СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения высокого результата в овладении иностранным языком необходимо внедрять в образовательный процесс современные методы, средства и подходы к обучению иностранным языкам. Применение компетентностного подхода помогает устранить разрыв между теорией и практикой и восстановить равновесие между образованием и жизнью. Компетентностный подход способствует формированию ключевых компетенций, одной из основных целей обновления содержания образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка»

Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка

Для повышения качества и действенности иноязычного общения требуются новые подходы. Наиболее эффективным является компетентностный подход, так как он способствует формированию ключевых компетенций, одной из основных целей обновления содержания образования. Под ключевыми компетенциями подразумеваются способности личности справляться с самыми различными задачами. С учетом данных позиций выделяют следующие группы ключевых компетенций: 

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции. 

3. Учебно-познавательные компетенции. 

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции. 

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Кроме того компетентностный подход подчеркивает роль опыта, умений практически реализовывать знания и решать задачи на этой основе. Компетентностный подход предполагает подготовку не знающего специалиста, а специалиста, умеющего эффективно решать профессиональные задачи на основе современных научных знаний. Иностранный язык обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций, так как он является средством коммуникации и источником профессионального роста; предоставляет богатую возможность приобщения к мировому опыту, способствует самоопределению, самореализации и социальной адаптации личности. Иностранный язык является компетентностным предметом, так как в его основе преобладает деятельностное содержание. Передо мной, как перед преподавателем немецкого языка, стоит важная задача: научить не только читать, переводить, но и говорить и мыслить на иностранном языке. Обучающиеся попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. Отсюда вытекают следующие трудности: а) отсутствие языковой среды; б) сжатые рамки урока; в) недостаток учебного материала в существующих УМК; г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой. Снятие этих трудностей, разрешение данных противоречий приведёт к тому, что формирование коммуникативной компетенции обучающихся в немецком языке будет успешным. Решением данных трудностей, а также основным средством формирования ключевых компетенций, будет служить расширение сферы изучения иностранного языка через интеграцию нетрадиционных форм проведения уроков и использование современных образовательных технологий (метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, проблемные дискуссии, игровые технологии). Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, я стараюсь искать новые методические приемы, эффективные формы и методы обучения, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Компетентностный подход также требует и изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным. Осуществлять на практике компетентностный подход в обучении мне помогает лингвосоциокультурный метод, который предполагает изучение языка через понимание культуры той страны, чей язык ты изучаешь, через традиции. Работая на уроках с разделом «Страноведение», я знакомлю обучающихся с народными традициями страны изучаемого языка, историей возникновения праздников, их символикой, что способствует расширению страноведческих познаний, приобщает их к народной мудрости. В формировании коммуникативной компетенции помогают такие виды деятельности как: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах обучающиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где обучающиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность, деятельность каждого студента может оцениваться с помощью тестов; обучающиеся получают навыки работы в команде; важную роль имеет рефлексия. Наиболее приемлемыми и эффективными при изучении иностранного языка я считаю использование на уроках личностно - ориентированных технологий: метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ. Эти технологии я очень часто применяю на уроках немецкого языка. За годы своей работы я часто сталкивалась с проблемой, что на средней и тем более на старшей ступени обучения немецкому языку, у некоторых обучающихся падает интерес к предмету и снижается качество знаний. Причина такого явления понятна: материал усложняется, нужно больше учить наизусть, формы уроков становятся более скучными и неинтересными. Чтобы повысить мотивацию изучения немецкого языка, необходимо вовлекать обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, применять информационные, игровые технологии и т.д. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших компонентов компетентностного подхода к обучению немецкому языку. ИКТ – это процесс подготовки и передачи информации обучающимся, что позволяет изменять и обогащать содержание образования. ИКТ используются на уроке в поддержку основного курса обучения, на внеаудиторных занятиях, стимулирующих работу студентов разных уровней подготовки, в работе над проектами. При организации образовательного процесса с использованием ИКТ результативно происходит формирование информационной компетенции, которая обеспечивает навыки деятельности студентов с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Акцент делается на самостоятельную работу обучающихся, которая стимулирует их компьютерную компетентность. Компьютер используется для исследовательской работы, для создания презентаций, в качестве компьютерных тренажеров, проведения компьютерного тестирования. Формирование информационной компетенции способствует навыкам исследовательской работы, развитию навыков письменной речи, совершенствованию навыков владения языком. Не менее действенным способом работы с компьютером я считаю использование мультимедийных презентаций, подготовленных мной или студентами. Использование презентаций повышает интерес обучающихся к предмету, усиливает мотивацию учения. Презентации обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. ИКТ можно использовать для поиска, систематизации и визуализации информации из сети Интернет, обработки данных конкурсов, олимпиад, мониторинга результатов учебной деятельности обучающихся. В режиме on-line можно проводить игровые занятия, виртуальные экскурсии по городам стран изучаемого языка. Применение ИКТ средств в образовательном процессе очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности. Самостоятельное создание презентаций к занятию, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. Такие занятия позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность обучающихся, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. Учитывая, что компетентностный подход заключается в ориентации всех компонентов учебного процесса на приобретении выпускниками компетентности и компетенций, необходимых для существования их профессиональной деятельности, можно выделить основные направления применения компетентностного подхода в обучении иностранного языка:

1.Самостоятельная работа, так как является эффективным средством развития и активизации творческой деятельности студентов.

2. Информативность обучения, которая заключается в многогранной подаче предмета изучения (презентации, круглые столы, телемосты).

3. Практическая направленность обучения, способствующая формированию у обучающихся умения решать любые профессиональные задачи.

Компетентностный подход является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Таким образом, для достижения высокого результата в овладении иностранным языком необходимо внедрять в образовательный процесс современные методы, средства и подходы к обучению иностранным языкам. Применение компетентностного подхода помогает устранить разрыв между теорией и практикой и восстановить равновесие между образованием и жизнью. Результативность реализации данного подхода заключается в овладении иностранным языком на уровне, позволяющем обучающимся использовать его для удовлетворения учебных потребностей, установления личных контактов с иноязычными сверстниками, для самообразования и саморазвития посредством иностранного языка.

Литература:

1. Блинова В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М: АРКТИ, 2007.

2. Лебедкова Н. В., Шушакова А. Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 425-427.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!