СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой квинтэссенцию общих  принципов учителя русского языка, формирующего функциональную грамотность ученика. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка»


Формирование читательской грамотности на уроках русского языка.


Под грамотностью чтения в PISA-исследовании понимается способность к осмыслению письменных текстов и их рефлексии. Учащиеся должны показать умение понимать текст различных жанров, представленный в различных формах – диаграммах, рисунках, картах, таблицах и графиках, находить информацию, интерпретировать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение.

Определение читательской грамотности PISA через требования к метапредметным результатам ФГОС Формулировка Предметная область и формулировка ФГОС Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать прежде всего овладение познавательными универсальными учебными действиями, то есть умение осуществлять анализ требуемого содержания, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии, различать его фактическую и оценочную составляющую;

Оценивание читательской грамотности в исследовании PISA строится на трех главных характеристиках (составляющих): - ситуации - разнообразные цели чтения и контексты; - текст - разнообразные материалы для чтения; - умения (аспекты) - когнитивные подходы, которые определяют способы работы с текстом.

Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями подразумевает умение владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов - определять тему, главную идею текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; - выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста; - осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию, перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; - выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям; - устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа; - распознавать ложные и истинные суждения, делать умозаключения по аналогии; приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения.

Основные дефициты в учебных умениях школьников по результатам PISA.

В соответствии с данными, полученными в ходе психологопедагогического анализа результатов тестирования российских подростков в международном исследовании PISA2 были выделены ключевые группы умений, которые или не сформированы, или сформированы у наших школьников на относительно низком уровне.

Основной является группа дефицитов школьников, связанных с работой с текстами.

1. Российские школьники зачастую затрудняются при необходимости дать точный ответ по поводу содержания прочитанного текста и точной информации, в нем содержащейся.

2. У российских школьников возникают трудности при необходимости дать общий качественный ответ (или заключение) по тексту математического или естественнонаучного содержания.

3. Затруднения возникают при работе с составными текстами. Так, если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе, разных по жанру), а понимание ("вычитывание") информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, то возникают трудности.

4. Школьники, как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на отдельные его фрагменты. В заданиях, требующих перехода от общего содержания к деталям и наоборот, результаты невысоки. Успешное решение большинства заданий-вопросов предполагает и разные способы чтения — просмотровое (ознакомительное), поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации и др. Общий низкий результат заставляет предположить, что различные типы чтения у школьников не сформированы.

5. Российские школьники не могут сами устанавливать тот уровень сложности, точности, детализации, который обеспечит успешное решение задачи. Как правило, при работе с естественнонаучным содержанием они ориентированы на предельную точность и детальность, при работе с художественным текстом — на общее понимание.



Предмет измерения теста PISA отражает новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю.



  • Включены электронные тексты

  • Включен множественный текст (интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников)

  • Оценивается способность критически оценивать информацию

  • Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн-документы

Задания включают:

  • Комплексные или структурированные задания, объединённые общей темой или проблемой

  • Каждое из заданий включает тексты, в которых представлена некоторая ситуация, и 1-6 вопросов различной трудности

  • Задания не типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям

  • Для решения проблемы требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений

Типы вопросов теста PISA:

  • Закрытые вопросы

  • выбрать 1 верный ответ из 4-5, заданных в готовом виде

  • поставить номера в заданном списке событий

  • выписать одно-два слова из текста (единственно правильные)



  • Открытые вопросы

48 % заданий - вопросы со свободными ответами (собственные краткие или развёрнутые обоснованные ответы)





Структура заданий по читательской грамотности

Основные компетенции

Один текст

Множественный текст

Локализация информации (17%)

Просмотр текста и нахождение информации (3%)

Поиск и извлечение информации из текста (3%)

Просмотр текста и нахождение информации (4%)

Поиск и извлечение информации из текста (7%)

Понимание.

Интеграция и интерпретация (46%)

Выявление буквального смысла (17%)

Обобщение и формулирование выводов (21%)



Обобщение и формулирование выводов (8%)

Рефлексия и оценка (37%)

Оценивание качества и достоверности текста (7%)

Размышление над содержанием и формой текста (5.5%)

Оценивание качества и достоверности текста (1%)

Размышление над содержанием и формой текста (5.5%)

Обнаружение и устранение противоречий (18%)



Как можно видеть из таблицы, отдельные виды задания не характерны не только для урока традиционного, но и для урока, построенного в соответствии с ФГОС. Способность нестандартно мыслить при собственной интерпретации текста, умение размышлять не только над содержанием, но и формой представления материала, не развивается на уроках. И уж тем более, школьники привыкают считать учебный текст догмой, очень редко задумываясь над противоречиями в его содержании.

Поэтому для российского школьника самыми трудными были задания, где нельзя найти ответ по ключевым словам, в тексте, где много избыточной информации; задания, где при ответе на вопрос необходимо было использовать внетекстовые знания при рассмотрении взаимоисключающих точек зрения на проблему.

Так как же формировать настоящую читательскую грамотность?

Прежде всего, включать в работу на уроке не только учебные тексты, работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При планировании уроков необходимо учитывать, какое количество детей с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным уровнем смыслового чтения и работы с информацией обучается в классе. Урок должен быть организован как пространство такого сотрудничества, которое открывает возможности для проявления своих достижений и задает зону ближайшего развития каждого учащегося.

  • Каждому учителю-предметнику использовать на уроках несплошные и множественные тексты

  • Изучить существующие измерительные материалы на основе международного инструментария PISA

  • Использовать задания, требующие применения внетекстовых знаний учащихся

  • Разместить в открытом доступе примеры открытых заданий и ссылки на сайты организаций, на которых размещены информационные ресурсы исследования PISA (например, сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО или Московского центра качества образования)

  • Рекомендовать к использованию сборники заданий для оценки читательской грамотности



Кирсанова М.И., МОУ СШ №18 г.Волгограда