Истинное красноречие состоит в том,
чтобы сказать все, что нужно, но не более того. (Афоризм)
Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникативной компетенции студентов на занятиях по русскому языку и литературе».»
«Формирование коммуникативной компетенции студентов на занятиях по русскому языку и литературе».
Истинное красноречие состоит в том,
чтобы сказать все, что нужно, но не более того. (Афоризм)
Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности студентов, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русском языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.
На протяжении многих лет, работая в колледже, обратила внимание на то, что у ребят слабо сформированы навыки развития речи. Студенты не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Студенты допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Поэтому целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.
Возможные формы работы с текстом на уроках русского языка:
синтаксическая пятиминутка;
включи воображение;
лингвистические «угадайки»;
лингвистические «почемучки»;
напиши подобно;
через дополнительное задание к диктанту;
составление таблицы;
пересказ текста;
лингвистический анализ текста;
комплексный анализ текста;
создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста.
Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития студентов на уроках русского языка и литературы даёт положительные результаты.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка способствует разностороннему развитию языковой личности студента, а также предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков, познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.