СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проект разработан для более глубокого подхода к систематизации знаний обучающихся. Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопроставлены традиционному.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики»

Автор проекта: Дутова Валентина Николаевна, учитель математики МАОУ Домодедовской СОШ №6

Автор проекта:

Дутова Валентина Николаевна,

учитель математики

МАОУ Домодедовской СОШ №6

  Для человека  чрезвычайно важна не столько способность  применять обобщенные знания и умения для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности, сколько уметь действовать в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие систему образования и потребности современного общества. Актуальность проекта определяется:  --тем, что в имеющихся стандартах заложена предметно-ориентированная концепция, которая дает возможность формировать лишь предметные компетенции. В современных условиях знания и умения как единицы обра- зовательного результата необходимы, но не достаточны, чтобы быть успешным в информационном  обществе.

Для человека

чрезвычайно важна не столько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности, сколько уметь действовать в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие систему образования и потребности современного общества.

Актуальность

проекта

определяется:

--тем, что в имеющихся стандартах

заложена предметно-ориентированная

концепция, которая дает возможность

формировать лишь предметные

компетенции. В современных условиях

знания и умения как единицы обра-

зовательного результата необходимы,

но не достаточны, чтобы быть успешным в информационном

обществе.

Теоретическое обоснование опыта работы   В основу моего проекта легли идеи доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии А.В. Хуторского о клю- чевых компетенциях, как характеристики нового подхода к конструированию образовательных стандартов.  Стратегия модернизации образования РФ предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллек- туальной, общественно-политической, коммуни- кативной, информационной и других сферах.

Теоретическое обоснование

опыта работы

В основу моего проекта легли идеи доктора

педагогических наук, академика Международной

педагогической академии А.В. Хуторского о клю-

чевых компетенциях, как характеристики нового

подхода к конструированию образовательных

стандартов.

Стратегия модернизации образования РФ

предполагает, что основным результатом

деятельности образовательного учреждения

должна стать не система знаний, умений и

навыков сама по себе, а набор заявленных

государством ключевых компетенций в интеллек-

туальной, общественно-политической, коммуни-

кативной, информационной и других сферах.

Постановка проблемы  В имеющихся стандартах заложена предметно-ориентированная концепция, которая дает возможность формировать лишь предметные компетенции.  При компетентностном подходе осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс, где в качестве результатов рассматривается не сумма  усвоенной информации, а способность человека действовать  в различных проблемных ситуациях.  В современных условиях знания и умения как единицы  образовательного результата необходимы, но недостаточны,  чтобы быть успешным в информационном обществе.  Компетентностный подход – один из тех подходов, которые противопоставлены традиционному.

Постановка проблемы

В имеющихся стандартах заложена предметно-ориентированная концепция, которая дает возможность формировать лишь предметные компетенции.

При компетентностном подходе осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс, где в качестве результатов рассматривается не сумма

усвоенной информации, а способность человека действовать

в различных проблемных ситуациях.

В современных условиях знания и умения как единицы

образовательного результата необходимы, но недостаточны,

чтобы быть успешным в информационном обществе.

Компетентностный подход – один из тех подходов, которые противопоставлены традиционному.

Цель проекта:  создать условия для развития ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Цель проекта:

создать условия для развития ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Задачи проекта: изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения; совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, формирующие ключевые компетенции;  разработать и апробировать модель реализации уроков в школьном курсе математики на основе компетентностного подхода.

Задачи проекта:

  • изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения;
  • совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, формирующие ключевые компетенции;
  • разработать и апробировать модель реализации уроков в школьном курсе математики на основе компетентностного подхода.

Гипотеза проекта:  Будет ли компетентностно-ориентированное обучение способствовать тому, что ученик сможет повысить качество знаний и действовать в различных проблемных ситуациях, в отличии от традиционного обучения, где в качестве результата рас- сматривается сумма усвоенной информации?

Гипотеза проекта:

Будет ли компетентностно-ориентированное

обучение способствовать тому, что ученик

сможет повысить качество знаний и

действовать в различных проблемных

ситуациях, в отличии от традиционного

обучения, где в качестве результата рас-

сматривается сумма усвоенной информации?

