СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры безопасности ДД младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, сборник литературных произведений и инсценировка по ПДД для внеклассной работы в 1-2 классах.

Просмотр содержимого документа
«Произведения для детей по ПДД»































Рассказ Н.Носова «Автомобиль»

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим - на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю:

- Это “Волга”.

А Мишка:

- Нет, это “Москвич”.

- Много ты понимаешь! - говорю я.

- Конечно, “Москвич”, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор.

- Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины - капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:

- Ну, такое пузо, как у “Москвича”.

- Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.

- Ты же сам сказал “пузо”.

- “Кузов” я сказал, а не “пузо”! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!

Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:

- А у “Волги” разве есть буфер? Это у “Москвича” - буфер.

Я говорю:

- Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер - это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у “Москвича”, и у “Волги”.

Мишка потрогал бампер руками и говорит:

- На этот бампер можно сесть и поехать.

- Не надо, - говорю я ему.

А он:

- Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем. Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:

- Садись скорей! Садись скорей! Я говорю:

- Не надо!

А Мишка:

- Иди скорей! Эх ты, трусишка! Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится!

Мишка испугался и говорит:

- Я спрыгну! Я спрыгну!

- Не надо, - говорю, - расшибёшься! А он твердит:

- Я спрыгну! Я спрыгну!

И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:

- Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит! Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я всё тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:

- Держись, дурак, крепче!

Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.

- Слезай, - говорю Мишке.

А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез - все на него набросились.

- Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Я шепчу Мишке:

- Пойдём!

Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!

Потом Мишка говорит:

- Штаны - это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?

Я говорю:

- Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.

- А мы милиционеру письмо напишем, - говорит Мишка.

Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:

“Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно”.

На конверте написали:

“Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру”.

Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.












А. Иванов

Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили

В одном большом сказочном городе жили трое неразлучных друзей - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза. А вот заботы у них были совсем не сказочные.

Они очень любили играть, особенно в футбол. А в их тесном дворе разве поиграешь? Повсюду гаражи стоят, строгие бабушки сидят, младенцы в колясках лежат. Не разгуляешься!

Вот и приходилось играть в футбол под аркой ворот. Зайчонок Ваня на воротах

стоял у въезда с улицы. А медвежонок Миша и лисонька Лиза вовсю старались ему гол забить.

Иногда мяч прямо на шумную улицу вылетал. Если за ним побежишь, того и гляди, машина наедет! Да и мячей не напасёшься. Под колесо попадёт - бух! - и нет.

Очень неудобно под аркой играть. И опасно. Здесь тоже машины житья не дают. То и дело въезжают во двор или выезжают.

Плохое место для игры. А где хорошее взять?

Было, конечно, и хорошее место. Да только на той стороне улицы, через дорогу. Там и спортплощадка, и пустырь большой. Есть где разгуляться!

Но как туда попасть? Кругом машины, автобусы, троллейбусы, трамваи! Как такую

широкую улицу перейти? Хочешь не хочешь, а необходимые правила знать надо. Без них никуда! Трудное дело...

К счастью, у медвежонка Миши был старший брат. Он и взялся за обучение неразлучных друзей. Он уже шофёром работал и всё-всё знал.

Очень советуем и вам, ребята, вместе с ними поучиться, если у вас нет старшего брата-шофёра.

Итак, на другую сторону улицы можно идти лишь строго по переходу. Он белыми полосами отмечен. Полосатый, как зебра.

Переходом командует светофор. Он все видит. У него три круглых глаза красный, жёлтый и зелёный.

Вот он зажигает красный глаз. Значит, стой на месте и скучай. Переходить запрещено! Машины несутся во всю прыть.

Выходить на дорогу опасно. Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться!

Зайчонок Ваня поглядел, подумал и внезапно стихи сочинил:

Не ходи на красный свет.

Красный свет - опасный!

Налетит велосипед,

Станешь ты ужасный!

Светофор зажигает жёлтый глаз. Это сигнал - "внимание!" Все машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться. А пешеходы готовятся к переходу. Ещё не идут, а только собираются идти.

И опять зайчонок Ваня стихи придумал:

И при жёлтом нет проходу.

Жёлтый свет - внимание!

Приготовься к переходу

Ты, мой друг, заранее!

Наконец зажигается зелёный глаз. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье. Иди и не трусь, как поначалу зайчонок Ваня. Не медли, как медвежонок Миша. Не хитри и не беги, как лисонька Лиза. Вдруг упадёшь!

Про свой любимый - зелёный - свет зайчонок Ваня тоже стихи сочинил:

Свет зелёный - переходный.

Ты его, конечно, ждёшь.

Свет зелёный - пешеходный,

Если ты пешком идёшь!

И это не всё. А что делать, если полосатый переход есть, а зоркого светофора нет? Совсем нет или, допустим, сломался! Как тогда улицу переходить?

Тогда на помощь придёт Аист-регулировщик. Он строго покажет

полосатой палочкой, когда можно переходить. А тем, кто замешкается, он и крылом сердито махнёт: не зевай, мол, давай переходи, не задерживай движение, медведь неповоротливый!

Ну а вдруг регулировщик не появится? Как тут быть?

Переход есть? Есть! Светофора нет? Нет!

Значит, сначала внимательно посмотри налево - едут ли машины. Если не едут, то иди смело.

Дошёл до середины улицы, теперь посмотри направо - нет ли машин. Если нет, то снова смело шагай. Как зайчонок Ваня с друзьями! Однако нашим неразлучным друзьям ещё много знать надо, чтобы улицу безопасно переходить.

Как надо автобус и троллейбус обойти - спереди или сзади?

Правильно. Сзади!

А если будешь их спереди обходить, то машину за ними не заметишь. Она как раз может из-за троллейбуса или автобуса выскочить. В лучшем случае хвост лисёнку отдавит! А в худшем?..

Вам его жалко? А себя не жалко? То-то!

Но безопасней всего - пропустить автобус и троллейбус, вежливо уступить дорогу. Так советует Мишин старший брат. А он всё знает!

А теперь давайте подумаем, как поступить, если по улице ещё и трамваи ходят. Как трамвай обойти - сзади или спереди? Ну-ка, лисонька Лиза, отвечай!

Сзади? Неверно.

Правильно - спереди! Иначе встречный трамвай не увидишь. И опять в лучшем случае под него хвостом угодишь. А что

стало бы со зверятами и ребятами, у которых вообще хвоста нет?!

Медвежонок Миша легко с этими автобусами, троллейбусами и трамваями разобрался. Может быть, потому, что у него голова большая.

А вот зайчонок Ваня и лисонька Лиза всё время путались. Они забывали, что автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай - спереди. Это, конечно, случалось тогда, когда Мишиного брата рядом не было.

Надоели их ошибки трамваям, автобусам и троллейбусам. Сговорились они между собой и вышли на улицу с большими надписями на боку.

