СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование креативного мышления на уроках

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование креативного мышления на уроках»

Формирование  креативного  мышления.

Формирование

креативного

мышления.

Креативное мышление — это умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций. Люди с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.

Креативное мышлениеэто умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций.

Люди с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.

умение обозначить проблему; способность генерировать множество разнообразных идей по её решению; умение видеть нестандартные варианты решения; способность углубить идею, дополняя детали; способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.
  • умение обозначить проблему;
  • способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
  • умение видеть нестандартные варианты решения;
  • способность углубить идею, дополняя детали;
  • способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.
Креативность – что это? «Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.» П.Торренс ? КРЕАТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСТВО Творчество – процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового. Креативность – потенциал, внутренний ресурс человека, его способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.

Креативность – что это?

«Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.»

П.Торренс

?

КРЕАТИВНОСТЬ

ТВОРЧЕСТВО

Творчество – процесс, имеющий определённую специфику и

приводящий к созданию нового.

Креативность – потенциал, внутренний ресурс человека, его способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.

Можно выделить основные составляющие   креативности: - быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),  - гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),  - оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),  - точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

Можно выделить основные составляющие

креативности:

- быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

- гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

- точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

 В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес.

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес.

Слово «креативность» происходит от английских слов creat – создавать или creative – созидающий, творческий.   Проявление креативности:  Большая креативность(Big-C creativity)   Малая креативность (Little-С creativity)

Слово «креативность» происходит от английских слов creat – создавать или creative – созидающий, творческий.

Проявление креативности:

Большая креативность(Big-C creativity)

Малая креативность (Little-С creativity)

 Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек .  Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности.

Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек .

Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности.

Развитие креативного мышления происходит по трём направлениям: –  получение новой информации;  –  преобразование или трансформация её;  –  применение информации к решению задач с последующим контролем и оценкой.

Развитие креативного мышления происходит по трём направлениям:

–  получение новой информации;

–  преобразование или трансформация её;

–  применение информации к решению задач с последующим контролем и оценкой.

Развитие креативности Основная позиция Важно преодолеть в учебном процессе «объектную» позицию ученика («Мне подскажут», «меня должны научить» и т.д.) и поставить его в позицию «субъективную», включая его в творческую, исследовательскую работу. Развитие креативности НЕВОЗМОЖНО без понимания изучаемой дисциплины, так как именно от понимания зависит возможность адекватной трансляции полученных знаний, являющейся равнодействующей знания и опыта. Ведущим средством развития креативности при обучении естественным наукам является исследовательский практикум с включением эксперимента, позволяющего моделировать опыт применения полученных знаний. В современном мире важно уметь решать проблемы, а не задачи с готовыми решениями. ВАЖНО! Какие формы заданий стоит включать в обучение? анализ кинематографических произведений; задания на анализ данных из других научных областей; задания на составление задач. задачи-кроссворды; экспериментальные задания; задания-парадокс; анализ литературных произведений;

Развитие креативности

Основная позиция

Важно преодолеть в учебном процессе «объектную» позицию ученика («Мне подскажут», «меня должны научить» и т.д.) и поставить его в позицию «субъективную», включая его в творческую, исследовательскую работу.

Развитие креативности НЕВОЗМОЖНО без понимания изучаемой дисциплины, так как именно от понимания зависит возможность адекватной трансляции полученных знаний, являющейся равнодействующей знания и опыта.

Ведущим средством развития креативности при обучении естественным наукам является исследовательский практикум с включением эксперимента, позволяющего моделировать опыт применения полученных знаний.

В современном мире важно уметь решать проблемы,

а не задачи с готовыми решениями.

ВАЖНО!

Какие формы заданий стоит включать в обучение?

  • анализ кинематографических произведений;
  • задания на анализ данных из других научных областей;
  • задания на составление задач.
  • задачи-кроссворды;
  • экспериментальные задания;
  • задания-парадокс;
  • анализ литературных произведений;

Развитие креативности

Развитие креативности

Развитие креативности  Метод случайных связей  - метод развития креативности, основанный на создании случайных, необычных и неожиданных связей между различными идеями, понятиями или предметами. 

Развитие креативности

Метод случайных связей  - метод развития креативности, основанный на создании случайных, необычных и неожиданных связей между различными идеями, понятиями или предметами. 

Развитие креативности Таблица ассоциаций

Развитие креативности

Таблица ассоциаций

Развитие креативности

Развитие креативности

Развитие креативности Нестандартное применение

Развитие креативности

Нестандартное применение

Развитие креативности

Развитие креативности

Развитие креативности Хамелеон

Развитие креативности

Хамелеон

 Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как уникальный творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одарённостью, выдающимися способностями или талантом.

Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как уникальный творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одарённостью, выдающимися способностями или талантом.

