Формирование и развитие классного коллектива в 5 классе.
Классный руководитель 5 класса Галиева Н.Х
Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. Отношения в классном коллективе во многом определяют судьбу будущего гражданина. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам. А в школе при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства
Для успешного осуществления воспитательного процесса в 5 классе я составила программу развития ученического коллектива, цель которой на этот учебный год:
Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся;
Обеспечение успешной адаптации учащихся на первом этапе обучения;
Развитие творческих способностей у ребенка на уроке и во внеурочное время;
Обеспечение наличия в классе нестандартных поручений в соответствии с интересами учащихся и их возможностями;
Нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.
Главными задачами данной программы являются:
- создание необходимых условий жизни детей в школе;
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;
- организация многообразной учебной, общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
- наполнение режима дня определённым содержанием, когда для каждого режимного момента выделены не только обязанности и занятия детей, но и определена система целесообразных и взаимосвязанных педагогических действий взрослых;
- формирование гражданских и организаторских качеств школьника, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов.
Направление деятельности:
Учебно-познавательное.
Художественно-эстетическое.
Гражданско-патриотическое.
Нравственное.
Физкультурно-оздоровительное.
Трудовое.
Первым этапом работы классного руководителя является организация коллективной деятельности детей. Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Дети учатся руководить и подчинятся. Предъявляя требования друг к другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные.
В чем проявляется работа по самоуправлению класса?
Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.
Классные собрания.
Организация дежурства по классу.
Работа с активом: «Оказание помощи отстающим и слабым детям».
Контроль посещаемости.
Контроль поведения.
Работа с классом по подготовке внеклассных мероприятий.
Участие в школьных мероприятиях
Так как ядром школьной воспитательной системы и главным субъектом её является классный коллектив, то встает вопрос: «Каким он должен быть?»
Классный коллектив (в идеальном варианте):
- хорошо организованный, самоуправляющийся с демократично сформированными органами самоуправления;
- каждый член живёт интересами класса, болеет и переживает за его дела, успехи или неудачи;
- все имеют возможность участвовать в управлении классом и защищать его честь;
- подавляющее большинство сопричастно с делом класса, ведь любить и ценить можно то, что ты создал и к чему приложил руку, голову;
- обязательность мероприятий, в которых участвует весь класс и вся школа, дел, которые бы объединяли всех.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:
образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
.
Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы:
- насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;
- в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;
- велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.
Эти вопросы определяют основные этапы формирования микроклимата: защищенность, сплоченность и активность, которые поддерживают и питают жизнь класса во всех ее проявлениях.
I Этап. Защищенность.
Цель: создание устойчивой защищенности каждого ученика.
Ведущей потребностью ученика в школе является общение со сверстниками, самыми значимыми для него людьми. Поэтому, с моей точки зрения, главным признаком личностно ориентированного развития детского коллектива является развитие его гуманистического микроклимата.
Поэтому мною была выбрана воспитательная система - проектирование микроклимата класса.
Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы:
- насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;
- в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;
- велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.
Эти вопросы определяют основные этапы формирования микроклимата: защищенность, сплоченность и активность, которые поддерживают и питают жизнь класса во всех ее проявлениях.
защищенность его в классе зависит в первую очередь от того, как к нему относятся одноклассники, чего и в какой степени боится он с их стороны.
Чего же может бояться ребенок со стороны своих одноклассников?
К сожалению, слишком «агрессивной» стала жизнь, окружающая наших детей, поэтому не исключена вероятность физической агрессии, в том числе и «товарищеские» подзатыльники и тумаки, особенно популярные среди пятиклассников.
Но все-таки чаще встречается страх другого рода. Это страх перед насмешкой и издевкой, страх одиночества и изоляции, страх оказаться не таким как все. Причем порой эти страхи могут быть вымышленными.
Даже внимательному и чуткому учителю трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они маскируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью ребенка.
Поэтому главной своей задачей вижу целенаправленное глубокое изучение своего класса, умение чувствовать состояние ребенка, доверительный диалог с ним.
Очевидно, что и мой стиль общения с классом, демонстрируемый психологический настрой задает в значительной степени отношения между самими ребятами.
Считаю необходимым оказывать помощь в налаживании отношений с классом учителей-предметников, давая своевременную информацию об особенностях и проблемах своих учеников.
Наличие устойчивой защищенности в классе - главный, но не единственный признак гуманистического микроклимата.
В самом деле, ученик может быть уверен, что в классе его никто не обидит и не унизит, но при этом чувствовать себя одиноким и не стремиться проявить себя среди одноклассников, если класс недостаточно сплочен.
II Этап. Сплоченность.
Цель: формирование общих настроений и переживаний; чувства гордости за свой класс.
Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом.
Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже время нашей общей.
Средства реализации этой задачи:
- коллективные творческие дела класса;
- цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- участие в школьных коллективных творческих делах;
- творческий отчет класса;
- походы, экскурсии, коллективные поездки.