"Ваня, зайчик ты наш, обходи меня сзади!" - красовалось на автобусе и троллейбусе.

"Лиза, лисонька моя, обходи меня спереди!" - призывал трамвай.

Неразлучные друзья, возможно, и читать как следует не умели. Но не беда, им прохожие это прочитали, чтобы большой беды не было.

А другой раз, когда лисонька Лиза снова ошиблась, троллейбус вдруг взял, поднял её своими длинными дугами и поставил правильно - позади себя.

Так неразлучные друзья - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза научились улицу переходить. И теперь спокойно отправлялись одни на пустырь погонять мяч. Им никто не мешал, и они никому не мешали.

Старшему брату медвежонка - спасибо!

А теперь ответьте на вопросы.

На какой свет можно переходить улицу?

Можно ли бежать на жёлтый свет? Или не спешить и подождать зелёный?

Как правильно обходить автобус и троллейбус? Сзади? Или пусть тебе хвост отдавят?

Что про тебя напишут на трамвае, если ты будешь обходить его сзади?

Догадайся, что сделает Аист-регулировщик, если ты без особого приглашения помчишься через улицу? Даст тебе полосатую палочку поиграть или спасёт от машины?

Зайчонок Ваня, наш поэт, даёт родителям совет:

За правильный детский ответ

Каждому - пару конфет!

А за ошибку в ответе

С каждого - по конфете!









Б. Житков «Светофор»

Потом мы остановились, и все другие автомобили остановились, и трамвай
остановился. Я закричал:
- Почему?
Мама тоже сказала:
- Почему все стали? Что случилось?
И встала в автомобиле. И глядит.
А шофёр говорит:
- Вон видите красный фонарик? Светофор?
Мама говорит:
- Где, где?
А шофёр пальцем показывает.
И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он
горел красным светом.
Мама говорит:
- И долго мы стоять будем?
А шофёр говорит:
- Нет. Сейчас вот проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и
поедем.
И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жёлтым светом.
А потом зелёным.
И шофёр сказал:
- Теперь можно: зелёный огонь.
Мы поехали. А сбоку через нашу улицу шла другая улица. И там все
автомобили стояли, и никто на нас не наезжал. Они ждали, чтобы мы проехали.
А потом ещё раз на улице горел красный фонарик, а я уж знал и закричал:
- Дядя, стойте! Красный огонь!
Шофёр остановил, оглянулся и говорит:
- А ты - молодчина.
Потом мы опять остановились, а огонька вовсе никакого не было. А только
я увидал: очень высокий милиционер в белой шапке и в белой курточке поднял
руку вверх и так держит.
Потом он рукой махнул, чтобы мы ехали.
Он как руку поднимет, так все станут: автомобили, трамваи и бочки
всякие. И лошади тоже. Только люди могут ходить.
Милиционер - самый главный на улице. А потом мы приехали к дому.





А. Северный «Три чудесных цвета»

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь,
Зеленый, желтый, красный.

Наш домик светофор —
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор.
В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета,
Не слушаешь подчас.

Самый строгий — красный свет.
Если он горит: Стой!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет: Жди!
Увидишь скоро желтый,
В середине свет.

А за ним зеленый свет,
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
— Препятствий нет,
Смело в путь иди.

Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.







В. Клименко «Происшествие с игрушками»

Самыми любимыми игрушками маленькой Леночки были плюшевый Мишка, розовая свинка Хрю и кукла Рита. Они жили на коврике у Леночкиной кроватки, и в играх с девочкой весело проводили время.

Но по утрам их маленькая хозяйка уходила в детский сад, и игрушки начинали скучать в ожидании Леночки.

И вот однажды кукла Рита сказала:

- Давайте пойдем в детский сад. Посмотрим, что там делает Леночка.

- Давайте! - подхватил Мишка. - А то она, наверное, без нас тоже скучает.

- Скучает, скучает, - прохрюкала свинка. - Пошли!

Друзья взялись за руки и выбежали на улицу. Как здесь было шумно! Спешили люди, мчались автомобили, автобусы, гремели трамваи.

Рита, Мишка и Хрю пошли по тротуару. Они дошли до магазина и стали рассматривать его витрину. И вдруг Хрю заметила в стеклянной витрине отражение знакомого здания. Она повернулась и увидела это здание на другой стороне улицы.

- Там наша Леночка! Я знаю! Однажды она брала меня с собой.

Хрю выбежала на дорогу, потянув за собой Мишку и Риту.

Регулировщик на перекрестке заметил, что на дорогу, где было много машин, выбежали игрушки. Он засвистел в свой милицейский свисток, но было уже поздно. Прямо на них мчался большой грузовик. Заскрипели тормоза, машину занесло на тротуар, она ударилась в столб, перевернулась и придавила Риту, Мишку и Хрю.

Раздалась сирена. Примчалась «скорая помощь». Санитары уложили пострадавших на носилки и увезли в больницу.

Когда случилась авария, дети в детском садике не спали и все видели в окно. Леночка узнала своих друзей и громко заплакала, когда с ними случилась беда. Она думала, что никогда больше не увидит их.

Но прошло время, Риту, Хрю и Мишку выписали из больницы и привезли домой, правда, с повязками на руках, ногах и лапах. Леночка очень обрадовалась своим друзьям. Она уложила их в постельку и сама начала лечить.

А вскоре к ним пришел регулировщик, что стоял тогда на посту. Он решил проведать пострадавших и принес им книгу «Правила дорожного движения».

Теперь Леночка читает Рите, Мишке и Хрю эту книгу и они все вместе учатся правильно переходить улицу.

Дети, чтобы с вашими игрушками не случилось такой беды, научите их Правилам дорожного движения.

А вы сами знаете эти правила?































Я. Пишумов «Юрка живет на другой стороне»

Юрка живет на другой стороне.

Он машет рукой через улицу мне.

«Я сейчас!» — кричу я другу

И к нему лечу стрелой.

Вдруг я замер от испуга,

Юрка в страхе крикнул: «Ой!»

И откуда, и откуда

Появился самосвал?

Просто чудом, просто чудом

Под него я не попал!

У шофера грозный взгляд:

«Ты куда? Вернись назад!

Твой приятель подождет.

Посмотри, где переход»

Я. Пишумов «Песенка о правилах»

Везде и всюду правила

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Как таблицу умноженья, как урок.

Помни правила движенья назубок!

Помни правила движенья, как таблицу

умноженья,

Знай всегда их назубок.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

Я. Пишумов «Посмотрите, постовой»

Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул, ловко

палочкой махнул.

Вы видали? Вы видали? Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда и

не едут никуда!

Не волнуется народ —

через улицу идет.

А стоит на мостовой, как

волшебник, постовой.

Все машины одному подчиняются ему.



Я. Пишумов «Азбука города»


Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок.

