СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование игровой деятельности дошкольников — необходимое условие в решении задач при реализации ФГОС ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование игровой деятельности дошкольников — необходимое условие в решении задач при реализации ФГОС ДО»»

Семинар  «Формирование игровой деятельности дошкольников —  необходимое условие в решении задач при реализации ФГОС ДО» Форма проведения: Деловая игра  Подготовил: Воспитатель 1кк Хлудова Л.Г.

Семинар «Формирование игровой деятельности дошкольников — необходимое условие в решении задач при реализации ФГОС ДО»

Форма проведения: Деловая игра Подготовил: Воспитатель 1кк Хлудова Л.Г.

  Форма проведения: Деловая игра    Цель: объединить усилия коллектива МДОАУ для повышения уровня организации сюжетно - ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.     Задачи:  1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей  2.Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно - ролевой игры  3.Способствовать творческому поиску  4.Скорректировать работу по организации сюжетно-ролевой игры в МДОАУ

Форма проведения: Деловая игра

  • Цель: объединить усилия коллектива МДОАУ для повышения уровня организации сюжетно - ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.   Задачи: 1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей 2.Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно - ролевой игры 3.Способствовать творческому поиску 4.Скорректировать работу по организации сюжетно-ролевой игры в МДОАУ
Предварительная работа: 1. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете 2. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой. 3. Разработка сценария 4. Изготовление оборудования: игровое поле 5. Подготовка проекта решения педсовета 6. Выставка атрибутов к сюжетно - ролевым играм 7. Оформление копилки сюжетно - ролевых игр по всем возрастам  Оборудование : столы и стулья для команд - участников,   стол для жюри, оценочные листы,  игровое поле с секторами.

Предварительная работа:

1. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете

2. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.

3. Разработка сценария

4. Изготовление оборудования: игровое поле

5. Подготовка проекта решения педсовета

6. Выставка атрибутов к сюжетно - ролевым играм

7. Оформление копилки сюжетно - ролевых игр по всем возрастам

Оборудование : столы и стулья для команд - участников,   стол для жюри, оценочные листы,  игровое поле с секторами.

 Повестка дня 1 . Вступительное слово Хлудова Л.Г. «Актуальность выбранной темы». 2. Организация сюжетно – ролевой игры. (Педагоги творческой группы). 3. Деловая игра 4. Рефлексия. 5. Решение педагогического совета.

Повестка дня

1 . Вступительное слово Хлудова Л.Г. «Актуальность выбранной темы».

2. Организация сюжетно – ролевой игры. (Педагоги творческой группы).

3. Деловая игра

4. Рефлексия.

5. Решение педагогического совета.

Актуальность выбранной темы

Тема педсовета выбрана не случайно. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Современные условия жизни, диктуют активный образ жизни не только для взрослых, но и для детей. Дети посещают различные школы развития, секции, студии. Педагоги в погоне реализации «социального заказа» родителей уделяют очень мало времени игровой деятельности дошкольников. В режиме дня ребенка на игре отводится небольшое количество времени. Обучение постепенно вытесняет свободную игру. Современные ученые доказывают, что игра является необходимым условием для развития полноценной личности человека. Сущность игры как одного из ведущих видов деятельности ребенка заключается в то, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Игра является средством познания действительности. И так, игра является социально-педагогической формой организации детской жизни и детского общества в решении образовательных задач образовательной области «Социализация».

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  В.А.Сухомлинский. Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. 

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. 

Свободная сюжетная игра  –  самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.  Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства. 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре. 4. Наличие атрибутов. 

Свободная сюжетная игра

самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.

Принципы организации сюжетной игры

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.

4. Наличие атрибутов. 

Метод комплексного руководства игрой

1.Следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;

2. Необходимо использовать специально обучающие игры;

3. Нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;

4. Во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.

Основные принципы концепции поэтапного формирования

способов игры

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры. 

Компоненты сюжетно-ролевой игры Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель­ности окружающих. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности. Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии. Предпосылки сюжетно-ролевой игры Первый этап - ознакомительная игра, Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы. Второй этап - отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Третий этап - сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни. 

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель­ности окружающих.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии. Предпосылки сюжетно-ролевой игры

Первый этап - ознакомительная игра, Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Второй этап - отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

Третий этап - сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни. 

 Условия активизации самостоятельной игры  1. Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми. 2. Создание условий для самостоятельной детской игры.  Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать  инициативу , самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение , никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Помогать ребенку развивать замысел. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество .  Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр , влиять на обогащение их языка . 

Условия активизации самостоятельной игры 1. Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми.

2. Создание условий для самостоятельной детской игры.

Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу , самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение , никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Помогать ребенку развивать замысел. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество .

Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр , влиять на обогащение их языка

 Деловая игра  «Формирование игровой  деятельности дошкольников — необходимое условие в решении задач при реализации ФГОС ДО»

Деловая игра

«Формирование игровой

деятельности дошкольников — необходимое условие в решении задач при реализации ФГОС ДО»

Разминка Викторина «вопрос – ответ».  1. Перечислите предпосылки с/р игры. 2. Назовите этапы становления с/р игры. 3. Назовите наиболее известных авторов — ученых, занимающихся проблемами изучения игры. 4. Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль». 5. Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? 6. Назовите компоненты с/р игры. 7. Творческий характер игры определяется наличием …?  8. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль ….  Назовите сюжетно- ролевые игры: с производственным сюжетом общественно-политическим сюжетом 9. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… 10. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это …..  11 . Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры

Разминка

Викторина «вопрос – ответ».

