Выступление на МО учителей истории и обществознания
Г. Зерноград
Тема: Формирование исторических представлений и понятий, развитие пространственной компетенции обучающихся.
Подготовил учитель истории высшей категории
Мечетинской МБОУ СОШ
Игнатенко Павел Валентинович.
Содержание:
1. Формирование исторических представлений у учащихся на уроках истории. Специфика исторических знаний. Структура исторических знаний (исторические представления, исторические понятия, закономерности исторического процесса, способы действия с историческим материалом).
Формирование исторических представлений о фактах прошлого на уроках истории Определение сущности исторического факта, события, выяснение причин события, уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью, определение значения факта для времени его прохождения и современности.
Формирование представлений об историческом времени на уроках истории. Знакомство с летоисчислением. Работа с лентой времени. Использование хронологических таблиц, лото, календарей событий. Составление синхронических и диахронических таблиц.
2. Формирование исторических понятий у учащихся. Изучение терминов на уроках истории. Специфика исторических знаний. Структура исторических знаний (исторические представления, исторические понятия, закономерности исторического процесса, способы действия с историческим материалом).
Формирование представлений об исторических понятиях и терминов на уроках истории. Значение слов «термин» и «понятие». Роль исторических понятий в обучении, их классификация. Принципы и методы эффективного усвоения понятий и терминов.
3. Формирование исторических представлений об историческом пространстве у учащихся на уроках истории. Специфика исторических знаний. Структура исторических знаний (исторические представления, исторические понятия, закономерности исторического процесса, способы действия с историческим материалом).
Формирование представлений об историческом пространстве на уроках истории. Исторические карты, их виды. Методика работы с картой в классе и дома. Контурные карты, методы и формы работы с ней.
Формирование исторических представлений у учащихся на уроках истории.
Необходимым условием, и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, входящих в структуру исторического знания, созданных на основе ярких и впечатляющих образов о событиях прошлого. На основе исторических представлений происходит обобщение исторических событий и формируются понятия, под которыми понимается результат ассоциаций по смыслу абстрагирования и обобщения знаний. Для формирования исторических представлений необходимо использовать словесные картины, реконструирующие прошлое, в том числе небольшие сценки, придуманные специально для урока или даже уроки-спектакли, к примеру инсценировка голосования в Афинах и Спарте периода Древней Греции либо спор между славянофилами и западниками на уроках истории. Подобные инсценировки не только способствуют формированию интереса к истории, помогают учащимся понять особенности давно минувших эпох, но и создают эмоциональный фон, способствующий усвоению материала. Школьники не встречают в окружающей их действительности ничего похожего на то, что они изучают в курсах истории, поэтому учащиеся невольно прибегают к модернизации прошлого. Наличие богатых по содержанию исторических образов является средством предупреждения модернизации прошлого. Большое значение имеет привлечение такого метода обучения, как описание исторических событий посредством художественной литературы и стихотворных форм. Художественный элемент в историческом познании усиливает творческое начало понятийного мышления. Использование стихотворных форм не только обеспечивает межпредметные связи, но и представляет историю в совершенно другом ракурсе. Например, на уроках истории России в 8 классе можно использовать отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Другим словесным методом является характеристика исторической личности, который стало возможно эффективно реализовать в связи с персонифицированным подходом в преподавании школьной истории, что в прежние годы было затруднено в рамках существовавшей идеологической парадигмы. Важную роль в формировании исторических представлений играет наглядный метод, посредством которого повышается конкретность, эмоциональность, прочность усвоения учащимися знаний, стимулирует их осмысление. Кроме того, использование иллюстраций, учебных картин, видеофрагментов, современных исторических учебных фильмов повышает содержательность изложения, сокращая при этом время, затрачиваемое на усвоение.
Формирование исторических понятий у учащихся на уроках истории.
Являясь формой чувственного познания а не мышления, представление не может проникнуть в сущность вещи. Исторические представления являются основой формирования исторических понятий. Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий.
Исторические понятия, как и представления, являются отражением в нашем сознании объективной исторической действительности, но они отражают ее глубже, полнее, шире: в историческом понятии схвачены, отражены общие существенные черты множества исторических явлений. Поэтому важно, чтобы усваеваемые школьниками исторические понятия включали и сохраняли все богатство конкретики.
Следует обратить внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обогащения и конкретизации их содержания. От урока к уроку необходимо раскрывать их новые стороны, существенные признаки, связи, отношения с другими понятиями.