Вот она, азбука,—
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.

Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.


В. Семеркин «Запрещается – разрешается»

И проспекты, и бульвары —

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

Запрещается!

Быть примерным пешеходом

Разрешается...

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Переход при красном свете

Запрещается!

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается...

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди, -

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

При зеленом даже детям

Разрешается...

С. Михалков «Моя улица»


Это — папа,

Это — я,

Это — улица моя.


Вот, мостовую расчищая,

С пути сметая сор и пыль,

Стальными щетками вращая,

Идет смешной автомобиль.

Похож на майского жука —

Усы и круглые бока.


За ним среди ручьев и луж

Гудит, шумит машина-душ.


Прошла, как туча дождевая,—

Блестит на солнце мостовая:

Двумя машинами она

Умыта и подметена.

____


Здесь на посту в любое время

Стоит знакомый постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.


Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.


С. Михалков «Скверная история»

Движеньем полон город —
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.

И там, где днем трамваи,
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.

Но кто при красном свете,
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя —
Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы,
Остановить хотят.

Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Еще одна минута —
Случилась бы беда.

И взрослые и дети,
Едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя —
Хвастун и озорник.

С. Михалков «Шагая осторожно»

Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры,
И день и ночь горят.

Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!

И там, где днем трамваи,
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая!
Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!

С. Михалков «Светофор»

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.





В.Головко «Правила движения»

Правила движения,
Все без исключения.
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже,
Все их надо знать


В. Иришин «Прогулка по городу»


В воскресенье вдоль по саду,
Вдоль по скверику с утра
Дождь пошел, когда не надо,
Дождь пошел как из ведра.

Превратилась мостовая
В море прямо на глазах.
И троллейбусы, трамваи,
И машина грузовая,
И все-все автомобили
По волнам как будто плыли —
Что наделала гроза!


У окна сидел Антошка,
Просто так сидел, скучал,
И увидел из окошка,
То, чего не замечал.

Вот машины — то помчатся,
То замрут на полпути...
Тут попробуй разобраться,
Объяснение найти.

Папе ясно все на свете!
Он любой найдет ответ.
— Папа, как машины эти,
Знают, ехать или нет?

— Непростая это штука,
В двух словах не объяснишь.
Это целая наука.
На дорогу глянь, малыш.

Кто шоферам помогает
Безопасный выбрать путь,
От беды оберегает,
И по-дружески мигает:
Повнимательнее будь!

— Светофор!

— Ну да, он самый.
Ты ведь с ним давно знаком.
Завтра утром вместе с мамой,
В детский сад пойдешь пешком,
И его увидишь сразу.
Он твой верный, добрый друг.

— У него три разных глаза
День и ночь глядят вокруг.
Красным глазиком немного,
После желтым помигает,
Я потом через дорогу,
При зеленом пошагаю.

— Ты внимательный, как видно,
И с дорогой ты в ладу.
Пусть незнайкам будет стыдно,
Им легко попасть в беду.

Из детсада — в школу скоро,
И обязан каждый знать,
Все сигналы светофора,
И все правила на пять!

Три сигнала светофора
Что прикажут — всем закон.
Пешеходам и шоферам,
На дороге нужен он!

Если красный загорится —
Должен ты остановиться,
Желтый — тоже погоди,
А зеленый свет — иди!

А машин повсюду много,
Взад-вперед они снуют,
Никому через дорогу,
Перебраться не дают.

И гудят, и едут лихо,
С мостовой на тротуар.
Там и тут неразбериха —
Грохот, скрежет, звон, удар!..

— А не стали бы сигналить
Светофоры — как тут быть?
Мы тогда бы не узнали,
Как нам ездить и ходить.

Тут Антон себе представил,
Что случилось бы тогда,—
Не придерживаясь правил,
Ходят, едут кто куда!

Папа сыну улыбнулся,
Потрепал по волосам:
— Ты б оделся и обулся —
И пойдем! Увидишь сам.
Нет на небе больше тучи,
Дождь закончился давно.
Посмотреть на месте лучше,
Чем выглядывать в окно.

На проспекте оживленном,
Задержались на чуть-чуть,
Под зеленым стали кленом.
— Прежде чем продолжить путь,
С важной «зеброй» полосатой,
Познакомимся сейчас.

— С той, которую когда-то,
В зоопарке видел раз?
— Нет, Антошка, «зебра» эта —
Пешеходный переход.

По нему зимой и летом,
Как по мостику, народ
Через улицу идет.
Здесь троллейбус и автобус,
Грузовик и «Жигули»
Притормаживают, чтобы
Пешеходы перешли.
Но у «зебры» осторожным,
Все равно ты должен быть —
Ведь машину невозможно,
Сразу, вдруг остановить.
Транспорт близко — твердо знай:
Пропусти — потом шагай!

К перекрестку по проспекту,
Подошли, а там стоит
Постовой усач-инспектор —
До чего же бравый вид!

В небе солнышко искрится,
Чисто вымыто дождем...
— Нужно нам остановиться.
Здесь, Антошка, подождем.

— Непонятно мне немножко -
Почему должны мы ждать? —
И попробовал Антошка,
На полоску «зебры» стать.

— Это ты, дружок, напрасно,—
Папа сыну говорит.—
Ведь считай, что свет нам красный,
Впереди сейчас горит.

— Я бы красный свет заметил,—
Папе сын в ответ сказал.—
Светофор совсем не светит,
Не горят его глаза.

— Посмотри на перекресток.
На широкой мостовой,
Вот он стоит большого роста
Симпатичный постовой.
— Настоящий дядя Степа! —
Изумился мальчуган.—
Погулять сюда притопал,
Этот добрый великан?

Нет, на это не похоже...
Встал — и с места ни на шаг.
Что там делает он все же?
Не стоит ведь просто так.
Вот загадка так загадка!
Вдруг взмахнул одной рукой...
Может, делает зарядку?
Непонятный он какой!

Улыбнулся папа снова,
И продолжил разговор:
— Вижу я, что постового,
Не встречал ты до сих пор.
Он становится на место,
Где скрещение дорог,
Чтоб его любые жесты,
Каждый лучше видеть мог.
И, подобно дирижеру,
Только палочкой взмахнет —
Заработают моторы,
Транспорт двинется вперед.
Он стоит не просто так.
Каждый жест — особый знак.

К пешеходам стал он боком —
Значит, можно им идти,
А для транспортных потоков,
В это время нет пути.

Всем вниманье! Значит это —
Поднят жезл над головой.
Все равно что желтым светом,
Просигналил постовой.

К нам спиной он повернется,
Или грудью — значит, стой!
Будто красный свет зажжется.
Нужно ждать и нам с тобой.

Если где-нибудь заторы,
Возникают иногда —
Никакие светофоры
Не справляются тогда.

