Крюкова Марина Алексеевна,
учитель биологии МБОУ «Лицей г. Рошаль»
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»
Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. На уроках биологии важно показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.
Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает в себя приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, постоянное обогащение научными знаниями и применение их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.
Биологическая грамотность - способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологию так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему, всесторонне развитому человеку. К сожалению, учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения он не должен выдавать знания, а стимулировать учеников к их получению, обеспечить возможность добиться успеха через проблемное обучение.
На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся, применения полученных знаний на практике и использования их в процессе социальной адаптации, формирования умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.
Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности
1. Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
2. Выявлять особенности естественнонаучного исследования.
3. Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
4. Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
5. Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
6. Понимать методы научных исследований.
7. Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
8. Перечислять явления, факты, события.
9. Сравнивать объекты, события, факты.
10. Объяснять явления, события, факты.
11. Характеризовать объекты, события, факты.
12. Анализировать события, явления и т.д
13. Видеть суть проблемы.
14. Составлять конспект, план.
Формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках позволяет развивать такие качества личности, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
Важной на уроках биологии является работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов и т.п.
Примеры заданий.
-
Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.
Учащимся предлагается следующая информация: «…Корни могут служить для запасания воды, что особенно хорошо видно на примере некоторых тропических орхидных. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая в них и хранится, и по мере необходимости используется растением.
У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз и укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффектны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров».
Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».
Можно попросить ученика прокомментировать выполнение этого или любого другого задания. Данный прием помогает формировать понимание изучаемого материала, формирует общеучебные умения, а значит и грамотность.
-
Практические задания- постановка эксперимента.
Учитель взял два стакана. В один насыпал на 1/3 сухих семян, а в другой столько же семян того же растения, но прорастающих. Поставил в стаканы термометры, закрепил их вертикально ватой, отметил, что температура одинаковая, и оставил до следующего дня.
Пронаблюдав действия учителя, сделайте записи, в которых отразите цель опыта, материалы и оборудование для его проведения, методику постановки, наблюдения за ходом опыта, учет результатов. Запишите предположительные выводы и сравните их с полученными по окончании опыта, сформулированными в классе. Запишите верные выводы. Попробуйте провести подобный опыт. Какие знания вам пригодились при выполнении данного задания.
3.Задания, направленные на развитие внимания.
Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.
Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.
4.Задания, направленные на умение формулировать выводы, доказательства.
«Воздушное питание» растений
Растениям кроме воды и минеральных солей требуются углерод, азот и многие другие химические элементы, необходимые для построения органических веществ, являющихся основой любого растительного организма.
Началом изучения процессов образования органических веществ у растений стали опыты Д. Пристли (1733–1804).
1. Учёный поместил свечу под герметический стеклянный колпак, и через непродолжительное время свеча погасла. В тот момент объяснить прекращение горения свечи ученый не смог. Предположите, почему Д. Пристли не смог объяснить причину, по которой свеча погасла. |
2. Исследователь продолжил свои эксперименты. Он поместил мышь под тот стеклянный колпак, в котором только что потухла свеча. Через непродолжительное время животное погибло. | → | | Какое предположение мог бы сделать Пристли на основании опыта с мышью? |
| 1) | Мышь погибла от страха. | | 2) | Мышь погибла от перегревания, так как стекло задерживает тепло. | | 3) | Мышь погибла от испорченного горением свечи воздуха. | | | 4) Мышь погибла от отсутствия пищи под стеклянным колпаком. | | 3.Д. Пристли исследовал причину смерти мыши под колпаком. Он взял два стеклянных колпака. Под один он поместил только мышь, а под другой – мышь и растение. Без растения мышь быстро погибла в течение нескольких часов, а мышь под колпаком с растением прожила несколько дней. | ↓ | | Какой вывод мог сделать Пристли из результата своего эксперимента? 4. Следующим этапом исследования воздуха была серия экспериментов, где ученые помещали колпаки с мышами и растениями то на яркий солнечный свет, то в темноту. Одни эксперименты проходили только ночью, другие – только днем. В результате было замечено, что в одних случаях мыши жили дольше, а в других меньше. Каким, по вашему мнению, был результат этих экспериментов? Выберите наиболее подходящее утверждение. | | 1) | Продолжительность жизни мыши под колпаком не зависит от времени суток, в которое проводился эксперимент. | | 2) | Продолжительность жизни мыши под колпаком зависит от того, какое растение там находилось. | | 3) | Продолжительность жизни мыши под колпаком оказывалась больше, если всё время эксперимента проходило в темноте. | | 4) | Продолжительность жизни мыши под колпаком оказывалась больше, если всё время эксперимента проходило на свету. | | | | |
5.Задания, на понимание методов научного исследования.
Пульсоксиметрия Пульсоксиметрия проводится при помощи пульсоксиметра. Пульсоксиметр является неинвазивным, т.е. не связанным с проникновением через естественные внешние барьеры организма (кожа, слизистые оболочки), прибором. Он состоит из портативного монитора и фотоэлектрического зонда, который закрепляется на пальце руки или ноги, или на мочке уха пациента. Пульсоксиметр показывает величину пульса в ударах в минуту. Прибор также вычисляет значение, основанное на коэффициенте поглощения света при сокращении желудочков и общем расслаблении сердца, и показывает процент насыщения крови кислородом. В норме показания кислородонасыщенности крови при нормальной температуре у здорового человека составляют 95–98 %. Более высокие значения бывают при кислородной терапии, а значения ниже этого уровня указывают на дыхательную недостаточность. 1. Установите соответствие между примерами и соответствующими им процедурами. | ПРИМЕРЫ | | ПРОЦЕДУРЫ | А) | | Измерение артериального давлении | Б) | | Внутримышечная инъекции | В) | | Измерение уровня сахара в крови | Г) | | Измерение жизненной ёмкости лёгких | Д) | | Удаление аппендикса | | | 1) | Инвазивные | 2) | Неинвазивные | | | 2. В излучателе пульсоксиметра используется инфракрасное излучение. Глубина проникновения инфракрасного излучения разных диапазонов в тело человека Диапазон | Длины волн, в мкм | Воздействие на ткани | IR-A | 0,75–1,5 | Проникает в глубь кожи человека | IR-B | 1,5–5 | Поглощается эпидермисом и соединительно-тканным слоем кожи | IR-C | более 5 | Поглощается на поверхности кожи | В какой области длин волн работает инфракрасный излучатель пульсоксиметра? 3. О состоянии каких органов можно судить по данным, полученным с пульсоксиметра?1.Легкие 2.Диафрагма 3.Мозг 4.Печень 5.Сердце | | | |
Использование различных заданий на уроках возможно при индивидуальных и групповых методах работы. Их можно использовать при изучении нового материала и в качестве домашней работы. Самое главное, чтобы ученик пытался сам найти решение в данной ситуации, мог высказать предположение о происходящем процессе и сделать выводы. Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.
Отталкиваясь от перечня умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности, она приводит классификацию заданий, позволяющих формировать и развивать у обучающихся умения, навыки, компетенции, необходимые в современном мире.
Задания актуальны по тематике, носят практико-ориентированный характер. Бесспорно – опыт интересный. Спасибо.