СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»

Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

 

Универсальные учебные действия (УУД) можно определить как обобщенные способы действий, благоприятствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются при изучении отдельного учебного предмета и всей совокупности учебных предметов.


В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

При организации учебного процесса в начальной школе у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на формировании у младших школьников коммуникативной компетенции, так как именно данная компетентность является основой практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- инициативное сотрудничество;

- планирование учебного сотрудничества;

- взаимодействие;

- управление коммуникацией.

Инициативное сотрудничество:

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

-определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности.

Взаимодействие:

-формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

-строить понятные для партнера высказывания;

-строить монологичное высказывание;

-вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

-определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Для формирования коммуникативных действий и создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке в своей работе я использую игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей и творческого воображения.

Работая по учебно-методическому комплекту «Школа России» хочу представить следующие формы работы:

На уроках литературного чтения :

«Рассказ с опорными словами»- «Битва на Куликовом поле 4 класс».

«Создание календаря исторических событий» в рабочей тетради.

- «Рассказ от первого лица». Я предлагаю ребятам пересказать рассказ от лица главного героя.

- «Рассказ по сюжетной картинке». Ученикам предлагаются сюжетные картинки по тексту, но картинки расположены не по порядку. Ребятам необходимо построить последовательность событий, происходящих в тексте, а затем по картинкам составить рассказ.

- «Изменение сказочной развязки». Придумать другое окончание сказки, рассказа.

- «Комплименты». Сказать комплимент сказочному, литературному герою.

Эффективно использую элементы личностно – ориентированного развивающего обучения.

На уроках большой интерес вызывает использование ролевого чтения, инсценировки произведений, ролевых диалогов, решение проблемных ситуаций, проигрывание по ролям этих ситуаций.

Применение загадок, пословиц, поговорок для изучения чисел на уроках математики способствует развитию речи, обогащению словарного запаса первоклассников. Эффективен и творческий подход в обучении:

В курсе математики можно выделить  два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

1. К первому направлению  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй ответ»;

2. Ко второму направлению  формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.). Так же применяю приёмы «Технологии критического мышления»: составь в паре кластер, заполни таблицу, найди и исправь ошибки.

Систему работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка: я использую разнообразные виды письменных работ с младшими школьниками. Среди которых, предпочтение отдаю творческому списыванию, творческому диктанту, свободному диктанту, творческому изложению, творческому сочинению. Названные виды работ провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности.

На уроках ИЗО и технологии использую такую форму работы как «Выставка работ». Дети не просто показывают рисунок, но и учатся представлять его классу: описывают картину, обращая внимание на детали, поясняют одноклассникам алгоритм выполнения и другое.

Работа в парах и группах постоянно присутствует на моих уроках. Она помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных. У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей.

Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках, так  и  во  внеурочной  деятельности.