СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар. Формирование коммуникативных УУД на уроках и во внеурочное время.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное испытание. Методический семинар.  "Формирование коммуникативных УУД  на уроках и во внеурочное время"

 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар. Формирование коммуникативных УУД на уроках и во внеурочное время.»

Чернцова Надежда Ивановна,  учитель химии  высшей квалификационной категории  МБОУ Чернухинская СШ  г. Кстово,  стаж работы – 36 лет Мое кредо: «Единственный путь,  ведущий к знаниям - это деятельность» Б.Шоу

Чернцова Надежда Ивановна, учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ Чернухинская СШ г. Кстово, стаж работы – 36 лет

Мое кредо:

«Единственный путь,

ведущий к знаниям - это деятельность» Б.Шоу

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно – исследовательские условия Изучение работ психологов и педагогов развивающего обучения ( А. Г. Асмолов, В. Г. Атласова, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Е. П. Воюшина, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина , С.А. Тюрикова ,Д.Б. Эльконин )  Методические условия: Экспериментальная площадка Федерального государственного автономного учреждения ФИРО (Федеральный институт развития образования) «Педагогика сотворчества: методы достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования в гимназии» . Научный руководитель : Асмолов Александр Григорьевич, директор ФГАУ «ФИРО», академик РАО, доктор психологических наук, профессор Разработка рабочей программы дополнительного образования «Экопроектирование » Организационно-педагогические условия: руководитель НОУ секции естественных дисциплин МБОУ Чернухинская СШ Работа экспертом ГИА

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

  • Научно – исследовательские условия

Изучение работ психологов и педагогов развивающего обучения ( А. Г. Асмолов, В. Г. Атласова, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Е. П. Воюшина, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина , С.А. Тюрикова ,Д.Б. Эльконин )

  • Методические условия:

Экспериментальная площадка Федерального государственного автономного учреждения ФИРО (Федеральный институт развития образования) «Педагогика сотворчества: методы достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования в гимназии» . Научный руководитель : Асмолов Александр Григорьевич, директор ФГАУ «ФИРО», академик РАО, доктор психологических наук, профессор

Разработка рабочей программы дополнительного образования «Экопроектирование »

  • Организационно-педагогические условия:

руководитель НОУ секции естественных дисциплин МБОУ Чернухинская СШ

Работа экспертом ГИА

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования  формирование творческой личности ученика, выпускника школы, способной к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному  анализу собственной деятельности, способного применять полученные знания на практике Новые требования по ФГОС к образованию Приоритетная цель традиционной школы  Стратегическая задача современного образования – это «создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности» (В.В.Путин) »

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

формирование творческой личности ученика, выпускника школы, способной к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения,

к рефлексивному

анализу собственной деятельности, способного применять полученные знания на практике

Новые требования по ФГОС к образованию

Приоритетная цель традиционной школы

Стратегическая задача современного образования – это «создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности» (В.В.Путин)

»

 А.Г. Асмолов В. Г. Бурменская В.В. Давыдов Д.Б.Эльконин Главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях 4

А.Г. Асмолов

В. Г. Бурменская

В.В. Давыдов

Д.Б.Эльконин

  • Главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях

4

Цели и задачи педагогической деятельности Основная педагогическая задача: Создание условий, инициирующее детское действие Цель педагогической деятельности: Формирование умения учиться Как учить? Обновление средств обучения Чему учить? Ради чего учить? Ценности образования Обновление содержания ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ- Формирование УУД Результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований

Цели и задачи педагогической деятельности

  • Основная педагогическая задача: Создание условий, инициирующее детское действие
  • Цель педагогической деятельности:
  • Формирование умения учиться
  • Как учить?

