СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях.

Поэтому перед собой я поставила цель: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через организацию деятельности на уроках и внеурочных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности


  1. Актуальность темы

В течение нескольких лет я работаю над проблемой: «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников».

Я считаю, это актуальным было всегда и сегодня особенно, так как нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание.

Поэтому задача современной школы – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество.

Как не согласиться со словами нашей землячки Натальи Александровны Морозовой: «Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?»

Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях.

Поэтому перед собой я поставила цель: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через организацию деятельности на уроках и внеурочных занятиях.

Свою работу я начала с обучающимися 2 класса МБОУ Нижегородская СШ Дальнеконстантиновского района.


  1. Теоретическое обоснование

Работая в данном направлении, я обратилась к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование, возникшей проблемы.

Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали (многие корифеи педагогики и психологии, их фамилии у всех н а слуху) Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев.

Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, В.Н. Панферова, Г.С. Трофимовой, и других доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

(Отвлечёмся от теории. УПР «Кулак»)

Коммуникативная компетентность не может быть сформирована вне деятельности, поэтому в своей работе я опиралась на концепцию системно-деятельностного подхода, базирующегося на положениях научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.


  1. Деятельностный аспект


  1. Анализ возможностей УМК «Школа России»

Значительную помощь в решении поставленных мною задач оказал учебно-методический комплект «Школа России», по которому я работаю.

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Школы России» и внеурочную деятельность. Реализация требований ФГОС в УМК «Школы России» обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Коммуникативный характер предметных курсов УМК «Школы России» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.

Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать, говорить, писать.

Система заданий в учебниках «Литературное чтение», нацеленная на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Школы России», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия.

Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.

В учебниках УМК «Школы России» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого).


Типовые задания в УМК «Школы России», способствующие формированию универсальных учебных действий


Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.


Примеры заданий:


1

На плане показаны поселения древних славян. Подготовься и расскажи о жизни, обычаях древних славян.

2

Вспомни, как складывают числа в столбик (см. справочник).

3

Попробуй разобраться в происхождении и строении слов. К каким словарям обратишься за помощью?

4

Уточни значения слов, дорогих тебе имен, состав их значимых частей, значение исторических корней.

5

Почему так говорят: На блюдечке с золотой каемочкой? Где будешь искать ответ?

6

Узнай о каком-нибудь домашнем животном и его диком предке. Расскажи об этом в классе.

7

Узнай у родителей, является ли Москва городом-героем.

8

Найди синонимы к словам…

Найди антонимы к словам

9

Возьми в библиотеке книгу, в которой собраны былины, рассказы о героях ВОВ.

10

Можно ли согласиться с русской пословицей: «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало»? Что об этом думают твои сверстники, твои близкие?

  1. Отбор и внедрение в образовательный процесс наиболее эффективных методов и форм урочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода


Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками.


Основные формы учебной коммуникации:

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта


Выстраивая отношения, выделяем некоторые правила ведения диалога:

- любое мнение ценно;

- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

- хочешь говорить – подними руку;

- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

- обращение начинается с имени;

- критика должна быть тактичной;

- отсутствие результата – тоже результат;

- голос – твой божественный дар, умей им владеть.

    1. На уроках я реализую следующие педагогические технологии, способствующие формированию монологической и диалогической коммуникации:

- технология деятельностного обучения;

- технология проектного обучения;

- игровые технологии.


  1. Проектное обучение

Преимущество проектной деятельности по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы».

По мнению ряда психологов, проектная деятельность формирует коммуникативную компетентность личности как систему качеств, включающих:

творческое мышление;

культуру речевого действия;

культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

культуру жестов и пластики движений;

культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

культуру эмоций.

Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.

Сущность метода проектов заключается в создании проблемной ситуации, поиск способов решения, выдвижения гипотез. В проектной деятельности используются исследовательские, поисковые, научные методы, дискуссии, эвристические беседы, мозговые атаки, ролевые игры.

Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат. Дети учатся работать по инструкции. Для каждого проекта прописываются этапы работы над проектом, деятельность учителя, деятельность учащихся. На уроках организую коллективную и индивидуальную исследовательскую деятельность учащихся. Например, при знакомстве с толковыми словарями («Слово, о котором я хочу рассказать»); с фразеологическими оборотами («О ком я хочу сказать «Золотое сердце»), межпредметные проекты («Земля – наш общий дом», «Благоустройство школьного двора», «Влияние окружающей среды на развитие растений» и др.).

  1. Игровые технологии

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

• Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Игровую деятельность использую в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета; в качестве урока (занятия) или его этапа.

