СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательских умений обучающихся при изучении литературы в 5–11 классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Формирование исследовательских умений обучающихся при изучении литературы в 5–11 классах: методические рекомендации». (25. 04. 2018).

Вебинар посвящён вопросам формирования исследовательских умений школьников на уроках литературы в основной и старшей школе.

В ходе вебинара автор поясняет значение близких, но не тождественных понятий «исследование» и «проектирование», уточняет понятия «проблемное обучение» и «исследовательское обучение». На конкретных примерах демонстрируется, как осуществляется работа по обучению школьников исследовательской и проектной деятельности организации на уроках литературы в 5–11 классах. Слушатели знакомятся с учебными заданиями, специально разработанными в соответствии с принципом последовательного усложнения и преемственности в обучении.

Автор: Ерохина Елена Ленвладовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ; автор УМК по литературе, Отличник народного просвещения.

***

См.:                                                                             

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских умений обучающихся при изучении литературы в 5–11 классах»

Формирование исследовательских умений обучающихся при изучении литературы в 5-11 классах: методические рекомендации

Формирование исследовательских умений обучающихся при изучении литературы в 5-11 классах: методические рекомендации

       Примерная основная образовательная программа основного общего образования  Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)         Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося.

Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

Исследовательская деятельность школьников Организуется по модели собственно научной деятельности  и завершается созданием итогового текста, отражающего основные результаты исследования.

Исследовательская деятельность школьников

Организуется по модели собственно научной деятельности и завершается созданием итогового текста, отражающего основные результаты исследования.

Проблемное обучение Исследовательское обучение

Проблемное

обучение

Исследовательское обучение

Проблемное обучение Деятельность учителя 1. Создает проблемную ситуацию. 2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. 3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий. 4. Организует проверку гипотезы. 5. Организует обобщение результатов и применение. Деятельность ученика 1. Осознает противоречия в изучаемом явлении. 2. Формулирует проблему.  3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. 4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

Проблемное обучение

Деятельность

учителя

1. Создает проблемную ситуацию.

2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.

3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

4. Организует проверку гипотезы.

5. Организует обобщение результатов и применение.

Деятельность ученика

1. Осознает противоречия в изучаемом явлении.

2. Формулирует проблему. 

3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач,

анализе и т.д.

5. Анализирует результаты, делает выводы,

применяет полученные знания.

Исследовательское обучение: направлено на формирование и развитие исследовательской позиции учащегося по отношению к себе и к миру; приоритет собственной инициативы учащегося в познавательной деятельности над выполнением требований и установок учителя; является особой моделью обучения, при которой субъектом обучения становится не только учащийся, но и учитель;  это целенаправленно организованный процесс, в ходе которого субъекты образовательной деятельности овладевают основами академической культуры:  системой  ценностей, норм, правил, образцов поведения, способов деятельности, принципов общения , основанной на педагогически адаптированном опыте научной познавательной деятельности

Исследовательское обучение:

  • направлено на формирование и развитие исследовательской позиции учащегося по отношению к себе и к миру;
  • приоритет собственной инициативы учащегося в познавательной деятельности над выполнением требований и установок учителя;
  • является особой моделью обучения, при которой субъектом обучения становится не только учащийся, но и учитель;
  • это целенаправленно организованный процесс, в ходе которого субъекты образовательной деятельности овладевают основами академической культуры:

системой ценностей, норм, правил, образцов поведения, способов деятельности, принципов общения , основанной на педагогически адаптированном опыте научной познавательной деятельности

Проблемное обучение Исследовательское обучение проблемную ситуацию создает  и моделирует учитель подменяя исследовательское обучение проблемным, учитель лишает учащегося важнейшего этапа исследования – самостоятельного обнаружения проблемы моделируя проблемную ситуацию, учитель отталкивается от известного ему результата, к которому учащиеся должны прийти в ходе открытия нового знания исследовательское обучение предполагает открытие такого нового, которое заранее неизвестно субъектам исследовательской деятельности нацелено на получение знания, следовательно, для него недопустимы исследования, приводящие к «тупику», оставляющие «нерешенные проблемы» это вполне возможно и часто вероятно в пространстве подлинно исследовательского обучения  роль учителя как коммуникативного лидера проявляется в его доминировании над учащимися, обусловленном знанием истины и способов ее достижения учитель, реализующий принципы исследовательского обучения, сам становится субъектом обучения

Проблемное обучение

Исследовательское обучение

проблемную ситуацию создает и моделирует учитель

подменяя исследовательское обучение проблемным, учитель лишает учащегося важнейшего этапа исследования – самостоятельного обнаружения проблемы

моделируя проблемную ситуацию, учитель отталкивается от известного ему результата, к которому учащиеся должны прийти в ходе открытия нового знания

исследовательское обучение предполагает открытие такого нового, которое заранее неизвестно субъектам исследовательской деятельности

нацелено на получение знания, следовательно, для него недопустимы исследования, приводящие к «тупику», оставляющие «нерешенные проблемы»

это вполне возможно и часто вероятно в пространстве подлинно исследовательского обучения 

роль учителя как коммуникативного лидера проявляется в его доминировании над учащимися, обусловленном знанием истины и способов ее достижения

