СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию в решении каких-либо задач

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня

компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для развития такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача учителя. Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход.

Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию в решении каких-либо задач. Предметные компетенции – это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. По новым ФГОС основным результатом деятельности современной школы должна стать не система знаний сама по себе, а набор ключевых компетенций, т.е. универсальных навыков и умений в интеллектуальной и других сферах.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает

изменения: – в организации учебного процесса; – в деятельности учителя; – в способах оценивания результатов.

Главная цель: получение нового качества образования, где акцент делается на достижение определённых результатов. Главная задача учителя: не давать знания в готовом виде, а мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности.

Для этого необходимо:

  • успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;

  • использование заданий различного уровня сложности;

  • создание на уроке игровых ситуаций и соревнований;

  • использование элементов проблемного обучения;

  • использование приёмов поощрения и похвалы.


Формы организации процесса учения, направленного на формирование ключевых компетенций могут быть различными:

– свободный труд;

– работа по плану;

– работа по этапам;

– проектное обучение.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Работая учителем начальных классов, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний? Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности учащихся.

При обучении ученик усваивает:

– 10% прочитанного,

– 20% услышанного,

– 30% увиденного,

– 90% того, что он сделал сам.

Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость

изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным.

Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого учащегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить.


Составляющие элементы понятия «компетенция»:

Знания – это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания – более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

Навыки – это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне, от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

Способность – врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

Стереотипы поведения – видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

Усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда – недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно- смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.


В начальной школе выделяют компетенции:

1. Учебно-познавательные

Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных) ситуациях. Например, 4 класс. Окружающий мир. Тема: Природная зона-тундра. Обобщающий урок. Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа учащихся. Дети делятся на группы: учёные-географы, ботаники, экологи, зоологи. Перед каждой группой стоит определённая задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес. Учим выбирать из общего главное и приводить в систему.


2. Ценностно-смысловые компетенции

Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Например, в 2 классе проводилось мероприятие «Я и мои права». Ребёнок должен знать права и свои обязанности, быть уверенным в себе. К 70-летию со Дня победы дети готовили выступления о родственниках, участвовавших в ВОВ. Приносили фотографии, готовили выступления, посетили выставку в лицее №111. Смысл и ценности данных мероприятий отложится в душе каждого. На уроках русского языка мы знакомимся со словообразованием. На последних уроках делали акцент на ценностях слова, изменении слова при добавлении разных суффиксов, различном значении суффиксов, как при этом меняется речь говорящего и пишущего; смысловой нагрузке слов, и смысловой нагрузке при изменении суффикса.

3. Коммуникативные компетенции

Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Например, на уроке математики в 3 классе работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки, Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.

4. Информационные компетенции

Известная истина, выраженная словами К.Д. Ушинского «Детская природа требует наглядности», сейчас легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель должен хорошо и правильно смоделировать урок. Для себя я сделала выводы, что современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями: – источник информации; – повышают степень наглядности; – организуют и направляют восприятие; – наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся; – создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию; – это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня. Информационные технологии открывают для меня не только дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие способностей ребёнка. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной жизни в условиях информационного общества. Я считаю, что применение компьютера для обучения школьников – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроке, нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье.

5. Социально-трудовые компетенции

За период обучения с 1 по 4 класс учащиеся приобретают начально- технические знания; умения конструирования и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

6. Здоровьесберегающие компетенции

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и

ответственность в выборе образа жизни. Внеурочная деятельность, которая проводится в нашей школе – «Разговор о правильном питании», «Азбука здоровья», «»Мы и наш мир», помогают формировать и развивать у обучающихся здоровьесберегающие компетенции.

ВЫВОД:

Главное, чтобы детям было интересно учить СЕБЯ, развивать СЕБЯ, ПОЗНАВАТЬ мир. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и вне- урочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, концертах – все это способствует формированию ключевых компетенций. Таким образом, я считаю, что для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!