На уроках русского языка создаю как можно больше игровых ситуаций («Узнай предмет по описанию», «Лови ошибку», «Поймай основу», «Укрась слово», «Эстафета восторга», «Доскажи словечко», «Кто больше», «Забавные круги») и т.д. Провожу уроки с компьютерной поддержкой.

На уроках литературного чтения использую такие игры, как:

  • «Рассказ от первого лица»

  • «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)).

  • «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).

  • «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).

На уроках окружающего мира, можно организовать:

    • Проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),

    • Устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,

    • Составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.

Эти игры развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.


  1. Нетрадиционные формы урока.

Первый урок русского языка, который я провожу в начале учебного года в 3 классе, это урок-путешествие на тему «Язык - самое удивительное, что есть на свете!» И начинаю я его с просьбы показать язык, чтобы проверить на месте ли он. Предлагаю подумать над вопросом: для чего нам язык? В ходе беседы выясняется, что не будь языка, мы бы не говорили, не узнали бы много интересного. И подвожу к мысли, что язык - это не только физический орган в полости рта, но и средство человеческого общения.

Далее «посещаем» Древнюю Вавилонию, читаем легенду «Вавилонская башня» и размышляем над содержанием легенды, еще раз убеждаясь, что язык - средство общения, единения людей и великое чудо, данное природой, которое каждому необходимо беречь, изучать.

Потом знакомлю с цитатами великих людей о языке.


На следующем уроке говорим о культуре речи, о культуре общения. Знакомимся с правилами слушающего и говорящего.

Правила слушающего

  1. Выслушай обращенное к тебе слово.

Вникни в содержание речи и попробуй понять говорящего.

«Сто человек – сто мнений»

«Сколько людей, столько умов»

2. Распознай намерения и интересы собеседника.

«Человек спрятан за своими словами»

«Хочешь понять человека – вслушайся в его речь»

3. Не принимай решения, выслушав только одну сторону.

Если тебе не ясно, не спеши с выводами.


Правила для говорящего

  1. Осторожно обращайся со словом.

«Невысказанное высказать можно, высказанного не вернуть»

«Будешь следить за языком – он охранит тебя,

распустишь – он предаст тебя»

2. Хорошо продумывай свою речь.

«Прежде чем говорить, подумай о смысле»

3.Оцени уместность своей речи.

«Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати»

4. Не искажай действительности в речи.

«У лжеца дом сгорел - никто не поверил»

5. Не наноси вреда собеседнику.

«Языком убивают, как кинжалом, только кровь не льется»

6. Не будь многословным.

«Речь хороша один раз»

7. Не повторяй одно и то же несколько раз.

«И хорошее слово хорошо один раз»

8. Следи за своим тоном (мимикой, жестами)

Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано


Урок – исследование – это одна из нетрадиционных форм, когда ребенок включается в исследовательскую деятельность, учится работать в группе, вступает в коммуникацию со своими сверстниками. Так на уроках русского языка дети в группах исследуют словарное слово, опираясь на схему с точки зрения этимологии, лексикологии, словообразования, фразеологии и т. д.

Сообщая, что слово «ветер» появилось более 10 тыс. лет назад. ( В группах должны быть соответствующие словари)

Толкование

Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

Этимология

В древнерусском языке ветр, ветреный, ветрило означало парус, ветрити – веять.

Однокоренные слова

Ветерок, ветровое (стекло), ветряная (мельница), ветреный, безветренный, заветренный, подветренный.

Синонимы: вихрь (сильный ветер), ураган, ветр, зефир.

Эпитеты

Ветер – бешеный, буйный, веселый, вольный, воющий, встречный, горячий, жалобный, злой, знойный, зябкий, игривый, ласковый, лёгкий, ледяной, лютый, могучий, морской, нежный, неугомонный, нещадный, озорной, освежающий, попутный, порывистый, прибрежный, прохладный, резкий, свежий, свирепый, свободный, сердитый, слабый, соленый, студеный, сырой, теплый, ураганный, хлёсткий, холодный, шаловливый, шальной, шквалистый, яростный.

Фразеологизмы

Бросать слова на ветер – говорить не подумав.

Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить

Ветер в голове – о пустом легкомысленном человеке.

На семи ветрах – место, открытое всем ветрам.

Пожелать попутного ветра – пожелать удачи.

Подбитый ветром – 1) о легкомысленном, пустом человеке (разг.); 2) о слишком легкой, не по сезону, верхней одежде (шутл.).

Пословицы и поговорки

Ветер снег съедает.

Сообщаю ребятам, что слово - это живое существо, подобно человеку, способное радоваться, грустить, обижаться и т.д.