Обновление средств обучения

  • Чему учить?
  • Ради чего учить? Ценности образования

Обновление содержания

ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ- Формирование УУД

  • Результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований
Вовлечение учащихся в исследовательскую работу на уроках, во внеурочное время через игровую и проектно-исследовательскую деятельность

Вовлечение учащихся в исследовательскую работу на уроках, во внеурочное время через игровую и проектно-исследовательскую деятельность

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Определение цели, функций участников, способов взаимодействия Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Планирование учебного сотрудничества Контроль, коррекция, оценка его действий Постановка вопросов Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Управление поведением партнёра Умение выражать свои мысли Разрешение конфликтов

Коммуникативные УУД

обеспечивают социальную компетентность

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Планирование учебного сотрудничества

Контроль, коррекция, оценка его действий

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Управление поведением партнёра

Умение выражать свои мысли

Разрешение конфликтов

Информационно – коммуникативные умения Умения обеспечивающие понимание информации Умения обеспечивающие изложение информации Осознанное, беглое чтение различных текстов  Умения обеспечивающие подбор и переработку информации Составление плана, тезисов, конспектов Адекватное восприятие письменной речи Создание письменных высказываний Использование справочной Адекватное Приведение примеров, аргументов, формулировка выводов  литературы Использование телекоммуникационных технологий, интернета  восприятие Умение передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде  устной речи Систематизация источников информации в определенном порядке Владение монологической и диалогической речью Владение способами хранения информации

Информационно – коммуникативные умения

Умения обеспечивающие понимание информации

Умения обеспечивающие изложение информации

Осознанное, беглое чтение различных текстов

Умения обеспечивающие подбор и переработку информации

Составление плана, тезисов, конспектов

Адекватное восприятие письменной речи

Создание письменных высказываний

Использование справочной

Адекватное

Приведение примеров, аргументов, формулировка выводов

литературы

Использование телекоммуникационных технологий, интернета

восприятие

Умение передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

устной речи

Систематизация источников информации в определенном порядке

Владение монологической и диалогической речью

Владение способами хранения информации

Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования 1 Организация внеурочной и урочной социально – значимой исследовательской и проектной деятельности 2 Формирование коммуникативных УУД на  этапах осуществления проекта   3  Участие в работе школьного НОУ, публичная презентация исследовательских проектов и оценка  их результатов 4

Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования

1

Организация внеурочной и урочной социально – значимой исследовательской и проектной деятельности

2

Формирование коммуникативных УУД на этапах осуществления проекта

3

Участие в работе школьного НОУ, публичная презентация исследовательских проектов и оценка

их результатов

4

Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков  с применением методов исследовательского проектирования 1 Включение в структуру учебного материала тематических модулей, применяемых в рамках преподавания предмета, осуществляемых через использование проектно – исследовательской деятельности и направленных на более углубленное изучение определенных тем и разделов Интегрированный урок по химии и биологии  «Белки – биологические полимеры» в 10 классе Сценарий занятия - практикума «Что скрывает  этикетка?»

Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков

с применением методов исследовательского проектирования

1

  • Включение в структуру учебного материала тематических модулей, применяемых в рамках преподавания предмета, осуществляемых через использование проектно – исследовательской деятельности и направленных на более углубленное изучение определенных тем и разделов
  • Интегрированный урок по химии и биологии
  • «Белки – биологические полимеры» в 10 классе
  • Сценарий занятия - практикума «Что скрывает этикетка?»

Организация внеурочной социально – значимой и социальной направленности исследовательской и проектной деятельности 2  Исследовательские работы по теме: «Экологический паспорт кабинета географии» «Оценка экологического качества воздуха в районе школы» «Косметика  и здоровье»  с Социальный проект: Экологический  марафон « Экосознание » :

Организация внеурочной социально – значимой и социальной направленности исследовательской и проектной деятельности

2

  • Исследовательские работы по теме:
  • «Экологический паспорт кабинета географии»
  • «Оценка экологического качества воздуха в районе школы»
  • «Косметика и здоровье» с
  • Социальный проект:
  • Экологический марафон « Экосознание » :
Формирование коммуникативных УУД на  этапах осуществления проекта 3

Формирование коммуникативных УУД на этапах осуществления проекта

3

Участие в работе школьного НОУ, публичная презентация исследовательских проектов и оценка их результатов 4 Публичная презентация исследовательских работ учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях: Школьная конференция НОУ; Районные конференции НОУ «Исследовательская деятельность школьников»

Участие в работе школьного НОУ, публичная презентация исследовательских проектов и оценка их результатов

4

  • Публичная презентация исследовательских работ учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях:
  • Школьная конференция НОУ;
  • Районные конференции НОУ «Исследовательская деятельность школьников»
Деятельностный аспект личного вклада в развитие коммуникативных УУД

