Формирование интонационной выразительности речи
у дошкольников с нарушениями речи
Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.
Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.
Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Темп — скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность.
Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.
Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуко-высотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение), основные качества голоса — силу и высоту, речевое дыхание — его длительность и интенсивность.
Особенности интонационной стороны речи у детей с речевыми нарушениями.
При различных речевых нарушениях в той или иной степени страдает интонационная сторона речи.
Выделяют нарушения речи где страдает только интонационная сторона речи: брадилалия (патологически замедленный темп речи), тахилалия (патологически ускоренный темп речи).
При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико- интонациональной выразительности.
У заикающихся обнаруживаются нарушения всех интонационных характеристик речи: мелодики, ударения, динамики, темпа, ритма, модулированности и т.д. При работе с людьми страдающими заиканием наиболее легко и часто заметны нарушения тембра голоса. Они проявляются в хриплости, глухоте и т.п. Эмоциональная окраска речи у них недостаточна.
При дизартрии нарушается речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. Речь таких детей характеризуется смазанностью и нечеткостью.
Нарушение интонации при ринолалии проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным. При этом дефекте речь мало разборчива (невнятная), монотонная.
У детей-алаликов грубых нарушений в интонационной стороне речи не выявлено. Как отмечает Левина Р.Е, дети-алалики с речью соответствующей первому уровню речевого развития, активно используют в разговоре интонацию вместе с другими паралингвистическими средствами (жесты и мимика) .
Отмечено также, что для дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность процессов интонационной выразительности речи. У детей данной категории нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение. Наиболее сложной для дифференциации и воспроизведения оказалась восклицательная интонация, легче всего у детей с задержкой психического развития проходил процесс различения и использования в речи повествовательной интонации. У дошкольников с ЗПР отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность детей выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей организуется преимущественно в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома: взрослый исправляет ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.
Исправление ошибок должно быть тактичным, не обижающим ребенка: воспитатель просто сам показывает образец, как надо говорить в данном случае, и поощряет ребенка, когда тот старается ему подражать.
Отработка произношения детей проводится и на специальных занятиях.
Особенно упорная работа по формированию интонационных характеристик проводится у заикающихся дошкольников. Она должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Дома работа должно проводится родителями, с учетом данными логопедом рекомендациям.
Формирование интонационной выразительности речи
В работе по развитию интонационной выразительности речи можно использовать упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряжено, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для лучшего понимания заданий рекомендуется использовать наглядный материал: схемы, картинки, таблицы.
Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:
Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж и его ежиха.
Серый еж был очень тих и ежиха тоже.
И ребенок был у них — очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп ходят тихо: топ-топ-топ.
В дом лесной вернутся еж, ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь Тихо, Тихо, Тихо...
(С. Маршак)
Скажи погромче слово “гром” —
Грохочет слово, словно гром.
(А. Барто)
Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми. Эти упражнения оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с речевыми нарушениями, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.
I. Развитие восприятия различных видов интонации.
Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).
2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:
а) знакомство с повествовательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению повествовательной интонации.
3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
а) знакомство с вопросительной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по различению вопросительной интонации.
4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:
а) знакомство с восклицательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению восклицательной интонации.
5. Развитие дифференциации различных видов интонации.
При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением .?!) могут использоваться следующие стихотворения:
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнестись должны!
(А. Тетивкин)
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Вопросительный знак
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
(А. Тетивкин)
Вечно думая над смыслом
Изогнулся коромыслом.
У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если точка — Вывод прост:
Это значит — Точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.
(Ф. Кривин)
Предложения бывают:
1. Вопросительные
Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:
“Ты дрался, да?..
Ты что — немой?..
Ну что молчишь упрямо?”
2. Повествовательные
Повествовать придется мне, И я скажу:
“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”
3. Восклицательные
Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:
“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”
(Ф. Кривин)
II. Работа над голосовыми модуляциями.
Работа над интонацией начинается с упражнений по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания, развитию высоты и силы голоса, работе с темпом речи. В работу включаются следующие задания:
1. Дыхания.
Тренировка дыхания на первом этапе проводится на материале эталона гласных, сочетаний двух-трех звуков, слогов. Обучение вначале происходит по образцу, который дает логопед.
а) Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:
ааааа; уууууу; зззззз и т.д.
б) Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух—трех звуков:
ау; ои; ауи; аза; усо и т. д.
Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим.
2. Сила голоса
а) Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
б) Игры типа: “Далеко или близко?”, “Заблудились”
“Далеко или близко?”: Смотри, это машина. Сначала машина едет далеко. Она едет: «у»
Машина близко. Как она едет? А потом машина опять далеко. Как она едет?