 Приемы, методы и технологии обучения, которые являются механизмом  формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики   Использо- вание опорных схем, конспектов, алгоритмов  Проблемно- поисковый метод Исследова- тельский метод Ситуативно- ролевые задания Проектная деятельность

Приемы, методы и технологии обучения,

которые являются механизмом

формирования ключевых компетенций

учащихся на уроках математики

Использо-

вание

опорных

схем,

конспектов,

алгоритмов

Проблемно-

поисковый

метод

Исследова-

тельский

метод

Ситуативно-

ролевые

задания

Проектная деятельность

Ключевые компетенции, формируемые на уроках математики Ценностно- смысловые компетенции Информа- ционные компетенции Компетенции личностного самосовер- шенствования Коммуни- кативные компетенции Обще- культурные компетенции Учебно- познавательные компетенции

Ключевые компетенции,

формируемые на уроках

математики

Ценностно-

смысловые

компетенции

Информа-

ционные

компетенции

Компетенции

личностного

самосовер-

шенствования

Коммуни-

кативные

компетенции

Обще-

культурные

компетенции

Учебно-

познавательные

компетенции

Этапы реализации проекта  Диагностический этап  В течение учебного года  Основной этап  В течение учебного года  Заключительный этап  В течение учебного года

Этапы

реализации проекта

Диагностический этап

В течение

учебного

года

Основной этап

В течение

учебного

года

Заключительный этап

В течение

учебного

года

Основные направление реализации проекта Повышение мотивации к изучению математики  Готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни Повышение качества знаний, умений,  навыков на уроках математики

Основные направление

реализации проекта

Повышение

мотивации

к изучению

математики

Готовность

использовать

усвоенные

знания, умения

и способы

деятельности

в реальной

жизни

Повышение качества

знаний, умений,

навыков на уроках

математики

Основные приемы методики преподавания в сравнении с традиционным обучением Компетентностно-ориенти- рованное обучение Традиционное обучение  1.Учитель излагает основные пред- ставления и понятия учебного предмета Учитель ставит перед учениками общую задачу и описывает тип и характеристи- ку желаемого результата на перспективу  Учащиеся вычленяют значимую для решения проблемы информацию, саму проблему уточняют по мере знакомства с информацией.  2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия, благодаря их прямому изложению учителем в соответствии с темой, записанной в программе  3. Естественнонаучные предметы пре- подаются как целостный и законченный свод информации, не подлежащей сомнению.  Естественнонаучные предметы препо- даются как система практических и тестовых заданий, как блоки исследо- вательских задач.  4. Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения.  4. Учебное познание строится по схеме разрешения проблемы

Основные приемы методики

преподавания в сравнении с

традиционным обучением

Компетентностно-ориенти-

рованное обучение

Традиционное обучение

1.Учитель излагает основные пред-

ставления и понятия учебного предмета

Учитель ставит перед учениками общую

задачу и описывает тип и характеристи-

ку желаемого результата на перспективу

Учащиеся вычленяют значимую для

решения проблемы информацию, саму

проблему уточняют по мере знакомства

с информацией.

2. Учащиеся узнают жизненно важные

идеи и понятия, благодаря их прямому

изложению учителем в соответствии

с темой, записанной в программе

3. Естественнонаучные предметы пре-

подаются как целостный и законченный

свод информации, не подлежащей

сомнению.

Естественнонаучные предметы препо-

даются как система практических и

тестовых заданий, как блоки исследо-

вательских задач.

4. Учебное познание строится на четкой

логической основе, оптимальной для

изложения и усвоения.

4. Учебное познание строится по схеме

разрешения проблемы

Материалы практических работ побуждают

учащихся выдвигать идеи, альтернативные

тем, которые они изучают в классе. Это

позволяет в ходе учебной работы сравни-

вать, сопоставлять и самостоятельно выби-

рать результат на основе своих данных

5. Основная цель практических работ –

формирование практических навыков,

а также развитие способности следовать указаниям, направленным на достижение

заплапнированных результатов.

6. Изучение материала в ходе решения

практических задач следует точно установ-

ленным указаниям и определяется мето-

дикой, направленной на иллюстрацию

изученных в классе понятий и представле-

ний. Это – имитация исследования.

Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями,

представлениями, идеями в практических

знаниях, прежде чем они будут изложены и

изучены на уроке. При этом каждый ученик

выбирает для себя определенный уровень

работы.

В практических работах учащимся предоста-

ляется возможность самостоятельно плани-

роватья, пробовать, пытаться предлагать

свое исследование, определить его аспекты,

предполагать возможные результаты.

7. Практические работы должны быть

спланированы учителем так, чтобы пра-

вильные ответы, результаты достигались

лишь теми учащимися, которые четко

придерживаются инструкции в работе.

8. В ходе практической работы ученики

используют указания о том, что необходи-

мо наблюдать, измерять, фиксировать,

чтобы получить искомый, правильный

результат. Это - имитация самостоятель-

ности.

Каждый учащийся самостоятельно ( или в

группе) изучает, описывает те сведения и

Наблюдения, которые он наравне со всеми

Получает в ходе учебного исследования.

 Для изучения правила (или закона) учащихся  следует познакомить с примерами, из  которых это правило можно вывести  самостоятельно, без его изложения  учителем.   9. Сущность естественно-научных знаний следует иллюстрировать материалом об их применении. 10. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера с встроенными готовыми выводами и оценками.  Учащиеся подвергают сомнению принятые  представления, идеи, правила, включают в  поиск альтернативные интерпретации  которые они самостоятельно формируют,  обосновывают и выражают в ясной форме

Для изучения правила (или закона) учащихся

следует познакомить с примерами, из

которых это правило можно вывести

самостоятельно, без его изложения

учителем.

9. Сущность естественно-научных знаний

следует иллюстрировать материалом об

их применении.

10. Для настоящего понимания изучаемого

содержания ученикам следует усвоить

свод связанной с этим содержанием

информации фактологического характера

с встроенными готовыми выводами и

оценками.

Учащиеся подвергают сомнению принятые

представления, идеи, правила, включают в

поиск альтернативные интерпретации

которые они самостоятельно формируют,

обосновывают и выражают в ясной форме

 Повышение качества знаний, умений, навыков, способствующих развитию ключевых  компетенций при обучении математике  в течение  года  Проведение уроков и внеклассных мероприятий  Участие в предметной неделе ежегодно (апрель) Участие в городских конкурсах, олимпиадах ежегодно Работа учащихся над проектами,  оформление презентаций в течение года  Оформление выставок творческих работ, стенгазет, буклетов  в течение года   в течение года Проведение тестирований, контрольных работ, зачётов, экзаменов

Повышение качества знаний, умений, навыков,

способствующих развитию ключевых

компетенций при обучении математике

в течение

года

Проведение уроков и внеклассных мероприятий

Участие в предметной неделе

ежегодно

(апрель)

Участие в городских конкурсах, олимпиадах

ежегодно

Работа учащихся над проектами,

оформление презентаций

в течение

года

Оформление выставок творческих работ,

стенгазет, буклетов

в течение

года

в течение

года

Проведение тестирований, контрольных работ,

зачётов, экзаменов

 Диагностика и оценка результатов  сравнительный анализ качества знаний, умений и навыков  анкетирование,  тестирование сравнительный анализ уровня мотивации учащихся контрольные работы, проекты, зачеты, экзамены

Диагностика и оценка результатов

сравнительный анализ качества знаний, умений и навыков

анкетирование,

тестирование

сравнительный анализ уровня мотивации учащихся

контрольные работы, проекты, зачеты, экзамены

 Презентации  Рефераты и доклады Ученические проекты  Разноуровневые самостоятельные работы, математические диктанты Выступление на конференции Самостоятельные и творческие работы учащихся Выпуск бюллетеней и стенгазет  Контрольные работы, зачеты  Промежуточные результаты  Диагностика Анкетирование Тестирование Коллективные экспериментальные работы Сравнительный анализ качества знаний