Деятельностный аспект личного вклада в развитие коммуникативных УУД

Учебный проект Цель: на основе межпредметных связей биологии и химии расширить и углубить знания о белках и их функциях Этапы: Форма деятельности: групповая Подготовительный или вводный (погружение в проект)  Поисково-исследовательский  Трансляционно-оформительский  Заключительный - Биологи - диетологи  - историки  - химики Результат: презентации учеников

Учебный проект

Цель: на основе межпредметных связей биологии и химии расширить и углубить знания о белках и их функциях

Этапы:

Форма деятельности:

групповая

  • Подготовительный или вводный (погружение в проект)
  • Поисково-исследовательский
  • Трансляционно-оформительский
  • Заключительный

- Биологи

- диетологи

- историки

- химики

Результат:

презентации учеников

Социальный проект Цель: формирования активной экологической позиции школьников и взрослых Этапы Исследование Проектирование Экологический марафон «Экосознание» Участие в квесте: «Цветы школе» «Всемирный день чистоты» Благоустройство и озеленение пришкольной территории Результат 17

Социальный проект

Цель: формирования активной экологической позиции школьников и взрослых

Этапы

Исследование

Проектирование

Экологический марафон

«Экосознание»

Участие в квесте:

«Цветы школе»

«Всемирный день

чистоты»

Благоустройство

и озеленение

пришкольной

территории

Результат

17

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны Диапазон : Вовлечение учащихся в игровую и проектно – исследовательскую деятельность, формирование у них сопутствующих умений и навыков (начиная с постановки проблемы и заканчивая презентацией полученного продукта) охватывает как предмет, так и надпредметную область, также возможно широкое использование полученного опыта во внеурочной деятельности Новизна: Применение игровой и проектно – исследовательских технологий в рамках предмета химия позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета.

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны

Диапазон : Вовлечение учащихся в игровую и проектно – исследовательскую деятельность, формирование у них сопутствующих умений и навыков (начиная с постановки проблемы и заканчивая презентацией полученного продукта) охватывает как предмет, так и надпредметную область, также возможно широкое использование полученного опыта во внеурочной деятельности

Новизна: Применение игровой и проектно – исследовательских технологий в рамках предмета химия позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Личностные результаты: Сформирована система ценностных отношений к себе, коллективу, осуществляемой деятельности и ее результатам Предметные результаты: Освоен опыт, полученный в результате осуществляемой деятельности Метапредметные результаты: Получена возможность применения практического опыта в других областях урочной и внеурочной деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

  • Личностные результаты:
  • Сформирована система ценностных отношений к себе, коллективу, осуществляемой деятельности и ее результатам
  • Предметные результаты:
  • Освоен опыт, полученный в результате осуществляемой деятельности
  • Метапредметные результаты:
  • Получена возможность применения практического опыта в других областях урочной и внеурочной деятельности

Вывод Развитие коммуникативных УУД помогает решать следующие методические задачи: формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации; формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся; способствует лучшему усвоению учебного материала; является ресурсом благополучия будущей взрослой жизни.

Вывод

Развитие коммуникативных УУД помогает решать следующие методические задачи:

формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации;

формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся;

способствует лучшему усвоению учебного материала;

является ресурсом благополучия будущей взрослой жизни.

Литература Асмолов, А.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний [Текст]: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 36 с Атласова, В.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности / В.Г. Атласова // Научно методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 336–340. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95352.htm . Бурменская, Г.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / Г.В. Бурменская, Воюшина, Е.П. Методика оценки сформированности универсальных учебных действий ; методическое пособие / под ред. М.П. Воюшиной, Е.П. Суворовой. – М.; СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 112 ,псиихологический журнал. – 2011. – № 1 (5). – С. 104-110. Горленко Н.М. Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии. Волгоград: Учитель, 2013. 76 с. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986

Литература

Асмолов, А.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний [Текст]: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 36 с

Атласова, В.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности / В.Г. Атласова // Научно методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 336–340. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95352.htm .

Бурменская, Г.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / Г.В. Бурменская, Воюшина, Е.П.

Методика оценки сформированности универсальных учебных действий ; методическое пособие / под ред. М.П. Воюшиной, Е.П. Суворовой. – М.; СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 112 ,псиихологический журнал. – 2011. – № 1 (5). – С. 104-110.

Горленко Н.М. Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии. Волгоград: Учитель, 2013. 76 с.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986