“Заблудились”: Представь, что ты заблудилась в лесу. Ты стоишь и кричишь: «Ау! Ау!» сначала тихо, потом громче и еще громче.
в) Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:
у — беззвучная артикуляция — ау, ауи;
у — шепотное произнесение — ау, ауи;
у — тихое произнесение — ау, ауи;
у — громкое произнесение — ау, ауи и т. д.
г) Чтение чистоговорок наизусть
Каждый ребенок читает: а) тихо — для игрушки, б) громче — чтобы слышали дети, сидящие за тем же столом; в) громко — для воспитателя, который отходит к окну или в другую комнату
Примерные чистоговорки:
«Синичка-сестричка, спой нам: синь-синь! зинь-зинь!»
«Посеем мак, мак; взойдет вмиг, вмиг»,
«Польем лютики и лилии из лейки».
«В гору — бегом, с горы — кувырком»,
«Машины шинами по шоссе шелестят»,
«Ужин нужен и жуку и ужу».
«Шла Саша по шоссе»,
«На шесте — дворец, во дворце — певец»,
3. Высота голоса
а) Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
В данных заданиях широко используются игры и инсценировки, “Три парохода”, “Три медведя”) и т. д.
Например игра “Три парохода” : Произнесение «у», имитируя гудки разных по величине пароходов: большого, среднего и маленького.
Инструкция: Посмотри, здесь плывут 3 парохода: большой, средний и маленький.
Как гудит большой (средний, маленький) пароход?
в) Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:

г) Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков: А а А а А а
4. Темп
а) Называние числового ряда от 1 до 10. Изменение темпа называния по инструкции: Посчитай до 10. А теперь посчитай до 10 медленно. А теперь посчитай до 10 быстро.
б) Использование речевых игр с подражанием:
Смотри, собака ходит: топ-топ-топ. Повтори.
Черепаха ходит медленно: то-оп-то-оп-то-оп. Повтори.
Лошадь ходит быстро: топ-топ-топ-топ-топ. Повтори.
Для отработки различных темпов можно использовать упражнения речевой ритмики. Речевые игры, включающие естественные движения и устную речь, развивают познавательную активность ребенка. Они затрагивают его интересы, фантазию и воображение.
Левой, правой! Левой, правой! (медленный темп)
На парад идет отряд. (медленный темп)
На парад идет отряд, (средний темп)
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит (быстрый темп)
Полтора часа подряд.
Левой, правой! Левой, правой! (средний темп)
Барабан уже дырявый!
Пояснения к упражнению
1. Дети стоят около парт или в кругу. Стихотворение проговаривается с движениями.
Левой, правой – маршируем на месте, делая акцент то на правую, то на левую ногу.
На парад идет отряд – делаем два шага вперед и два назад (на ударные слоги).
Барабанщик – движение руками, как бы ударяем в барабан.
Очень рад – распахиваем руки вперед на звук [о].
Барабанит, барабанит полтора часа подряд – имитируем удары в барабан.
Барабан – указательный жест рукой.
Уже дырявый – руки в стороны, удивление на лице.
б) Стихотворение проговаривается как считалка с указанием на стоящих по кругу детей, но с разными темпами. Кто-то проговаривает его как медленная черепашка, кто-то – как быстрый Буратино, кто-то – как рассудительная Мальвина.
По такой же схеме вы можете работать и с другими стихами. Например:
Еле-еле, еле-еле (медленный)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (средний)
Все бегом, бегом, бегом! (быстрый)
Все быстрей, быстрей, бегом, (очень быстрый)
Карусель кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите, (средний)
Карусель остановите, (средний)
Раз, два, раз, два – (медленный)
Вот и кончилась игра!(очень медленно).
Шли мы после школы, (средний)
Шли мы просто так. (средний)
Прямо и направо, (медленный)
А потом назад. (медленный)
А потом обратно, (средний)
А потом кругом, (средний)
А потом вприпрыжку, (быстрый)
А потом бегом (быстрый).
Из-за леса, из-за гор (средний темп)
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, (медленно)
Жена на коровке, (средне)
Детки на телятках, (быстро)
Внуки на козлятках, (очень быстро).
Раз – цветочек, два – цветочек. (разводим руки в стороны)
Ежики, ежики. (растопыриваем пальцы над головой)
Наковальня, наковальня. (топаем ногами)
Ножницы, ножницы. (пальцами рук имитируем ножницы)
Бег на месте, (бег на месте)
Зайчики, зайчики. (телесная пантомима зайчика)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе, (хлопаем в ладоши)
Девочки и мальчики. (показываем на девочек и мальчиков)
5. Логическое ударение
а) Логопед «загадывает» в ряду слов одно. При зачитывании ряда слов, выделяет загаданное слово интонацией. Задача детей найти это слово.
Машина, автобус, кот, сова…
б) Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: “А-`о-у-и”.
