Секционное заседание РМО учителей иностранных языков
Большесолдатского района Курской области
Выступление на тему:
«Формирование глобальных компетенций
обучающихся на уроках иностранного языка»
Подготовила Бобровская Ирина Ивановна, учитель иностранного языка МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
село Сторожевое
29.08.2023 г.
По мнению американского философа, социолога и футуролога Элвина Тоффлера в 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Одной из актуальных проблем школьного образования сегодня – формирование функциональной грамотности. В структуру функциональной грамотности входят глобальные компетенции, которые рассматривают как специфический обособленный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.
Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»
В школьном расписании предмет глобальные компетенции отсутствует, но элементы содержания представлены в ряде школьных предметов: география, обществознание, история, биология, иностранный язык.
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных компетенций?
На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем на страницах наших учебников или используя другие ресурсы.
Одна из глобальных проблем, обсуждаемых на уроках иностранного языка, - вопросы экологии. Данная тема выделяется в содержательном аспекте «Глобальные проблемы» в 5-6 и 7 классах. В учебнике «Радужный английский» эта проблема представлена в 7 классе циклом «Азбука экологии», также она просматривается в циклах «Животные вокруг нас», «Здоровый образ жизни», в 5-6 классах к ней обращаемся косвенно. Зачем нам глобальные компетенции?
Чтобы жить в гармонии в многонациональных (мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить
возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.
Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении.
Всё, что связано с эффективной коммуникацией отрабатывается на уроке иностранного языка. Кроме того, мы говорим о культурах стран изучаемого языка. Очень хорошо и удобно формировать соответствующие компетенции при выполнении кейсовых заданий, так как они требуют сбора и анализа информации, критического мышления, а также эффективного взаимодействия, чтобы решить поставленную задачу. Есть такие темы, которые позволяют поговорить о каких-то проблемных вопросах.
Например: Экология, Межкультурное взаимодействие, Будущая профессия, Средства массовой информации, Проблемы молодежи. Везде в этих ситуациях можно поставить какую-то проблему, распределить роли и отработать кейсовые задания, можно организовать проектную деятельность, так как в основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы.
Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, (что очень важно для формирования глобальной компетенции), умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы.
Я работаю по УМК «Радужный английский» авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой и К. М. Барановой. Как уже говорила выше, использование данного УМК позволяет проводить разнообразные виды деятельности по развитию глобальных компетенций. Так в 5 классе учащиеся готовили проект «Здоровый образ жизни», где Гришаева Н. рассказала, какие продукты она считает пригодными для здорового питания, учащиеся 7 класса составляли кроссворд «Птицы».При изучении цикла «страна по ту сторону океана» ученик 6 класса составил проект «Биография Христофора Колумба».
В 2021 году учащаяся 9-го класса защищала индивидуальный итоговый проект по теме «Рождественские семейные традиции в России и Германии». в котором провела аналогию празднования Рождества в своей семье с традициями празднования католического Рождества.
Таким образом, формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного учебно-воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос всех субъектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль:
Формирование ГК направлено на достижение метапредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ОО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течение всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.