт дуб?

Сколько живёт дуб?

Что находится внутри жёлудя?

Верно-неверно Страшная асил Красивая лиса Асил-огромный, страшный и злой зверь. Лиса-__________________ Кожа у асил покрыта тёмной шерстью. Кожа у лисы _______________________ Питается асил в основном волками и медведями Питаются лисы__________ При встрече с асил в парке надо бежать сломя голову. При встрече с лисой…. Прочитай в слух предложения –шутки про сказочное животное, которое называется «страшная асил» Придумай и напиши в таблице предложения про настоящее животное – красивую лису. Учу учащихся находить слова обозначающие признак предмета( использую при изучении прилагательных.

Верно-неверно

Страшная асил

Красивая лиса

Асил-огромный, страшный и злой зверь.

Лиса-__________________

Кожа у асил покрыта тёмной шерстью.

Кожа у лисы _______________________

Питается асил в основном волками и медведями

Питаются лисы__________

При встрече с асил в парке надо бежать сломя голову.

При встрече с лисой….

Прочитай в слух предложения –шутки про сказочное животное, которое называется «страшная асил» Придумай и напиши в таблице предложения про настоящее животное – красивую лису.

Учу учащихся находить слова обозначающие признак предмета( использую при изучении прилагательных.

Б е рёза - л е то М о роз – х о лод Р е бята – д е ти П е тух – П е тя Уч е ник – уч е ние Р я бина - я года

Б е рёза - л е то

М о роз – х о лод

Р е бята – д е ти

П е тух – П е тя

Уч е ник – уч е ние

Р я бина - я года

 Части- целое Прочитай  предложения вслух. Расставь  их по порядку так, чтобы получился текст. Впиши цифры в клетки. Придумай и напиши заголовок к тексту  Листочки свои потеряли.  Только клён упрямится.  Он одет в красивый жёлтый плащ.  Осенью стоят деревья унылые.

Части- целое

Прочитай предложения вслух.

Расставь их по порядку так, чтобы получился текст.

Впиши цифры в клетки.

Придумай и напиши заголовок к тексту

Листочки свои потеряли.

Только клён упрямится.

Он одет в красивый жёлтый плащ.

Осенью стоят деревья унылые.

 Читаю-считаю-пишу . Прочитай текст. Спиши. Найди в третьем предложении основу предложения. Посчитай количество слов в шестом предложении.

Читаю-считаю-пишу .

Прочитай текст. Спиши.

Найди в третьем предложении основу предложения.

Посчитай количество слов в шестом предложении.

На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это самостоятельная часть речи? - да;  Она обозначает признак предмета? – нет; Эта часть речи склоняется? – да; Это самая многочисленная часть речи? – да. Ребята делают вывод, что это существительное.

На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.