Формирование читательской грамотности на уроках русского языка.
Под грамотностью чтения в PISA-исследовании понимается способность к осмыслению письменных текстов и их рефлексии. Учащиеся должны показать умение понимать текст различных жанров, представленный в различных формах – диаграммах, рисунках, картах, таблицах и графиках, находить информацию, интерпретировать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение.
Определение читательской грамотности PISA через требования к метапредметным результатам ФГОС Формулировка Предметная область и формулировка ФГОС Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать прежде всего овладение познавательными универсальными учебными действиями, то есть умение осуществлять анализ требуемого содержания, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии, различать его фактическую и оценочную составляющую;
Оценивание читательской грамотности в исследовании PISA строится на трех главных характеристиках (составляющих): - ситуации - разнообразные цели чтения и контексты; - текст - разнообразные материалы для чтения; - умения (аспекты) - когнитивные подходы, которые определяют способы работы с текстом.
Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями подразумевает умение владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов - определять тему, главную идею текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; - выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста; - осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию, перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; - выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям; - устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа; - распознавать ложные и истинные суждения, делать умозаключения по аналогии; приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения.
Основные дефициты в учебных умениях школьников по результатам PISA.
В соответствии с данными, полученными в ходе психологопедагогического анализа результатов тестирования российских подростков в международном исследовании PISA2 были выделены ключевые группы умений, которые или не сформированы, или сформированы у наших школьников на относительно низком уровне.
Основной является группа дефицитов школьников, связанных с работой с текстами.
1. Российские школьники зачастую затрудняются при необходимости дать точный ответ по поводу содержания прочитанного текста и точной информации, в нем содержащейся.
2. У российских школьников возникают трудности при необходимости дать общий качественный ответ (или заключение) по тексту математического или естественнонаучного содержания.
3. Затруднения возникают при работе с составными текстами. Так, если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе, разных по жанру), а понимание ("вычитывание") информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, то возникают трудности.
4. Школьники, как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на отдельные его фрагменты. В заданиях, требующих перехода от общего содержания к деталям и наоборот, результаты невысоки. Успешное решение большинства заданий-вопросов предполагает и разные способы чтения — просмотровое (ознакомительное), поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации и др. Общий низкий результат заставляет предположить, что различные типы чтения у школьников не сформированы.
5. Российские школьники не могут сами устанавливать тот уровень сложности, точности, детализации, который обеспечит успешное решение задачи. Как правило, при работе с естественнонаучным содержанием они ориентированы на предельную точность и детальность, при работе с художественным текстом — на общее понимание.
Предмет измерения теста PISA отражает новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю.
Включены электронные тексты
Включен множественный текст (интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников)
Оценивается способность критически оценивать информацию
Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн-документы
Задания включают:
Комплексные или структурированные задания, объединённые общей темой или проблемой
Каждое из заданий включает тексты, в которых представлена некоторая ситуация, и 1-6 вопросов различной трудности
Задания не типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям
Для решения проблемы требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений
Типы вопросов теста PISA:
выбрать 1 верный ответ из 4-5, заданных в готовом виде
поставить номера в заданном списке событий
выписать одно-два слова из текста (единственно правильные)
48 % заданий - вопросы со свободными ответами (собственные краткие или развёрнутые обоснованные ответы)
Структура заданий по читательской грамотности
Основные компетенции | Один текст | Множественный текст |
Локализация информации (17%) | Просмотр текста и нахождение информации (3%) Поиск и извлечение информации из текста (3%) | Просмотр текста и нахождение информации (4%) Поиск и извлечение информации из текста (7%) |
Понимание. Интеграция и интерпретация (46%) | Выявление буквального смысла (17%) Обобщение и формулирование выводов (21%) | Обобщение и формулирование выводов (8%) |
Рефлексия и оценка (37%) | Оценивание качества и достоверности текста (7%) Размышление над содержанием и формой текста (5.5%) | Оценивание качества и достоверности текста (1%) Размышление над содержанием и формой текста (5.5%) Обнаружение и устранение противоречий (18%) |
Как можно видеть из таблицы, отдельные виды задания не характерны не только для урока традиционного, но и для урока, построенного в соответствии с ФГОС. Способность нестандартно мыслить при собственной интерпретации текста, умение размышлять не только над содержанием, но и формой представления материала, не развивается на уроках. И уж тем более, школьники привыкают считать учебный текст догмой, очень редко задумываясь над противоречиями в его содержании.
Поэтому для российского школьника самыми трудными были задания, где нельзя найти ответ по ключевым словам, в тексте, где много избыточной информации; задания, где при ответе на вопрос необходимо было использовать внетекстовые знания при рассмотрении взаимоисключающих точек зрения на проблему.
Так как же формировать настоящую читательскую грамотность?
Прежде всего, включать в работу на уроке не только учебные тексты, работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
При планировании уроков необходимо учитывать, какое количество детей с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным уровнем смыслового чтения и работы с информацией обучается в классе. Урок должен быть организован как пространство такого сотрудничества, которое открывает возможности для проявления своих достижений и задает зону ближайшего развития каждого учащегося.
Каждому учителю-предметнику использовать на уроках несплошные и множественные тексты
Изучить существующие измерительные материалы на основе международного инструментария PISA
Использовать задания, требующие применения внетекстовых знаний учащихся
Разместить в открытом доступе примеры открытых заданий и ссылки на сайты организаций, на которых размещены информационные ресурсы исследования PISA (например, сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО или Московского центра качества образования)
Кирсанова М.И., МОУ СШ №18 г.Волгограда