в) Логопед зачитывает предложение выделяя в нем одно слово интонацией:
Я иду гулять. Я иду гулять. Я иду гулять.
Дети определяют какое слово выделил логопед. Повторяют предложение за логопедом, подражая его интонации.
г) Логопед дает детям предложение и просит сказать его, выделив определенное слово интонацией.
Мы идем в кино. Мы идем в кино. Мы идем в кино.
III Формирование интонационной выразительности речи
Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:
1. Интонации повествовательного предложения. характеризуюется понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:
Это Маша.
Маша поет.
На улице ранняя весна. И т. д.
Сначала интонации повествования отрабатывается на слове, а затем следует переходить к простым предложениям, постепенно наращивая количество слов.
2. Интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризуется резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Маша пришла? Маша пришла?
а) Выделение на слух предложений с интонацией вопроса. Логопед зачитывает предложения. Как только дети услышат вопросительное предложение – поднимают карточку со знаком «?»
б) «О чем спрашиваю?»
Логопед зачитывает вопросительное предложения, делая ударение на разных словах. Задача детей «угадать» о чем спрашивает логопед.
Маша ела кашу? Маша съела кашу?
в) проговаривание за логопедом вопросительных предложений
Маша поет песню?
Маша поет песню?
Маша поет песню? И т. д.
3. Интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризуется повышением тона на вопросительном слове: Как Маша поет?
а) Сначала отрабатываются предложения с вопросительным словом в конце предложения:
Это кто?
Маша какая?
б) Потом предложения с вопросительным словом в начале предложения
Когда он приедет?
Сколько в саду детей? И т. д.
4. Интонация восклицательного предложения, характеризуется восходяще-нисходящей мелодикой: Это же мама!
а) Выделение на слух предложений с интонацией восклицания. Логопед зачитывает предложения. Как только дети услышат восклицательное предложение – поднимают карточку со знаком «!»
б) Интонирование восклицательной интонации, используя как речевой материал междометия:
Ах! Ох! Ого! и т.д.
б) Проговаривание за логопедом восклицательных предложений:
Какая она красавица!
Доброе утро!
Если у ребенка интонация восклицания не получается, даем инструкцию: «Скажи громче, чем обычно»
в) Включение упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, просительности):
За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!
и его сокращение:
Смотри! Начинай работу! И т. д.
Отработка различных интонаций в тексте (для детей, которые уже читают)
Примеры интонационных речевых игр:
Ходит Леночка, вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку, (с сожалением)
На пол бросила картошку, (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело! (восклицательно)
Подобные стихи можно проговаривать с движением.
Ходит Леночка, вздыхая – шагаем на месте, указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.
Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.
Я плохая! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.
Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.
На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.
Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.
Быть хорошей надоело! – взмах руками, выражение недовольства.
По такому же принципу можно работать с другим речевым материалом.
***
Громко спорят две лягушки, (повествовательно)
Кто из них красавица? (вопросительно)
Ква-ква, ква-ква-ква, (повествовательно)
Как вам это нравится? (вопросительно)
***
Раз, два – (с перечислением)
В варежке дыра (повествовательно)
Три, четыре – (с перечислением)
Что же делать Ире? (вопросительно)
Пять, шесть – Иголка есть? (вопросительно)
Семь, восемь – Бабушку попросим! (восклицательно с перечислением)
Девять, десять – Кончена игра.
Делать все самой пора! (повелительно)
МЭРИ
У маленькой Мэри Большая потеря – Пропал ее правый башмак. В одном она скачет И жалобно плачет: Нельзя без потери никак! Но, милая Мэри, Забудь о потере. Ботинок для правой ноги Сошьем тебе новый Иль купим готовый. Но только смотри, береги! | Повествовательно Повествовательно Печально Удивленно Печально Восклицательно Ласково Ласково Повествовательно Повествовательно Повествовательно Назидательно. |
ДОКТОР
Доктор, доктор, Как нам быть? Уши мыть или не мыть? Отвечает доктор гневно: "Надо мыть их ежедневно! Если уши мыли вы, Если уши мыли мы, Если уши вымыл ты, Значит, уши вы-мы-ты!" | С обращением Вопросительно Вопросительно Сердито Восклицательно Назидательно Назидательно Назидательно Восклицательно |
ПУЗЫРИ
Мама! Мама! Посмотри! Я пускаю пузыри. Желтый, красный, голубой. В каждом я и ты со мной. Посмотри-ка, посмотри! – Просит маму Натка. Ой, а где же пузыри? Лопнули! Как жалко. | Просительно Повествовательно С перечислением Повествовательно Восклицательно-просительно Повествовательно Удивленно-вопросительно Жалобно. |
Литература:
1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.