СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование грамотного и осознанного чтения на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий выступления на НПК «Одаренность и талант в информационном пространстве ХХI века» Института психологии и образования на базе школы №112 Авиастроительного района г. КазаниНПК «Одаренность и талант в информационном пространстве ХХI века» Института психологии и образования на базе школы №112 Авиастроительного района г. Казани

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамотного и осознанного чтения на уроках математики в начальной школе»


Выступление на НПК «Одаренность и талант в информационном пространстве ХХI века» Института психологии и образования на базе школы №112 Авиастроительного района г. Казани


Архипова Ольга Владимировна –


Учитель начальных классов


МБОУ «СОШ №112»

Авиастроительного района.

Город Казань. Республика Татарстан




Выступление на конференции на тему:

«Формирование грамотного и осознанного чтения на уроках математики для начальной школы»

Актуальность темы в том, что в процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Вот почему одной из основных задач обучения младших школьников на современном этапе является качественному обучение чтению.

Цели и задачи

  • выявить типичные затруднения учащихся при овладении оптимальным чтением и определить пути преодоления данной проблемы;

  • разработать технологическую сторону процесса формирования и совершенствования техники чтения учащихся начальной школы;


Школа должна научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Вместе с развитием речи идет и развитие мышления детей.

Как известно, одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше он будет освоен, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Одной из основных задач обучения младших школьников является обучение чтению. В начальной школе особенно важно уделять внимание грамотности и осознанности читаемого. Правильное, осознанное чтение позволит ребенку с первых дней грамотно писать на уроках русского языка.

В наш век развития высоких компьютерных технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее удержать школьника на расстоянии от этих благ цивилизации. Некогда самая читающая в мире страна, давно сдала свои позиции, поставив перед школой задачу – вернуть ребенка к книге, как к основному источнику культуры народа.

Формирование навыков чтения оценивается по следующим параметрам:

  • понимание прочитанного,

  • объём прочитанного,

  • способ чтения,

  • скорость (беглость) чтения,

  • правильность чтения,

  • выразительность.

На уроках математики при прочтении текстовых задач, я использую метод «Смыслового чтения»:

    1. поиск информации и понимание прочитанного (о чем говорится в задаче, кто и что главное действующее лицо или предмет в задаче);

    2. преобразование и интерпретация информации (количественный смысл в задаче. Сколько? На сколько? Во сколько раз и т.д.);

    3. оценка информации (Оформление краткой записи).

    4. если ребенок затрудняется ответить на вопросы учителя, читаем задачу сначала.

Мне кажется только ленивый не слышал о методе «ключевые слова», который можно использовать в математике на стадии вызова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности.

Например, Закрепление знаний по опорным словам при изучении величин (времени, массы, площади, длины).

На стадии вызова использую чаще всего прием «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ.

Например, при устном счете:

  • Произведение 0 и 9 равно 9;

  • Сумма 36 и 14 больше 40;

  • Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.

Можно и нужно расширять словарный запас детей при помощи Прием «Тонкие и толстые вопросы» - можно использовать на любой стадии урока. Учащиеся учатся задавать вопросы таблице, а потом записывать вопросы по тексту.

Использую прием «Кластер» - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными  мыслительные процессы.

Например, при изучении геометрических фигур, треугольник, угол – острый, тупой, прямой, имеет вершины и т.д.

  • - при изучении величин;

  • - при изучении задач на движение

Необходимо добиваться правильности, безошибочности чтения. Правильное, осознанное чтение позволит ребенку с первых дней грамотно писать на уроках русского языка. В дальнейшем отработка умения читать целыми словами поможет ученику быстро набрать темп чтения. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, фантазия, способность мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.

Очень часто при чтении незнакомого и трудного текста, осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. К первой группе упражнений, направленных на осознание, понимание текста относятся логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Рассмотрим эти упражнения, представляющие самую большую группу.

Упражнение “Составь новое слово”.

Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняя, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Животные”.

Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении “Найди четвертое”. Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово.

А) Песня – композитор. Самолет - ? (изобретатель, конструктор)

Б) Нож – сталь. Стул - ? (дерево)

Ко второй группе по развитию осознанности чтения можно отнести игры со словами. Эти упражнения требуют от учащихся внимания к слову, к его частям. Ведь внимание это катализатор чтения и поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей. Если у ученика неустойчивое внимание, значит, оно быстро переключается на посторонние мысли, предметы и интерес к чему-либо снижается. Поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей, т. к. это важнейшее средство, которое необходимо в процессе освоения техники сознательного чтения.

Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение способности воспринимать информацию в большем объёме за единицу времени при остановке глаз во время чтения.

Работа по улучшению техники и качества чтения должна выполняться регулярно и осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. Правильное, осознанное чтение помогает ребенку грамотно писать на уроках русского языка, быстро решать задачи и выполнять задания на уроках математики.


Литература:

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников на уроках чтения. М.,1978.

  2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М. Просвещение.1966.

  3. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.1986г.

  4. Грушевская М.С. Нарушение письма у младших школьников.//Н.Ш.1984 №6.

  5. Давыдов В.В Проблема развивающего обучения. М.1986г.

  6. Жедек П.С. Пути совершенствования обучению орфографии.//Н.Ш.1988 № 10.

  7. Жуйков С. Ф. “Формирование орфографической ориентировки в процессе чтения”. Первое сентября № 6 – 2004 г.

  8. Клак Ли. Техника быстрого чтения. Минск. Парадокс 2001 г.

  9. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.1990.

  10. Мали Л.Д. Арямова О.С. Климова С.А. Пескова Н.С. “Речевое развитие младших школьников”, Пенза,1993г.

  11. Мельникова И.И. Развитие речи детей 7–10 лет. Ярославль. Академия развития 2002 г.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!