СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование гражданской идентичности учащихся – важнейшая задача современной образовательной школы».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для сборника региональной научно-практической конференции  «Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла»

Просмотр содержимого документа
««Формирование гражданской идентичности учащихся – важнейшая задача современной образовательной школы».»

Статья для сборника региональной научно-практической конференции «Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла»:

«Формирование гражданской идентичности учащихся – важнейшая задача современной образовательной школы».

В настоящее время проблема формирования гражданской идентичности в школе является одной из актуальных в современной системе образования.

Новый федеральный государственный стандарт подразумевает сформированность у учащихся знаний основных наук, воспитание патриотизма, любви к своей родине, гражданской идентичности, активности в социуме, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным законами РФ, а также формирует систему универсальных учебных действий, определяющих способности ученика обучаться, вступать в сотрудничество при преобразовании и познании окружающего мира.

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности личности к самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому переход к усовершенствованной системе воспитания социальности,  формирования гражданской идентичности как основного элемента укрепления государственности и патриотизма, актуальна.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии жизни нашего государства. Сегодня в мире 150 государств «беременны» распадом. По мнению политологов в ближайшее десятилетие в мире может возникнуть до 800 новых государств. Это тенденция времени.Россия – многонациональное государство- это проблема целостности страны.Прежде чем рассматривать понятие гражданская идентичность необходимо понять сущность и содержание понятий гражданин и идентичность. В литературе имеется много определений. Вот некоторые из них:

«Гражданин  - человек,  служащий народу,   Родине,  обществу,  заботящийся об общественном благе»

Идентичность -  понимание личностью своей приобщенности к какой либо социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и его состояний . Синтез понятий гражданин и идентичность дал возможность выявления определения гражданской идентичности: осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.

Формирование гражданской идентичности подростков осуществляется такими институтами социализации, как: общественные организации, семья, школа, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации и т.д., которые в совокупности составляют систему межсетевого взаимодействия

В настоящее время в российских школах обучаются дети различных национальностей, конфессий, идут большие миграционные потоки. Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности – семьей – эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире не могут быть реализованы в полном объеме.В семье закладываются основы нравственности личности. Поскольку именно она является своеобразной первичной средой, приобщающей ребенка к опыту того или иного общества, именно в ней формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе, создает свои уникальные внутрисемейные представления о том, что такое Отечество, малая Родина, семья. Тем самым задаются ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.Однако сегодня существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.) негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. Исследования, проведенные среди родителей, выявили непонимание многими из них значимости воспитания у детей гражданских качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные знания родителей учащихся в области педагогики и детской психологии. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка, привитие ребенку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму. Необходима серьезная целенаправленная подготовка родителей на базе учреждений общего образования с целью определения стратегии родительского воспитания, а при необходимости, ее корректировке. На школу ложится важнейшая задача повышения воспитательного потенциала семьи и развития ее социализирующего ресурса, оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей.

         Динамические социально-экономические и социокультурные процессы, происходящие в современном российском обществе, в значительной степени определяют параметры моделей формирующихся социальных идентичностей российского населения. В условиях кризисного состояния традиционных трансляторов идентичности (семья, школа), СМИ и Интернет стали приобретать роль ведущих агентов социализации, которые в массовом масштабе оказывают воздействие на сознание молодежи. Сегодня в рамках информационного пространства отчетливо просматриваются конструктивная и деструктивная тенденции, направленные на формирование позитивной идентичности через представления о национальной культуре и истории, ощущения причастности каждого молодого человека к социальному целому. Вместе с тем, противоречия между ценностями аудитории и ценностями, лежащими в основе социокультурных образцов, транслируемых современным средствами массовой коммуникации, затрудняют осознанную позитивную идентификацию личности .Гражданская идентичность является важнейшим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.В целях эффективного решения сложнейших задач гражданского воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях многие исследователи (педагоги, психологи, социологи, философы) обратились к поиску новых концепций, моделей, форм, технологий и средств, нацеленных на формирование гражданской идентичности. При этом, безусловно, следует учитывать тот огромный накопленный опыт и общие методологические подходы, имеющие непреходящее значение в деле гражданско-патриотического воспитания. Процесс формирования и развития гражданской идентичности происходит в контексте становления мировоззрения и самоопределения       детей и подростков .Можно выделить ряд социально-педагогических условий формирования гражданской идентичности в современном образовательном пространстве:

