Доклад подготовила учитель МАОУ НОШ №13
ЗАРЕВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА
Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» .
Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?
- 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
- 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
- 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
- 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Современный ученик адаптирован в мире современного прогресса, новых технологий , гаджетов ,компьютерных игр намного больше, чем в общении. Дети разучились правильно строить предложения, употреблять нужные слова в речи. Речь становится, скудной непонятной, с использованием каких-то своих речевых оборотов и сокращений. Письменная речь ребёнку дается с большим трудом, формирование грамотного письма-одна из сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка.
Учебный предмет «РУССКИЙ ЯЗЫК»- ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся приобретают навыки работы в паре, навыки работы с учебником, со словарём, умение рационально распределять время, навыки проверки работы одноклассников, навыки взаимопроверки, нахождение ошибки, навыки словесной оценки своей работы, умение высказывать своё мнение.
- Для более продуктивного взаимодействия между учителем и учащимися, для большей заинтересованности предметом –для учащихся на уроках русского языка чаще нужно создавать Проблемные ситуации .
1.Составь из букв слова.
Подсказка: первая буква слова выделена.
Напиши слова
х с ара-_______________ рбу а з- ___________
ах б ач-_______________ за б рёе- __________
2.Спиши текст. Исправь слова с перепутанными буквами.
Рнао утром ммаа разбудила Ваню. Мчиальк ватсл,позавтракал, заправил квоарть и пошёл в школу.
Используя задания такого вида учащиеся учатся конструировать слова, употреблять их в речи с учётом их значения.
Для развития функциональной грамотности на уроках использую различные методы и приёмы способствующие развитию орфографической зоркости.
«Лови ошибку»
Унас жывёт кошка мурка.У неё пушыстый хвост.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!
Упражнения помогают ребёнку освоить и закрепить навыки работы с предложением, как структурной единицей речи.
Приём « Отсроченная отгадка»
________- это часть речи, обозначает предмет , отвечает на вопросы _____ и _____, в предложении является чаще всего подлежащим.
Узнай слова по описанию .
- Осенний цветок.
- Восьмой месяц года.
- Крупная болотная птица.
- Осколок льда в океане или море.
- Вооруженные силы государства.
- Буквы расположенные по порядку.
- Часть света, состоит из материка и островов.
Приём «Яркое пятно »
Читаю- отвечаю.
Дуб- дерево высокое и сильное. Он живёт гораздо дольше людей. Стук! Это жёлудь упал на землю. Скоро вырастет новый дуб.
Прочитай текст в слух, затем вопросы. Подчеркни правильный вопрос к тексту.
Спиши текст.
Вопросы к тексту.
Где растёт дуб?
Сколько живёт дуб?
Что находится внутри жёлудя?
Верно-неверно
Страшная асил
Красивая лиса
Асил-огромный, страшный и злой зверь.
Лиса-__________________
Кожа у асил покрыта тёмной шерстью.
Кожа у лисы _______________________
Питается асил в основном волками и медведями
Питаются лисы__________
При встрече с асил в парке надо бежать сломя голову.
При встрече с лисой….
Прочитай в слух предложения –шутки про сказочное животное, которое называется «страшная асил» Придумай и напиши в таблице предложения про настоящее животное – красивую лису.
Учу учащихся находить слова обозначающие признак предмета( использую при изучении прилагательных.
Б е рёза - л е то
М о роз – х о лод
Р е бята – д е ти
П е тух – П е тя
Уч е ник – уч е ние
Р я бина - я года
Части- целое
Прочитай предложения вслух.
Расставь их по порядку так, чтобы получился текст.
Впиши цифры в клетки.
Придумай и напиши заголовок к тексту
Листочки свои потеряли.
Только клён упрямится.
Он одет в красивый жёлтый плащ.
Осенью стоят деревья унылые.
Читаю-считаю-пишу .
Прочитай текст. Спиши.
Найди в третьем предложении основу предложения.
Посчитай количество слов в шестом предложении.
На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это самостоятельная часть речи? - да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.