Формирование исследовательских умений обучающихся при изучении литературы в 5-11 классах: методические рекомендации
Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося.
Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Исследовательская деятельность школьников
Организуется по модели собственно научной деятельности и завершается созданием итогового текста, отражающего основные результаты исследования.
Проблемное
обучение
Исследовательское обучение
Проблемное обучение
Деятельность
учителя
1. Создает проблемную ситуацию.
2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.
3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий.
4. Организует проверку гипотезы.
5. Организует обобщение результатов и применение.
Деятельность ученика
1. Осознает противоречия в изучаемом явлении.
2. Формулирует проблему.
3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач,
анализе и т.д.
5. Анализирует результаты, делает выводы,
применяет полученные знания.
Исследовательское обучение:
- направлено на формирование и развитие исследовательской позиции учащегося по отношению к себе и к миру;
- приоритет собственной инициативы учащегося в познавательной деятельности над выполнением требований и установок учителя;
- является особой моделью обучения, при которой субъектом обучения становится не только учащийся, но и учитель;
- это целенаправленно организованный процесс, в ходе которого субъекты образовательной деятельности овладевают основами академической культуры:
системой ценностей, норм, правил, образцов поведения, способов деятельности, принципов общения , основанной на педагогически адаптированном опыте научной познавательной деятельности
Проблемное обучение
Исследовательское обучение
проблемную ситуацию создает и моделирует учитель
подменяя исследовательское обучение проблемным, учитель лишает учащегося важнейшего этапа исследования – самостоятельного обнаружения проблемы
моделируя проблемную ситуацию, учитель отталкивается от известного ему результата, к которому учащиеся должны прийти в ходе открытия нового знания
исследовательское обучение предполагает открытие такого нового, которое заранее неизвестно субъектам исследовательской деятельности
нацелено на получение знания, следовательно, для него недопустимы исследования, приводящие к «тупику», оставляющие «нерешенные проблемы»
это вполне возможно и часто вероятно в пространстве подлинно исследовательского обучения
роль учителя как коммуникативного лидера проявляется в его доминировании над учащимися, обусловленном знанием истины и способов ее достижения
учитель, реализующий принципы исследовательского обучения, сам
становится субъектом обучения
Проект
Исследование
Наша концепция основывается на признании принципиального различия между понятиями «проект» и «исследование»
Проект
Исследование
- развивает потребность непосредственно влиять на ситуацию , активную позицию по отношению к достижению результата
- организуется как процесс создания замысла и его воплощения
- не имеет жесткой регламентации последовательности действий
- результат может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных знаковых систем
- развивает познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика
- ориентировано на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания
- организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины
- результат отражается в письменных или устных текстах
Проектировать :
Разрабатывать, составлять проект.
Предполагать, намечать, собираться создать или сделать что-л.
ИССЛЕДОВАТЬ :
Подвергнуть – подвергать научному рассмотрению.
Тщательно осмотреть – осматривать для выяснения, установления чего-л.
Изучить :
Овладеть чем-л., освоить что-л.
В процессе обучения усвоить что-л., постичь учением.
Познать в результате научного исследования.
Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять.
Исследовать :
Подвергнуть – подвергать научному рассмотрению.
Тщательно осмотреть – осматривать для выяснения, установления чего-л.
Учимся читать научную литературу
Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М. Лотмана и составьте конспект , пользуясь вопросным планом, приведённым после текста статьи.
Ю.М. Лотман Идейная структура «Капитанской дочки»
Вопросный план:
• Каков главный вопрос исторического романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
• Как в романе соотносятся законность и нравственность?
• Что спасает Машу и Гринёва в трагических ситуациях их жизни?
• Что означает «милость» в понимании А.С. Пушкина?
• Какие качества личности исторического деятеля ценит А.С. Пушкин?
• В чём главное различие двух дворян: Гринёва и Швабрина?
• В чём, по мнению А.С. Пушкина, состоит правильный жизненный путь? Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи или формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти
способа. Какие наблюдения исследователя показались вам наиболее интересными? Чем именно? Объясните свою точку зрения.
Как подготовиться к конференции и организовать её проведение
- Конференция — это представление и обсуждение докладов (сообщений) по заранее определённой теме. 2. Ведущим конференции, как правило, является учитель или подготовленный ученик.
3. Уточните тематику своего выступления в рамках общей темы конференции. 4. Учтите, что обычно выступление на конференции длится 10–15 минут. 5. Составьте план выступления, подберите литературу для подготовки доклада. В случае необходимости проконсультируйтесь с учителем.
6. Помните, что ваш доклад должен отличаться точностью, логичностью и ясностью изложения. Все теоретические положения обязательно иллюстрируйте примерами из текста. 7. Доклад следует произносить, а не читать. Держите перед глазами план выступления — это поможет последовательно излагать свои мысли. При необходимости зачитывайте лишь цитаты.
8. Старайтесь поддерживать контакт со слушателями, привлекайте их внимание к наиболее важным положениям доклада, следите за их реакцией на ваше выступление. 9. Когда слушаете доклады, записывайте на листочке вопросы, которые потом зададите выступающему.
10. Если вопрос задали вам, поблагодарите оппонента и постарайтесь дать прямой, конкретный и аргументированный ответ. 11. Подготовьтесь к обсуждению докладов. Ваше согласие или несогласие с позицией выступающего должно быть аргументировано.
12. Обязательно подведите итоги конференции: обобщите основную информацию докладов, сформулируйте выводы. 13. Можно избрать жюри из учащихся или преподавателей и выделить лучшие выступления.