Автор проекта:
Дутова Валентина Николаевна,
учитель математики
МАОУ Домодедовской СОШ №6
Для человека
чрезвычайно важна не столько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности, сколько уметь действовать в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие систему образования и потребности современного общества.
Актуальность
проекта
определяется:
--тем, что в имеющихся стандартах
заложена предметно-ориентированная
концепция, которая дает возможность
формировать лишь предметные
компетенции. В современных условиях
знания и умения как единицы обра-
зовательного результата необходимы,
но не достаточны, чтобы быть успешным в информационном
обществе.
Теоретическое обоснование
опыта работы
В основу моего проекта легли идеи доктора
педагогических наук, академика Международной
педагогической академии А.В. Хуторского о клю-
чевых компетенциях, как характеристики нового
подхода к конструированию образовательных
стандартов.
Стратегия модернизации образования РФ
предполагает, что основным результатом
деятельности образовательного учреждения
должна стать не система знаний, умений и
навыков сама по себе, а набор заявленных
государством ключевых компетенций в интеллек-
туальной, общественно-политической, коммуни-
кативной, информационной и других сферах.
Постановка проблемы
В имеющихся стандартах заложена предметно-ориентированная концепция, которая дает возможность формировать лишь предметные компетенции.
При компетентностном подходе осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс, где в качестве результатов рассматривается не сумма
усвоенной информации, а способность человека действовать
в различных проблемных ситуациях.
В современных условиях знания и умения как единицы
образовательного результата необходимы, но недостаточны,
чтобы быть успешным в информационном обществе.
Компетентностный подход – один из тех подходов, которые противопоставлены традиционному.
Цель проекта:
создать условия для развития ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Задачи проекта:
- изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения;
- совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, формирующие ключевые компетенции;
- разработать и апробировать модель реализации уроков в школьном курсе математики на основе компетентностного подхода.
Гипотеза проекта:
Будет ли компетентностно-ориентированное
обучение способствовать тому, что ученик
сможет повысить качество знаний и
действовать в различных проблемных
ситуациях, в отличии от традиционного
обучения, где в качестве результата рас-
сматривается сумма усвоенной информации?
Приемы, методы и технологии обучения,
которые являются механизмом
формирования ключевых компетенций
учащихся на уроках математики
Использо-
вание
опорных
схем,
конспектов,
алгоритмов
Проблемно-
поисковый
метод
Исследова-
тельский
метод
Ситуативно-
ролевые
задания
Проектная деятельность
Ключевые компетенции,
формируемые на уроках
математики
Ценностно-
смысловые
компетенции
Информа-
ционные
компетенции
Компетенции
личностного
самосовер-
шенствования
Коммуни-
кативные
компетенции
Обще-
культурные
компетенции
Учебно-
познавательные
компетенции
Этапы
реализации проекта
Диагностический этап
В течение
учебного
года
Основной этап
В течение
учебного
года
Заключительный этап
В течение
учебного
года
Основные направление
реализации проекта
Повышение
мотивации
к изучению
математики
Готовность
использовать
усвоенные
знания, умения
и способы
деятельности
в реальной
жизни
Повышение качества
знаний, умений,
навыков на уроках
математики
Основные приемы методики
преподавания в сравнении с
традиционным обучением
Компетентностно-ориенти-
рованное обучение
Традиционное обучение
1.Учитель излагает основные пред-
ставления и понятия учебного предмета
Учитель ставит перед учениками общую
задачу и описывает тип и характеристи-
ку желаемого результата на перспективу
Учащиеся вычленяют значимую для
решения проблемы информацию, саму
проблему уточняют по мере знакомства
с информацией.
2. Учащиеся узнают жизненно важные
идеи и понятия, благодаря их прямому
изложению учителем в соответствии
с темой, записанной в программе
3. Естественнонаучные предметы пре-
подаются как целостный и законченный
свод информации, не подлежащей
сомнению.
Естественнонаучные предметы препо-
даются как система практических и
тестовых заданий, как блоки исследо-
вательских задач.
4. Учебное познание строится на четкой
логической основе, оптимальной для
изложения и усвоения.
4. Учебное познание строится по схеме
разрешения проблемы
Материалы практических работ побуждают
учащихся выдвигать идеи, альтернативные
тем, которые они изучают в классе. Это
позволяет в ходе учебной работы сравни-
вать, сопоставлять и самостоятельно выби-
рать результат на основе своих данных
5. Основная цель практических работ –
формирование практических навыков,
а также развитие способности следовать указаниям, направленным на достижение
заплапнированных результатов.
6. Изучение материала в ходе решения
практических задач следует точно установ-
ленным указаниям и определяется мето-
дикой, направленной на иллюстрацию
изученных в классе понятий и представле-
ний. Это – имитация исследования.
Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями,
представлениями, идеями в практических
знаниях, прежде чем они будут изложены и
изучены на уроке. При этом каждый ученик
выбирает для себя определенный уровень
работы.
В практических работах учащимся предоста-
ляется возможность самостоятельно плани-
роватья, пробовать, пытаться предлагать
свое исследование, определить его аспекты,
предполагать возможные результаты.
