СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознанию"

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания»

       « Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания »   Учитель истории и обществознания МБОУ Воротынская средняя школа  Старова С А   2021 г

« Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания »

Учитель истории и обществознания

МБОУ Воротынская средняя школа

Старова С А

2021 г

Национальный проект образование поставил две важные существенные задачи: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;  воспитание гармонично развитой социально-ответственной личности.

Национальный проект образование поставил две важные существенные задачи:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;
  • воспитание гармонично развитой социально-ответственной личности.
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К.Д. Ушинский Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»

К.Д. Ушинский

Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

Читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества;

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет;

Естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов.   

Финансовая грамотность  — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление —  это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции —  это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Как развить навыки функциональной грамотности  мыслить критично; развивать коммуникативные навыки; участвовать в дискуссиях; расширять кругозор; организовывать процесс познания

Как развить навыки

функциональной грамотности

  • мыслить критично;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • участвовать в дискуссиях;
  • расширять кругозор;
  • организовывать процесс познания
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории, обществознания:  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.);   • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты ; • исторические диктанты и эссе; • изучение исторических и правовых документов; • чтение вариативных источников ; • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов  

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории, обществознания:

пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.);  

познавательные игры, викторины, уроки-дебаты ;

исторические диктанты и эссе;

изучение исторических и правовых документов;

чтение вариативных источников ;

исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов  

Типовая задача Планируемый образовательный результат ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Учебное задание В тексте найти плюсы крупного землевладения. Ответ: 1)Улучшение обработки земли: применение удобрений, производство кормовых культур для скота и др. - даёт оценку наиболее значительным событиям В Англии начинает складываться ситуация, в которой большая часть земли начинает принадлежать крупным земельным владельцам. (текст сокращ.) - раскрывает характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений в государстве; б) ценностей, господствовавших в обществе 2) Освоение заброшенных ранее земель. 3)Увеличивался товарооборот между городом и деревней, в интересах успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты. - даёт оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Учебное задание

В тексте найти плюсы крупного землевладения.

Ответ:

1)Улучшение обработки земли: применение удобрений, производство кормовых культур для скота и др.

- даёт оценку наиболее значительным событиям

В Англии начинает складываться ситуация, в которой большая часть земли начинает принадлежать крупным земельным владельцам. (текст сокращ.)

- раскрывает характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений в государстве; б) ценностей, господствовавших в обществе

2) Освоение заброшенных ранее земель.

3)Увеличивался товарооборот между городом и деревней, в интересах успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты.

- даёт оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

ГЛОБАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.

Учебное задание

1) Указать цель каждого из писем

строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

а) выразить свою точку зрения о возможности применения смертной казни как высшей меры наказания

- решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Правовое обсуждение.

Мария: Я считаю, что смертная казнь – это варварство. Мы живем в XXI веке! Погибшего человека все равно не вернешь, как убийство еще одного человека сможет исправить ситуацию? Ведь не зря же этот вопрос особо оговаривается в Европейской конвенции по правам человека. Тем более нельзя забывать, что судьи тоже люди и тоже могут ошибаться .

б) рассказать о смертной казни

Максим: С экономической точки зрения замена смертной казни пожизненным заключением абсолютно не оправдана. Преступник содержится в тюрьме 10, 20 и более лет на средства добропорядочных налогоплательщиков. Получатся, что среди таких налогоплательщиков неизменно находятся родственники или друзья жертвы преступника. Таким образом, вместо законного возмездия, они вынуждены расплачиваться своими деньгами на содержание убийцы близкого им человека. Кроме того, применение высшей меры наказания служит устрашающим фактором для потенциальных преступников.

в) рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы содержать преступников

Эти два письма были написаны на Интернет-форуме, посвященному вопросу применения смертной казни как высшей меры наказания .

г) продемонстрировать свой социальный опыт

Типовая задача Планируемый образовательный результат ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Учебное задание Рассчитать сколько всего денег он внес на новые вклады? (Ответ: 5000 р.) - решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи - определяет практическое назначение основных элементов банковской системы Клиент имел в банке счет, по которому начислялось 6% годовых. После того, как банк предложил новые виды вкладов, он снял с этого счета все деньги и 2000 р. положил на вклад, по которому начислялось 8% годовых\, а остальные – на вклад с 9% годовых. В результате его годовой доход оказался на 130 р. больше, чем по прежнему вкладу. - находит, извлекает и осмысливает информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Учебное задание

Рассчитать сколько всего денег он внес на новые вклады? (Ответ: 5000 р.)

- решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи

- определяет практическое назначение основных элементов банковской системы

Клиент имел в банке счет, по которому начислялось 6% годовых. После того, как банк предложил новые виды вкладов, он снял с этого счета все деньги и 2000 р. положил на вклад, по которому начислялось 8% годовых\, а остальные – на вклад с 9% годовых. В результате его годовой доход оказался на 130 р. больше, чем по прежнему вкладу.

- находит, извлекает и осмысливает

информацию правового характера

относительно личной финансовой безопасности

Типовая задача Планируемый образовательный результат МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Учебное задание Определить, что можно узнать о процессе образования древнерусского государства? Учащиеся отвечают, что из 12 племенных союзов восточных славян образовалось сначала 2 государственных центра, а потом 1 государство или высказывают другие предположения. - распознаёт проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредством математики; -анализирует использованные методы решения; Тема урока - интерпретирует полученные результаты с учетом поставленной проблемы; «Как образовалось древнерусское государство?». - формулирует и записывать результаты решения. На доске цифры: 12 – 2 – 1.

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Учебное задание

Определить, что можно узнать о процессе образования древнерусского государства?

Учащиеся отвечают, что из 12 племенных союзов восточных славян образовалось сначала 2 государственных центра, а потом 1 государство или высказывают другие предположения.

- распознаёт проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредством математики;

-анализирует использованные методы решения;

Тема урока

- интерпретирует полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

«Как образовалось древнерусское государство?».

- формулирует и записывать результаты решения.

На доске цифры: 12 – 2 – 1.

Типовая задача Планируемый образовательный результат ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Используя материал «Схема эволюции человека», дать ответы на следующие вопросы. Учебное задание  ВОПРОС 1. В чем состоит главная идея представленной информации? ВОПРОС 2   У современного человека было два ближайших предка. Назвать их. - делает краткое утверждение, используя факты, и принимать решения на основе естественнонаучных знаний Дать объяснение данному факту. - размышляет над своими действиями, обосновать свои решения, используя естественнонаучные знания и факты СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Используя материал «Схема эволюции человека», дать ответы на следующие вопросы.

Учебное задание

ВОПРОС 1. В чем состоит главная идея представленной информации?

ВОПРОС 2

 

У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

- делает краткое утверждение, используя факты, и принимать решения на основе естественнонаучных знаний

Дать объяснение данному факту.

- размышляет над своими действиями, обосновать свои решения, используя естественнонаучные знания и факты

СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня: -   на первом  (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания; -  на втором  (среднем) уровне ш кольники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение; - на третьем  (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.  

Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:

-   на первом  (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;

на втором  (среднем) уровне ш

кольники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение;

- на третьем  (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.

 

Спасибо  за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!