«Формирование функциональной грамотности обучающихся
в урочной и внеурочной деятельности»
Функциональная грамотность - уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Принято выделять ряд её основных составляющих: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотность.
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
добывать новые знания;
применять полученные знания на практике;
оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию.
Если мы говорим о формировании функциональной грамотности на уроках, то здесь важно понимать, что на уроках используем практико-ориентированные задания, используем определенные педагогические, методические приемы для того, чтобы сформировать умения школьников применять эти знания, для решения каких-то проблем, даже самого простого плана.
Приведу некоторые примеры :
При изучении темы «Однозначные и многозначные слова» на уроке русского языка
Детям предлагается дать толкование слова «карта». Мнения разделяются, делается вывод о том, что слово многозначное. Далее детям предлагаю три небольших текста. Они изучают текст самостоятельно, после чего отвечают на вопросы, опираясь на текст и свой опыт: что такое географическая карта, для чего она нужна, что можно узнать из географической карты; для чего нужна карта в игре лото, как играют в эту игру; что такое банковская карта, для чего она нужна. После чего детям предлагается соотнести название карты с ее изображением.
После этого спрашиваю у детей, о какой карте они знают меньше всего.
Знакомимся с понятиями «кредитная» карта и «расчетная» карта, обсуждаем, в чем их отличие.
Потом предлагаю прочитать текст о возникновении первой кредитной карты и ответить на вопросы: «Как появилась первая пластиковая карта?», «Для чего она предназначалась?»
Тема «Слово и его лексическое значение».
Использовала рубрику «Страничка для любознательных», но взяла не материал учебника, а подготовленный текст на листах, который раздала детям и предложила прочитав текст, ответить на вопросы: «Как произошло слово рубль?» и «Что значит выражение «Гнаться за длинным рублем»?» Дети самостоятельно знакомятся с текстом, после чего анализируем с детьми содержание текста и отвечаем на поставленные вопросы.
При изучении темы «Парные по глухости – звонкости согласные звуки».
Знакомлю детей с новым словом пин-код.
Проводим работу по правильному подбору проверочных слов и правильному написанию проверяемых слов. Далее спрашиваю, что такое пин – код, где он используется, для чего он нужен, можно ли сообщать кому – либо пин - код, почему.
На уроках математики также ведется работа по формированию функциональной математической грамотности. Особое место можно выделить при решении задач.
1.После прочтения задачи составляется план решения ,или как я его называю алгоритм решения.
2. Решение задач разными способами.
Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью рисунка.
в) с помощью чертежа.
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
7. Объяснение готового решения задачи.
8. Изменение вопроса задачи.
9. Составление разных выражений к данным задачам
10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
Использование нестандартных форм и методов формирует у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная грамотность и более прочные, глубокие знания.
Но, чтобы сформулировать функциональную грамотность в системе, одних уроков для этого конечно мало. Поэтому во внеурочной деятельности тоже ведется работа по формированию функциональной грамотности.
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности.
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!
На внеурочной деятельности я использую тетрадь О.Н.Крылова «Чтение. Работа с текстом»
Учебный материал данного пособия содержит золотой фонд детской литературы: здесь есть и произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихи, рассказы, а также познавательные статьи и очерки. После текста напечатаны задания разного типа:
- определить тему, вид текста, подобрать заголовок;
- найти и подчеркнуть в тексте ответы на поставленные вопросы;
- найти в тексте и вставить слова в предложения, чтобы они имели смысл;
- подобрать синонимы, антонимы к словам;
- написать характеристику героям произведения;
- определить по иллюстрациям последовательность событий в тексте;
- оформить обложку книги;
- подобрать фразеологизмы;
- подобрать пословицы и поговорки к тексту;
- разгадать кроссворд по содержанию текста.
Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения
Думаю ,что благодаря такой работе многие учащиеся улучшили навыки чтения, стали лучше понимать прочитанное.
Проверка навыков чтения на конец 1 полугодия показала ,что все ученики 3-4 класса читают выше нормы ,понимают прочитанный текст, могут пересказать его.
Для формирования навыков функциональной грамотности мною используются различные
ресурсы, которыми пользуюсь я и мои обучающиеся. Эти ресурсы включают в себя:
Задания на платформе Учи.ру
Функциональная грамотность. ONLINE тренажеры.
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/.
Лучшие мультфильмы:
«Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»;
«Фиксики»;
«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».