СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование глобальных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование глобальных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка»

Секционное заседание РМО учителей иностранных языков

Большесолдатского района Курской области





Выступление на тему:



«Формирование глобальных компетенций

обучающихся на уроках иностранного языка»





Подготовила Бобровская Ирина Ивановна, учитель иностранного языка МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»


















село Сторожевое

29.08.2023 г.


По мнению американского философа, социолога и футуролога Элвина Тоффлера в 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.

Одной из актуальных проблем школьного образования сегодня – формирование функциональной грамотности. В структуру функциональной грамотности входят глобальные компетенции, которые рассматривают как специфический обособленный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Ребенок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

- способностью строить социальные отношения;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»

В школьном расписании предмет глобальные компетенции отсутствует, но элементы содержания представлены в ряде школьных предметов: география, обществознание, история, биология, иностранный язык.

Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных компетенций?

На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем на страницах наших учебников или используя другие ресурсы.

Одна из глобальных проблем, обсуждаемых на уроках иностранного языка, - вопросы экологии. Данная тема выделяется в содержательном аспекте «Глобальные проблемы» в 5-6 и 7 классах. В учебнике «Радужный английский» эта проблема представлена в 7 классе циклом «Азбука экологии», также она просматривается в циклах «Животные вокруг нас», «Здоровый образ жизни», в 5-6 классах к ней обращаемся косвенно. Зачем нам глобальные компетенции?

Чтобы жить в гармонии в многонациональных (мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить

возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.

Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении.

Всё, что связано с эффективной коммуникацией отрабатывается на уроке иностранного языка. Кроме того, мы говорим о культурах стран изучаемого языка. Очень хорошо и удобно формировать соответствующие компетенции при выполнении кейсовых заданий, так как они требуют сбора и анализа информации, критического мышления, а также эффективного взаимодействия, чтобы решить поставленную задачу. Есть такие темы, которые позволяют поговорить о каких-то проблемных вопросах.

Например: Экология, Межкультурное взаимодействие, Будущая профессия, Средства массовой информации, Проблемы молодежи. Везде в этих ситуациях можно поставить какую-то проблему, распределить роли и отработать кейсовые задания, можно организовать проектную деятельность, так как в основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы.

Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, (что очень важно для формирования глобальной компетенции), умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы.

Я работаю по УМК «Радужный английский» авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой и К. М. Барановой. Как уже говорила выше, использование данного УМК позволяет проводить разнообразные виды деятельности по развитию глобальных компетенций. Так в 5 классе учащиеся готовили проект «Здоровый образ жизни», где Гришаева Н. рассказала, какие продукты она считает пригодными для здорового питания, учащиеся 7 класса составляли кроссворд «Птицы».При изучении цикла «страна по ту сторону океана» ученик 6 класса составил проект «Биография Христофора Колумба».

В 2021 году учащаяся 9-го класса защищала индивидуальный итоговый проект по теме «Рождественские семейные традиции в России и Германии». в котором провела аналогию празднования Рождества в своей семье с традициями празднования католического Рождества.

Таким образом, формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного учебно-воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос всех субъектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль:

Формирование ГК направлено на достижение метапредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ОО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течение всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.