Презентации

Рефераты

и доклады

Ученические

проекты

Разноуровневые

самостоятельные

работы,

математические

диктанты

Выступление

на конференции

Самостоятельные

и творческие работы

учащихся

Выпуск

бюллетеней

и стенгазет

Контрольные

работы,

зачеты

Промежуточные

результаты

Диагностика

Анкетирование

Тестирование

Коллективные

экспериментальные

работы

Сравнительный

анализ качества

знаний

 Динамика качества знаний и обученности в классе, где осуществляется компетентностный подход

Динамика качества знаний

и обученности в классе, где

осуществляется компетентностный

подход

 Сравнительный результат качества знаний классов

Сравнительный результат качества

знаний классов

 Мониторинг проверочных работ  компетентностно-ориентированного характера

Мониторинг проверочных работ

компетентностно-ориентированного

характера

 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА     Обогащение и дополнение методики преподавания математики, формирование ключевых компетенций школьников на уровне уроков математики Использование результатов проекта учителями матема- тики при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Обогащение и дополнение

методики преподавания

математики, формирование

ключевых компетенций

школьников на уровне

уроков математики

Использование результатов

проекта учителями матема-

тики при подготовке к

урокам и внеклассным

мероприятиям

 Методы и приёмы решения проблемы  Обучающие дидактические игры Традиционные Интенсивные Наглядные Словесные Методы оперирования с понятиями Методы развития творческого мышления Практические Социальное проектирование Мозговой штурм (брейнсторминг) Метод проб и ошибок

Методы и приёмы решения проблемы

Обучающие

дидактические

игры

Традиционные

Интенсивные

Наглядные

Словесные

Методы

оперирования

с понятиями

Методы развития

творческого

мышления

Практические

Социальное

проектирование

Мозговой штурм

(брейнсторминг)

Метод

проб и ошибок

Ожидаемые результаты

Вид компетенции

Признак того, что учащийся компетентен

Ценностно-смысловая

  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем
  • Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий
  • Умение принимать решение
  • Умение планировать свою деятельность

Общекультурная

  • Обладает познаниями и опытом деятельности
  • Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д.

Учебно-познавательная

  • Самостоятельная познавательная деятельность
  • Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
  • Владение креативными навыками продуктивной деятельности
  • Владение приемами действий в нестандартных ситуациях
  • Умение отличать факты от домыслов
  • Владение измерительными навыками
  • Использование вероятностных, статистических и иных методов познания

Информационная

  • Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
  • Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию
  • Демонстрирует понимание предложенной информации
  • Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности

Ожидаемые результаты

Коммуникативная

  • Навыки работы в группе
  • Знание необходимых языков (в том числе математический)
  • Владение различными социальными ролями в коллективе
  • Умение представить себя –написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  • Работа с вопросами на уточнение

Социально-трудовая

  • Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя)
  • Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя)
  • Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  • Умение анализировать ситуацию на рынке труда
  • Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой
  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений

Личного самосовершенствования

  • Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка
  • Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях
  • Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества
  • Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье.
Выводы по проекту  На основании диагностики мы приходим к выводу: цель проекта - создание ключевых компетенций на уроках математики, достигнута, задачи выполнены.  Компетентностно - ориентированное обучение способствует тому, что ученик сможет повысить качество знаний и принимать решения в различных проблемных ситуациях.  Проект является результативным, имеет возможность в повторной реализации с соответствующей коректировкой.

Выводы по проекту

На основании диагностики мы приходим к выводу:

цель проекта - создание ключевых компетенций на

уроках математики, достигнута, задачи выполнены.

Компетентностно - ориентированное обучение способствует тому, что ученик сможет повысить качество знаний и принимать решения в различных проблемных

ситуациях.

Проект является результативным, имеет возможность в

повторной реализации с соответствующей коректировкой.

Информационные источники

  • Артоболевский, А. Н. Арифметические задачи с производственно-бытовым содержанием [Текст] / А. Н. Артоболевский. – М.: Учпедгиз, 1961. – 68 с.
  • Зубарева, И. И. Математика. 5-6 кл. [Текст]: метод. пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2005. – 104 с.
  • Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2004. – № 1. – С. 16-20.
  • Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.
  • Нестеренко, Ю. В. Лучшие задачи на смекалку [Текст] / Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 304 с.
  • Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm ].
  • Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
  • Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №- 5. – С. 55-61.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!