СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности у младших школьников»

Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Поэтому главная цель образования – функционально-грамотная личность. Личность, которая способна использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Формирование функциональной грамотности у младших школьников, происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе, как правило, ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно-научная. Для того чтобы у детей процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно и последовательно, были разработаны программы внеурочной деятельности по таким направлениям: обще-интеллектуальное – « Говорить нельзя молчать», «Занимательная математика»; общекультурное – «Читаю в поисках смысла», «В мире книг»; социальное - «Экономика: первые шаги».

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Умение работать с информацией, читать прежде всего, становится обязательным условием успешности. На занятиях во внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» дети знакомятся с различными произведениями, постепенно у них накапливается опыт ориентирования в мире книг. Ребята убеждаются в том, что читательская деятельность несёт радость преодоления трудностей и чувство успеха. Какие же методы и приёмы я использую для развития читательской грамотности? Самое главное нужно начинать работать с простыми текстами. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил. Знакомясь с произведением, использую комментированное чтение. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.

Учу читать «между строк». Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.

Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование — это один из способов применить новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?» Таким образом легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций. 

Чтобы узнать, понимает ли ребенок всё, что до него пытаются донести — задавать нестандартные вопросы. Этот приём называется «Толстые и тонкие вопросы».

Так же на занятиях использую современные технологии: сторителлинг, «Портфель читателя. Интерактивные страницы».

С читательской грамотностью тесно связаны математическая и естественно-научная грамотность. Ведь не умеющий читать и анализировать человек не сможет адаптироваться в современном мире.

Математическая функциональная грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Обучение математике на внеурочных занятиях «Занимательная математика» призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Для этого я использую различные ресурсы ИКТ. Это задания на платформе Учи.ру, онлайн-тренажёры, электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Министерства просвещения Российской Федерации https://fg.resh.edu.ru/ .

На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Финансовая грамотность» дети     знакомятся с понятиями: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Хорошим подспорьем для меня, как учителя является пособие для внеурочной деятельности в начальной школе «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников» из серии «Учение с увлечением», авторов М.В. Буряк, С.А. Шейкиной. В этом тренажёре для детей собраны задания для формирования функциональной грамотности по всем четырём направлениям различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение их способствует развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

В работе с детьми применяю различные формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

- Игровая форма работы

- Творческие задания

- Тестовые задания

- Практическая работа

- Ролевые и деловые игры

- Исследовательская деятельность


Во время проведения занятий в 1-4 классах использую различные формы:

- ситуационная игра,

- образно-ролевые игры,

- исследовательская деятельность,

- практикум,

- мастер-класс,

- дискуссия, обсуждение.


Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на занятиях внеурочной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

- обучение должно носить деятельностный характер;

- образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

используются продуктивные формы групповой работы;

- обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

    

Показателем эффективности занятий внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» являются следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов.

Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.



Таким образом формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.