Постовые ловко, скоро,
Все заторы устранят.
Вот что правила шоферам,
И прохожим говорят:
Что прикажет постовой —
То закон на мостовой!

Прямо к дому по проулку,
Вышли с папой не спеша.
— Ну, и как тебе прогулка? —
Он спросил у малыша.

— Я узнал сегодня много,
Про обычный переход,
Про обычную дорогу,
Кто как едет и идет.
Маме скажем, как непросто,
Было просто так гулять
Нам по городу большому,
И про «зебру», перекресток,
Постового возле дома,
Как непросто, да, непросто
Пешеходом сразу стать.

Рыжий Васька, было дело,
Похвалялся в детсаду:
— Через улицу я смело,
Где угодно перейду!
Что мне правила все эти?
Ничего я не боюсь.
Я ловчее всех на свете,
От машины увернусь.

Мне сегодня стало ясно —
Лихость эта не нужна.
Так вести себя опасно.
Дисциплина тут важна.

Пусть запомнят ребятишки:
На дороге не шалить!
Всем девчонкам и мальчишкам
Нужно правила учить!

О.Бендерев «Азбука безопасности»


Асфальтом улицы мостятся,

Автомобили быстро мчатся.

Бурлит в движенье мостовая —

Бегут авто, спешат трамваи.

Все будите правилу верны —

Держитесь правой стороны.

Должен помнить пешеход:

Перекресток — переход.

Есть сигналы светофора,

Подчиняйся им без спора.

Желтый свет — предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Красный свет нам говорит;

Стой! Опасно! Путь закрыт.

Лёша с Любой ходят парой,

Где идут? По тротуару.

Ученик, садясь в трамвай,

Старшим место уступай.

Футбол — хорошая игра

На стадионе, детвора.

Хоккей — игре на льду зимой,

Но не играй на мостовой.

Цеплять крючком машины борт —

Опасный и ненужный спорт.

Щади здоровье, жизнь щади,

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья.

Юные граждане, Тани и Пети,

Твердо запомните правила эти!




А. Дмоховский «Чудесный островок»


Чудесный островок

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

И хотя здесь нет ни моста,

Ни парома на пути,

Каждый может очень просто,

Каждый может очень просто

Эту реку перейти.

Собирается народ

У таблички «Переход».

Пешеходов не тревожит

Блеск огней, машин поток —

Перейти им всем поможет,

Перейти им всем поможет

Пешеходный островок.


Свет зеленый впереди —

Не робей, вперед иди.

Ты дошел до середины

Вдруг зажегся красный свет,

Снова двинулись машины,

Снова двинулись машины,

И дороги дальше нет.

Тут увидишь ты у ног

Этот самый островок.

Подожди, постой до срока

На чудесном островке,

Он на улице широкой,

Он на улице широкой

Словно остров на реке.

















И. Серяков «Улица, где все спешат»



Кто такие пожарные, знают все. По первому зову, по сигналу тревоги они мчаться на помощь, едут на красных автомобилях пожар тушить. На пожарных автомобилях и сигнал ставят особый – он сиреной называется. Как загудит, так все услышат! Это для того, чтобы знали, что машина едет пожар тушить, все бы ей дорогу уступали.

А если кто-нибудь станет дорогу перебегать, шофер сразу же на тормоза нажимает, машину остановит, время потеряет, когда приедет на пожар, то от дома лишь угольки останутся. Ни на минуту нельзя задерживать пожарную машину.

Спешит к больному «скорая помощь», на ней доктор едет, лекарства везет. На «скорой» красный крест нарисован, ей тоже сирену поставили. Нельзя ей ни на секундочку в пути задерживаться, надо доктору поскорее к больному приехать.

Шоферы грузовиков тоже спешат по своим делам. Быстро-быстро едет машина, на ее кузове написано: «Молоко». Она свежее молоко везет в магазин, ее там очень ждут.

А вот мчится еще один грузовик, на кузове его написано: «Хлеб». Он булки свежие везет. Каждому хочется побыстрее купить свежего хлеба.

Едет большой грузовик, тащит за собою прицеп, на нем гора кирпича. Шофера ждут строители – они дом строят, стены кладут, им очень нужен кирпич, чтобы работа не остановилась. И уголь тоже очень нужно привезти, чтобы отопление действовало, в домах тепло было. Мчатся автобусы, трамваи, троллейбусы такси, в них люди едут: одни - на работу, другие – домой, а третьи – в гости или в театр. На улице много людей, они тоже идут по своим делам. Бегут машины, одни по мостовой, другие несутся над головами людей по мостам и эстакадам, а третьи мчатся по туннелям под землей. На улице все спешат. И не только на той, где ты живешь, а на всех. На всех улицах, на всех дорогах. И никто не должен мешать шоферам, пешеходам. Там должен быть порядок. Все ему должны подчиняться жать с машинами в мире, знать, какой порядок должен быть на улице.

















И. Серяков «Машина, которую рисовать научили»



Ребята играли во дворе, а по мостовой ходила и ворчала мотором какая-то смешная машина. Она ничего не везла, а только ворочалась на улице. То вперед поедет, то назад, а потом поперек мостовой начнет двигаться. И все грузовики и легковые автомобили перед ней останавливались. Ждали, пока она проедет.

- Смешная! – сказал Саша. – а почему на ней никто не ездит? Почему она ничего не везет?

- Охота ехать на такой! – сказал кто-то. – Она же еле-еле движется. И зачем только придумали такую?

- Зачем, зачем? – передразнила его Алена. – Она же рисует! Мелом или чем-нибудь.

- Разве машины могут рисовать? Они же не художники. А где у нее кисть? Где краски? А бумага есть рисовальная?

- А бумага ей совсем не нужна, она же по мостовой рисует. Не веришь? Посмотри!

Ребята стали смотреть на мостовую, а там и вправду черточки да линии какие-то после нее остались. Белые.

- А зачем она рисует? – интересовались все.

- Давай спросим Татьяну Семеновну, - предложила Алена.

- Зачем черточки на мостовой рисует? – спросил Саша.

- Подойдите все сюда, - сказала Татьяна Семеновна. – Сейчас про машину буду рассказывать и про то, что она рисует.

Все собрались в кружок и стали слушать.

- Это, дети, очень полезная машина, - начала воспитательница. – Она по улицам ходит и рисует. Только никаких, конечно, картин она рисовать не может. В одном месте черточку сделает, в другом линию проведет.

- Мела у нее нет, а есть белая краска да кисть механическая для рисования.

- А где она?

- Внутри машины спрятаны.

- А зачем она их рисует?

- Она рисует линии, которые указывают, где надо переходить улицу и где можно стоять и ждать, пока машины пройдут. Эти линии должны знать все.





Ф. Юрмин «Любопытный мышонок»

В большом городе был гараж, где отдыхал после работы автомобиль «Москвич».