  • приобретение и усвоение знаний и сведений об истории и культуре своей страны, о традиционных духовно-нравственных ценностях;

  • приобщение к российской национальной культуре, русскому языку гражданским традициям;

  • приобщение к национальной культуре других народов РФ с целью формирования уважения к их ментальности, культуре, обычаям, верованиям;

  • создание условий для самореализации личности в поликультурном российском социуме.

         В этих условиях роль образовательного пространства в процессе формирования гражданской идентичности увеличивается. Дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз оказывают значительное влияние на сущностные характеристики всего общества, а так же на отдельную формирующуюся личность. Образовательная система осуществляет отбор культурной информации и трансляцию моделей идентификации, определяет этапы и методы освоения культуры .    Реализация перечисленных педагогических условий позволит сделать процесс формирования гражданской идентичности более эффективным, усилить влияние общероссийской культуры на развитие личности учащихся, на формирование самосознания, на развитие традиционных для народов РФ духовно-нравственных качеств.

  1. Задача формирования гражданской (российской) идентичности у школьников предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком. Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то:

  2. - в гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» в сугубо информативном стиле, а должен работать с особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету;

  3. - в воспитании патриотизма педагог делает ставку на воспитание целостного понимания прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами

  4. - педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью ,а как с практикой понимания представителей других культур, исторически укорененной в российской традиции и менталитете;

  5. - формируя историческое и политическое сознание школьников, педагог погружает их в диалог консервативного, либерального и социал-демократического мировоззрений, который является неотъемлемой частью русской культуры как культуры европейской;

  6. - обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с воспитанниками; живой русский язык становится универсалией школьной жизни;

  7. -Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не являются «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, молодой человек действительно становится общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.

  8. Всё перечисленное показывает, что задача формирования российской идентичности вполне обоснованно претендует на ключевую, поворотную в нашей воспитательной политике.

Становление гражданской идентичности школьника, как осознание учащимся своей принадлежности к общности граждан России и элемента самосознания, требует (по А. Г. Асмолову) формирования 4-х личностных компонентов: когнитивного (знания о принадлежности к общности граждан России), ценностного (наличия позитивного отношения к факту принадлежности), эмоционального (принятия гражданской идентичности), поведенческого (участие в общественной   жизни).

 - когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества; 

деятельностный – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Можно определить требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся в средней общеобразовательной школе, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности:

В рамках когнитивного компонента:

- создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, 

- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; 

- сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

- воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну, 

- уважение истории, культурных и исторических памятников;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

-сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:

- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Формирование гражданской идентичности как вида социальной идентичности в единстве с общечеловеческой и этнической идентичностью осуществляется

- в учебной деятельности в рамках изучения учебных предметов естественно-научного и социально-гуманитарного циклов; 

- в реальной практике участия в школьном самоуправлении, внешкольной общественно-полезной деятельности;

- в специально организованных тренингах.

Показателями сформированности гражданской идентичности личности, выступающими как критерии ее оценки, выступают такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Соответственно, необходимо обеспечить формирование у учащихся образа России в единстве ценностно-смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально-критического мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности; развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Воспитание толерантности как моральной ценности и социальной нормы, складывающегося в России гражданского общества, понимание и уважение иного образа мыслей и образа жизни является необходимым условием жизни в поликультурном и поликонфессиональном обществе, формирования гражданственности и патриотизма личности.

Феоктистова Е.К., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№3 им. Ленинского комсомола г. Гагарина , 2015г.





Литература:

1. Асмолов А.Г.Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 - № 6. с. 4 – 10.

2. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование - М.:ЦСО РАО, 1997. - 320 с.

3 Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр социологии образования РАО, 2003 - С.9–38.

4. . Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!