Учебная деятельность по формированию
креативного мышления школьников
на уроках английского языка
В современном образовании нельзя не обращать внимания и недооценивать формируемую у школьников креативность. Достаточно часто методисты предполагают, что творческое мышление ограничено художественным самовыражением – способностью нарисовать интересную или красивую картину или преуспеть в исполнительском искусстве. Однако творческое мышление на самом деле включает в себя использование индивидуального воображения, коммуникативных навыков, решение проблемных ситуаций, научное мышление и интерпретацию полученной информации. Именно авторский выбор, сравнение, обсуждение новых идей и формулирование личных ответов на предлагаемые в процессе обучения проблемы - важные составляющие креативного мышления.
Творческие занятия по решению актуальных социальных или глобальных проблем помогают детям развивать навыки внимания и познавательного обучения. Их воображение работает в полную силу, и это побуждает их предлагать новые идеи и мыслить нестандартно. В свою очередь, традиционные занятия, в которых нет правильные ответы, освобождают обучающихся от необходимости быть инициативными и инновационными в своем мышлении.
Предлагаемые задания на творческое мышление предназначены для того, чтобы предоставить множество возможностей для креативного мышления в любом классе. Работая над решением проблемы в каждом сценарии, педагог призывает своих учеников использовать "нестандартные" и творческие идеи, чтобы не только предложить их к коллективному обсуждению, но и доказать результативность, эффективность и оригинальность.
Например, попробуйте вместе со своими учениками ответить на следующие вопросы, которые, на первый взгляд, кажутся не очень сложными.
Как часы и зонт могли помочь спасти кошку, застрявшую на дереве?
Как баскетбольный мяч, метла и садовый гном могли помочь установить ловушку, чтобы поймать грабителя?
Педагогический опыт позволяет утверждать, что ответы на эти вопросы окажутся не только разными, но и абсолютно неожиданными.
Конечно, в арсенале любого учителя есть много способов формирования и развития творческого мышления школьников. Хочется поделиться алгоритмом работы с творческими заданиями, которые объединяют устную речь, групповую работу, аудирование, устную презентацию и мыслительную деятельность обучающихся.
Подготовьте для занятия карточки с изображением отдельных предметов и карточку сценария.
Разделите свой класс на группы по четыре или пять человек.
Попросите одного студента из каждой группы выйти вперед и выбрать три карточки с предметами (вы можете выбрать больше или меньше, если хотите).
Прочитайте сценарий классу и объясните его задачу: вам нужно использовать свои три элемента для решения этой проблемы.
Объясните, что один ученик из каждой группы выбирается случайным образом, чтобы поделиться своим решением с классом. Это гарантирует, что каждый член команды примет участие в обсуждении и выслушает идеи других членов группы.
Определите время выполнения задания чтобы придумать - обычно 3-5 минут будет достаточно. Как только время истечет, выберите одну группу, чтобы начать свое объяснение, и одного студента из этой группы, чтобы представить свои идеи. Используйте это как возможность укрепить навыки аудирования и презентации.
Объясните, что человек, который делится информацией, должен объяснить: 1) каковы были их три предмета и 2) как они будут использовать их для решения проблемы.
Обсудите с классом, что делает вас хорошим слушателем (слушаем не только ушами, но и глазами, сложив руки на груди, чтобы не ерзать, и так далее).
Обсудите с классом, что делает хорошего оратора (четкий голос, зрительный контакт, тон голоса, скорость и так далее).
Как только один ученик из каждой группы поделится своими инновационными идеями, от вас зависит, объявите ли вы победителя. Возможно также заранее выбрать жюри из состава учеников и выслушать их коллективное решение.
Что касается творческих письменных заданий или упражнений, они могут быть использованы также систематически либо для закрепления введенного материала, либо в качестве итогового занятия. Предлагаю некоторые из них в качестве образца для составления собственных.
Творческая деятельность по написанию рассказов.
Цветовая маркировка.
Попросите школьников написать короткий рассказ, в котором будет использовано любое «цветовое слово», например «синий», так, чтобы изменить атмосферу исходного текста.
The world had turned gray. Nothing but mud and asphalt surrounded the unpainted house, little more than a box made of concrete blocks. Charlie, dressed in faded work pants, rubber boots, and a thick wool sweater, steadied himself with a hand on the top rail of a weathered cedar fence. Behind him, nothing but ash-colored sky, bare trees, and plumes of smoke belching from the factory in the distance. A lone sparrow rested on a branch, one beady eye watching.
В каждом из новых рассказов изменяться не только содержательные компоненты, но и эмоциональная составляющая.
Превратите стихотворение в короткий рассказ.
Как известно в любом стихотворении используется достаточно жесткий язык для передачи эмоциональных или интеллектуальных идей творческим и новым способом. Однако стихотворение может стать богатым источником творческих идей для писателей любых жанров – от фантастики, до детектива.
Используя стихотворение по своему выбору для вдохновения, попросите членов группы создать персонажа, обстановку, ситуацию и цель персонажа из стихотворения и написать краткий рассказ.
Слова из словаря.
Более простая творческая письменная деятельность состоит в том, чтобы каждый ученик выбрал десять случайных слов из словаря и использовал их в своём небольшом рассказе. Можно усложнить задачу, предложив школьникам любую проблемную ситуацию.
Творческая письменная деятельность для развития характера персонажей.
Это задание может использоваться в парах или небольших группах для проверки того, насколько хорошо каждый автор знает своих персонажей. Попросите писателя задать ученику, сидящему рядом с ним, вопрос о его или ее главном герое. После ответа, вопросы продолжаются по очереди.
Во время этой творческой письменной деятельности поощряйте членов группы задавать вопросы, раскрывающие характер, а не только вопросы о внешнем виде героя. Например, кто-то может спросить: "How does your character express anger?" or "Has your character ever shoplifted?".
Ответы могут быть краткими или, если есть время, ответы могут объяснить или уточнить информацию о персонаже, например:
"My character suppresses his anger because when he was a teenager, in a fit of rage, he slammed the car door as hard as he could and caught his dog in the door as the dog tried to jump out after him. This broke his dog's spine, and the animal had to be put to sleep. Ever since, the character avoids confrontation, and when faced with the anger of another turns pale and stutters."
Можно раздать каждой небольшой группе или паре изображение человека, взятое из каталога, журнала, книги или сайта и предложить назвать имя персонажа, основываясь на том, что они могут узнать или представить только из изображения. Группы должны обсудить это в течение нескольких минут, а затем выбрать представителя, который представит классу решение группы с объяснением того, почему они выбрали именно это имя или название.
Все представленные виды заданий развивают продуктивные способности обучающихся, которые способствует индивидуальным креативным инновациям и повышению эффективности обучения.
Антиплагиат бесплатно без регистрации. Проверить уникальность текста онлайн Уникальность 100%
Отлично. Текст уникальный.