И никто, даже сам «Москвич», не знал, что в углу гаража в тесной норке поселилось целое мышиное семейство: папа-мышь, мама-мышка и их дети, ма­ленькие мышата.

Днем они сладко спали, а к ночи просыпались и принимались за дела.

Папа брал в лапку авоську и бежал за продуктами (что поделаешь — семья!), мама хлопотала по хозяйству, а дети, как все дети на свете, играли и шалили.

— Милые мышатки,— не уставала повторять мама,— никогда не выбегайте из норки: в гараж частенько заглядывает кот.

— Кот? Какой кот? — пискнул самый маленький мышонок. Он был страшно любопытный и вечно задавал вопросы.

— Ой,— испугалась мама,— тише! Кот — самый злой на свете зверь: зубы у него острые, лапы когтистые, хвост длиннющий, уши чуткие и глазищи, как фонарищи. Больше всего на свете он любит лакомиться мышатиной. От него уже однажды пострадала твоя бедная бабушка. Умоляю: берегись этого зло­дея!

Так сказала мышка-мама и, вздохнув, принялась подметать норку.

Но мышонок был из всех неслухов неслух. Только мама отвернулась, он выскочил из норки.

Глядит, из темноты на него уставились чьи-то громадные блестящие глаза.

Мышонок испугался и уж скорей хотел юркнуть обратно в норку.

Но ведь это был на редкость любопытный мышонок, и он не убежал, а дрожащим голоском спросил:

— Скажите, пожалуйста, у вас есть хвост?

— Нет у меня хвоста,— услышал он в ответ.

— А усы?

— И усов нет.

— А когтистые лапы?

— Тоже нет.

— А мышат вы едите? — робко поинтересовался мышонок.

— Ни-ког-да!

— Вот здорово! Значит, вы не кот?

— Конечно, нет. Я — автомобиль.

— Ав-то-мо-биль?.. Нет, мама про вас никогда не рассказывала. Но все равно, раз вы не кот, давайте играть в кошки-мышки.

— Не могу, мышонок, мне очень хочется спать.

— Ха-ха-ха! Да кто же по ночам спит? Разве вам дня мало?

— Странно. Может быть, это у мышей заведено днем спать, а я днем рабо­таю: по дорогам взад-вперед бегаю, людей развожу.

— Ну, тогда сказку расскажите! Я страх как люблю сказки!

— Вот непонятливый мышонок! Я же говорю, мне спать пора. Приходи завтра — у меня выходной. Тогда посмотрим, может, и расскажу.

На другую ночь мышонок только проснулся, сразу выглянул из норки и опять увидел большие горящие глаза.

— Доброй ночи, дядя автомобиль! — сказал вежливо мышонок.

— Мяу! — услышал он в ответ.

— Мяу так мяу,— радостно взмахнул хвостиком мышонок.— Чур, я мышка. Он проворно выскочил из норки и — о ужас! — прямо перед собой увидел усатую морду, когтистые лапы и длиннющий хвост.

— Мамочка, ко-о-от! — не своим голосом завопил мышонок и заметался по гаражу.

Но тут в темноте, на счастье, вспыхнули глаза автомобиля.

— Кто там кричит? Ба, никак мой сосед в беде?! Скорей прячься сюда! — сказал автомобиль и приподнял крышку своего мотора.

А когда мышонок юркнул в щелку, автомобиль мигом захлопнул крышку и прищемил коту хвост.

Уселся мышонок на еще теплый от недавней работы автомобильный мотор, отдышался, успокоился, даже умылся лапкой.

Но скоро этому непоседе надоело быть взаперти, и он захныкал:

— Пустите меня домой, я есть хочу, я пить хочу! Меня мама будет ругать. . .

— Лучше бы, мышонок, тебе немного потерпеть. А то кот у колесе притаил­ся. Только чем бы тебя угостить. . . Ты что больше всего любишь?

— Крупу, сахар, хлеб, маслице,— облизнулся мышонок.

— Маслице? Пожалуйста. Его в моем моторе сколько угодно. Ешь на здоровье.

Мышонок попробовал и мордочку скривил:

— Фи, какая гадость! Разве это масло?!

— Вот привередник,— обиделся автомобиль,— настоящее машинное масло ему не по вкусу!

— Маши-и-инное? . . А я люблю сливочное.

— Такого не держу. Мне масло для чего? Мотор смазывать. Чтобы его части лучше работали. Тут только машинное масло годится,

— А вода у вас, дядя автомобиль, тоже машинная?

— Кто тебе сказал? Чтобы мотор остужать (ему, бедняге, от работы стано­вится очень жарко), вполне подходит самая обыкновенная вода. Так что пей, не бойся.

— Почему ваша вода так скверно пахнет? — ужаснулся мышонок, понюхав жидкость в маленьком круглом стаканчике.— Опять какая-то гадость!

— Ну и чудак, — засмеялся автомобиль.— В этом стаканчике вовсе не вода, а бензин. Мышам он, может быть, и ни к чему, зато автомобилям ох как нужен! Нет бензина — стоп, машина! А воду я храню в другом месте — вон под той крышкой.

— Это другое дело,— сказал мышонок, вволю напившись водицы из горла большого плоского бачка-радиатора.

Он сразу повеселел и принялся, словно по родной норке, разгуливать по мотору и повсюду совать свой любопытный нос.

Ходил, ходил и наткнулся на большой черный ящик с шестью гранеными пробками.

— Это аккумулятор,— сказал автомобиль,— В нем хранится запас электри­ческого тока. Из ящика он, как по дорожке, бежит по проводам к мотору, чтобы искоркой поджечь в нем бензин. Между прочим, аккумулятор — весьма опасная штука. Так что ты, мышонок, лучше его не трогай. Иначе могут быть большие неприятности.

Но мышонок, как всегда, не послушался. Что поделать, если это был на редкость любопытный мышонок.

— Назад !— закричал автомобиль.— Током ударит!

Но было уже поздно. Раздался сухой треск, вспыхнула голубоватая искра, мышонка что-то дернуло за нос, и он кубарем скатился на землю.

А кот тут как тут.

Был бы у него сегодня отличный ужин, если бы автомобиль вовремя не закричал мышонку:

— Прыгай в мою выхлопную трубу!.. Вот до чего доводит любопытство,— заметил автомобиль, когда опасность миновала, и из трубы выглядывал только кончик мышиного хвоста.

Но неисправимый мышонок вскоре опять принялся за свое:

— А зачем вам эта труба?

— Ах, несносный! — удивился автомобиль. Но так как он был вежливым и привык отвечать, если его спрашивают, то он сказал:

— Это выхлопная труба. Она ведет к мотору, чтобы. . . Думаете, мышонок дослушал до конца? Как бы не так. Он уже вовсю бежал по узкому туннелю и, достигнув его конца, спросил:

— А это что?

— Мой мотор. Только теперь, мышонок, ты смотришь на него не снаружи, как раньше, а изнутри.

