СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока»

Формирование ключевых компетенций младших школьников

средствами современного урока

Компетентностный подход - это как привидение:
все о нем говорят, но мало кто его видел…

Б.Д. Эльконин

СЛАЙД 1




Успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подхо. Мы должны готовить учеников к жизни в современном, стремительно меняющемся, конкурентноспособном обществе, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. СЛАЙД 2

        Компетенция – это наличие знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, т. е умение применять компетенцию в деятельности. Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Например, способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются на мой взгляд, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

СЛАЙД 3

Учебно-познавательные компетенции:
• умение ставить цель и организовывать её достижение
• организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
Информационные компетенции - готовность работать с информацией
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать информацию, уметь выделять в ней необходимое сохранять и передавать ее;
Коммуникативные компетенции – готовность к общению и сотрудничеству с другими людьми
• уметь выступать с устным сообщением, задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
Социальные компетенции:
• уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

  • владеть культурными нормами, эффективными способами организации свободного времени;

Здоровьесберегающие компетенции:

знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека

Работая учителем начальных классов, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю образовательные технологии. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
          

 Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности учащихся.

При обучении ученик усваивает : СЛАЙД 4

- 10% прочитанного

- 20% услышанного

-30% увиденного

-90% того, что он сделал сам

СЛАЙД 5

Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Урок – это творчество! Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого учащегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить.

Для формирования ключевых компетенций на своих уроках я стараюсь применять современные технологии организации учебно-воспитательного процесса:

  • игровые

  • групповые

  • дифференцированные

  • здоровьесберегающие

  • приёмы технологии развития критического мышления: СЛАЙД 6

Её применение позволяет развивать:

  1. умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему

  2. умение адекватно оценить свой ответ и ответ товарища

  3. способность к самосовершенствованию

  4. умение слышать отвечающего

Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока СЛАЙД 7

I фаза «вызов» Активизировать, заинтересовать учащегося, «вызвать» имеющиеся знания

II фаза «осмысление» Работа с информацией: поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока; учащиеся получают возможность связать новую информацию с уже имеющимися знаниями

III фаза «размышление» (рефлексия) Происходит обобщение информации;

вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу; информация творчески перерабатывается


Прием«Составлениекластера» СЛАЙД 8

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности проверить, что знаем

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.


Прием «Фишбоун» СЛАЙД 9

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Например СЛАЙД 10

В ходе работы с учебником и в процессе беседы обучающиеся вписывают в схему:

Вопрос(голова) Каковы последствия использования поверхности земли человеком?

Левые веточки:

как человек использует поверхность земли

1. Добыча полезных ископаемых

2. Строительство домов, зданий

3. Распашка равнин (склонов)


Правые веточки:

к чему это приводит.


1. Карьер, террикон


2. Свалки


3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки


Вывод (хвост) формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.


Прием «Написание синквейна» СЛАЙД 11

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема его может быть любой и применять можно на любом уроке

  • о природе;

  • о картине и литературном герое;

  • о маме или папе;

  • о настроении;

  • об изученном на уроке;



Например: СЛАЙД 12

1.Поверхность

2.Равнинная, гористая

3.Путешествуют, используют, охраняют

4.Поверхность должна оставаться чистой.

5. Рельеф

вода

чистая, пресная

Используют, охраняют, путешествуют.

Водоёмы должны быть чистыми!

Водохранилище.



Лягушка

Любопытная,смелая

Мечтает, зазнается, обманывает

Не смогла попасть на юг

путешественница



Осень

Весёлая, разноцветная.

Украшает, восхищает, танцует.

Красивое и яркое время года.

Красавица!

Птицы

Перелетные, зимующие

Вернулись, гнездятся, поют

Приносят огромную пользу природе

Весна

Суффикс

Ласкательный, новый

Образует, помогает, уточняет

Без суффиксов речь скучная.

Образователь!



Результаты применения данной технологии СЛАЙД 13

  • Учащиеся при ответе на поставленный вопрос проявляют способность доказывать свою точку зрения.

  • Могут дать адекватную самооценку и оценить работу своего товарища.

  • Учащиеся могут выделять главное из полученной информации.

  • Учащиеся владеют навыками работы в паре и группе

  • Дети не боятся высказываться, верно или ошибочно, т.к.принимаются все мнения.

Все эти качества способствуют развитию ключевых компетенций

Эпилог СЛАЙД 14

  • Незнайка: «Что такое «компетенция?»

  • Всезнайка: «Компетенция – это когда все знаешь!».

  • Незнайка: «Все, это что?»

  • Всезнайка: «Чем больше вопросов, тем меньше компетенций!»

  • Незнайка: «А как же без вопросов? Откуда возьмутся ответы?

И ты можешь обойтись без вопросов?»

  • Всезнайка: «Всезнайке не нужны вопросы! Всезнайка знает ответы.»

  • Незнайка: «Если я не задам тебе много вопросов, откуда ты будешь знать, что все знаешь?»

  • Всезнайка: «Потому, что я компетентный!»

  • Незнайка: «А вот и нет! Компетентность - это Я + Ты

Всезнайка впервые по-настоящему задумался…

Компетентность учителя и учащихся – неразрывное единство

  • Компетентность учителя приобретает смысл в диалоге с учащимися.

  • Компетентность учителя проявляется в диалоге с учащимися.

  • Компетентность учителя зависит от диалога с учащимися.

  • Компетентность учителя формируется в диалоге с учащимися.

  • Компетентность учителя оценивается по диалогу с учащимися.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!