Все исторические понятия можно условно разделить на отдельные категории (виды), различающиеся по глубине их освоения и широте обобщения:
1) Частноисторические понятия, отражающие и обобщающие конкретные исторические явления, характерные для определенного периода в истории данной страны. Например, понятия ”фараон”, ”шадуф” относятся к истории Древнего Египта, а понятия «стрельцы” отражают явления из жизни России 16-17 вв.
2) Общеисторические понятия отражают и обобщают явления, определенной цивилизации или общественно-экономической формации: ”пролетариат”, ”буржуазия”, ”наемный труд”, «капиталистическая мануфактура», «буржуазная республика», «экономический кризис» и т.д. Исторические понятия представляют собой более высокую ступень обобщения. Они более сложны для учащихся и раскрываются в рамках темы, раздела или ряда разделов курса.
3) Социологические понятия отражают общие связи и закономерности исторического процесса. Понятия «производительные силы», «производственные отношения», «класс», «государство», «религия», «война» и т.д., сложные и наиболее общие. Они раскрываются и углубляются на материале всего школьного курса истории.
В практическом решении задачи формирования исторических понятий необходимо учитывать ее существенное отличие от задачи создания исторического представления. Ведь понятие не возникает из восприятия, а формируется мыслительным, логическим путем. Не случайно применительно к представлениям мы используем термины «образование», «создание», а в отношении понятий речь идет о «нормировании». Процесс закрепления понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче осваивают признаки тех понятий, которые можно наглядно представить. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.
Понятия должны быть точными, определенными, однозначными для всех, т.е. идентичными. Опыт показывает, что исторические понятия наиболее прочно входят в сознание, особенно стройно складывается в систему, и наилучшим образом служат орудием дальнейшего познания в том случае, когда они усвоены учащимися в ходе активной умственной работы.
Формирование исторических представлений об историческом пространстве у учащихся на уроках истории.
Изучение истории тесно связано с изучением пространства. Представления об историческом пространстве – это соотнесение определенных исторических событий с конкретным местом их совершения, т. е. локализация исторических событий. Основным инструментом для формирования исторического пространства на уроке является историческая карта.
Однако, несмотря на все достоинства исторической карты, она является наглядным пособием, обладающим высокой степенью абстракции. Реальные объекты (леса, реки, города) принимают на карте совершенно несвойственный им в действительности вид, а многие объекты и явления могут быть представлены условно только на карте и не имеют своих аналогов в реальной действительности.
В связи с эти на практике преподавания используются различные приемы «оживления» карты аппликациями, условными знаками, помогающими вычленить нужные элементы и сосредоточить на них внимание учащихся (например, красными звездочками можно отметить на карте города-герои Великой Отечественной войны). Кроме того используются другие приемы работы с картой:
- прием комбинированной работы с несколькими картами (например, карта «Великая Отечественная война Советского Союза» уточняется картами или схемами отдельных событий, битв);
- определение по карте дальности расстояний (например, на уроке по теме «Русские землепроходцы и мореходы» с помощью шнура можно измерить пути экспедиций, отмеченные на карте, и по масштабу определить пройденные расстояния);
- приемы работы с контурной картой. Эта работа проводится не так часто из-за сложности для учащихся такого рода работы, а также трудностей с отбором контурных карт и заданий к ним (обычно учитель использует контурные карты для учащихся старших классов общеобразовательной школы). Но выполнение доступных заданий помогает учащимся осмыслить и закрепить материал. Как правило, контурная карта заполняется постепенно (на ряде уроков по теме), сначала в классе под руководством учителя, затем самостоятельно учащимися на уроке или дома с последующей проверкой и исправлением допущенных ошибок.
Еще одним видом работ по формирование пространственных представлений является работа со схемой. Схема отражает какой-либо единичный факт, масштабы ее невелики, «география» местности изображается небольшим количеством условных обозначений.
Как правило, схемы посвящены различным событиям военной истории, поэтому, опираясь на них, учитель рассказывает о битвах на Чудском озере и Куликовом поле, о Полтавском сражении и Бородинском бое. Обязательное условие применения схемы – ее соотнесение с исторической картой. Школьники должны представлять, где на карте находится «кусочек» той территории, на которой развернулось действие схемы.
Таким образом, изучая любое историческое событие, учащиеся должны представлять:
а) место, где происходило событие;
б) направления действий;
в) дальность расположения объектов относительно друг друга;
г) условия местности, ее особенности;
д) роль географической среды в жизни и деятельности людей (там, где возможно это определить).
Для развития пространственных представлений учащихся необходимо использовать разнообразные средства, приемы и методы, постоянно варьируя их и активизируя познавательную деятельность своих учеников.