Слово может быть добрым и злым, т.е. отталкиваясь от лексического значения содержать или положительный, или отрицательный заряд. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком + или -. Потом прошу ответить доброе слово или злое. Определите его знак. А теперь представьте, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к слову ветер.

Затем дети составляют мини-тексты.

Урок – соревнование, целью которого является активизация познавательной деятельности через групповую форму работы, использование элементов соревнования. На данном уроке дети вспоминают одно из важных правил: важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы. (Во втором классе проведен урок-соревнование по теме «Час веселой математики», в третьем классе по теме « Проверяемая безударная гласная в корне слова», «Определение падежа имен существительных», в четвертом – «Устные и письменные вычисления в пределах миллиона»)


  1. Использование групповых форм организации урока

Чтобы повысить эффективность процесса освоения младшими школьниками коммуникативной компетенции, на уроках широко использую разные формы работы с учащимися – самостоятельную, индивидуальную, коллективную, работу в парах, группах.

Групповая работа учащихся помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.


а) Работа в парах

Я начинаю вводить эту работу с первого класса. Пары определяю по принципу «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый»

Организую такие виды работы:

• Математический диктант с взаимопроверкой тетрадей.

Оценивание соседа по парте по шкале успешности. Проверка решения по эталону.

• Лист с заданиями.

Ученики договариваются, что и как будут делать. Проверка по эталону.

• Картинки с заданиями.

Ребята составляют и решают задачи по картинкам. Договариваются, кто будет отвечать.

• Карточки с заданиями.

«Исправь ошибку». Обсуждение. Проверка по эталону (на уроках математики).

• Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените ответы товарища.

• Работа по учебнику с картинками. Распределение их по группам (на уроках окружающего мира.)

• Чтение текстов. Постановка вопросов. Обсуждение в парах.

• Ответы стихотворений наизусть соседу по парте.

• Выразительное чтение.

• Обсуждение проблемы по прочитанному произведению.

• Обсуждение с другом, чему хотел научить автор читателя (на уроках литературного чтения).

• Словарный диктант. Взаимопроверка тетрадей. Сверяют ответы с образцом. Ставят отметку товарищу по парте.

• «Исправь ошибки». Проверка решения по эталону (на уроках русского языка).

По окончанию работы, вызываю любую пару к доске и на её примере показываю, как надо было работать.

Если кто-то отказывается работать в паре, не настаиваю – пусть работает один, но постараюсь заинтересовать, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или другому товарищу.

Целью проведения работы в парах я считаю выработку у детей умения договориться, умения общаться.

Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо.

б) Групповая работа

Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:

  • дети распределяют роли,

  • определяют функции каждого члена группы,

  • планируют деятельность.

Данная работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы (Приложение 1, 2).


    1. Сформированность коммуникативной компетентности раскрывается не только на уроках, а также и во внеклассной работе и внеурочной деятельности


      1. Занятия в театральной студии «Маленькая страна»


На начальном этапе был проведен комплекс упражнений и игр направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, такие как:

  • игры «Найди меня»; «Давайте познакомимся!»; «Ладонь в ладонь»; «Клубочек»; «Картонные башни»; «Небоскреб»; «Давай поговорим»;

  • ·упражнения «Изобрази предмет»; «Испорченный телефон»; «Общение - это…»; «Понимание»; «Другой акцент» .

На каждом занятии кружка учащиеся выполняли одно упражнение (игру) из предложенного комплекса упражнений и игр, например, игра «Давайте познакомимся!».

Цель этой игры: развитие коммуникативных навыков.

Игра начинается так: дети с учителем становятся в круг, учитель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.

Комментарии: Для игры понадобится надувной мяч. Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правила можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

Учитель начинал игру с себя, и в основном кидал мяч стеснительным учащимся, чтобы вовлечь их в ход игры. Поэтому в этой игре, с помощью учителя, участвовали все учащиеся. В этой игре дети учились, не стеснятся окружающих людей и развивали зрительную и слуховую память.

Игра «Небоскреб».

Цель игры: это развитие умения договариваться, работать в команде. Для игры понадобится складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Все начинается с того, что дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, что-бы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Учитель, наблюдающий за ходом строительства, периодичес¬ки измеряет высоту постройки.

Комментарии: Учитель в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры учитель может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

В этой игре учитель сам распределяет обязанности между учащимися и наблюдает за их работой, чтобы не было конфликтов и после провала небоскребы учащиеся начинали строительство с начала. В ходе игры учащиеся учатся не только общаться между собой, но и плодотворно договариваться для успешного результата.

Упражнение «Изобрази предмет».

