СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование языковой способности в процессе общения и познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для специальной педагогики, поскольку язык является необходимым условием мышления, условием существования и развития общества.

Просмотр содержимого документа
«Формирование языковой способности в процессе общения и познания»

Формирование языковой способности в процессе общения и познания Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для специальной педагогики, поскольку язык является необходимым условием мышления, условием существования и развития общества

Формирование языковой способности в процессе общения и познания

Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для специальной педагогики, поскольку язык является необходимым условием мышления, условием существования и развития общества

Языковая способность одно из ключевых понятий психолингвистики ; многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития; понятие, введённое в советской психолингвистической школе А.А.Леонтьевым и восходящее к идее Л.В.Щербы о «психофизиологической речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлений»

Языковая способность

одно из ключевых понятий психолингвистики ; многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития; понятие, введённое в советской психолингвистической школе А.А.Леонтьевым и восходящее к идее Л.В.Щербы о «психофизиологической речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлений»

Существует две основ­ные точки зрения на природу языковой способности согласно одной из них,. языковая способность заложена биологически и развивается по мере развития ребёнка (в основном американская психолингвистика) языковая способность. есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения

Существует две основ­ные точки зрения на природу языковой способности

согласно одной из них,. языковая способность заложена биологически и развивается по мере развития ребёнка (в основном американская психолингвистика)

языковая способность. есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения

Элементы  это отражённые и обобщенные сознанием элементы системы языка . Отражением семантических отношений в языке служат прескрипторные правила (т.е. правила, предписывающие говорящему то или иное употребление и сочетание элементов), которыми связаны элементы языковой способности. Эти правила имеют скрытый, неосознаваемый психолингвистический характер

Элементы

это отражённые и обобщенные сознанием элементы системы языка . Отражением семантических отношений в языке служат прескрипторные правила (т.е. правила, предписывающие говорящему то или иное употребление и сочетание элементов), которыми связаны элементы языковой способности. Эти правила имеют скрытый, неосознаваемый психолингвистический характер

Уровни языковой способности  связанные прескрипторными правилами функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни языковой способности. соответствуют уровням системы языка : можно выделить фонетический , лексический , грамматический уровни, в т. ч словообразователь­ный  подуровень, синтаксический  уровень.

Уровни языковой способности 

связанные прескрипторными правилами функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни языковой способности. соответствуют уровням системы языка : можно выделить фонетический , лексический , грамматический уровни, в т. ч словообразователь­ный подуровень, синтаксический уровень.

  Лингвистами язык рассматривается в виде сложного многоуровневого образования, в котором единицы нижних уровней являются составляющими элементов уровней высших. Языковые единицы соотнесены с языком или языковым стандартом, т.е. с объективно существующими в «памяти» социальной группы языковой системой и языковой нормой.

Лингвистами язык рассматривается в виде сложного многоуровневого образования, в котором единицы нижних уровней являются составляющими элементов уровней высших. Языковые единицы соотнесены с языком или языковым стандартом, т.е. с объективно существующими в «памяти» социальной группы языковой системой и языковой нормой.

 Язык — это система знаков. Два вида деятельности являются наиболее адекватными языку — общение и познание. Психолингвистические единицы — оперативные единицы порождения и восприятия речи — могут быть соотнесены с речевой деятельностью, которая выступает или в виде целостного акта деятельности (если имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

Язык — это система знаков. Два вида деятельности являются наиболее адекватными языку — общение и познание. Психолингвистические единицы — оперативные единицы порождения и восприятия речи — могут быть соотнесены с речевой деятельностью, которая выступает или в виде целостного акта деятельности (если имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

выполнила Прохоренко Ольга  По мнению отечественных психолингвистов, развитие речи есть прежде всего развитие способа общения. Перед ребенком встает определенная коммуникативная задача. Для того чтобы ее разрешить, ребенок должен располагать некоторым набором средств. В качестве таковых выступают слова «взрослого» языка и правила их организации в большие единицы синтагмы и предложения. Однако ребенок не в состоянии использовать эти средства так же, как взрослые. Он пытается воспроизвести звуковой облик слова и его предметную отнесенность. Опираясь на них, ребенок конструирует под влиянием заданных ему обществом потребностей общения языковую способность.                  

