Формирование ключевых компетенций младших школьников
средствами современного урока
Компетентностный подход - это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел… Б.Д. Эльконин СЛАЙД 1 |
Успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подхо. Мы должны готовить учеников к жизни в современном, стремительно меняющемся, конкурентноспособном обществе, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. СЛАЙД 2
Компетенция – это наличие знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, т. е умение применять компетенцию в деятельности. Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Например, способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.
Ключевых компетенций не так уж мало, но главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются на мой взгляд, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
СЛАЙД 3
Учебно-познавательные компетенции:
• умение ставить цель и организовывать её достижение
• организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
Информационные компетенции - готовность работать с информацией
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать информацию, уметь выделять в ней необходимое сохранять и передавать ее;
Коммуникативные компетенции – готовность к общению и сотрудничеству с другими людьми
• уметь выступать с устным сообщением, задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
Социальные компетенции:
• уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
Здоровьесберегающие компетенции:
знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека
Работая учителем начальных классов, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю образовательные технологии. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности учащихся.
При обучении ученик усваивает : СЛАЙД 4
- 10% прочитанного
- 20% услышанного
-30% увиденного
-90% того, что он сделал сам
СЛАЙД 5
Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Урок – это творчество! Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого учащегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить.
Для формирования ключевых компетенций на своих уроках я стараюсь применять современные технологии организации учебно-воспитательного процесса:
Её применение позволяет развивать:
умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему
умение адекватно оценить свой ответ и ответ товарища
способность к самосовершенствованию
умение слышать отвечающего
-
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока СЛАЙД 7
I фаза «вызов» Активизировать, заинтересовать учащегося, «вызвать» имеющиеся знания
II фаза «осмысление» Работа с информацией: поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока; учащиеся получают возможность связать новую информацию с уже имеющимися знаниями
III фаза «размышление» (рефлексия) Происходит обобщение информации;
вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу; информация творчески перерабатывается
Прием«Составлениекластера» СЛАЙД 8
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности проверить, что знаем
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
Прием «Фишбоун» СЛАЙД 9
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Например СЛАЙД 10
В ходе работы с учебником и в процессе беседы обучающиеся вписывают в схему:
Вопрос(голова) Каковы последствия использования поверхности земли человеком?
Левые веточки: как человек использует поверхность земли 1. Добыча полезных ископаемых 2. Строительство домов, зданий 3. Распашка равнин (склонов) | | Правые веточки: к чему это приводит. 1. Карьер, террикон 2. Свалки 3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки |
Вывод (хвост) формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.
Прием «Написание синквейна» СЛАЙД 11
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:
В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
Тема его может быть любой и применять можно на любом уроке
Например: СЛАЙД 12
1.Поверхность 2.Равнинная, гористая 3.Путешествуют, используют, охраняют 4.Поверхность должна оставаться чистой. 5. Рельеф | вода чистая, пресная Используют, охраняют, путешествуют. Водоёмы должны быть чистыми! Водохранилище. |
Лягушка Любопытная,смелая Мечтает, зазнается, обманывает Не смогла попасть на юг путешественница | Осень Весёлая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое и яркое время года. Красавица! |
Птицы Перелетные, зимующие Вернулись, гнездятся, поют Приносят огромную пользу природе Весна | Суффикс Ласкательный, новый Образует, помогает, уточняет Без суффиксов речь скучная. Образователь! |
| |
Результаты применения данной технологии СЛАЙД 13
Учащиеся при ответе на поставленный вопрос проявляют способность доказывать свою точку зрения.
Могут дать адекватную самооценку и оценить работу своего товарища.
Учащиеся могут выделять главное из полученной информации.
Учащиеся владеют навыками работы в паре и группе
Дети не боятся высказываться, верно или ошибочно, т.к.принимаются все мнения.
Все эти качества способствуют развитию ключевых компетенций
Эпилог СЛАЙД 14
Незнайка: «Все, это что?»
Всезнайка: «Чем больше вопросов, тем меньше компетенций!»
Незнайка: «А как же без вопросов? Откуда возьмутся ответы?
И ты можешь обойтись без вопросов?»
Всезнайка впервые по-настоящему задумался…
Компетентность учителя и учащихся – неразрывное единство
Компетентность учителя приобретает смысл в диалоге с учащимися.
Компетентность учителя проявляется в диалоге с учащимися.
Компетентность учителя зависит от диалога с учащимися.
Компетентность учителя формируется в диалоге с учащимися.
Компетентность учителя оценивается по диалогу с учащимися.