1. Перечислите предпосылки с/р игры.

2. Назовите этапы становления с/р игры.

3. Назовите наиболее известных авторов — ученых, занимающихся проблемами изучения игры.

4. Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль».

5. Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? 6. Назовите компоненты с/р игры.

7. Творческий характер игры определяется наличием …?

8. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль ….

Назовите сюжетно- ролевые игры:

  • с производственным сюжетом
  • общественно-политическим сюжетом

9. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…

10. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. 11 . Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры

12. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру. 13. Назовите игрушки, моделирующие семейные. 14. Назовите игрушки, моделирующие отношения вне дома. 15. Назовите игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояния. 16. Надо ли запрещать так называемое военизированые игрушки? 17. В чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? 18. В чем заключается прямое руководство педагога играми детей?

12. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру.

13. Назовите игрушки, моделирующие семейные.

14. Назовите игрушки, моделирующие отношения вне дома.

15. Назовите игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояния.

16. Надо ли запрещать так называемое военизированые игрушки?

17. В чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? 18. В чем заключается прямое руководство педагога играми детей?

Игровое поле: 1 сектор: педагогические ситуации Педагогические ситуации  Команда 1. 1). Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие»: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.  Вопросы: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Как работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации? 2). Максим (4 года)катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».  Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Игровое поле:

1 сектор: педагогические ситуации

Педагогические ситуации

Команда 1.

1). Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие»: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.

Вопросы: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Как работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

2). Максим (4 года)катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

 Команда 2 . 1). Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».  «Чур, я капитан корабля», — говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», — запротестовали Маша и Кирилл.   Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры . 2). Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».  Вопросы:  как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Команда 2 .

1). Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля», — говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», — запротестовали Маша и Кирилл.

Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры .

2). Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

2 сектор: сюжетно- ролевые игры младшего и среднего возраста 1 задание:  1 команда Назовите приемы руководства играми малышей.  2 команда Сформулируйте задачи руководства играми малышей 2 задание: 1 команда: спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре «Шоферы» 2 команда: спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре «Семья»  3 сектор: сюжетно - ролевые игры старшего возраста 1 задание : 1 команда:  Назовите сюжетно - ролевые игры с производственным сюжетом. 2 команда : Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры.

2 сектор: сюжетно- ролевые игры младшего и среднего возраста

1 задание:

1 команда

Назовите приемы руководства играми малышей.

2 команда

Сформулируйте задачи руководства играми малышей

2 задание:

1 команда: спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре «Шоферы»

2 команда: спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре «Семья»

3 сектор: сюжетно - ролевые игры старшего возраста

1 задание :

1 команда:  Назовите сюжетно - ролевые игры с производственным сюжетом.

2 команда : Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры.

2 задание: 1 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «Морской порт» 2 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «МЧС»

2 задание:

1 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «Морской порт»

2 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «МЧС»

4 сектор Блиц – опрос  Против знатоков играет старшая медсестра Внимание! Вопрос! Назовите гигиенические условия организации сюжетно - ролевой игры.  А теперь против знатоков играет заведующая Внимание, вопрос! Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры Против знатоков играет старший воспитатель Внимание вопрос! Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно - ролевую игру.

4 сектор Блиц – опрос

Против знатоков играет старшая медсестра

Внимание! Вопрос!

  • Назовите гигиенические условия организации сюжетно - ролевой игры.

А теперь против знатоков играет заведующая

Внимание, вопрос!

  • Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры
  • Против знатоков играет старший воспитатель

Внимание вопрос!

Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно - ролевую игру.

 Против знатоков играет родительница МДОАУ № 99 Внимание, вопрос! Сколько игрушек должно быть у ребенка?  Подведение итогов деловой игры (работа жюри)

Против знатоков играет родительница МДОАУ № 99

Внимание, вопрос!

Сколько игрушек должно быть у ребенка?

Подведение итогов деловой игры (работа жюри)

 Рефлексия. Педагогам предлагается написать синквейн. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек выказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор выказывает своё отношение. Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.  Например: Игра – детская, подвижная — играют, общаются, веселятся — то, без чего дети не могут развиваться – время провождение.  1 команда: сюжет  2 команда: роль

Рефлексия.

Педагогам предлагается написать синквейн.

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек выказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор выказывает своё отношение.

Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Например:

Игра – детская, подвижная — играют, общаются, веселятся — то, без чего дети не могут развиваться – время провождение.

1 команда: сюжет

2 команда: роль

Решение педагогического совета: 1. В целях совершенствования условий для организации сюжетно - ролевых игр в группах пополнить развивающую среду атрибуты для игр в соответствии с возрастом (отв.: все воспитатели) 2. Систематически планировать и проводить сюжетно - ролевые игры в соответствии с программными требованиями. (отв. все воспитатели) 3. Информировать родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей (отв.: все воспитатели).

Решение педагогического совета:

1. В целях совершенствования условий для организации сюжетно - ролевых игр в группах пополнить развивающую среду атрибуты для игр в соответствии с возрастом (отв.: все воспитатели)

2. Систематически планировать и проводить сюжетно - ролевые игры в соответствии с программными требованиями. (отв. все воспитатели)

3. Информировать родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей (отв.: все воспитатели).