— А для чего вам мотор?

— Как для чего! — удивился автомобиль.— Чтобы крутить мои колеса. У моего мотора четыре цилиндра (в одном из них ты сейчас сидишь), и внут­ри каждого цилиндра, когда мотор работает, вверх-вниз ходит поршень.

— Почему он ходит?

— Почему-почему!.. Как очутится в цилиндре порция бензина, как при­мчится туда по проводу электрический ток, сразу вспыхивает искорка и раз­дается маленький взрыв (бензин ведь очень легко воспламеняется!). Взрывы по очереди гремят в каждом цилиндре: трах-тах-тах! Трах-тах-тах! (Кстати, именно от этого мотор и трещит во время работы.) И каждый взрыв с силой толкает вниз поршень. Тот самый поршень, на котором ты сейчас так уютно устроился. Поршни ходят по цилиндрам и вращают вал-коротышку. Тот вер­тит другой вал, подлиннее. А уж этот, долговязый, вертит мои колеса. Вот я и еду по дороге.

— Все понятно,— вздохнул мышонок,— только про выхлопную трубу все-таки непонятно. Для чего она вам?

Но автомобиль не успел ответить. Как раз в эту самую минуту в гараж зашел шофер и завел мотор.

— Тр-рах-тах-тах! Тр-рах-тах-тах! — затрещал автомобиль.— Тр-р-ревога, мышонок! Тр-р-ревога! Скор-р-рей удирай из трубы!..

Мышонок и опомниться не успел, как его закружило, завертело, и вместе с дымом от сгоревшего в моторе бензина он пулей выскочил из трубы, пролетел мимо притаившегося кота, прямиком угодив в свою норку.

Автомобиль сразу поехал и колесом придавил коту хвост. Больно стало усатому, взвыл он дурным голосом. А любопытный мышонок из норки гля­дит да приговаривает:

— Так тебе и надо! Так тебе и надо!

— Не радуйся, не радуйся,— злобно прошипел кот,— все равно я тебя съем.

И съел бы. Да автомобиль выгнал злодея из гаража.

А чтоб и духу его кошачьего здесь никогда не было, автомобиль повесил над воротами гаража дорожный знак: «Котам, кошка, котятам и … мышатам вход воспрещен!»









Н. Сорокин «Перекресток»

Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете,
Через улицу идет!

В. Тимофеев «Для пешеходов»


Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая — для транспорта,
Для тебя — тротуар!

Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе «переход»!

На светофоре — красный свет!
Опасен путь — прохода нет!
А если желтый свет горит,
Он «приготовься» говорит.

Зеленый вспыхнул впереди —
Свободен путь, переходи.

Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом!

Глупо думать: «Как-нибудь
Проскочу трамвайный путь!»
Никогда не забывай,
Что быстрей тебя трамвай!





Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три сигнала у меня.
Как зовут меня друзья?
(Светофор)


Что за знак такой висит?
- «Стоп!» - машинам он велит. -
Переход, идите смело
По полоскам черно-белым.
(Пешеходный переход)


Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это - ...
(Переход)


Перемолвились машины:
Остудить пора бы шины,
Остановимся, где сквер!
Но вмешалась буква «Эр»:
Только я могу решить,
Где стоянку разрешить!
(Место стоянки)


Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)


Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути...
(Дорожный знак)

Если ты поставил ногу на проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг: знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном, красной черточкой зачеркнут
И дорога, вроде, но…здесь ходить запрещено!
(Пешеходное движение запрещено)

Всех, у кого велосипед,
Хочу предостеречь от бед:
Кататься, юные друзья,
На нем по улице нельзя.
(Движение на велосипеде запрещено)

Этот знак в кружочке красном,
Заявляет: «Здесь опасно!»
Где он будет помещен,
Въезд машинам запрещен.
(Въезд запрещен)

Погляди, погляди,
Что за штанга впереди?
Постоим над речкой быстрой,
Вдруг на мост придут штангисты?
Станут штангу поднимать,
Станут штангу выжимать?
(Ограничение нагрузки на ось)

Не дудите музыканты,
Если даже вы таланты.
Тут сигналить не годится
Рядом школа и больница.
(Подача звукового сигнала запрещена)


В белом треугольнике с красной окаемкой
Человечкам – школьникам очень безопасно.
Этот знак дорожный знают все на свете:
Будьте осторожны, на дороге дети
(Дети)

Знак «Ремонтные работы» (не говорить)
Показался впереди
Будут ямы на дороге,
Осторожнее иди.
(Ремонтные работы)

Этот знак заметишь сразу
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорится красный –
Двигаться опасно.
Для кого зеленый свет –
Проезжай, запрета нет.
(Светофорное регулирование)

Слышишь, раздается перестук колес?
По стальным по рельсам едет тепловоз.
(Железнодорожный переезд без шлагбаума)

По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело…
Кто из вас, ребята знает,
Знак о чем предупреждает?
(Пешеходный переход)

Предположим, что с друзьями ты отправился в спортзал,
Но в дороге вспомнил: маме ты об этом не сказал.
Здесь тебе поможет он:
Знак дорожный …
(Телефон)

Наша бабушка в тревоге
Нужен доктор ей в дороге.
Не смотрите грустным взглядом:
Помощь близко, доктор рядом.
(Пункт первой медицинской помощи - Больница)

Тут заправится машина:
Выпьет три ведра бензина.
Помоги машине каждой,
Если та страдает жаждой.
(Автозаправочная станция)

Утомились мы в дороге,
Вот и вечер на пороге!
Шепчет знак: «Не унывайте!
Отдых близко! Поспешайте!»
(Место отдыха - Кемпинг - Гостиница или мотель)

Тут и вилка, тут и ложка:
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку.
(Пункт питания)

Вот разинутая пасть
Рот зубастый, просто страсть!
Только странно: в эту пасть,
Все стараются попасть.
Что за зубы, что за рот
Знак…
(Подземный переход)

По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело…
Кто из вас, ребята, знает,
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход.
(Пешеходный переход)

Вьется по улице легкая пыль,
Мчится по улице автомобиль,
Глаз зеленый загорится,
Значит можно нам садиться.
(Место стоянки легковых такси)

Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему - ...
(Регулировщик)

Полосатая указка,
Словно палочка из сказки.
(Жезл)

Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(Тротуар)

Много есть машин спецслужбы.
Должен жить ты с ними в дружбе.
Все — помощники твои,
Даже строгая…
(ГАИ)

У него суровый норов –
Длинный, толстый, словно боров,
Он залег у перехода,
Защищая пешехода.
(Лежачий полицейский)








Просмотр содержимого документа
«Инсценировка по ПДД (1 кл.)»

Инсценировка по ПДД

«ЗНАТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ НАДО ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!»