выполнила Прохоренко Ольга

По мнению отечественных психолингвистов, развитие речи есть прежде всего развитие способа общения. Перед ребенком встает определенная коммуникативная задача. Для того чтобы ее разрешить, ребенок должен располагать некоторым набором средств. В качестве таковых выступают слова «взрослого» языка и правила их организации в большие единицы синтагмы и предложения. Однако ребенок не в состоянии использовать эти средства так же, как взрослые. Он пытается воспроизвести звуковой облик слова и его предметную отнесенность. Опираясь на них, ребенок конструирует под влиянием заданных ему обществом потребностей общения языковую способность.

          

    

периодизация развития речи, соответствующая трем аспектам: фонетическому, грамматическому и семантическому:  1) период, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова; 2) период, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности; 3) период, когда усвоено все это, а также предметная отнесенность слов, но не усвоена понятийная отнесенность.

периодизация развития речи, соответствующая трем аспектам: фонетическому, грамматическому и семантическому: 

1) период, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова;

2) период, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности;

3) период, когда усвоено все это, а также предметная отнесенность слов, но не усвоена понятийная отнесенность.

развитие символической функции   В концепции Л.С. Выготского и других отечественных авторов эта проблема связана со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи. Если рассматривать генетические корни мышления и речи, то можно прийти к выводу, что их развитие совершается непараллельно и неравномерно, можно обнаружить как доречевую стадию развития интеллекта, так и доинтеллектуальную стадию развития речи. В возрасте около двух лет, по мнению Л.С. Выготского, ребенок открывает символическую функцию речи, с этого момента его мышление становится речевым, а речь — интеллектуальной.

развитие символической функции  

В концепции Л.С. Выготского и других отечественных авторов эта проблема связана со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи. Если рассматривать генетические корни мышления и речи, то можно прийти к выводу, что их развитие совершается непараллельно и неравномерно, можно обнаружить как доречевую стадию развития интеллекта, так и доинтеллектуальную стадию развития речи.

В возрасте около двух лет, по мнению Л.С. Выготского, ребенок открывает символическую функцию речи, с этого момента его мышление становится речевым, а речь — интеллектуальной.

выполнила Прохоренко Ольга анализ своеобразия языка как общественного явления, В социальном характере языка можно выделить два аспекта — социальную природу языковой способности и социальную обусловленность речевой деятельности.           Социальная природа языковой способности является ее основной характеристикой: с одной стороны, она формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которой смоделировано социальное бытие людей, с другой стороны, решающую роль играет форма деятельности, создающая предпосылки для этого усвоения, — межличностное общение

выполнила Прохоренко Ольга

анализ своеобразия языка как общественного явления,

В социальном характере языка можно выделить два аспекта — социальную природу языковой способности и социальную обусловленность речевой деятельности.          Социальная природа языковой способности является ее основной характеристикой: с одной стороны, она формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которой смоделировано социальное бытие людей, с другой стороны, решающую роль играет форма деятельности, создающая предпосылки для этого усвоения, — межличностное общение

 Языковая способность формируется у ребенка в процессе общения. Ребенок может овладеть культурой общества только при помощи взрослых, только общаясь с ними.     Социальная обусловленность речевой деятельности предопределена природой языковых знаков, социальным опытом, зафиксированным в их значениях. Рождаясь, ребенок застает в готовом виде культуру общества, язык, который он должен усвоить. Обществом определяется развитие его личности через соответствующие институты:   семью, средства массовой информации, школу, систему профессионального образования, государство и его органы.

Языковая способность формируется у ребенка в процессе общения. Ребенок может овладеть культурой общества только при помощи взрослых, только общаясь с ними.  

Социальная обусловленность речевой деятельности предопределена природой языковых знаков, социальным опытом, зафиксированным в их значениях. Рождаясь, ребенок застает в готовом виде культуру общества, язык, который он должен усвоить. Обществом определяется развитие его личности через соответствующие институты:  семью, средства массовой информации, школу, систему профессионального образования, государство и его органы.

Процесс социализации речевой деятельности при различных типах нарушений психического развития протекает еще более сложно и драматично. Это касается  эволюции функций речи, особенностей становления диалогической и монологической речи, специфики перехода по ступеням: внешняя речь  —  эгоцентрическая речь  —  внутренняя речь . 

Процесс социализации речевой деятельности при различных типах нарушений психического развития протекает еще более сложно и драматично. Это касается  эволюции функций речи, особенностей становления диалогической и монологической речи, специфики перехода по ступеням: внешняя речь  —  эгоцентрическая речь  —  внутренняя речь

Патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т.е. как нарушение языковой способности.

Патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т.е. как нарушение языковой способности.