Важным условием решения данной задачи считаю чувство гордости за свой класс, когда ученик отождествляет себя с классом, поэтому я стараюсь создавать ситуацию общего успеха.
Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием активности каждого члена коллектива.
В первые дни все ребята получили общественные поручения. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться.
Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Ребятам была предложена тема для обсуждения: «Права и обязанности школьника». Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты
Для сплочения коллектива в течение года были организованы «День именинника», игры «Расскажи о себе», «Пожелания», коллективные поделки. Активность проявляли родители учащихся, что стало положительным примером для самих детей. Ключевыми мероприятиями этого учебного года стали организация общешкольного концерта «Любимым бабушкам и мамам посвящается», подготовка новогодних костюмов и номеров художественной самодеятельности, чаепитие к празднику 8 марта, поход в природу. Очень важную роль сыграли выступления класса с экологической сказкой перед учащимися начальных классов и детским садиком, а затем участие в муниципальном конкурсе «Экологическая сказка», где заняли 2 место. А по итогам конкурса «Самый классный класс» коллектив 5 класса стал победителем и был награжден поездкой в г.Балаково. Всё это послужило положительным моментом для формирования чувства ответственности за себя и за классный коллектив.
III Этап. Активность.
Цель: создание условий для максимальной самореализации;
формирование умения ставить цели, планировать пути их достижения, анализировать результат, принимать решение и осуществлять выбор.
Этот этап считаю самым значительным в формировании микроклимата класса.
Один и тот же человек выглядит и чувствует себя совершенно по-разному в
различном окружении: в одном случае он инициативен, стремиться максимально
реализовать себя, и может даже являться лидером, в другом - он же «тише воды и
ниже травы», опасаясь, любого своего слова и дела.
Вот я и ставлю перед собой вопрос, в какой степени мой класс активизирует, вдохновляет, стимулирует к проявлению и развитию своего внутреннего потенциала, к становлению собственного «Я», обогащающего общее «Мы»?
Если микроклимат класса не благоприятен, если с защищенностью и сплоченностью существуют проблемы, трудно рассчитывать, что наш ученик будет активным в такой среде. В этом случае совершенно бессмысленно сетования: «Никому ничего не надо! Ни на что никого не сдвинешь!».
Поэтому необходимо научить ребят позитивной развивающей самореализации, создать для нее в классе соответствующие условия.
Средствами реализации этой задачи могут стать:
- участие в подготовке классного часа;
- проведение конкурсов, викторин самими учащимися;
- подготовка и проведение традиционного «Дня именинника»;
- проведение театрализованных представлений;
- часы общения, диспуты, дискуссии;
Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:
«контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на
основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).
Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы. Работа велась по нескольким направлениям:
Развитие коммуникативных отношений
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание
Познавательный потенциал
Спортивно-оздоровительный потенциал
Художественно-эстетический потенциал
Трудовой потенциал
Экологический потенциал
Основные задачи воспитательных направлений
I. Я – гражданин России (гражданственно – нравственное воспитание, этическое воспитание)
Задачи:
- пробудить интерес к прошлому своего народа;
- познакомить с национальной культурой;
- приобщить детей к духовно-нравственным ценностям народа;
- развивать ребенка как личность;
- способствовать расширению кругозора;
- воспитывать этическое, чувственное и практическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
- воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела.
- знакомить с манерами поведения культурного, воспитанного человека;
- углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;
- прививать учащимся этические нормы поведения в обществе
II. В мире прекрасного ( художественно-эстетическое воспитание)
Задачи:
- разностороннее развитие детей;
- расширение кругозора через приобщение детей к миру искусства;
- воспитывать бережное отношение к историческому культурному наследию народов России.
III. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу (оздоровительно-спортивное воспитание)
Задачи:
- воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
- познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека;
- научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
IV. Золотые руки (Трудовое воспитание)
Задачи:
- воспитание сознательного отношения к труду;
- формирование у детей трудолюбия;
- прививать детям любовь и уважение к людям разных профессий
V. Эколого- краеведческое воспитание
Задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие у детей интереса к изучаемой живой и неживой природе;
- развитие экологического мышления;
- воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды;
-работа по проекту: «Дорогою добра».
VI. Знание – сила (развитие познавательной активности)
Задачи:
- формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами учебных дисциплин.
Работа с родителями
Цель:
взаимодействие с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека
Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую индивидуальность и тем самым способствовать ее развитию - это едва ли не самая сложная задача классного руководителя. И невозможно хотя бы частичное ее решение, если сам педагог не будет ценить каждого своего ученика независимо от его отметок, от его способностей и возможностей.
Необходимо найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание сверстников; создавать для личности ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость.
Для проявления активности создавались необходимые условия. Это были как тихие классные мероприятия, так и выступления на общешкольных мероприятиях, участие в различных конкурсах. То есть каждый ребёнок мог себя проявить.
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что мои ученики будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.