(для детей 6-8 лет)


Осянина В.А,

учитель начальных классов

МБОУ СШ №7 г. Ярцева Смоленской обл.



Цель:  закрепить знания о назначении дорожных знаков и дорожной разметки на пешеходном переходе, о значении сигналов светофора.


Действующие лица:

  • школьники (мальчик и девочка в форме и с портфелями);

  • машины (водители), едущие по проезжей части (могут изображать дети, держащие в руках рули. Вариант: дети возят по сцене крупные или средние игрушечные машины.) Машин может быть 3-4, они едут навстречу друг другу. Заезжая за занавес быстро разворачиваются и едут снова. Такое движение машин сопровождается соответствующими звуками и продолжается, пока дети не окажутся на проезжей части.

  • Бабушка – прохожая;

  • Регулировщик;

  • Светофор (может быть ребенок в костюме светофора).


Декорации и атрибуты:

  • на заднем плане сцены дома и деревья;

  • перед ними посередине сцены размечена проезжая часть;

  • с одной стороны проезжей части (слева или справа) на полу разметка «зебра» и знак «Пешеходный переход»;

  • с противоположной стороны – разметка «Перекресток», на котором стоит светофор.


(Выходят ученики)


1 - ученик Всем на удивление сегодня развлечение!

По правилам движения смотрите представление.


2 - ученица На улице нашей машины, машины.

Машины малютки машины большие.


1- ученик Спешат грузовые, фырчат легковые

Торопятся, мчатся, как будто живые.


2- ученица У каждой машины дела и заботы.

Машины входят с утра на работу.


1- ученик По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.


(Из-за домов выходят 2 ученика (вариант: ученик и ученица) с портфелями и направляются к проезжей части, пытаются ее перейти в неположенном месте (не по «зебре» и не у светофора), торопятся. На дороге много машин. Перейти невозможно.)


Ученик: Давай быстрее, опаздываем же, Марья Ивановна опять ругать

будет!

Ученица (разочарованно): Ну вот, машин полно… Сейчас пропустим вон ту и бежим скорей!

(Ученик берет за руку девочку, дети пытаются быстро перебежать через дорогу.)

Ученик: Успеем! Бежим!


(Бегут через дорогу. Слышится сигнал машины, визг тормозов. Все машины останавливаются.Водители машин подбегают к детям и окружают нарушителей порядка, машут руками, будто ругают их.

Идущая в это время по тротуару бабушка, наблюдает эту ситуацию).


Бабушка (кричит): «Полиция! Полиция!»


(Появляется инспектор дорожного движения.)


Инспектор: «Что тут случилось?»


Водитель (отвечает за всех):

Там где шумный перекрёсток,

Где машин не сосчитать

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.


Инспектор (обращаясь к детям):

Если надо перейти вам через дорогу ,

С этой целью по пути всегда есть переходы!

Переходы могут быть разными, ребята!

Чтобы это не забыть надо знаки изучить:

(Показывает первый знак.)

Есть знак «Подземный переход» - ступеньки вниз ведут!

Спускайся смело и иди - ведь нет движения тут.

(Поворачивает знак другой стороной – второй знак.)

С дорожкой полосатой стоит у «зебры» знак.

Должны вы знать, ребята, что это не пустяк:

Переходя по «зебре» сначала убедись,

Что все стоят машины – теперь поторопись.


(В разговор вступает 1 водитель, показывает на светофор на перекрестке):

Ещё один помощник есть для пешего движения –

Три «глаза» на одной ноге и стрелки направления.


(Светофор открывает красный сигнал.)

1 водитель (продолжает):

Красный глаз его открылся, значит, хочет он сказать

Как бы ты не торопился, должен ты сейчас стоять!

(Светофор открывает желтый сигнал.)

2 водитель: Вот мигает жёлтым глазом - «Приготовься!» - говорит, -

Как закрою этот, сразу будет третий глаз открыт!»

(Светофор открывает зеленый сигнал.)

2 водитель: Третий глаз горит зелёным, все машины встали в ряд.


Дети (догадавшись, о чём речь, говорят хором):

Все светофор его зовут и на зелёный свет идут!


Инспектор: Пока идут, машины ждут, а красный – нет движению.

(Обращаясь к мальчику):

Повествование закончив, хочу, дружок сказать тебе:

Будь осторожен на дороге, тогда поверь, не быть беде!


(Как итог, все делают вывод о том, где надо переходить дорогу. Проходят через дорогу сначала с одной стороны по «зебре», потом с другой стороны переходят перекресток по зеленому сигналу светофора.

Затем все герои выстраиваются у края сцены и исполняют «Песню Дорожных Знаков» (на мотив «Пусть бегут неуклюжие…»).

Песня Дорожных Знаков

  1. Вот бегут по дороге пешеходы в тревоге

По дороге не стоит бежать!

Светофор нам мигает - строго предупреждает:

Надо знаки дорожные знать!

Припев: Если красный - путь опасный, если желтый - подожди,

А зелёный значит можно нам дорогу перейти !


  1. Пусть пока я не взрослый, задаю всем вопросы

Пусть я в школу пока лишь хожу ,

Но я правила движенья знаю все без исключенья

И с дорожными знаками дружу.

Припев: К светофору я шагаю у прохожих на виду,

Лишь по зебре, твердо знаю, я дорогу перейду!


Все (хором): Мы закончили! А вам понравилось?




Источники информации:


  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/24/stsenariy-vystupleniya-agitbrigady-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya

  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры безопасности ДД у младших школьников ,»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Аленькина Т.Г., Осянина В.А,

учителя начальных классов

МБОУ СШ №7 г. Ярцева Смоленской обл.


Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.

Основные причины ДТП с годами не изменяются: это неудовлетворительное состояние дорог, нарушения правил дорожного движения пешеходами, несоблюдение очередности проезда, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости. Практически каждое третье ДТП совершено по вине пешеходов, в том числе, детей, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Статистика ДТП за 2018 год в России с участием детей приобрела значимые показатели. Начиная с начала учебного года. Чаще всего их сбивают на пешеходных переходах, в случае если те переходят дорогу неправильно. Всего зафиксировано 15 860 ДТП, в которых участвовали несовершеннолетние. Плохая дорога стала причиной наезда на ребенка в 7 000 случаев. Количество детей, погибших в ДТП, составляет 164 человека.

Поэтому особую актуальность в России приобретает обеспечение безопасности школьников на дорогах населенных пунктов.

По данным отдела по пропаганде БДД МО МВД «Ярцевский» за три месяца текущего года в нашем городе произошло три ДТП с участием несовершеннолетних, в результате чего последним были причинены телесные повреждения. Причиной ДТП послужила вина водителей: нарушение скоростного режима и пренебрежение разметкой «Пешеходный переход». Это говорит о том, что, даже переходя дорогу по правилам ДД, пешеходам необходимо убедиться в полной безопасности, прежде, чем выйти на проезжую часть.