следующие формы речевой патологии собственно патопсихолингвистические речевые нарушения , связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций (например, шизофрения );           речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга ( афазии );           речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем ( глухота );           речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временной задержкой психического развития;           речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы ( заикание ). 

следующие формы речевой патологии

собственно патопсихолингвистические речевые нарушения , связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций (например, шизофрения );          речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга ( афазии );          речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем ( глухота );          речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временной задержкой психического развития;          речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы ( заикание ). 

 Практика обучения слепоглухих детей показывает, что задача формирования речи решается не первой. Сначала ребенок овладевает действиями с предметами а через них — общественными значениями, заключенными в этих предметах (все это с помощью и под руководством взрослых). В процессе овладения навыками самообслуживания («слепоглухонемой ребенок формирует образы окружающих его предметов. Образы этих предметов объединяются в определенные системы, связанные целостной практической деятельностью» студентка гр. 502нм Прохоренко Ольга МГПУ 2008

Практика обучения слепоглухих детей показывает, что задача формирования речи решается не первой. Сначала ребенок овладевает действиями с предметами а через них — общественными значениями, заключенными в этих предметах (все это с помощью и под руководством взрослых). В процессе овладения навыками самообслуживания («слепоглухонемой ребенок формирует образы окружающих его предметов. Образы этих предметов объединяются в определенные системы, связанные целостной практической деятельностью»

студентка гр. 502нм Прохоренко Ольга

МГПУ 2008

Лишь после формирования системы образов слепоглухой ребенок может овладеть системой знаков. Основное направление этого формирования — приобретение жестом знаковой функции, отрыв его от непосредственного обозначения конкретного действия или предмета. Тем самым подтверждается универсальный характер того пути, по которому идет любой ребенок (с нарушениями психического развития или без оных).  

Лишь после формирования системы образов слепоглухой ребенок может овладеть системой знаков. Основное направление этого формирования — приобретение жестом знаковой функции, отрыв его от непосредственного обозначения конкретного действия или предмета. Тем самым подтверждается универсальный характер того пути, по которому идет любой ребенок (с нарушениями психического развития или без оных).  

         Понимая, что любое нарушение в развитии ребенка негативным образом влияет на формирование навыков социального взаимодействия, важно знать общие закономерности существования и развития языка, а также те препятствия, которые появляются у ребенка с ограниченными возможностями как у партнера по социальной коммуникации. Это позволит определить те закономерности, которые должны лежать в основе реабилитационной деятельности педагога по развитию у детей навыков социальной коммуникации, способствующих их полноценной социализации

         Понимая, что любое нарушение в развитии ребенка негативным образом влияет на формирование навыков социального взаимодействия, важно знать общие закономерности существования и развития языка, а также те препятствия, которые появляются у ребенка с ограниченными возможностями как у партнера по социальной коммуникации. Это позволит определить те закономерности, которые должны лежать в основе реабилитационной деятельности педагога по развитию у детей навыков социальной коммуникации, способствующих их полноценной социализации

К числу непосредственных предшественников психолингвистики в нашей стране относятся А.Н. Леонтьев (1903-1979), Н.И. Жинкин (1893-1979), Б.Г. Ананьев (1907-1972), А.Н. Соколов (1911-1996) и др., в лингвистике - Л.В. Щерба (1880-1944). Развитие собственно психолингвистики в России началось с сер. 1960-х гг.; в номенклатуру ВАК психолингвистика официально вошла с 1984 г.

К числу непосредственных предшественников психолингвистики в нашей стране относятся А.Н. Леонтьев (1903-1979), Н.И. Жинкин (1893-1979), Б.Г. Ананьев (1907-1972), А.Н. Соколов (1911-1996) и др., в лингвистике - Л.В. Щерба (1880-1944). Развитие собственно психолингвистики в России началось с сер. 1960-х гг.; в номенклатуру ВАК психолингвистика официально вошла с 1984 г.

Литература к теме:   Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2004. - 320 с. : ил. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов. / Р. М. Фрумкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2006. - 320 с. Леонтьев А. А., Психофизиологические механизмы речи, в кн.: Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка, М., 1970; Шахнарович А. М., Лендел Ж., «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1978, т. 37. № 3.

Литература к теме:

  • Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2004. - 320 с. : ил.
  • Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов. / Р. М. Фрумкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
  • Леонтьев А. А., Психофизиологические механизмы речи, в кн.: Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка, М., 1970;
  • Шахнарович А. М., Лендел Ж., «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1978, т. 37. № 3.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!