7. Практические работы должны быть
спланированы учителем так, чтобы пра-
вильные ответы, результаты достигались
лишь теми учащимися, которые четко
придерживаются инструкции в работе.
8. В ходе практической работы ученики
используют указания о том, что необходи-
мо наблюдать, измерять, фиксировать,
чтобы получить искомый, правильный
результат. Это - имитация самостоятель-
ности.
Каждый учащийся самостоятельно ( или в
группе) изучает, описывает те сведения и
Наблюдения, которые он наравне со всеми
Получает в ходе учебного исследования.
Для изучения правила (или закона) учащихся
следует познакомить с примерами, из
которых это правило можно вывести
самостоятельно, без его изложения
учителем.
9. Сущность естественно-научных знаний
следует иллюстрировать материалом об
их применении.
10. Для настоящего понимания изучаемого
содержания ученикам следует усвоить
свод связанной с этим содержанием
информации фактологического характера
с встроенными готовыми выводами и
оценками.
Учащиеся подвергают сомнению принятые
представления, идеи, правила, включают в
поиск альтернативные интерпретации
которые они самостоятельно формируют,
обосновывают и выражают в ясной форме
Повышение качества знаний, умений, навыков,
способствующих развитию ключевых
компетенций при обучении математике
в течение
года
Проведение уроков и внеклассных мероприятий
Участие в предметной неделе
ежегодно
(апрель)
Участие в городских конкурсах, олимпиадах
ежегодно
Работа учащихся над проектами,
оформление презентаций
в течение
года
Оформление выставок творческих работ,
стенгазет, буклетов
в течение
года
в течение
года
Проведение тестирований, контрольных работ,
зачётов, экзаменов
Диагностика и оценка результатов
сравнительный анализ качества знаний, умений и навыков
анкетирование,
тестирование
сравнительный анализ уровня мотивации учащихся
контрольные работы, проекты, зачеты, экзамены
Презентации
Рефераты
и доклады
Ученические
проекты
Разноуровневые
самостоятельные
работы,
математические
диктанты
Выступление
на конференции
Самостоятельные
и творческие работы
учащихся
Выпуск
бюллетеней
и стенгазет
Контрольные
работы,
зачеты
Промежуточные
результаты
Диагностика
Анкетирование
Тестирование
Коллективные
экспериментальные
работы
Сравнительный
анализ качества
знаний
Динамика качества знаний
и обученности в классе, где
осуществляется компетентностный
подход
Сравнительный результат качества
знаний классов
Мониторинг проверочных работ
компетентностно-ориентированного
характера
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Обогащение и дополнение
методики преподавания
математики, формирование
ключевых компетенций
школьников на уровне
уроков математики
Использование результатов
проекта учителями матема-
тики при подготовке к
урокам и внеклассным
мероприятиям
Методы и приёмы решения проблемы
Обучающие
дидактические
игры
Традиционные
Интенсивные
Наглядные
Словесные
Методы
оперирования
с понятиями
Методы развития
творческого
мышления
Практические
Социальное
проектирование
Мозговой штурм
(брейнсторминг)
Метод
проб и ошибок
Ожидаемые результаты
Вид компетенции
Признак того, что учащийся компетентен
Ценностно-смысловая
- Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем
- Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий
- Умение принимать решение
- Умение планировать свою деятельность
Общекультурная
- Обладает познаниями и опытом деятельности
- Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д.
Учебно-познавательная
- Самостоятельная познавательная деятельность
- Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
- Владение креативными навыками продуктивной деятельности
- Владение приемами действий в нестандартных ситуациях
- Умение отличать факты от домыслов
- Владение измерительными навыками
- Использование вероятностных, статистических и иных методов познания
Информационная
- Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
- Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию
- Демонстрирует понимание предложенной информации
- Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности
Ожидаемые результаты
Коммуникативная
- Навыки работы в группе
- Знание необходимых языков (в том числе математический)
- Владение различными социальными ролями в коллективе
- Умение представить себя –написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Работа с вопросами на уточнение
Социально-трудовая
- Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя)
- Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя)
- Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
- Умение анализировать ситуацию на рынке труда
- Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой
- Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений
Личного самосовершенствования
- Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка
- Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях
- Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества
- Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье.
Выводы по проекту
На основании диагностики мы приходим к выводу:
цель проекта - создание ключевых компетенций на
уроках математики, достигнута, задачи выполнены.
Компетентностно - ориентированное обучение способствует тому, что ученик сможет повысить качество знаний и принимать решения в различных проблемных
ситуациях.
Проект является результативным, имеет возможность в
повторной реализации с соответствующей коректировкой.
Информационные источники
- Артоболевский, А. Н. Арифметические задачи с производственно-бытовым содержанием [Текст] / А. Н. Артоболевский. – М.: Учпедгиз, 1961. – 68 с.
- Зубарева, И. И. Математика. 5-6 кл. [Текст]: метод. пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2005. – 104 с.
- Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2004. – № 1. – С. 16-20.
- Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.
- Нестеренко, Ю. В. Лучшие задачи на смекалку [Текст] / Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 304 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm ].
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №- 5. – С. 55-61.