У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Некоторые школьники нарушают правила дорожного движения из-за своей невнимательности либо недисциплинированности.

Основу взаимодействия и “мирного сосуществования” всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное – неуклонно выполнять. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении.Именно поэтому детей необходимо не только обучать правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и ее последствия, способность правильно оценивать свои возможности.Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге.


Наша начальная школа работает по программе «Школа России», в которой формирование культуры безопасности дорожного движения проводится на уроках окружающего мира. Например, изучаемые темы:

1кл. - Что вокруг нас может быть опасным? (Включая правила поведения на улице).

2 кл. - Какой бывает транспорт?

Берегись автомобиля.

3 кл. - Чтобы путь был счастливым.

Дорожные знаки.

Опасные места.

В 4 классе предметом «Окружающего мира не предусмотрено изучение ПДД, но зато на уроках математики при решении задач по теме «Скорость. Время. Расстояние» есть возможность провести минутки безопасности.

Первый разговор о правилах дорожного движения происходит в 1 классе (в начале учебного года) при изучении темы «Что вокруг нас может быть опасным?» На этом уроке целесообразно применение игровых ситуаций, когда при помощи сказочных героев ребята сами формулируют правила перехода улицы и повторяют назначение сигналов светофора и знака «Пешеходный переход». Варианты работы по этой теме могут быть разнообразны, в том числе составление сказки о том, как муравьишки учились переходить дорогу, проведение игр «Опасно-безопасно», «Сфетофор». В качестве закрепления изученной темы можно предложить детям сделать рисунок-схему «Безопасный путь из дома в школу и обратно».

Во 2 классе отводится два часа работы по ПДД (по часу в 1 и 2 полугодии). Первая тема - «Какой бывает транспорт?». Работая по этой теме, дети знакомятся с различными видами транспорта и обязательно повторяют ПДД.

Более подробно о правилах ДД идет разговор при знакомстве с темой «Берегись автомобиля».Этот урок можно провести в различных формах: урок-КВН, урок-путешествие, урок-проект. Так, например, при проведении урока-КВНа, детям предлагались следующие задания:

  • на разминке – загадки о видах транспорта;

  • в конкурсе «Светофор» дети научились различать два вида светофора (транспортный и пешеходный);

  • в конкурсе «Знаешь ли ты дорожные знаки» - после обсуждения обучающиеся называли дорожные знаки, объясняли их значение и называли места, где их можно увидеть на дороге;

  • в конкурсе на составление правил ДД детям для обсуждения была предложена ситуация, когда движение пешехода происходит по загородной дороге (если нет тротуара, пешеходной дорожки или удобной обочины);

  • в заключении проводился конкурс «Дорожный экспромт» команда предлагалось обыграть разные ситуации на дороге (например, как перейти через дорогу на которой нет разметки «Пешеходный переход» и нет светофора и т.д.).

В 3 классе на изучение ПДД в разделе «Наша безопасность» отводится три часа. На уроке по теме «Чтобы путь был счастливым» мы продолжаем работу над формированием культуры безопасности дорожного движения. Границы знаний обучающихся о ПДД расширяются. Дети учатся соблюдать правила не только с позиции пешехода, но и как велосипедисты и пассажиры транспортных средств. Наш урок проходил в форме проекта, одним из этапов которого при работе в группах составлялись клятвы пешехода, велосипедиста и пассажира. (Например,клятва пешехода: «Ходить только по тротуару! Переходить улицу там, где положено и только на зеленый сигнал светофора!...» И т. д .)

Работая по теме «Дорожные знаки» обучающиеся знакомятся с различными группами дорожных знаков (разрешающими, запрещающими, предписывающими, со знаками особых назначений, знаками сервиса), учатся следовать их указаниям. После теоретической части работы с учебником целесообразно провести практическую часть, в которой дети из разрезного материала изготавливают дорожные знаки и составляют плакат «Виды дорожных знаков».

При изучении темы «Опасные места» предоставляется еще одна возможность провести работу по формированию навыков безопасного поведения детей не только в помещении, но и в ближайших окрестностях их проживания (двор, улица). Обучающиеся составляют схему своего двора и его окрестностей с обозначением опасных мест (парковка машин, остановка общественного транспорта…).


Формирование культуры безопасности дорожного движения младших школьников продолжается и во внеклассной работе через:

  • классные часы (1 класс - «В гостях у светофора», «Мы – пассажиры», 2 класс - «Правила безопасного движения, культура поведения», 3 класс – «Я шагаю по улице», «Школа пешехода», 4 класс - «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения», «Мой друг надежный – знак дорожный»;

  • беседы (в начале каждого учебного года и по его завершении, а также перед промежуточными каникулами);

  • различные конкурсы (рисунков «Я шагаю по улице», загадок и стихотворений о дорожной разметке);

  • викторины «Знатоки ПДД»;

  • выступление с инсценировкой в Школе безопасности

  • разбор дорожных ситуаций, рассматривание иллюстраций, плакатов,

  • чтение художественной литературы (Б. Житков «Светофор», А. Иванов «Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили», Рассказ Н.Носова «Автомобиль», А. Северный «Три чудесных цвета», В. Клименко «Происшествие с игрушками», Я. Пишумов «Песенка о правилах» и другие);

  • экскурсии, встречи с инспекторами ГИБДД;

  • проектную деятельность;

  • подвижные игры, ролевые, игры по станциям, речевые игры и настольные;

  • просмотр обучающих мультфильмов: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»,«Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»,«Уроки тетушки Совы»(Азбука безопасности на дороге).



Формирование у младших школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с их семьями. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, мы используем различные формы взаимодействия:

  • проведение тематических родительских собраний, а так же приглашение на собрание специалистов;

  • индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;

  • профилактическая работа по ПДД с родителями, стоящими на внутришкольном учете;

  • разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;привлечение к участию в конкурсах, акциях по ПДД.


Такие внеклассные мероприятия с учащимися начальных классов в нашей школе проводятся регулярно. По данным статистики социального педагога школы за последние 3 года нарушений ПДД учащимися начальных классов не зафиксировано. Таким образом, мы убедились в значимости проведения работы по формированию культуры безопасности дорожного движения младших школьников на уроках и во внеклассной работе.

Безопасность школьников - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому основной задачей взрослых остается навсегда стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свою жизнь и здоровье.



Источников информации

  1. http://literature-edu.ru/sport/7359/index.html

  2. http://voditel.guru/dtp/obshhee/statistika-v-rossii

  3. отдел по пропаганде БДД МО МВД «Ярцевский»












ПРИЛОЖЕНИЕ


Встречи с инспекторами ГИБДД









Классный час «В гостях у светофора» (1 класс )











Выступление с инсценировкой в Школе безопасности



Родительское собрание с инспектором отдела БДД




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!