Тест на креативность С помощью предлагаемого опросника вы можете  определить свой базовый тип мышления и измерить уровень креативности . Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет, то «–». 1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а). 2. Я люблю настраивать программы для компьютера. 3. Я люблю читать художественную литературу. 4. Я люблю живопись (скульптуру). 5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено. 6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами. 7. Я люблю шахматы, шашки. 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием. 10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

Тест на креативность

С помощью предлагаемого опросника вы можете  определить свой базовый тип мышления и измерить уровень креативности .

Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет, то «–».

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

2. Я люблю настраивать программы для компьютера.

3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

Тест на креативность 11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером. 12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия. 13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано. 14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия. 15. Мне не нравится регламентированная работа. 16. Мне нравится что-либо делать своими руками. 17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями. 18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей. 19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления. 20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

Тест на креативность

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

15. Мне не нравится регламентированная работа.

16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

Тест на креативность 21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию. 22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название. 23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения. 24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 25. Люблю фантазировать. 26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать. 27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах. 28. Мне нравятся художественная литература. 29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад. 30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

Тест на креативность

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

25. Люблю фантазировать.

26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

28. Мне нравятся художественная литература.

29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

Тест на креативность 31. Истинно только то, что можно потрогать руками. 32. Я предпочитаю точные науки. 33. Я за словом в карман не лезу. 34. Люблю рисовать. 35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация. 36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора. 37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию. 38. Мне нравится читать стихи вслух. 39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

Тест на креативность

31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

32. Я предпочитаю точные науки.

33. Я за словом в карман не лезу.

34. Люблю рисовать.

35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.

36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.

38. Мне нравится читать стихи вслух.

39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

Тест на креативность 40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным. 41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием. 42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста. 43. Люблю поэзию. 44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж. 45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат. 46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи. 47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи. 48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова. 49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре. 50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

Тест на креативность

40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

43. Люблю поэзию.

44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

Тест на креативность 51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить. 52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования. 53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему. 54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления. 55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую. 57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 58. Люблю писать письма. 59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов. 60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

Тест на креативность

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

58. Люблю писать письма.

59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

Тест на креативность 61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства. 62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка. 63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья. 64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного. 65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе. 66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения. 67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы. 68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью. 69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна. 70. Мне нравится работа дизайнера.

Тест на креативность

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.

67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

70. Мне нравится работа дизайнера.

Тест на креативность 71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок. 72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда. 73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми. 74. Меня привлекает работа художника-оформителя. 75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Тест на креативность

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

74. Меня привлекает работа художника-оформителя.

75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.   1  предметное  мышление   1  6  11  16  21  26  31  36  41  46  51  56  61  66  71 2  символическое  мышление Сумма:   2  7  12  17  22  27  32  37  42  47  52  57  62  67  72 3  знаковое  мышление 3  8  13  18  23  28  33  38  43  48  53  58  63  68  73 4  образное  мышление   5  креативность 4  9  14  19  24  29  34  39  44  49  54  59  64  69  74   5  10  15  20  25  30  35  40  45  50  55  60  65  70  75    

Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.

 

1 предметное мышление

 

1 6 11 16 21 26 31 36 41 46 51 56 61 66 71

2 символическое мышление

Сумма:

 

2 7 12 17 22 27 32 37 42 47 52 57 62 67 72

3 знаковое мышление

3 8 13 18 23 28 33 38 43 48 53 58 63 68 73

4 образное мышление

 

5 креативность

4 9 14 19 24 29 34 39 44 49 54 59 64 69 74

 

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75

 

 

Предметное мышление . Этим типом мышления обладают  люди с практическим складом ума . Образное мышление . Этим мышлением обладают  люди с художественным складом ума . Знаковое мышление . Этим мышлением обладают  люди с гуманитарным складом ума . Символическое мышление . Этим мышлением обладают  люди с математическим складом ума .
  • Предметное мышление . Этим типом мышления обладают  люди с практическим складом ума .
  • Образное мышление . Этим мышлением обладают  люди с художественным складом ума .
  • Знаковое мышление . Этим мышлением обладают  люди с гуманитарным складом ума .
  • Символическое мышление . Этим мышлением обладают  люди с математическим складом ума .
Интерпретация результатов Теста на мышление и креативность. Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:  низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Интерпретация результатов Теста на мышление и креативность.

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает  шесть вариантов перевода : предметно-образный (  практический ), предметно-знаковый (  гуманитарный ), предметно-символический (  операторный ), образно-знаковый (  художественный ), образно-символический (  технический ), знаково-символический (  теоретический ).

Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает  шесть вариантов перевода :

  • предметно-образный (  практический ),
  • предметно-знаковый (  гуманитарный ),
  • предметно-символический (  операторный ),
  • образно-знаковый (  художественный ),
  • образно-символический (  технический ),
  • знаково-символический (  теоретический ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!