учитель, реализующий принципы исследовательского обучения, сам

становится субъектом обучения

Проект Исследование

Проект

Исследование

Наша концепция основывается на признании принципиального различия между понятиями «проект» и «исследование» Проект Исследование развивает потребность непосредственно влиять на ситуацию , активную позицию по отношению к достижению результата  организуется как процесс создания замысла и его воплощения  не имеет жесткой регламентации последовательности действий результат может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных знаковых систем развивает познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика ориентировано на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины результат отражается в письменных или устных текстах

Наша концепция основывается на признании принципиального различия между понятиями «проект» и «исследование»

Проект

Исследование

  • развивает потребность непосредственно влиять на ситуацию , активную позицию по отношению к достижению результата
  • организуется как процесс создания замысла и его воплощения

  • не имеет жесткой регламентации последовательности действий
  • результат может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных знаковых систем
  • развивает познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика
  • ориентировано на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания
  • организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины
  • результат отражается в письменных или устных текстах
Проектировать : Разрабатывать, составлять проект.  Предполагать, намечать, собираться создать или сделать что-л. ИССЛЕДОВАТЬ : Подвергнуть – подвергать научному рассмотрению. Тщательно осмотреть – осматривать для выяснения, установления чего-л.

Проектировать :

Разрабатывать, составлять проект.

Предполагать, намечать, собираться создать или сделать что-л.

ИССЛЕДОВАТЬ :

Подвергнуть – подвергать научному рассмотрению.

Тщательно осмотреть – осматривать для выяснения, установления чего-л.

Изучить :  Овладеть чем-л., освоить что-л.   В процессе обучения усвоить что-л., постичь учением.   Познать в результате научного исследования.   Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять.   Исследовать : Подвергнуть – подвергать научному рассмотрению. Тщательно осмотреть – осматривать для выяснения, установления чего-л.

Изучить :

Овладеть чем-л., освоить что-л. 

В процессе обучения усвоить что-л., постичь учением. 

Познать в результате научного исследования. 

Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять. 

Исследовать :

Подвергнуть – подвергать научному рассмотрению.

Тщательно осмотреть – осматривать для выяснения, установления чего-л.

Учимся читать научную литературу   Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М. Лотмана и составьте конспект , пользуясь вопросным планом, приведённым после текста статьи.  Ю.М. Лотман Идейная структура «Капитанской дочки» Вопросный план: • Каков главный вопрос исторического романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? • Как в романе соотносятся законность и нравственность? • Что спасает Машу и Гринёва в трагических ситуациях их жизни? • Что означает «милость» в понимании А.С. Пушкина? • Какие качества личности исторического деятеля ценит А.С. Пушкин? • В чём главное различие двух дворян: Гринёва и Швабрина? • В чём, по мнению А.С. Пушкина, состоит правильный жизненный путь?   Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи или формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти способа. Какие наблюдения исследователя показались вам наиболее интересными?  Чем именно? Объясните свою точку зрения.

Учимся читать научную литературу

Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М. Лотмана и составьте конспект , пользуясь вопросным планом, приведённым после текста статьи.

Ю.М. Лотман Идейная структура «Капитанской дочки»

Вопросный план:

• Каков главный вопрос исторического романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

• Как в романе соотносятся законность и нравственность?

• Что спасает Машу и Гринёва в трагических ситуациях их жизни?

• Что означает «милость» в понимании А.С. Пушкина?

• Какие качества личности исторического деятеля ценит А.С. Пушкин?

• В чём главное различие двух дворян: Гринёва и Швабрина?

• В чём, по мнению А.С. Пушкина, состоит правильный жизненный путь? Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи или формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти

способа. Какие наблюдения исследователя показались вам наиболее интересными? Чем именно? Объясните свою точку зрения.

Как подготовиться к конференции и организовать её проведение

  • Конференция — это представление и обсуждение докладов (сообщений) по заранее определённой теме. 2. Ведущим конференции, как правило, является учитель или подготовленный ученик.

3. Уточните тематику своего выступления в рамках общей темы конференции. 4. Учтите, что обычно выступление на конференции длится 10–15 минут. 5. Составьте план выступления, подберите литературу для подготовки доклада. В случае необходимости проконсультируйтесь с учителем.

6. Помните, что ваш доклад должен отличаться точностью, логичностью и ясностью изложения. Все теоретические положения обязательно иллюстрируйте примерами из текста. 7. Доклад следует произносить, а не читать. Держите перед глазами план выступления — это поможет последовательно излагать свои мысли. При необходимости зачитывайте лишь цитаты.

8. Старайтесь поддерживать контакт со слушателями, привлекайте их внимание к наиболее важным положениям доклада, следите за их реакцией на ваше выступление. 9. Когда слушаете доклады, записывайте на листочке вопросы, которые потом зададите выступающему.

10. Если вопрос задали вам, поблагодарите оппонента и постарайтесь дать прямой, конкретный и аргументированный ответ. 11. Подготовьтесь к обсуждению докладов. Ваше согласие или несогласие с позицией выступающего должно быть аргументировано.

12. Обязательно подведите итоги конференции: обобщите основную информацию докладов, сформулируйте выводы. 13. Можно избрать жюри из учащихся или преподавателей и выделить лучшие выступления.


Скачать

© 2018 675 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!