Цель упражнения: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.

Ход упражнения: Учитель движениями рук, тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.

Упражнение «Изобрази предмет» учитель начинает с себя, чтобы детям было все ясно и понятно. При затруднениях у детей в изображении предмета он помогает им изобразить этот предмет.


Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Во время игры дети чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.


      1. Одной из популярных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело.


Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.




Виды коллективныхтворческих дел:

• Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

• Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

• Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

• Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

• Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)


Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

Ребенок активно участвует в творческой деятельности только при наличии мотивации. Поэтому задачей первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в деле. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Для того, чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности можно смоделировать ситуацию творческого поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел».

Вторым этапом коллективно-творческого дела является совместное планирование, поиск способов достижения общей цели. На этом этапе целесообразно провести обсуждение с детьми содержание предстоящего дела. На этом этапе важно узнать мнение детей, каким они видят будущее мероприятие, что они могут сделать, чтобы дело было запоминающимся и полезным.

Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого.

Третьим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Действия участников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно чётко проявляются положительные качества детей, их слабости.

Общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, в каждой из которых есть лидеры, составляющие «Совет дела». При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Четвертый этап- проведение КТД. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.

При подведении итогов необходимо акцентировать внимание на долю участия каждого в общее дело. Особенно значимо для детей, когда успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми, но родителями и другими значимыми для детей людьми.

Коллективное творческое дело позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, позволяет проявиться чувству симпатии и интереса. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе такой деятельности, сплачивают детей, помогают лучше узнать друг друга. В групповой деятельности формируются умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности внутри группы.


      1. Классные часы


Проблема формирования коммуникативных УУД решалась поэтапно и на классных часах через использование групповой и индивидуальной работы, проектной деятельности («День матери», «Школа – территория здоровья»), коллективно-творческих дел.

Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д. При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли.


      1. Сюжетно-ролевые игры


Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном многообразии детских игр, обозначим несколько ее функциональных особенностей и назначений.

1. Функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

2. Общение детей в сюжетно-ролевой игре органично и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

3. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.


  1. Результативность педагогической деятельности

Чтобы выявить, насколько успешно формируются коммуникативные УУД у каждого ребенка, я совместно с психологом избрала определённый диагностический инструментарий (Приложение 4) и провела мониторинговое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Данные мониторинга динамики уровня сформированности коммуникативных УУД детей представлены в таблице.


Наименования показателей коммуникативных УУД

Уровни сформированности коммуникативных УУД

Диагностический инструментарий

класс

Низкий

Средний

Высокий

Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать

2


50%

34%

16%

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Коммуникация как взаимодействие

3


31%

44%

25%

4

15%

48%

37%


Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них

2


35%

44%

21%

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Германцев и др.)

Коммуникация как кооперация.

3


27%

40%

33%

4

10%

45%

45%

Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках.

2


40%

35%

25%

Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман, «Совместная сортировка»

3


27%

40%

33%

4

10%

46%

44%

Взаимопомощь во время рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом); нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости); отрицательное (игнорируют друг друга)

2


35%

44%

21%

Узор под диктовку», Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

Коммуникация как условие передачи информации другим людям (интериоризация)

3


27%

48%

25%

4

19%

42%

39%


Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать в 4 классе - 37% обучающихся, что на 21% больше, чем в 2 классе. Высокий уровень готовности к общению, взаимному контролю наблюдается у 45% обучающихся 4-го класса по сравнению с 21% обучающих 2-го класса. Сформирована на высоком уровне совместная деятельность у 44% обучающихся (2 класс – 25%). Доля обучающихся, которые позитивно взаимодействуют друг с другом в общей творческой деятельности на высоком и среднем уровне на 18%.



Результаты сравнительной диагностики сформированности

коммуникативных универсальных учебных действий

Класс

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2

40%

39%

21%

3

28%

43%

29%

4

13%

45%

42%

Положительная динамика

- 27%

+ 6%

+ 21%



Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 22 учащихся 4-го класса высокий уровень сформированности коммуникативных УУД показали 42% обучающихся, что на 21% выше, чем во 2 классе. Низкий уровень уменьшился на 27% по сравнению со 2 классом.

Выводы:

1.На начальном этапе исследования входящие диагностики показали, что учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития был очень низкий процент. После введения упражнений по формированию коммуникативных компетенций в уроки и во внеурочной деятельности количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития.

2. Подобранный комплекс упражнений и методических игр способствует достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников

3. Значительно увеличился процент учащихся, победителей конкурсов и олимпиад различного уровня. Они активные участники и великолепные ведущие на общешкольных праздниках.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников.